Шпаргалка по "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 09:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

политология почти готово.docx

— 151.59 Кб (Скачать файл)

 

г) является верховным главнокомандующим;

 

д) имеет право отлагательного вето на решения парламента (т.е. право возврата закона на повторное рассмотрение в парламент. Это означает, что у президента есть право утверждения законов, принятых парламентом).

 

Последние две черты являются общими для  президентской и полупрезидентской республик.

 

Парламент:

 

а) решает вопросы бюджета;

 

б) имеет право вето на должностные  назначения президента;

 

в) вправе начать процесс импичмента против президента.

 

Сутью президентской республики является сотрудничество законодательной (в  лице парламента) и исполнительной (в лице президента) власти.

 

Полупрезидентская республика.

 

В полупрезидентской республике правительство:

 

а) формируется совместно президентом  и главой правительства;

 

б) несет двойственную ответственность: перед президентом и перед парламентом (это означает, что правом отставки правительства обладают как президент, так и парламент).

 

Президент:

 

а) избирается народом;

 

б) имеет право распустить парламент;

 

в) имеет право единоличного введения чрезвычайного положения, но на это  время утрачивает право роспуска парламента.

 

Парламент:

 

а) контролирует правительство через  утверждение ежегодного бюджета;

 

б) может вынести правительству  вотум недоверия.

 

Сутью полупрезидентской республики является смешение черт парламентской и президентской республик.

 

Данная  категория показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т. е. демократическим  или недемократическим способом они образованы. Недемократическим  путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии.

 

  Таким образом, форма правления  раскрывает способ организации  верховной государственной власти, порядок образования ее органов,  их взаимодействия между собой  и с населением, степень участия  населения в их формировании.

 

  Существуют две основные формы  правления - монархия и республика. Их верховные органы отличаются  друг от друга и по порядку  образования, и по составу,  и по компетенции. 

 

  Монархия - форма правления, где  высшая государственная власть  принадлежит единоличному главе  государства - монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который  занимает престол по наследству  и не несет ответственности  перед населением. Монархии бывают  двух видов. 

 

  При неограниченной (абсолютной) монархии  монарх является единственным  высшим органом государства. Он  осуществляет законодательную функцию  (воля монарха - источник права  и закон; по Воинскому уставу Петра 1 государь - "самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен"), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия).

 

  При ограниченной монархии высшая  государственная власть рассредоточена  между монархом и другим органом  или органами (Земский собор в  Российской Империи). К ограниченным относятся сословно-представительная монархия (Россия) и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

 

  Республика - это форма правления,  в которой высшая . государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

 

  Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.

 

  Республиканская форма правления  зародилась в рабовладельческих  государствах. Наиболее яркое проявление  она нашла в демократической  Афинской республике. Здесь все  органы государства, в том числе  высшие (важнейшим из них было  народное собрание), избирались полноправными  гражданами Афин. Однако более  распространенной в рабовладельческих  государствах была аристократическая  республика, где в формировании  и работе выборных органов  верховной государственной власти  принимала участие военно-земельная  знать. 

 

  В эпоху феодализма республиканская  форма правления применялась  нечасто. Она возникала в тех  средневековых городах, которые  имели право на самоопределение  (Венеция, Генуя, Любек, Новгород  и т.д.). Купеческие города-республики  выборным путем создавали органы  власти (городские советы, мэрии)  во главе с ответственными  должностными лицами (бургомистрами,  мэрами и др.).

 

  Современные республики подразделяются  на парламентарные и президентские. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти - парламент или президент - формирует правительство и направляет его работу и перед кем - парламентом или президентом - правительство несет ответственность.

 

  В парламентарной республике  парламент наделен не только  законодательными полномочиями, но  и правом требовать отставки  правительства, выразив ему недоверие,  т. е. правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе).

 

  Президентская республика - это форма  правления, где президент непосредственно  при определенном парламентском  контроле формирует правительство,  которое несет перед ним ответственность  за свою деятельность.

 

  В президентских республиках  обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции  главы государства и главы  правительства выполняет президент. 

 

  Существуют смешанные "полупрезидентские" (президентско-парламентарные) республики (Франция, Финляндия, Португалия), в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

 

  Нелишне отметить, что монархия  и республика как формы правления  доказали исключительную живучесть,  приспособляемость к различным  условиям и эпохам политической  истории. По сути дела, все государства  облекаются именно в названные  формы. 

  1.   Типология форм государственного устройства.

Формы государственного устройства

 

Форма государственного устройства – это  соотношение частей и целого в  государстве, или соотношение полномочий центральных и региональных органов  власти.

 

Выделяют  три основных формы государственного устройства:

  федерация;

  унитарное государство;

  конфедерация.

 

Федерация – это союз относительно самостоятельных  государственных образований, имеющих  общие центральные органы.

 

 

В качестве субъектов федерации могут выступать:

 

— административно-территориальные образования (в России это области и края плюс 2 города – Москва и Санкт-Петербург);

 

— национально-государственные образования (в России это все виды автономий: автономные области, автономные республики, автономные округа).

 

Всего на сегодняшний день в состав РФ входят 89 субъектов.

 

В качестве субъектов государственного суверенитета (т.е. источников верховной власти) в  федерации выступают:

 

— народ в целом:

 

— субъекты федерации.

 

Поэтому парламент федеративного государства  всегда состоит из двух палат: нижняя палата формируется по принципу представительства  от населения в целом, верхняя  – по принципу представительства  от субъектов федерации.

 

Однако  наличие двухпалатного парламента не всегда свидетельствует о существовании  федеративного государства. Так, например, в Великобритании, которая обычно рассматривается как пример унитарного государства, парламент состоит  из двух палат. При этом если нижняя палата формируется по принципу представительства  от населения, то в верхнюю палату входят три категории граждан: наследственные пэры, пожизненные пэры и высшие иерархи англиканской церкви. Понятно, что состав верхней палаты и само ее существование в структуре  английского парламента являются, скорее, данью исторической и культурной традиции страны, стремлением сохранить  и подчеркнуть аристократический характер ее государственной власти.

 

Из  сказанного следует, что наличие 2-х  палатного парламента нельзя рассматривать  в качестве основного признака федерации.

 

В качестве основных признаков федерации выделяют:

 

1. Распределение  полномочий между центром и  субъектами федерации и его  закрепление в конституции государства.

 

Другими словами, определить однозначно, является ли государство федеративным, можно, только взяв в руки конституцию данного  государства. В конституции федеративного  государства выделяется три круга  полномочий:

 

— компетенция центральных органов;

 

— компетенция субъектов федерации;

 

— область совместной компетенции.

 

2. Наличие  у субъектов федерации собственных  конституции, законодательных, исполнительных  и судебных органов, а часто  и двойного гражданства.

 

Кроме этого:

 

1. Субъекты  федерации не обладают индивидуальным  государственным суверенитетом  (они являются соучастниками общегосударственного  суверенитета).

 

2. Субъекты  федерации не обладают правом  одностороннего выхода из состава  федерации (поскольку выход одного  или нескольких субъектов из  состава федерации приводит к  изменению границ данного государства,  а вопрос об изменении границ  федеративного государства отнесен  по его конституции к ведению  центральных органов).

 

3. Центральные  органы федерации имеют право  вмешиваться во внутренние дела  субъектов федерации.

 

Унитарное государство – это единое политически  однородное образование, состоящее  из административно-территориальных  единиц, не обладающих собственной  государственностью.

 

Иными словами, принцип унитарного государства  исключает существование внутри него отдельных государственных  образований.

 

В качестве субъектов унитарного государства  выступают только административно-территориальные  образования.

 

Субъектом государственного суверенитета в унитарном  государстве является только народ  в целом, тогда как в федеративном государстве – еще и субъекты федерации.

 

Унитарное государство имеет единую конституцию  и гражданство, а также единую систему государственных органов.

 

Конфедерация  – это союз самостоятельных независимых  государств для осуществления совместных конкретных целей.

 

Признаки  конфедерации:

 

1. Ее  члены полностью сохраняют государственный  суверенитет.

 

2. В  компетенцию конфедеративных органов  передаются лишь некоторые вопросы,  чаще всего в области обороны,  внешней политики, транспорта и  связи.

 

3. Решения  конфедеративных органов не имеют  обязательного характера для  членов конфедерации, они носят  рекомендательных характер (в противном  случае имело бы место вмешательство  в дела суверенных государств).

  1. Система государственной власти в РФ.

12.1. Система государственных органов  Российской Федерации

 

Государственные органы - это один из каналов, через  который народ, согласно Конституции  Российской Федерации, осуществляет свою власть.

 

Органы  государственной власти характеризуются  следующими чертами:

 

-       наделены государственно-властными полномочиями;

 

-       образуются и действуют в установленном  государством порядке; 

 

-       уполномочены государством осуществлять  его задачи и функции;

 

-       являются составной частью единой  системы органов государственной  власти Российской Федерации.

 

В своей  совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции (ст.11), в  нее входят органы государственной  власти Российской Федерации и органы государственной власти ее субъектов. Единство системы государственных  органов Российской Федерации обусловлено  тем, что эта система основывается на государственной целостности  России, на единстве системы государственной  власти. Единство системы проявляется  в разграничении предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. В соответствии со ст. 11 Конституции  государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент  Российской Федерации, Федеральное  Собрание, Правительство и суды Российской Федерации. Каждый из этих видов органов  власти представляет собой фактически подсистему единой системы государственных  органов Российской Федерации.

Информация о работе Шпаргалка по "Политология"