Шпаргалка по "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 09:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

политология почти готово.docx

— 151.59 Кб (Скачать файл)

 

Как отмечают А. В. Лосев и Г. Г. Провадкин, гуманизм социальной политики означает:

 

* стремление к реализации интересов  каждого отдельно взятого человека, обеспечению его конституционных  прав на труд, бесплатное лечение  и образование;

 

* перевод экономики на производство  товаров народного потребления,  сокращение военного производства, демонополизация институтов власти;

 

* распределение товаров массового  спроса, закупленных за счет местного  бюджета, среди остронуждающегося  населения, а также открытие  столовых, больниц, домов для престарелых  и инвалидов;

 

* решение проблем социальной  защиты населения.

 

Характеризуя формы социальной политики, В. П. Милацкий выделяет следующие из них:

 

o Реактивная. Она имеет место в странах с невысоким уровнем социального экономического развития и выражается в эпизодическом решении государством острых социальных проблем, нерешенность которых составляет угрозу существующему политическому режиму. Государство в рамках данной формы социальной политики действует по принципу “стимул-реакция”. Именно поэтому такую социальную политику называют реактивной;

 

o Пассивная. Такую социальную политику характеризует декларативное признание государством ее значения и общественного статуса. Однако в своей практической политике государство отводит социальной сфере второстепенное место. Более того, финансирование социальных программ в рамках такой социальной политики подчас осуществляется на основе социального принципа, а благосостояние граждан остается на невысоком уровне. Поэтому отсутствие реального роста уровня жизни в таких условиях государство старается компенсировать чрезмерной политической риторикой и пропагандистскими мерами.

 

o Активная. Она имеет место в высокоразвитых странах современного мира. Реализация такой политики связана с процессом становления во второй половине XX века в целом ряде западных стран социального государства (государства всеобщего благоденствия), а позднее и общества всеобщего благоденствия.

 

В заключение главы отметим, что  в современных условиях у государства  появляются новые проблемы и функции. Так, для современного российского  государства актуально завершение формирования государственности РФ со всеми необходимыми атрибутами (границы, гражданство, законы, финансы и др.). А также необходимо создание организационно-правовых условий для развития и укрепления отношений между различными формами  собственности. Представляется важным развертывание и укрепление диалога  государства и институтов гражданского общества в поддержку демократии.

 

§ 2. Правовое социальное государство

 

Правовое государство — реальное воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу  и основополагающие права личности. Это государство, ограниченное в  своих действиях правом, защищающим свободу, безопасность и достоинство  личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотношения  между личностью и властью  определяются в нем конституцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями. Для того чтобы народ мог контролировать государство и оно не превратилось в этакого Левиафана, чудовище, господствующее над обществом, существует разделение властей: законодательной, исполнительной и судебной. Независимый суд призван  защищать примат права, которое обладает всеобщностью, распространяется в равной мере на всех граждан, государственные  и общественные институты.

 

Правовое государство формировалось  постепенно на базе соответствующих  идей и элементов государственности, некоторые из которых появились  еще в глубокой древности. Так, о  власти закона, одинакового для всех граждан, говорил в VI в. до н.э. древнегреческий архонт Солон. О соотношении естественных прав человека и законов государства писали Аристотель и Цицерон. В Древнем Риме возникли, например, такие зачатки правовой государственности, как разделение властей. Концепция же правового государства в основополагающих чертах сложилась в XVII—XIX вв. в работах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона и других теоретиков либерализма. Сам термин «правовое государство» окончательно утвердился в трудах немецких юристов — Т. К. Велькера, Р. фон Моля и других. Различные теории правового государства базируются на концепции гражданского общества.

Новинка

 

Долгожданный телефон iPhone 4 белый цвет, реплика

iphoneshop.su

4 900 руб. Нужен мотоцикл?

 

Большой выбор мотоциклов и мопедов  по доступным ценам!

slando.ru

от 15 000 руб. Запечатлите лучшее

 

Фотокамеры - высочайший уровень снимков!

magazilla.ru

от 1 590 руб. Одежда за "копейки"

 

Брендовые вещи со Скидкой до 90%. Спешите купить!

shopdeluxe.ru

от 235 руб.

 

 

 

 

 

Появление правовой государственности  было обусловлено развитием самого общества и стало возможным в  результате вызревания гражданского общества. Сам термин «гражданское общество»  употребляется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества, т.е. все то, до чего «не доходят руки» государства. Оно возникает и изменяется в ходе естественно-исторического развития как автономная, непосредственно не зависимая от государства сфера. Граж­данское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью.

 

Гражданское общество в узком, собственном  значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений  свободных и равноправных индивидов  в условиях рынка и демократической  правовой государственности. Это сфера  свободной игры частных интересов  и индивидуализма. Гражданское общество — продукт буржуазной эпохи и  формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения  индивидов, их превращения из подданных  государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства  и готовых взять на себя хозяйственную  и политическую ответственность.

 

Гражданское общество имеет сложную  структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные  и правовые отношения, мораль, а также  не опосредованные государством политические отношения между индивидами как  первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. В гражданском  обществе в отличие от госу­дарственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

 

В современных условиях, существенно  отличающихся от эпохи свободной  конкуренции и раннелиберального государства, не вмешивающегося в экономику и социальные отношения, провести четкую грань между гражданским обществом и государством достаточно сложно. Однако, невзирая на это, разделение социальной системы на гражданское общество и государство не утратило актуальности и нужно прежде всего для своевременного обнаружения и предотвращения этатистских и тоталитарных тенденций, обеспечения суверенитета народа по отношению к власти, свободы личности. Для посткоммунистических стран формирование гражданского общества — необходимое условие их перехода к рынку и правовой государственности.

 

Нажмите мышкой на свой ЗНАК 97% предсказаний СБЫВАЮТСЯ!

 

ТУТ выложен КОМПРОМАТ на каждого! И на ВАС! Введите ФИО и Посмотрите сами>>

 

Это может быть УДАРОМ для Вас! Вся  жизнь в 5-ти линиях на ладони

 

Надоело быть толстой? Тогда прочти эту статью!

 

 

 

Обобщая опыт возникновения и развития различных правовых государств, можно  выделить их следующие общие признаки: 1) наличие развитого гражданского общества; 2) ограничение сферы деятельности правового государства охраной  прав и свобод личности, общественного  порядка, созданием благоприятных  правовых условий для хозяйственной  деятельности; 3) мировоззренческий  индивидуализм, ответственность каждого  за собственное благополучие; 4) правовое равенство всех граждан, приоритет  прав человека над законами государства; 5) всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и учреждения, в том числе органы государственной власти; 6) суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета. Это означает, что именно народ является конечным источником власти, государственный же суверенитет носит представительный характер; 7) разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства, что не исключает единства их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией, а также определенного верховенства законодательной власти, не нарушающие конституцию решения которой обязательны для всех; 8) приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методом дозволения. Это означает, что в правовом государстве по отношению к гражданам действует принцип: «Разрешено все то, что не запрещено законом». Метод же дозволения применяется здесь лишь по отношению к самому государству, которое обязано действовать в пределах дозволенного — формально зафиксированных полномочий; 9) свобода и права других людей как единственный ограничитель свободы индивида. Правовое государство не создает абсолютной свободы личности. Свобода каждого кончается там, где нарушается свобода других.

 

 

 

Утверждение правового государства  явилось важным этапом в расширении свободы индивида и общества. Его  создатели полагали, что обеспечение  каждому негативной свободы (свободы  от ограничений) и поощрение конкуренции  пойдут на пользу всем, сделают частную  собственность доступной для  каждого, максимизируют индивидуальную ответственность и инициативу и  приведут в конечном счете к всеобщему благополучию. Однако этого не произошло. Провозглашенные в правовых государствах индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, жестокой эксплуатации, обострению социального неравенства и классовой борьбы. Глубокое фактическое неравенство обесценивало равноправие граждан, превращало использование конституционных прав в привилегию имущих классов.

 

Конструктивным ответом на несовершенство правового государства в его  классическом  либеральном варианте, а также на неудавшуюся попытку  административного социализма обеспечить каждому материальную свободу и  установить в обществе социальную справедливость и равенство явились теория и  практика социального государства  или государства всеобщего благоденствия.

 

Социальное государство — это  государство, стремящееся к обеспечению  каждому гражданину достойных условий  существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных  шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное  и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной среды.

 

 

Истоки социального государства  восходят к социальной политике, зародившейся в далеком прошлом. Еще в древности  многие правители, например римские  цезари, заботились о наиболее бедных гражданах, о предоставлении плебсу «хлеба и зрелищ». Однако основное бремя  обеспечения слабых и обездоленных лежало в то время на семьях и  общинах. Индустриализация, урбанизация  и индивидуализация общества, бесконтрольное развитие капитализма разрушили  традиционные формы социального  обеспечения, обострили социальные противоречия и классовую борьбу. Решение этого вопроса потребовало  резкого расширения объектов социальной политики и превращения ее в одно из ведущих направлений государства. В результате этого примерно в 60-х  гг. XX в. и возникли социальные государства. Их необходимой материальной предпосылкой явился высокий уровень экономического развития ведущих стран Запада, позволяющий обеспечивать прожиточный минимум каждому нуждающемуся.

 

Деятельность современного социального  государства многогранна. Это перераспределение  национального дохода в пользу менее  обеспеченных слоев населения, политика занятости и охраны прав работника  на предприятии, социальное страхование, поддержка семьи и материнства, забота о безработных, престарелых, молодежи, развитие доступного для  всех образования, здравоохранения, культуры и т.д.

 

 

 

Социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, однако идет значительно  дальше по пути гуманизации общества — стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. Между правовым и социальным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоречия. Их единство состоит в том, что оба они призваны обеспечивать благо индивида: первый — физическую безопасность граждан по отношению к власти и друг к другу, индивидуальную свободу и основополагающие, главным образом гражданские и политические права личности с помощью установления четких границ государственного вмешательства и гарантий против деспотии, второй — социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существования каждого человека. Противоречия же между ними проявляются в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материального и культурного благосостояния граждан, социальное же государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и т.п., не порождать массовое социальное иждивенчество. В отличие от социализма советского типа, который пытался установить благополучие всех с помощью уравнительного распределения благ, социальное государство ориентируется на обеспечение каждому достойных условий жизни в первую очередь в результате повышения эффективности производства, индивидуальной ответственности и активности.

Информация о работе Шпаргалка по "Политология"