Шпаргалка по "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 09:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

политология почти готово.docx

— 151.59 Кб (Скачать файл)

Квалифицированное большинство или  консенсус как условие для  принятия решения

Разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную ветви

Возможность отмены решения независимым  судом, если оно нарушает конституционные  права и свободы

Децентрализация власти, её разделение по территориальному уровню

Фильтрация предпочтений масс с  целью направить дискуссию в  конструктивное русло, например, путём  делегирования полномочий непосредственного  принятия решений депутатам

 

Следует отметить, что некоторые  из перечисленных мер могут также  иметь негативные последствия, такие  как политический застой или сужение  сферы действия институтов демократии.

[править]

Устойчивость демократии

 

Для стабильности государства необходимо, чтобы граждане исполняли даже те решения власти, против которых они  возражают. В случае демократии это  означает, что меньшинство подчиняется  воле большинства, смена власти протекает  мирно, а оппозиция не только вправе выражать публичное несогласие с  государственной политикой, но и  действует строго в рамках закона. Следовательно, одним из важнейших  условий стабильности демократии является её легитимность в глазах граждан. Легитимность реализации демократии может обосновываться её ценностью (см. выше) и равенством всех участников процесса[3]. Важную роль здесь играет наличие общих базовых ценностей, что позволяет прийти к согласию в отношении принципов политического поведения[15][29]. Это способствует установлению доверия между гражданами, побуждает их соблюдать существующие правила и оправдывает применение силы для защиты этих правил[30].

 

Ряд авторов полагает, что признание  обществом демократических принципов  и конституционных прав как культурных ценностей придаёт устойчивость государству во время кризиса[12][31]. В то же время отсутствие эффективной  правовой системы оставляет нормы  демократического общества без защиты и создаёт почву для злоупотреблений  со стороны власти, политических элит и криминальных группировок.

 

Приведённые аргументы подтверждаются социологическими исследованиями, согласно которым устойчивость демократии коррелирует с межличностным доверием, терпимостью по отношению к непопулярным группам, поддержкой гражданских свобод и политической активностью населения[32].

 

 

 

  1. Гражданское общество: сущность, исторический опыт развития.

 

 

Гражданское общество и  государство.

Гражданское общество - это негосударственная часть общественно-политической жизни; это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений. Политологи выделяют следующие исторические типы гражданского общества: социальные образования (сословие, социальная группа, класс); общество как совокупность граждан страны;  Характерные признаки современного гражданского общества: наличие в обществе свободных владельцев средств производства; развитость и разветвленность демократии; правовая защищенность граждан; определенный уровень гражданской культуры. Институты гражданского общества: семья, церковь, образование, научные и профессиональные объединения, объединения по интересам, ассоциации, профсоюзы.

Главное предназначение гражданского общества – достижение консенсуса между различными социальными структурами. Светское начало. Формирование гражданского общества возможно лишь в зрелой буржуазной среде. Античность – общество и государство  вместе. Средневековье, тесная связь  с группами и профсоюзами. Для  Маркса гражданское общество – преходящий элемент. Ленин считал, что его  нужно уничтожить вместе с классовыми различиями.

Гражданское общество: понятие, функции, отношения с государством.

Понятие "гражданское общество" - одно из самых распространённых категорий  политологии, принадлежащих Аристотелю, Монтескье, Макиавелли, Дж. Локку, Т. Гоббсу, И. Канту, Гегелю, Н. Бердяеву. Эти великие умы политической мысли или подробно анализировали данное понятие, или упоминали его, подводя к мысли, что гражданское общество есть что-то, что находится вне государства, что-то внешнее по отношению к государству, оппозиционное и противостоящее ему во всём.

Причины возникновения гражданского общества.

Первая причина связана с  частной собственностью. Именно частная  собственность во всем разнообразии ее конкретных форм делает существование  гражданского общества необходимым.

Вторая причина тесно связана  с первой. Речь идет о свободной  рыночной экономике, в которой в  одиночку выжить труднее.

Третья причина связана с  тем, что государство призвано максимально  удовлетворять интересы и потребности  своих граждан. Они многочисленны  и разнообразны. Различные объединения  и ассоциации аккумулируют и обобщают похожие интересы.

Гражданское общество - это вся  сфера самопроявления свободных граждан и их добровольческих союзов и ассоциаций, огражденных соответствующими законами от вмешательства и произвола со стороны государственной власти.

 

 

 

Среди политологов лишь Т. Гоббс  был первым, который употребил  в политической науке термин "гражданское  общество" в том смысле, в котором  это принято в современной  науке. Но, как об этом свидетельствуют  его труды, он отождествлял гражданское  общество и государство. Этот подход не совсем правильный, т.к. понятие "гражданское  общество"- шире понятия "правового  государства". В реальной жизни  могут существовать три диалектически  противоречивых варианта взаимоотношения  гражданского общества и государства:

1. Гражданское общество подавляется  государством. И как следствие  этого возникает тоталитарный  режим. 

2. Государство выполняет волю  гражданского общества, действует  в рамках права, как правовое  государство. Тогда возникает  демократический режим. 

3. Существует зыбкое равновесие  между гражданским обществом  и государством, и тогда возникают  авторитарные режимы различной  степени жесткости. 

Гражданское общество можно представить  как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют  в качестве независимых друг от друга  и государства индивидов. Основа структуры гражданского общества - личность, самостоятельно реализующая свои частные интересы и осуществляющая индивидуальный выбор. Государство служит ей. Чем больше развито гражданское общество, тем больше основания для демократических режимов и наоборот.

Если основным элементом гражданского общества выступает личность, то его  несущие конструкции - все те социальные институты, организации и группы, которые призваны содействовать  всесторонней реализации личности, её интересов, целей, устремлений. Идеи индивидуальной свободы и частной собственности  лежат в основе концепции гражданского общества.

 

 

 

В структурном отношении гражданское  общество можно представить в  виде диалектической совокупности трёх основных сфер: экономической, политико-правовой и духовной.

Экономическая сфера - это экономические  отношения, и, прежде всего, отношения  собственности, а также наличие  свободных владельцев средств производства.

Политико-правовая сфера - это отношения, возникающие в связи с удовлетворением  политических интересов и свобод путём участия в различного рода партиях, движениях, гражданских инициативах, ассоциациях. А также законообеспеченность населения.

Духовная сфера - это отражение  процессов функционирования гражданского общества в общественном и индивидуальном сознании. Это свобода совести, слова, самостоятельность творческих и  других объединений.

Гражданское общество предполагает создание защитных мер, дабы никто не мог пасть ниже общего исходного статуса, и, естественно, одной из его важнейших функций является обеспечение минимума необходимых средств существования для всех своих членов.

 

 

 

Кроме того, следует выделить также  и условия, которые необходимы для  успешного функционирования Гражданского общества:

1. Экономические: - это собственность. Оно предполагает, что каждый член гражданского общества должен владеть собственностью, которая делает его независимым гражданином. Многоукладность экономики, свободный рынок и конкуренция.

2. Политико-правовые: - это юридическое  равенство граждан, полное обеспечение  прав и свобод, а также их  защита, Политический плюрализм,  многообразие политических групп,  союзов, партий, организаций, групп  давления.

3. Культурные: - повышение образовательного  уровня, доступности информации, правовая  культура, развитие собственно знания.

4. Социальные: - это наличие класса среднего собственника

Нужно отметить, что идеала гражданского общества нет сейчас ни в одной  стране. Все ближе к нему приближаются Франция, Германия, Швейцария, США, Англия. В России нельзя сейчас говорить о  наличии развитого гражданского общества, стране еще необходимо преодолеть стереотипы и препятствия на этом сложном пути. Главными из этих препятствий  является: пренебрежительное отношение  граждан к законам, а также  доминанта государственного начала над личностным.

 

  1. Политический плюрализм.

 

 

Мунтян М. А.: Политический плюрализм

 

Понятие плюрализма применительно  к политике впервые использовал  идеолог английского лейборизма Г. Ласки, который и ввел в 1915 году его в научный оборот. Политический плюрализм (от лат. pluralis -множественный) - один из главных принципов современного общественного устройства при демократии, когда взаимодействуют и состязаются (в условиях свободного выражения своих интересов) различные социальные группы, партии и иные организации. Плюралисты исходят из аристотелева определения, что "люди по природе своей социальные существа" и им свойственно создавать организации и группы для выражения своих требований, поддержки либо протеста. Они считают, что ни одна из групп интересов не может доминировать в политическом процессе, так как не представляет мнения всего общества, следовательно, концентрация власти недопустима. Вместе с тем интересы каждого гражданина очень редко сводятся к какому-то одному, что препятствует расколу общества на непримиримо враждебные группировки.

Политический плюрализм является признаком либерализма: при нем  никакой институт и тем более  личность не могут оказаться сосредоточением  всей власти, сами властные отношения  являются результатом социального  партнерства и согласия. Культура политического плюрализма стала  утверждаться в западных странах  со времен установления конституционализма, парламентаризма, многопартийности. В  основе правил политического плюрализма лежит признание сохранения мира в обществе как абсолютной ценности: все позиции, интересы признаются правомерными, если они не направлены против общепринятых нравственных, экономических, политических устоев общества, не аппелируют к насилию.

В политическом плюрализме акцент делается не только на политической свободе  человека, но, прежде всего, на групповом, коллективистском содержании политических отношений. В течение долгого  времени концепция политического  плюрализма составляла основу теории так назваемой плюралистической демократии, в рамках которой главной движущей силой политики признавалась политическая группа, защищающая свои политические интересы. Социальная ценность политического плюрализма в этом случае состояла в том, чтобы объединить и примирить разнообразные социальные течения на основе социальных уступок с целью достижения согласия. Цель демократии заключалась в этом случае в том, чтобы стимулировать плюрализм в обществе, предоставлять гражданам возможность выражать свои интересы и достигать компромиссов.

Политический плюрализм - осуществление  власти при взаимодействии нескольких или множества субъектов политических отношений. В центре идеи политического  плюрализма находится не индивид, а  организованная группа. Основным субъектом  политики выступает не народ и  индивид, а группы, в которых человек  обычно состоит. Индивид обычно активен  политически не сам по себе, а  как выразитель групповых интересов. Благодаря многообразию интересов  человек может иметь, но может  и не иметь стабильные интересы по отношению к власти, в результате чего большинство, мнение которого является определяющим на любых выборах, не является стабильным и монолитным. Поэтому  мало оснований опасаться тирании большинства, которое всегда временно и неустойчиво. Полевение и поправение общества не противоречит принципам политического плюрализма, колебания такого рода рассматриваются как условие политической стабильности общества, допускающей реформирование, но предупреждающей радикализацию настроений значительной части общества.

Главная характеристика модели плюралистической демократии - соревнование между партиями во время выборов и возможность  групп интересов (или давления) свободно выражать суои взгляды, - устанавливает надежную связь между управляющими и управляемыми. Несмотря на известную удаленность этой модели властвования от идеала народного самоуправления, ее сторонники полагают, что она обеспечивает достаточный уровень ответственности для того, чтобы именоваться демократической. Плюралисты считают, что гражданам не обязательно выражать свое мнение: за них это сделают группы интересов, причем намного эффективнее, а нужное представительство будет достигнуто даже без активности граждан. В этой модели г8раждане как бы дважды представлены - выборными лицами и лидерами групп и организаций, отстаивающих гражданские интересы. Политики же непременно будут ответственными, ибо они стремятся удовлетворить требования групп интересов в надежде на получение еще большей поддержки электората.

Информация о работе Шпаргалка по "Политология"