Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 23:40, шпаргалка

Описание работы

1.Понятие права его взаимосвязь с государством
2.Понятие прав человека и гражданина, классификация прав человека
3.Общая характеристика основных международных документов о правах человека
4.Основные проблемы обеспечения прав человека и гражданина РФ (по ДУ)
5.Право и культура. Правовая культура. Субкультура

Файлы: 1 файл

Понятие права его взаимосвязь с государством.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

1.Понятие  права его взаимосвязь с государством

Право – общественное явление, определенная сторона общества. Результат естественно-исторического развития общества. Право является одним из регуляторов общественных отношений. Право – совокупность общеобязательных правил поведения, норм поведения, норм права, установленных государством. Право это часть отношений в обществе. Общество – особая форма существования людей, общество не простая совокупность людей. Цивилизованное общество не может обходиться без регулирующего воздействия на жизнь норм права. К. Маркс «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму отношений, в которых находятся эти индивиды». Платон «государство возникает тогда, когда каждый из нас не может обеспечить себя во всем и нуждается во многом». Цицерон «государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, а соединение многих людей, связанных между собой согласием и общностью интересов». Государство – социальный институт, общественное образование, т. е. оно самым непосредственным образом связанно связано с совместной жизнью людей с их общение. Первые государства – рабовладельческие. Государство и право – социальные явления, они связаны с жизнью людей (общества) в общении с себе подобными.

2.Понятие  прав человека и гражданина, классификация прав человека

Права человека в узком смысле – это то, что определяет человека как такого по факту его рождения(выделяет человека на фоне других живых существ).права человека могут быть признаны государством полностью или частично, при признании их государством права человека становятся правами гражданина, поэтому понятие права гражданина уже, чем понятие права человека. Если гос-во не признает какие-нибудь права человека, т. е. не закрепляет их в законах,  то это не значит, что человек лишен этих прав, а значит, что гос-во нарушает его права в этой части, но человек в праве за них бороться. Наиб. Осознанная и результ. борьба за права человека началась уже в эпоху первых соц. революций. Среди наиболее револ. это Англия 17в, Франция 18в. В ходе револ. Ставились требования по обеспечению прав человека, кот относились к 2 группам: 1) гражданские(личные)- право на жизнь, на достоинство, созд семьи, равенство перед законом и судом и т. д. осуществление этих прав теоретики считают не возможным без признания прав др группы 2) политические права – право на свободу собраний, на участие в упрв гос-ом и т. д. В процессе революций изм власть, кот признавала эти права в своих конст-ях или законах. Это были права, в кот удавалось впервые у гос-ва, они получ общее название «права 1 поколения» (гражданские+полит.) для обеспечения гражданских прав необходимо чтобы слои населения требующие этих прав участвовали в управлении властью. Возникла необходимость в правах «2 поколения» (соц, эконом, культ права)Эконом – право на труд, дост. Оплат труда, на созд проф союзов и т. д.; соц – право на соц обеспеч в различн неблагоприятных отнош; культ – право на досуг, на образование (бесплатное). Права 2 поколения стали понимать как реально обеспечивающие возможность реализации прав 1 поколения. Революции франция 1879, россия октябр. 1917, требовали признания прав «3 поколения», к ним стали относить не только новые, но и уже существующие права, но предусмотр не для 1 человека, а для целого народа, нации – коллективные права. В широком смысле – права человека совокупность необходимых человеку соц потребностей на достойное существование и свободное развитие.

3.Общая  характеристика основных международных  документов о правах человека

Привязанность к гуманитарной сфере — связанна с международной правовой базой относит правил ведения войны. Война запрещена вообще. В 20в борьба за права чел выходит на международный уровень. Особенно актив возник этот процесс после 2 мир войны — послужила толчком. В первые послевоенные годы 1945 — ООН, уже вскоре в 1948 — ООН принимает очень важный акт (ВДПЧ). «ВДПЧ» - впервые в мир истории появ документ, где были зафиксированы все 3 поколения прав человека. В приамбуле: гос-во должно обеспеч права чел в целях — человек не был вынужден прибегать, в качестве своего последнего сред-ва, реализ своего права на восстание, терранию и угнетение(на революц). Данный документ носил название декларация — декларированный (рекомендованный характер). Гос-ом предусмотренны права чел, кот они должны признавать в своих законах для цивилизованного гос-ва, а во вторых — акт стал основой для подготовки новых международных актов (должны иметь обязат характер). Счит основопол 2 акта, кот всместе ВДПЧ состовили единый блок документов в сфере прав человека назв «Хартия прав человека»(Международный биль) — 1948 ВДПЧ, Пакт о гражданских и полит правах(о правах 1 поколения), Пакт об эконом и соц, культ правах(о правах 2 поколения) — носили обязат характер. Имели форму международного договора, приняты в 1966, вступили в силу в 1976 т. к. не было подписанно США, выпало право на труд.

4.Основные  проблемы обеспечения прав человека  и гражданина РФ (по ДУ)

Права́ челове́ка— права, образующие основу правового статуса личности. Составляют ядро конституционного права правовых государств (т. н. Права́ исвобо́ды челове́ка и граждани́на). Конкретное выражение и объём этих прав в позитивном праве различных государств, как и в различных международно-правовых договорах может отличаться. В международном публичном праве известнейший документ, их закрепляющий — Всеобщая декларация прав человека ООН. В странах-членах ОБСЕ вопросы прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона носят международный характер и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства

5.Право  и культура. Правовая культура. Субкультура

Право и культура связанны. Культура как и право нормативна. Очевидно, что не все нормы культуры переходили в нормы права, но это не всегда обязательно. Нарушение некоторых норм культуры не считается нарушением. Нормы нравственности и морали(хамство) Правило поведения — обычаи — нормы морали(нравственности) — право. Право и культура создают понятие правовой культуры, она выражается в некоторых формах: политич культура(отношение власти к обществу), правосознание (отношение группы людей к части общества). Совокупность идей, взглядов, представлений на правовые явления общественной жизни формируются 3 основами: 1) правовая теория (идеология, политика т. е. То, что в теоретич. форме выражает суть права и правовых явлений). 2) психологическая основа (совокупность восприятий отдельных людей, соцгрупп на право и правовые явления общественной жизни). 3) поведенческая основа (одни борятся др нет), соц революции с целью устранения власти, чтобы сделать гос-во лучше. Субкультура (подкультура) в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. Как правило, субкультура проносится человеком на протяжении всей жизни. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры. Фэндом — сообщество поклонников чего-то. Панк рок. Сленг.

6.Правосознание, его структура (основы) и виды

Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми. Структура правосознания: Правовая идеология (отношение общества к праву в целом — правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом. Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания. Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д. Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления). Субъективная воля индивида — способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения. Виды правосознания: Индивидуальное — личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида. Групповое — отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов. Корпоративное — правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание. Массовое — правосознание обширных масс людей. Общественное — отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества). Структура правосознания: 1. Первый элемент — информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. 2. Второй элемент — оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. 3. Третий — волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон или нет. Функции правосознания: Познавательная функция - определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности. Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности. Прогностическая функция (моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права по существу являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию.

7.Правовое гос-во и его принципы

Правовое гос-во — гос-во призванное обеспечить права человека на его достойную жизнь и свободное развитие. Правовое гос-во должно воплощать спец принципы, являющиеся реальным механизмом в реализации прав человека. Права чел имеют опр предел, могут быть огранич гос-ом, в интересах самого гос-ва, др людей. Права чел заканчиваются там, где начинаются права др. права одного не должны ограничивать права др — конституция. Принципы: 1) верховенство закона — означ, что закону должны быть подчинены все: обычные люди, должностные лица, го органы власти(ДУ нарушение политических прав) 2) господство права — предполагает, что сами законы должны соответствовать праву, должны осуществлять справедливость (ДУ у некоторых граждан избыточные права) 3) взаимная ответственность гос-ва и личности — означает, что такие субъекты как отделная личность, а также гос-во должны быть равны, а значит взаимно ответственны (ДУ ликвидация вооруженных формирований) 4) разделение властей — отсутствует давление со стороны законодательной власти (ДУ нарушение на свободу собраний) 5) реальная гарантированность прав и свобод, котрые предполагают гарантированность имеющихся норм. Но такие гарантии могут оставаться только декларацией поэтому «реальная» гарантированность (ДУ принцип равенства, уполномочен может помочь 5 %)

8.Политическая  форма государства

Формы гос-ва — организация полит власти. Выделяют три вида форм : форма правления, формы гос устройства, формы политического устройства. Форма правления организация высших органов государственной власти. Выделяют монархию( абсолютная, дуалистическая, парламентарная (конституционная) ), республика(парламентская, президентская, смешанная, суперпрезидентская) . Абсолютная монархия — монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможные существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар). Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (Австро-Венгерская империя 1867—1918 гг., Япония 1889—1945 гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне) и парламентарная монархия (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция). Парламентарная монархия — вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).Дуалистическая монархия — вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений. Республика форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением, предполагает наличие публичной власти, не однородна по своей структуре. Парла́ментская разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Президентская характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента. Смешанная   форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентарной республиками. Суперпрезидентская разновидность смешанного типа. Президент не подотчетен ни парламенту ни обществу. Территориальное устройство (гос. устройства) внутреннее деление государства на состовные части. При этом отражается соотношение общественной власти с властью на отдельных территориях гос-ва административно территориальные единицы. По данной классификации гос-ва делятся на 3 типа. Унитарное государство имеет такую форму административно-территориального управления, при которой в стране существует единая законодательная и судебная власть. Такое государство не имеет в своем составе самоуправляющихся образований. Оно подразделяется на административно-территориальные единицы: департаменты, области, районы и т. д. Большинство государств современного мира — унитарные. Федеративное государство имеет такую форму административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными (федеративными) законами и органами власти существуют также отдельные территориальные единицы (республики, провинции, земли, штаты и т. д.), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Важнейшие вопросы государственной жизни (оборона, внешняя политика, финансовая деятельность и др.) находятся в ведении федерации. Конфедерация — форма объединения независимых государств для достижения ограниченных (военных, внешних, экономических) целей. Встречается крайне редко и в настоящее время в названии лишь одного государства закреплена эта форма правления — Швейцарская Конфедерация. Формы государственного(политического) режима - представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим -понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы). Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские). Поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия; для феодализма - и неограниченная власть феодала, монарха и народное собрание; для современного государства - и тоталитаризм, и правовая демократия.

9.Правовые  характеристики демократического  гос-ва

Демократическим государством называется такое государство, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на правах свободы людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа. Важнейшие признаки демократического государства: реальная представительная демократия; обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Демократические режимы складываются в правовых государствах. Они характеризуются такими методами осуществления государственной власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее законных прав и интересов.

10.Структура  конституции РФ. Порядок её изменения

Конституция Российской Федерации — это основной закон государства, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.

Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей (закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок). Эти главы не однозначны по своей действ. Делятся на 2 группы : 1,2,9 и 3-8. главы 1ой группы обладают большей юридической силой . их значимость определяется во гл.2 и 9 тем что в них не предусмотрено внесение поправок . однако если такая необходимость будет  то это возможно путём изменения конституции . порядок принятия новой конституции описан в гл.9 , но не полностью. Отсуствует понятие органа который должен принять эту конституцию .гл. с 3 по 8 предпологают изменения, есть определённый порядок , в 9 гл.. с 1993 года был случий внесения поправок в конституцию. Суть увеличение срока президента и действия думы. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Гл. 9 ст. 134 Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"