Шпаргалка по "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 09:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

политология почти готово.docx

— 151.59 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные этапы развития политической мысли. Новое время.

Значительные достижения политической мыслью осуществлены в  Новое время — период утверждения  нового социально-экономического строя  — капитализма. В это время  появились теории «естественного права» и «общественного договора».

 Видным представителем  теории естественного права и  общественного договора явился  голландский юрист, социолог и  государственный деятель Гуго Гроций (1583—1645). Его воззрения получили отражение в ряде произведений, прежде всего, в главном труде «О праве войны и мира».

 Гроций подразделил право па «естественное» и «человеческое». Первое из них, но его мнению, вытекает из велений разума и природы человека и поэтому независимо от божьей воли. В ходе исполнения принципов естественного права (воздержание от захвата чужой собственности, соблюдение договоров и т. д.) возникло право «человеческое», которое привело людей к необходимости заключения договора. Результатом заключения договора между людьми явилось появление государства.

 Значительный вклад  в развитие политологических  знаний внес английский философ  Томас Гоббс (1588—1679). Свои политические  идеи он изложил в работах  «О гражданине» и «Левиафан,  или Материя, форма и власть  государства церковного и гражданского».

 Вслед за Макиавелли  и Гроцием Т. Гоббс сделал попытку показать государство не как божественное творение, а как результат жизнедеятельности людей. По его мнению, в догосударственный период люди жили в условиях, когда существовала «война всех против всех». Это грозило им гибелью. Во избежание этого люди создали государство, призванное обеспечить всеобщий мир и безопасность. Объединившись в государство, люди добровольно перенесли свои права на государя и государственные органы, которые выражая волю всех смогут заставить каждого не нарушать принятые решения, жить в мире.

 Высшая государственная  власть, полагал философ, может  быть представлена одним лицом,  «собранием лиц», но она должна  быть абсолютной, единой, неограниченной. Только такая власть, по его  мнению, может обеспечить стабильность  общества, а вместе с тем и  условия для развития личности, которая может развиваться только  в сильном государстве, с твердыми  законами. При отсутствии такого  государства люди, преследуя свои  эгоистические цели, могут уничтожить  друг друга в войне всех  против всех. Задача закона, подчеркивал Гоббс, «ограничить свободу отдельных людей, с тем, чтобы они могли не вредить, а помогать друг другу и объединиться против общего врага» Для обеспечения мира в обществе, полагал он, чрезвычайно важно также «чтобы гражданам не проповедовались никакие взгляды или учения, которые привели бы их к мысли, что они имеют право не подчиняться» власти государя и государственных органов, которые только одни имеют право «судить, какие взгляды и учения враждебны интересам мира, и запрещать их распространение». Законом государства, по его мнению, должна быть забота о благе парода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Развитие политической мысли в России.

 

1. этап. 11 - 17 вв., что типологически соответствует эпохе Средневековья в западноевропейской культуре.

     2 .этап. Конец 17 - первая четверть 19 в.

     3. этап. Вторая четверть 19 в. - октябрь 1917 г.

     4. этап. Октябрь 1917 г. - начало 90-х гг., коммунистический.

Характерные черты российской политической мысли:   преобладание крайностей радикализма и консерватизма; односторонность, категоричность и нетерпимость радикализма и консерватизма, неприятие либерализма; тесная взаимосвязь политических, религиозных, нравственных, философских идей и концепций; своеобразие набора и содержания поставленных и решаемых вопросов; чрезмерная идеализация и мифизация прошлого - консерваторами, будущего - радикалами; недостаточная политическая и экономическая обоснованность выдвигаемых идей и путей практической реализации. 1 этап. митрополит Иллариона (11 в.) "Слово о Законе и Благодати" торжество христианства над язычеством. Затем – летописи. Начало 16 века Филофей, Москва – третий Рим. 2 этап Петр 1. Покоппович и Татищев. Идеолог буржуазии Посошков. Екатерина:идеология феодальной аристократии, стремившейся упрочить свое положение путем ограниченной монархии; политико-правовые идеи зарождающегося просветительства и либерализма, направленные против крепостного права. 3 этап. Декабристы:обоснование революционных планов коренного преобразования государственного строя в России; критика деспотизма в организации государственной власти; необходимость конституционной монархии, разделения властей, правового государства; поиск путей развития (самобытный и общеевропейский). Либералы Н. С. Мордвинов (1754 - 1845) и Н. Н. Сперанский (1772 - 1839). Декабристы Н. М. Муравьев (1795 - 1843) и радикал П. И. Пестель (1793 - 1826). Революционный демократизм критика не только феодального, но и буржуазного государства, отрицание всякого эксплуататорского строя; ненависть ко всем видам социального и политического угнетения, неравноправию, глубокая вера в светлое будущее народа; огромное внимание к национальному вопросу, обоснование его решения с позиции признания права наций на самоопределение. А. И. Герцен (1812 - 1870), В. Г. Белинский (1811 - 1848), Н. Г. Чернышевский (1828 - 1889)Затем народники М. А. Бакунин (1814 - 1876), П. Л. Лавров (1828 - 1900), П. Н. Ткачев (1844 - 1885), Г. В. Плеханов (1856 - 1918). 4 этап - коммунистический.     Подводя итог развития политической мысли России, можно представить следующие идейно-политические течения:     Либерализм (идеология западничества). Сперанский М. М., Чаадаев П. Я., Станкевич Н. В., Анненков П. В. К началу 20-го века на его базе сформировались: классический либерализм. Чичерин В. Н.; социализированный либерализм. Новгородцев П. И. Консерватизм (идеология славянофильства): реакционное славянофильство. Карамзин Н. М., Уваров С. С., Победоносцев К. П.; реформаторское славянофильство. Хомяков А. С., Данилевский Н. Я., Соловьев В. С. Радикализм. Основы его заложили Радищев Н. А., Пестель П. И., Огарев Н. П., Герцен А. И., Белинский В. Г., Писарев Д. И., Чернышевский Н. Г. К началу 20-го века на базе радикализма сложились: большевизм. Ленин В. И., Сталин И. В.; анархизм. Бакунин М. А., Ткачев П. Н., Лавров П. Л, Социал-реформизм (меньшевизм). Мартов Ю. О., Плеханов Г. В.

 

 

 

 

 

 

  1. Зарубежная политическая мысль современности.

 

Политическая мысль в XX в. развивалась по трем основным направлениям: академическое направление, социально-философские теории, а также идеологические концепции, имеющие ярко выраженную практическую направленность. Академическое направление возникло в США в начале XX в. в университетской среде и связано с утверждением политической науки в качестве самостоятельной академической дисциплины. Для многих представителей академической мысли характерна сосредоточенность на изучении закономерностей политического поведения, функционировании политических институтов, создание моделей политических систем, общих теорий конфликтов и т.д. Социально-философские теории представлены теориями индустриального, постиндустриального, информационного общества, “критической теорией” неомарксистов и др. В этих теориях, в отличие от “позитивного” знания академической мысли, предлагаются различные умозрительные модели происхождения и природы современных “развитых обществ”. Собственно идеологическое направление политической мысли (либеральные, консервативные, социалистические, радикалистские и др. теории), в отличие от двух предыдущих, стремится не только быть в гуще текущих событий, но и своевременно разрабатывать стратегию и тактику общественных преобразований, задействуя для этого и теоретические наработки первых двух направлений.

 

Политическая мысль XX в. характеризуется большим диапазоном правлений, научных школ и политических позиций, которые в значительной степени по-новому решают старые вопросы о том, что такое политика, власть, демократия, государство и т.д. Рассмотренные через категории “роли”, “взаимодействия”, “политического поведения” и др. вопросы государства и права предстают как условие и одновременно результат человеческих усилий, воли, интересов. В таком подходе есть большой гуманистический смысл. Пока человек будет активно выражать свою волю и действовать разумно, он будет в состоянии изменять к лучшему свое политическое бытие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и сущность власти, ее субъект и объект.

Власть - это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств права, авторитета, воли, принуждения. Власть - это политическое господство над людьми. Власть - это система государственных органов. Власть - это лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями. Власть - это способность или потенциальная возможность принимать и приводить в исполнение решения, оказывающие воздействие на поведение и действия людей. Таким образом, можно определить политическую власть как способность и возможность принимать и приводить в исполнение политические решения, оказывающие воздействие на действия и поведение субъектов политики. Концентрированным выражением власти являются отношения принуждения-исполнения. Принуждение - это характерный признак и функция любой политической власти. Но общество невозможно построить на принуждении и насилии, так же как и только на позитивных стимулах. Системное направление современных концепций политической власти: ориентировано на поиски тайны власти в общественных структурах; основу властеотношений видит в противоречии или несимметричности функций как выражении общественной системы; потребность власти видит в противоречиях между запросами, интересами, ожиданиями и возможностями; определяет власть как производную от статуса субъекта способность действовать, ставить условия. Характерные признаки власти:доминирование властной воли; наличие особого аппарата управления; суверенитет органов власти; монополия на регламентацию жизни общества; возможность принуждения в отношении общества и личности. Конституция Российской Федерации (ст.3) определяет, что "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". Народ, как источник власти, осуществляет ее: непосредственно через выборы и референдумы; через органы государственной власти; через органы местного самоуправления. В качестве атрибутов политической власти выступают: экстенсивность - число объектов, широта воздействия власти. обширность - число сфер, в которых осуществляется власть. интенсивность - мера воздействия власти на ее объект. Воздействие власти на объект осуществляется в различных формах. Основными формами осуществления власти являются: господство; руководство; управление; координация; организация; контроль. Политическая власть использует различные средства своего осуществления. К основным из них можно отнести: право; авторитет; убеждение; традиции; манипуляции; принуждение; насилие. По субъекту власти: личная (царская, королевская, президентская и т.п.); коллективная (партийная, власть группы, клана, класса и т.п.); парламентская; правительственная; судебная. По структуре правящего субъекта власть различается: единоличная (монарх, диктатор); единоначальная (президент, премьер-министр); полиархическая (группа власти, олигархия). По применяемым методам выделяются: власть-господство; власть-насилие; власть-авторитет; харизматическая власть и др. По режиму правления: демократическая; авторитарная; деспотическая; тоталитарная; бюрократическая и др. По социальному типу : рабовладельческая; феодальная; капиталистическая; социалистическая. Таким образом, можно сделать вывод о том, что политическая власть существует в каждом обществе в той или иной форме, органически пронизывает все общественные сферы.

 

 

 

 

  1. Легитимность власти.

 

 Легитимность (применительно к власти) - это общественное признание, одобрение, законность власти. Термин "легитимность" возник в начале 19-го века во Франции и выражал стремление восстановить власть короля, как единственно законную, легитимную в отличие от узурпированной власти Б. Наполеона. (Кстати, в те времена в России Наполеона называли узурпатором). Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим людям Существуют два подхода к определению первичного критерия легитимности. Либерально-демократический. Сторонники этой позиции считают легитимной только власть, сформированную в результате демократических процедур. Прагматический, или политического реализма. Представители этого подхода считают, что главное не только в выборности власти, но и в ее способности овладеть сложной ситуацией в обществе и поддерживать стабильность. Если в результате революции или переворота устанавливается власть, способная поддерживать порядок, стабильность, то такую власть можно признать, считают сторонники политического реализма. Признаками легитимности власти служат следующие: убеждение народа, подданных, граждан в правомерности данной власти, данного строя; свобода выражения гражданами своей воли. История человечества знает несколько типов легитимности власти. Тип легитимности. Когда власть основана на праве наследования престола (в истории России это Иван Грозный, Петр I). Харизматический тип легитимности власти.  Образцы харизмы Вебер видел в Будде, Христе, Магомете, Соломоне, Александре Македонском, Цезаре, Наполеоне.  В 20-м веке сформировалась плеяда лидеров, обладающих качествами харизмы: Мао Цзедун, Гитлер, Ш. де Голль, Сталин, Тито, Черчилль, Рузвельт, Неру и др. Либерально-демократический, или конституционалистский тип легитимности. Этот тип легитимности основан на следующих положениях: возможность для граждан свободного волеизъявления; выборность народом всех центральных органов власти; конституционная ограниченность сферы деятельности государства; вноправие всех политических сил, действующих в рамках закона. Этнический тип легитимности власти. В этом случае формирование властных структур, политической и экономической элиты осуществляется по национальному признаку. В политологии выделяются три уровня легитимности. Идеологический уровень. Сущность этого уровня заключается в том, что благодаря социализации в обществе существует порядок, принимаемый большинством. Этот уровень легитимности характерен также мерой доверия масс управляющим, их знаниям, профессионализму. Это требует постоянного подтверждения успехами, в противном же случае ослабляется доверие к власти.    Структурный уровень. Этот вид легитимности характерен для устойчивых обществ, где заведенный порядок формирования властных структур стал привычен. Власть признается народом потому, что она привычна. Персонализированный (личный) уровень. Основа этого вида легитимности в одобрении данного властвующего лица, в доверии ему. Лидер идентифицируется с идеалом, личными выбором. В обществе может сложиться такое положение, когда власти не будет - безвластие. Безвластие - это кризисное состояние общества, государства или его отдельной административно-территориальной единицы, когда резко нарушается функционирование существующих органов власти.

 

 

 

 

 

 

  1. Политическая сфера общества, ее основные элементы.

Политическая сфера общества –  одна из основных сфер общества (наряду с экономической, социальной и духовной). Включает в себя государство, политику, право, взаимосвязь и взаимозависимость  между ними, отношения людей по поводу власти.

Политическая система  общества и ее функции

Политическая система общества – это целая совокупность государственных  и негосударственных общественных институтов, правовых и политических норм, взаимоотношений политических субъектов, посредством которых  осуществляется власть и управление в обществе. Парсонс: четыре подсистемы. Экономическая подсистема – функция адаптации, связует общество и природу. Политическая подсистема – функция основополагания, определяет цели и подключает ресурсы. Социетальная – функция интеграции, социальный контроль. Культурная – функция устойчивости и самосохранения, включает человека в культурную систему.

Признаки системы: 1. Состоит из множества структурных элементов. 2. Существует в рамках внешнего окружения. 3. Имеет границы распространения  и выделенность по отношению к среде. 4. Носит открытый характер. 5. Стремится к устойчивости.

Функции:

1. Обеспечение власти определенной  социальной группы. 2. Управление  сферами общества. 3. Мобилизация  средств и ресурсов. 4. Выявление  интересов субъектов политических  отношений. 5. Удовлетворение интересов  субъектов политических отношений. 6. Интеграция общества. 7. Социализация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие политической системы  и ее структура.

Политическая система общества – это целая совокупность государственных  и негосударственных общественных институтов, правовых и политических норм, взаимоотношений политических субъектов, посредством которых  осуществляется власть и управление в обществе. Обычно выделяют  пять основных подсистем в структуре политической системы. Институциональная подсистема включает совокупность основных политических институтов и взаимоотношений между ними. Центральное место в ней принадлежит государству. Важную роль играют также, входящие в эту подсистему политические партии, заинтересованные группы, средства массовой коммуникации, церковь. Нормативная подсистема включает правовые нормы, традиции, обычаи, нравственные принципы, регулирующие и определяющие политическую жизнь общества. Функциональная подсистема представляет собой совокупность методов и способов осуществления власти. Коммуникативная подсистема включает все каналы политического взаимодействия. Идеологическая подсистема - это совокупность различных по своему содержанию политических идей, представлений субъектов политики.

Информация о работе Шпаргалка по "Политология"