Шпаргалка по "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 09:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

политология почти готово.docx

— 151.59 Кб (Скачать файл)
  1. Политология как наука. Предмет, функции и методы политологии.

Как понятие образуется из двух греческих слов: politia - город, logos - наука, учение. Политология - учение о политике, механизмах изучения власти и управления обществом. Объект политологии - политическое устройство, политическая власть, ее функционирование. Предметом также является изучение законности развития политических процессов. Наряду с изучением политики, которая является основной сферой деятельности, занимается изучением коллективного сознания, теории политической идеологии, полоитической психологии.                                          Элементы политики: 1. Теория политики - философское обоснование политики. 2. Теория политических институтов и систем: государство, партии, политические режимы, общественные организации. 3. Теория международных отношений: ведение войн, проблемы на-циональной и мировой политики, решение проблем мира и войны. 4. Теория социальных компонентов власти и управление в обществе: правительства, правящих элементов, лидерства. 5. Политическая идеология и теория политических учений.

Методы политологии:

1.Диалектичекий метод  – предполагает рассмотрение  явлений и процессов, происходящих  в жизни, в развитии с учетом  факта их постоянного качественного  изменения, противоречивости полит.процессов, взаимосвязи частей и компонентов полит.жизни.

2. Системный метод –  предполагает рассмотрение общества, гос-ва, как как целостность, систему, состоящую из подсистем (экономическая, духовная, культурная). Все эти подсистемы находятся в тесной взаимосвязи и в связи с вн.средой (мировое общество).

3. Метод формализации дает  возможность сопоставлять полит.системы по их исходным параметрам существования, выявляет различия и сходства.

4. Метод эмпирического  познания метод описания –  наболюдение, описание наиболее значимых черт проявляющейся полит.жизни.

5.Социологические методы  – анкетирование, беседы, интервью, беседы для выявления обществ.мнения и рейтинга популярности полит.лидера.

Функции политологии:

 • теоретико-познавательная – формирует знания о политике и ее роли в обществе;

 • мировоззренческая,  которая способствует выработке  определенного видения политической  действительности;

 • методологическая, сводящаяся  к тому, что выводы политической  науки могут служить основой  для более частных политических  теорий;

 • регулятивная, предполагающая  усвоение политических знаний  посредством прямого влияния  на политические действия;

 • прогностическая,  раскрывающая тенденции развития  политических явлений через прогноз;

 • оценочная (аксиологическая) – дает точную оценку событиям.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные этапы развития политической мысли. Древний мир.

Политические учения Древнего мира

 К числу мыслителей, идеи которых оказали значительное  воздействие на последующую политическую  мысль, относятся древнегреческие  философы Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель. Они были не только философами в полном смысле этого слова, но и глубокими политическими мыслителями.

 Основы теоретического  исследования политической жизни,  политики одним из первых заложил  Сократ (468—399 до и. э.). Он познавал политическую жизнь, все формы ее проявления не на уровне представлений, догадок и мифов, но уже в системе определенных категорий, хотя и не излагал свои взгляды в письменной форме, а только в устных беседах. Теоретический ум Сократа позволил ему подняться до весьма ценных обобщений, важных для политической науки. Он пришел к выводу, что основу государственной (полисной) жизни составляет закон. По его мнению, нормальная организация жизнедеятельности общества возможна только на основе закона. Сократ не только осознавал необходимость соблюдения законов для правильного устройства государства, но считал законопослушание главным критерием жизненных поступков человека.

 Теоретическая позиция  Сократа, согласно которой он  отождествлял законное и справедливое, послужила ему отправной точкой  для классификации и характеристики  различных форм государственного  устройства и правления. Если  власть основывается на воле  народа и на государственных  законах, полагал он, то это  будет царство. Если же на  произволе правителя, то это  тирания. Власть богатства Сократ  называл плутократией и т. д.

Глубокие мысли о политической мысли высказал крупнейший представитель  древнегреческого материализма - Демокрит (ок. 460 до н. э, — год смерти неизвестен),

 Демокрит поставил вопрос о возникновении, общества, социальных и политических институтов. По его мнению, первоначально жизнь людей не отличалась от жизни животных. Как и животные люди пользовались готовыми продуктами природы. В последующем, используя орудия труда, удовлетворяя свои потребности, люди научились изготавливать одежду, строить жилища и т. д., а тем самым создали общество. Общество, по Демокриту,— это результат человеческого ума, рук, способностей. Важнейшим условием общественной жизни, полагал мыслитель, является разделение труда.

 Идеальным, по мнению  Демокрита, является такое устройство общественной жизни, при котором человек не подвержен воздействию страха, страстей.

 Политическую мысль  Древней Греции па качественно  новый уровень поднял Платон (427—347 до н. э.). Он явился не только одним из гениальных последователей Сократа, по и оригинальным мыслителем. Влияние Сократа особенно сказалось на ранних работах Платона. В последующем его взгляды претерпели значительную эволюцию.

 В самом сжатом виде  суть учения Платона состоит  в том, что он в качестве  истинного бытия рассматривал  не окружающий сто мир, не  реальную политическую жизнь  с ее многообразными формами  проявления, а некие идеальные  конструкции, умопостигаемый мир  идей.

 Политические воззрения  Платона изложены в его трудах  «Государство», «Политик», «Законы»  и других.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные этапы развития политической мысли. Средневековье.

Средние века в истории  человечества, как известно, приходятся на становление и развитие феодализма. В это время на большей части  Западной Европы сложилась своеобразная политическая структура, главная особенность  которой проявилась в том, что  значительная часть властных функций  была передана на средние и нижние ступени социальной структуры при  усилении власти церкви.

Эпоху Средневековья обычно подразделяют на три периода: 1) раннефеодальный, 2) расцвет феодального строя и 3) позднее средневековье.

 Для политической мысли  средних веков характерно доказательство  того, что высшей властью в  обществе является власть духовная (власть церкви).

 В период раннего  средневековья наиболее крупным  мыслителем проявил себя Аврелий Августин (354—430), учение которого легло в основу католицизма.

 Взгляды Августина  о политической жизни общества  изложены в его главном трактате  «О граде божием». Они глубоко  религиозны. В этом произведении  Августин проводит мысль о  том, что «исторические события  зависят от божественного провидения» .Общественная жизнь, по Августину, — это борьба двух противоположных царств — грешного языческого и божественного. Первое из этих царств, полагал он, воплощено в государственных учреждениях Римской империи, второе — в церкви. Государство, которое не подчинено церкви, по его мнению, ничем не отличается от шайки разбойников. Борьба «грешного» и «божественного» царств закономерно приведет к победе католической церкви.

 По Августину, бог  не только сотворил мир, но и творит его постоянно. Все в мире имеет божественное происхождение, а потому должно приниматься таким, каким оно есть. Необходимыми явлениями, по его мнению, являются рабство и бедность. Рабам и бедным надо правильно понять эту необходимость и терпеть ее. Свобода, по Августину — это не возможность выбора между добром и злом, а обреченность жить в грехе.

 За верное и ревностное  служение интересам католической  церкви Августин получил имя  «Блаженный» и был причислен  к лику святых.

 С наибольшей полнотой  дух эпохи средних веков получил  отражение в политической доктрине  Фомы Аквинского (1225—1274) — философа, теолога, явившегося основоположником  томизма.

 Государство, по Ф.  Аквинскому, — результат божественного  творения. Божественное провидение  придает государству стройность, дифференцированность. Первичным источником власти, которая позже передана одному или нескольким лицам, полагал он, явилось все человеческое сообщество, народ. Власть государя обусловлена божьей волей. Государь не только правитель государства, но и его творец. Государю, по мнению Аквинского, подчиняются все. Однако, светской власти подчиняются лишь «тела людей, а не души. Верховная власть принадлежит церкви. Насколько бог выше человека, утверждал он, настолько власть духовная выше земного государя.

 Фома Аквинский допускал  возможность сопротивления государственной  власти вплоть до восстания.  Но это, по его мнению, позволительно  только в том случае, когда  государственная власть действует  в богопротивных интересах. В  борьбе церковной и светской  власти за влияние и господство  он был на стороне церкви. Это  вполне отчетливо выражается  в нетерпимости Ф. Аквинского  ко всякого рода ересям. Он теоретически обосновывал необходимость церковной инквизиции, видя в ней средство сохранения чистоты веры.

 За свои труды по  реализации интересов католической  церкви Фома Аквннский был причислен к лику святых. Его учение (томизм) в 1879 году было объявлено «единственно истинной» философией католицизма. Оно очень влиятельно во многих странах Европы и в настоящее время.

 

  1. Основные этапы развития политической мысли. Эпоха Возрождения.

Поворотным пунктом в  развитии политической мысли стала  эпоха Возрождения. Это не случайно. Период с 40-х годов XIV века по первое десятилетие XVI иска характеризовался решительным отходом от церковно-теологической  традиции средних веков. Эпоха Возрождения  явила миру невиданные достижение во всех областях культуры, стала величайшим прогрессивным переворотом. В это  время создавали бессмертные  произведения Леонардо да Винчи, Мишель Монтень, Джордано Бруно.

 Эпоха Возрождения  вызволила человека из пут  средневековой схоластики и возвратила  его к самому себе, предоставила  ему возможность свою собственную  жизнь объяснять, не из религиозных  догм, а из самой жизни.

 Особенно интенсивно  в это время развивались итальянские  города-государства. Это закономерно  обусловило то, что наиболее крупные  политические мыслители в это  время проявили себя именно  здесь. Они рассматривали политическую  жизнь с земных, практических  позиций. Основное внимание мыслители  этого времени уделили проблеме  человека, сто свободе. Например, Леонардо Бруни (1370—1441) сделал вывод о том, что свобода воли возможна только при республиканской форме правления. Идеалы республиканской формы организации общественной жизни отстаивали и другие мыслители.

 Основателем новой  науки о политике стал итальянский  общественный деятель и мыслитель  Николло Макиавелли (1469—1527). Н. Макиавелли отказался от средневековой практики рассмотрения политической власти как некоего божественного института, дарованного богом. Он рассматривал политическую жизнь с чисто земных позиций, показал, что она не подчиняется действию религиозных догм. По его мнению, политическая власть развивается по своим собственным закономерностям, которые не совпадают и даже противоположны закономерностям, которые действуют в других сферах жизни общества. В частности, он показал то, что полезно, является «добром» для власти, может быть совсем не таким с точки зрения морали и т. д.

Развитие политический мысли  в эпоху Возрождения не ограничилось Италией. Оно проявилось и в других странах. Заметным вкладом в сокровищницу политической мысли явились концепция  «государственного суверенитета»  французского политического мыслителя, социолога, юриста Жана Бодена (1530—1596). Эту концепцию, остающуюся до настоящего времени в центре политических, дискуссий и политической практики, он изложил в трактате «Шесть книг о государстве».

 Ж- Боден полагал, что государство обладает специфическим признаком — суверенитетом. Этот признак отличает государство от всех других социальных организаций. По мнению Бодена, суверенитет, верховная власть — это - постоянная, независимая, единая, неделимая, неограниченная власть над гражданами и подданными. Выше этой власти нет никакой другой власти. Эта власть не может быть поделена, ее законы обязательны для исполнения всеми..

 Боден отверг утверждение о том, что власть монарха происходит от бога. Он считал, что народ имеет право на убийство тирана, а не монарха, власть которого основывается на законах. В монархической власти Боден видел единственную силу, которая способна обеспечить мир и правопорядок в обществе.

Информация о работе Шпаргалка по "Политология"