Шпаргалка по «Политологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 01:05, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Политологии»

Файлы: 1 файл

черновик.docx

— 65.68 Кб (Скачать файл)

1 Объектом политологии,  как и других, социально-гуманитарных  дисциплин, является человеческое  общество. В таком сложном многомерном  и разнообразном объекте, как  общество людей, политология занимает  свою нишу - политическую сферу,  политику.

Поскольку политика есть специфическая  форма деятельности социальных групп  и индивидов, направленная на организацию  и использование политической власти, непосредственным предметом политологии  являются:

 сама политическая  власть, ее сущность и структура; 

 механизм распределения  и осуществления власти;

 легитимация политической  власти, т.е. ее способность обеспечить  себе поддержку со стороны  общества.

Такой подход к содержанию предмета политологии доминирует в  отечественных и зарубежных исследованиях.

Структура политологии  в  самом общем смысле состоит из теоретического и практического  знания.

 

2. Методы политологии

1. Социологический метод  выясняет, как политика зависит  от социальной сферы, т. е.  от общества.

2. Структурно-функциональный  метод рассматривает политику  как целостную систему, где  каждый элемент выполняет определенную  функцию.

3. Функциональный метод  изучает политику через зависимости  между политическими явлениями  (например, политическая культура  – режим власти, наличие политических  партий – избирательная система  и т. д.).

4. Системный метод рассматривает  политику как систему-механизм, взаимодействующий  с окружающим миром. Требования граждан, их пожелания, претензии, поддержка или недовольство – это «вход» системы; реакция на это государства, власти – это «выход».

5. Антропологический метод  изучает явления политической  жизни на основе иррациональной, инстинктивной природы человеческого  поведения, рассматривает человека  как родовое существо, имеющее  основные потребности – в пище, безопасности, свободе и т. д.

6. Сравнительный метод  сопоставляет политические партии, политические системы, политические  режимы и др., чтобы выявить  наиболее эффективные формы организации  общества и пути решения политических  проблем.

7. Исторический метод изучает  политические явления в их  историческом развитии, что позволяет  проводить параллели между прошлым  и настоящим политическим процессом.

8. Эмпирический метод изучает  политику на основании эмпирических  исследований (статистические данные, опросы, анкетирование, эксперименты, наблюдения и т. д.).

 

3. Политическая наука выполняет  в обществе ряд социально значимых  функций (лат. functio - исполнение, осуществление). В числе их можно назвать следующие:

Теоретическая функция предполагает анализ конкретных политических явлений  и процессов, выработку определенных ценностей и идеалов политической жизни, обогащение политического знания в целом.

Методологическая функция  политологии заключается в разработке принципов и способов познания политических реалий, категориального аппарата этой науки.

Практическая функция  политологии заключается в определении  способов, методов и средств рационализации политической жизни, выработке рекомендаций для властных структур, предварительной  экспертизе политико-управленческих решений  с точки зрения ожидаемого от них  эффекта.

Прогностическая функция  политологии предполагает определение  ближайших и отдаленных перспектив развития стран и регионов, моделирование  будущих политических процессов. Возможности  прогнозирования расширились благодаря  привлечению в сферу общественных наук методов и средств точных и естественных наук.

Воспитательная функция  политологии состоит в формировании политического сознания и политической культуры граждан, в осуществлении  их политической социализации, в обеспечении  функционирования демократического общества. Структура политологии  в самом  общем смысле состоит из теоретического и практического знания.

Теоретическая политология  формирует фундаментальные знания о политической деятельности и процессах  политического развития, разрабатывает  концептуальный аппарат науки, методологию  и методы политических исследований.

Прикладная политология  изучает проблемы преобразования политической действительности, анализирует пути и средства целенаправленного воздействия  на политические процессы, предлагает конкретные рекомендации для достижения практических результатов. Сфера ее внимания - технология и техника  организации власти, конкретная деятельность различных политических институтов, избирательные кампании, общественное мнение, особенности политической ориентации и политического поведения различных  социальных групп. Выводы прикладной политологии  могут служить основанием для  формулирования положений теоретической  политологии.

 

5. Термин "политика" в  научный оборот ввел Аристотель  в IV в. до н.э. Греческий философ  определил ее как искусство  управления государством , под которой понимался полис . Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она формируется значительно позже, чем экономические и социальные отношения, а также мораль.

функции политики заключается в следующем:

политика есть инструмент реализации властно значимых интересов  социальных групп;

политика призвана обеспечивать урегулированность и порядок социальных процессов и отношений, условий материального общественного производства и совместного труда4;

политика обеспечивает как  преемственность, так и инновационность общественного развития. Инновация проявляется в обосновании и реализации новых моделей развития;

политика необходима для  того, чтобы рационализировать общественные отношения, сгладить социальные противоречия и направить ситуацию на поиск взвешенных решений.

 

6.  Структура, уровни  и функции политики.

Прогностическая состоит в определении перспектив общественного развития, в создании различных моделей будущего состояния экономики, политической системы, культуры общества. Эта функция включает в себя прогнозирование как положительных, так и отрицательных последствий политической деятельности правящей элиты.

Интегрирующая сводится к объединению различных групп общества на основе возвышенных идей, интересов и ценностей. Политика призвана обеспечивать целостность политической системы, стабильное и динамичное развитие общества даже при смене правящих режимов.

Мобилизационно-организаторская выражается в мобилизации материальных, духовных и трудовых ресурсов для эффективного решения экономических, социальных и других задач, которые стоят перед обществом.

Идеологическая проявляется в разработке определенного общественного идеала. Этот идеал должен содержать ответы на вопросы: «Какое общество мы имеем?», «К какому стремимся?». Идеал включает и систему политических ценностей, ориентирующих людей не созидательную социальную деятельность и их духовное обогащение.

Воспитательная нацелена на активное включение человека в  политическую жизнь, на его социализацию. Участие в политике способствует интеллектуальному и духовному  развитию индивида, его утверждению  в жизни как самостоятельной  и творческой личности.

Инновационная нацелена на творческое осмысление политической действительности, способов и методов ее изменения. Это означает, что политика, опираясь на лучшие достижения прошлого, должна создавать вместе с тем новые  формы социальной ориентации жизни, формировать предпосылки для  более возвышенного развития как  отдельной личности, так и общества в целом.

Субъекты политики.

1-я группа включает  основные социальные общности (индивиды, социальные группы, слои, классы, нации,  народы). Каждый из этих социальных  субъектов обладает своим специфическим  интересом, который и побуждает  к участию в политике. Их называют  первичными субъектами политики.

2-я группа включает  социальные институты и организации,  которые формируются людьми и  их общностями с целью участия  в политике. Это политические  институты, к которым относится  государство, политические партии, общественные организации и движения. Все они вторичны по отношению  к субъектам 1-ой группы, т.к.  создаются для выражения политических  интересов различных социальных  групп (классов, наций, народов).

 

7. Связь политики с идеологией.

Любая политика имеет определенную теоретическую основу, которая выражается в определенной идейной (идеологической) доктрине. Идеология разрабатывает  цели и задачи развития общества, определяет те социальные силы, опираясь на которые  можно достичь цели. Политика всегда имеет определенную идеологическую направленность. Связь политики с  идеологией можно представить через  национальную идею. Для РБ — идея национального возрождения выражается в том, чтобы дополнить политический суверенитет экономическим.

 

8. Связь политики с моралью.

Мораль — сложившиеся  в данном обществе нормы поведения, а политические отношения невозможны без учета традиционных для данного  общества норм поведения. Зачастую моральные  ценности служат для обоснования  или оправдания политических ценностей.

 

10. Сущность и природа власти

Власть — это право  и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими. Это способность и возможность  одних осуществлять свою волю по отношению  к другим, оказывать определенное влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.

Политическая власть —  это реальная способность данного  класса, группы, индивида проводить  свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется  или социальным господством, или  ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего  различными сочетаниями этих качеств.

Ресурсы политической власти. Среди них экономические, социальные, силовые, информационные и др.

Экономические ресурсы нужны  и для завоевания власти, и для  реализации ее целей, и для ее поддержания.

Силовые ресурсы выполняют  функцию обеспечения обороны  страны, охраны внутреннего порядка, в том числе обеспечения безопасности полит власти, недопущение каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения.

Социальные ресурсы. Социальная политика в больших современных  западных странах строится таким  образом, что в сохранении существующей полит власти заинтересовано

большинство населения: здесь  широкая система страхования, высокий  уровень пенсионного обеспечения, широко развита система благотворительных  организаций и т д.

Информационные ресурсы - это средства массовой информации.

Существуют две формы  полит власти: индивидуальная и институализированная,

 

13.  Политическая система – это комплекс государственных институтов, политических партий, общественных организаций, в рамках которого протекает политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

функции:

1. Управление обществом.  Оно заключается в определении  целей развития, в выработке и  реализации политического курса,  в контроле за деятельностью всех элементов системы, в ее идеологическом и информационном обеспечении.

2. Интеграция различных  элементов политической системы  в единое целое. Этим обеспечивается  консолидация общества, урегулирование  конфликтов.

3. Регулирование политического  поведения и политических отношений,  нормотворчество, выработка эталонов  общественно приемлемого поведения. 

4. Политическая коммуникация, обеспечивающая связь между элементами  политической системы, а также  между системой и средой. Информация  дает возможность властным структурам  принимать оптимальные решения,  обеспечивать поддержку системы  управления со стороны населения,  формировать общественное мнение.

Структура:

Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами: 1) институциональную, 2) коммуникативную, 3) нормативную, 4) культурно-идеологическую.

 К институциональной  подсистеме относятся политические  организации (институты), среди которых  особое место занимает государство.  Из негосударственных организаций  большую роль в политической  жизни общества играют политические  партии и общественно-политические  движения. Все политические институты  можно условно разделить на  три группы. К собственно политическим  относятся организации, непосредственной  целью существования которых  является осуществление власти  или воздействие на нее (государство,  политические партии и общественно-политические  движения). Ко второй группе — несобственно-политических — относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т. п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, а поэтому подобные организации должны участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои корпоративные интересы, добиваясь их учета и реализации в политике. Наконец, к третьей группе относятся организации, имеющие в своей деятельности лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений.

Информация о работе Шпаргалка по «Политологии»