Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 23:40, шпаргалка

Описание работы

1.Понятие права его взаимосвязь с государством
2.Понятие прав человека и гражданина, классификация прав человека
3.Общая характеристика основных международных документов о правах человека
4.Основные проблемы обеспечения прав человека и гражданина РФ (по ДУ)
5.Право и культура. Правовая культура. Субкультура

Файлы: 1 файл

Понятие права его взаимосвязь с государством.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

11.Понятие  и сущность конституционного права

Каждая отрасль права регулирует опр однородную группу  общественных отношений. Конституционное право регулирует общественные отношения по поводу осуществления госвласти. Данные№ формировались в каждом гос с момента его зарождения, долгое время они назывались гос правом. В период с 18в появилось относительно данной отрасли понятие конституционного права. Если гос право не конкретизировало главного субъекта власти (источника), то конституционное право таковым субъектом и источником власти предполагает народ, поэтому конституционное право регул общественные отношения,связанные с осуществлением народом гос власти. Основной источник конституционного права — конституция. Конституция – прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в этом качестве она составляет предмет науки конституционного права.В отличие от обычных законов, Основной закон государства характеризуется стабильностью и долговечностью. Эти качества конституции обусловлены двумя обстоятельствами. Во-первых, в силу абстрактного содержания ее положений она не подвержена постоянны изменениям. во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности. Таким образом, все другие законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции - их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.

12.Основы  конституционного строя

В широком смысле — содержание конституции это основы конституционного строя. Основы конституционного строя в том виде, как они закреплены в главе 1 Конституции РФ, составляют исходную нормативно-правовую базу для всего конституционного и текущего законодательства страны. Это означает, во-первых, что все нормы, содержащиеся в остальных главах Конституции РФ, не только детализируют, но и развивают положения и принципы, содержащиеся в её 1-й главе; во-вторых, что они, как и нормы, составляющие содержание всех других конституционных и обычных нормативно-правовых актов, не должны противоречить нормам, принципам и положениям, содержащимся в 1-й главе. Главное не принципы, а механизмы их реализации. 1 раздел состоит из 9 глав. Эти главы не однозначны по своей действ. Делятся на 2 группы : 1,2,9 и 3-8. главы 1ой группы обладают большей юридической силой . их значимость определяется во гл.2 и 9 тем что в них не предусмотрено внесение поправок . однако если такая необходимость будет  то это возможно путём изменения конституции . порядок принятия новой конституции описан в гл.9 , но не полностью. Отсуствует понятие органа который должен принять эту конституцию .гл. с 3 по 8 предпологают изменения, есть определённый порядок , в 9 гл.

13.Федеративное  устройство РФ. Федеральные органы  власти и органы власти субъекта (Псковской обл)

Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года, вскоре после установления республиканской формы правления. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи. Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из её состава. Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации. Федеральные органы власти - органы власти, осуществляющие властные полномочия на федеральном уровне. Губернатор – Турчак, его заместитель – Перников.

14.Порядок  осуществления власти в РФ

Для того чтобы исключить возможность противоправного захвата власти, принцип разделение властей в Российской Федерации закрепляется в качестве основы конституционного строя. Этот принцип характеризует механизм осуществления государственной власти в Российской Федерации, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.см.: Конституция РФ ст. 10 При этом происходит не просто отделение законодательной, исполнительной и судебной власти друг от друга, но создаются такие условия, чтобы они, действуя самостоятельно, могли взаимно контролировать друг друга на основе системы взаимных «сдержек и противовесов». Взаимодействие ветвей власти в режиме взаимных «сдержек» и юридических ограничений, предотвращает преобладание эгоистических интересов в государственной деятельности и узурпацию власти, целенаправленно поддерживая равновесие в обществе и устойчивость государственно-правовой жизни.

15.Порядок  отрешения президента РФ от  власти

Гл. 4 Статья 93 1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. 2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. 3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

16.Основания  роспуска ГД ФС РФ

В Конституции РФ закреплены следующие основания для издания Президентом РФ Указа о роспуске Государственной Думы: 1) Государственная Дума три раза отклоняет предложенную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ (часть 4 ст. 111); 2) повторное выражение Государственной Думой недоверия Правительству РФ в течение трёх месяцев (часть 3 ст. 117);3) отказ Государственной Думы в доверии Правительству РФ (часть 4 ст. 117).Но это не все основания для роспуска нижней палаты парламента. Президент РФ является главой государства (часть 1 ст. 80), гарантом Конституции РФ (часть 2 ст. 80). Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (часть 2 ст. 80). Это значит, что Президент РФ может распустить Государственную Думу по основаниям, прямо не предусмотренным Конституцией РФ. Например, в случае, если Государственная Дума стремится к выходу за пределы предметной компетенции, установленной для законодательной ветви власти. Или если Государственная Дума является источником неразрешимого конституционного кризиса, вызванного открытым противодействием Президенту РФ в его попытках реализовать право законодательной инициативы. Наконец, Государственная Дума может скатиться на грань откровенного политического экстремизма. Все эти и им подобные ситуации не прописаны в Конституции РФ. Однако ст. 1, 2, 3, 4, 10, 11, 13, 80, 82 и 90, взятые в неразрывном системном единстве, позволяют Президенту РФ распустить Государственную Думу в случаях, если того требуют интересы сохранения Российской государственности, защиты конституционного строя России, взятых Российской Федерацией международных обязательств.

17.Порядок  принятия Федерального Закона  РФ. Его правовой статус

Федеральный закон — федеральный законодательный акт Российской Федерации, принимаемый в соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Порядок принятия федеральных законов определяется Конституцией Российской Федерацией и регламентами палат Федерального собрания. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. После этого закон должен быть одобрен Советом Федерации — также большинством голосов от общего числа его членов. В случае, если Совет Федерации отклоняет закон, Государственная Дума может повторно принять его двумя третями голосов. После одобрения Советом Федерации или после преодоления Государственной Думой отрицательной позиции Совета Федерации закон поступает на подпись Президенту России. Если Президент подписывает закон, он считается окончательно принятым, подлежит официальному опубликованию (Сборник Законодательства РФ, «Российская газета», дополнительно «Парламентская газета») и вступает в силу в течение десяти дней после официального опубликования либо с даты, указанной в самом законе. Президент, однако, вправе отклонить закон (см. право вето) и вернуть его на рассмотрение палат Федерального Собрания. Вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов в каждой из палат.

18.Порядок  принятия Федерального Конституционного  Закона РФ. Его правовой статус

Федера́льный конституцио́нный зако́н Росси́йской Федера́ции — разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической силой по сравнению с федеральным законом — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам. Порядок принятия федеральных конституционных законов установлен Конституцией Российской Федерации и регламентами палат Федерального Собрания. В соответствии со статьей 108 Конституции Российской Федерации, Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Право вето Президента на федеральные конституционные законы не распространяется.

19.Понятие  местного самоуправления. Органы МСУ в Псковской обл

Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Так, распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, континентальная, смешанная и советская модель.  24 района, 2 независимых города ( Псков, великие луки)

20.Взаимосвязь  права с экономикой и политикой

Экономика — одна из сторон материального производства в широком значении этого понятия, вторая сторона — социальная сфера общества, обеспечивающая существование и воспроизведение физической жизни человека. Взаимодействие этих сторон материальных отношений является объективной основой формирования права. Например, собственность есть социально-экономическое явление действительности. И только в сочетании с юридическим элементом возникает право собственности. Сама по себе принадлежность кому-то имущества означает лишь «привязку» субъекта собственности к объекту, лица к вещи. И только юридическая связь между ними переводит это социально-экономическое явление в правовую плоскость. При ее наличии и можно говорить о праве собственности. Отсюда следует, что определенным экономическим отношениям соответствует правовая форма, их закрепляющая. Экономика влияет на право либо непосредственно, либо опосредованным путём — через государство, политику, правосознание и др. Непосредственное влияние экономики на право проявляется в праве государства распоряжаться средствами производства, находящимися в его собственности. Наиболее типичным является опосредованное влияние экономики на право. Это проявляется в определении государством размера налогов, минимума заработной платы, срока отпуска, установления правил экологической и технической безопасности и др. Право — юр основа экономики. Право регул эконом отношения. Эконом служит гос и обществу, либо отдел лицам. Правовая база регул эконом — отрасль гражданского права.

21.Понятие  гражданского права и гражданских  правоотношений. Субъекты гражданского  права

Гражданское право - отрасль права регулирующая имущественные и лично не имущественные отношения, основанные на равенстве сторон и их имуществ. Самостоятельности между суб. ГП нет отношений взаимоподчинённости. имущественные и лично не имущественные составляют предмет ГП. Соответственно имущественные отношения основаны на интересе к имуществу и делятся на 2 вида :неимущественные связанные с имуществом и неимущ. не связанные с имуществом . Субъекты ГП –отдельные индивиды и организации , которые в соот с нормами гражданского права являются носителями субьек. юрид. прав  и обязанностей . гражданский кодекс выделяет следующие субъекты : физические лица, юридические лица, субъекты РФ, муниципальные образования .

22.Понятие  сделки. Виды и формы сделок

Для осуществления гражданских прав лица заключают между собой или совершают иным способом какие либо сделки . сделка- действительное гражданские или организационное направление на установление, узменение прекращение гражданских прав и обязанностей . сделки могут осуществляться в устной или письменной форме. Устн форма — бытовая, предусмотрена для сделок на сумму до 10 мрот=100р*10. Письменные делят на простые и наториальные. Простые — стоимость более 10 мрот(подпис 2 сторонами, если юр лица подтверждаются печатью). По белее круп причине — наториальные. Поряду вопросов кроме натор удостоверения требуется гос регистр(сделка с недвижим), иногда натор не требуется, а гос регист необходима(купля-продажа авто). Сделки делятся на виды : Односторонней сделкой считается сделка, для совершения которой необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. К односторонним сделкам, например, относятся: выдача доверенности, принятие или отказ от наследства, отказ от исполнения договора, завещание и т.д Двухстороняя (многостороняя) — для совершения таковой требуется воля двух или более сторон, имеют особенное название: договор. Консенсуальные сделки (соглашение) - сделки, для совершения которых достаточно соглашения сторон. Передача вещи, совершение действия осуществляются с целью их исполнения. Консенсуальными являются договоры купли-продажи, а также многие сделки по выполнению работ и оказанию услуг (договор подряда, договор комиссии и т.п.). Противоположный вид - реальные сделки. Реальные сделки - сделки, для которых недостаточно одного лишь соглашения, а необходима передача вещи. Реальными являются некоторые сделки по передаче имущества в собственность или иное вещное право (напр., займа), а также отдельные сделки по временной передаче вещей. Это означает, что обещание дать взаймы без передачи вещи не влечет правовых последствий. Противоположный вид - консенсуальныв сделки. Деловые сделки - коммерческие сделки, связанные с производством, обменом и использованием продуктов и услуг; с распределением и перераспределением добавленной стоимости, созданной производителями товаров и услуг; с перераспределением сбережений и изменением финансовых активов и пассивов.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"