Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 19:39, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1 Предмет и задачи политологии
Вопрос 2 Политология в системе социально-гуманитарных наук
Вопрос 3. Политика как социальное явление и предмет научного познания

Файлы: 1 файл

ответы на вопросы.doc

— 889.00 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1 Предмет и  задачи политологии

 

Политология - наука о политике. Исследователи трактуют этот термин по-разному:

1. Политология – наука, традиционно занимающаяся исследованием государства, партий и других институтов, осуществляющих власть в обществе или воздействующих на нее, а также ряда других политических явлений. В этом случае политология – дисциплина, однопорядковая с политической социологией, политической философией, политической психологией и т.п., т.е. одна из наук о политике.

Главным аргументом в пользу такой позиции является ссылка на естественно сложившуюся в ходе истории дифференциацию наук. Действительно, в силу различных причин традиционно главным объектом изучения политической науки были государство, его устройство и деятельность, а также другие политические организации.

Существенным недостатком  трактовки политологии как сравнительно частной науки о политике является логически следующее из такого подхода  фактическое отрицание общей  науки о политике, интегрирующей  все политические знания в единую систему. Вероятно в силу отмеченных слабостей, эта (первая) позиция в последние годы утрачивает свое влияние, особенно в Европе.

 

2. Политология – точная наука. Политология – единая наука о политике. Однако она включает не все знания об этой сфере общественной жизни, а лишь те, которые опираются на строго научные методы.

В содержание политической науки не входят такие общетеоретические  дисциплины, как политическая философия, политическая этика, история политических идей и др.

Эта точка зрения представлена сторонниками бихевиоризма. Бихевиористы отрицают подлинную научность предшествующих политических теорий и уподобляют политологию естественным наукам, основанным на точных эмпирических, математических, кибернетических и тому подобных методах.

Логическим следствием бихевиористской позиции является разделение политических знаний на две части:

  • на нормативные знания, связанные с ценностями и оценками, требованиями и пожеланиями;
  • на строго научные знания, основанные на фактах.

Такой подход подвергается критике за противопоставление двух этих видов знаний и за отлучение нормативных теорий от науки. Как показывает история, хотя нормативные и эмпирические знания имеют большую специфику, их полный разрыв губителен для общественной науки, поскольку обрекает ее на дегуманизацию, отход от жгучих проблем человечества и вырождение в малозначимые абстракции.

3. Политология – общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом: политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, теорию политических институтов и, прежде всего государства и права и т.д.

Достоинством широкой трактовки  политической науки является не только простота понимания, прямое соответствие категории «политология» значению этого термина – общая наука о политике, но, прежде всего ориентация на интеграцию самых различных политических знаний и тем самым на получение целостной картины исследуемых объектов.

Итак, политология представляет собой единую, интегральную науку о политике, ее взаимодействии с личностью и обществом. Дать более конкретное общее определение этой науки практически невозможно. Это вызвано, прежде всего, чрезвычайной многозначностью термина «политика», возможностью различных способов ее описания, а также дискуссионностью представлений о предмете политологии.

Вопрос 2 Политология в системе социально-гуманитарных наук

 

Политическая  философия – отрасль знаний, изучающая политику как целое, ее природу, значение для человека, взаимоотношения между личностью, обществом и государственной властью и разрабатывающая идеалы и нормативные принципы политического устройства, а также общие критерии оценки политики. Она стремится ответить на вопросы, почему и зачем существуют те или иные политические явления и каковыми они должны быть.

Таким образом, политическая философия  служит обшей методологической базой  политических исследований, определяет смысл различных концепций, выявляет универсальные принципы и законы во взаимоотношениях человека, общества и власти, соотношение рационального и иррационального в политике, ее нравственные критерии и мотивационную основу, определяет границы и принципы государственной власти и т.п. Политическая философия была исторически первой формой существования политической науки.

Политическая история изучает политические теории, взгляды, институты и события в их хронологической последовательности и связях друг с другом. Вся человеческая история в определенном смысле – это прошлая политика. Без знания истории невозможно понять и предвидеть будущее. Поэтому любые значительные политические исследования так или иначе предполагают обращение к политической истории.

Политическая социология – наука о взаимодействии между политикой и обществом, между социальным строем и политическими институтами и процессами. Она выясняет влияние остальной, неполитической части общества и всей социальной системы на политику, а также ее обратное воздействие на свою окружающую среду. Эта наука занимает промежуточное положение между политологией и социологией. Она выделяется среди других наук о политике прежде всего социологическим подходом к исследованию своего предмета, требующим выяснения зависимости политики от общества.

Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, его убеждений, ценностных ориентаций и установок. Эта наука рассматривает человеческое поведение как процесс и результат взаимодействия индивида со средой, при котором действия личности определяются как характером внешнего воздействия, так и особенностями их восприятия и осознания субъектом, который и является непосредственным предметом психологического анализа.

Политико-психологические  исследования особенно широко применяются  при изучении электорального и иного политического  поведения, политического лидерства, политического конфликта и сотрудничества.

Политическая антропология изучает зависимость политики от родовых качеств человека: биологических, интеллектуальных, социальных, культурных, религиозных и др., а также обратное влияние политического строя на личность.

Политическая география исследует взаимосвязь политических процессов с их пространственным положением (например в зависимости от близости к океану, к сильным государствам и т.п.), территориальными, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами.

Политическая астрология занимается выяснением влияния космоса, расположения звездных светил, солнечной активности, фаз Луны и т.д. на политические события и политическое поведение. Хотя многие выводы этой дисциплины носят гипотетический или даже весьма сомнительный характер, отдельные ее положения, например влияние солнечной активности на массовое политическое поведение, политическую активность, заслуживают внимательного учета в практической политике, особенно в кризисных ситуациях.

Политика способна воздействовать на развитие экономики (содействовать ему или тормозить).

Вопрос 3. Политика как  социальное явление и предмет  научного познания

 

Политика существует в различных формах – в виде мышления, речи и поведения людей. Она имеет сложное строение. В научной литературе выделяются различные аспекты и составные части политики. Одно из наиболее широко распространено деление политики, которое разграничивает в ней формы, содержание и процесс.

Форма политики – это ее организационная структура, институты (в том числе и система правовых и организационных норм), придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей.

Форма политики реально воплощается в государстве, партиях и группах интересов (ассоциациях и движениях), а также в законах, политических и правовых нормах.

Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в проблемах, которые оно решает, в мотивах и механизмах принятия политических решений.

В политическом процессе отражается сложный, многосубъектный и конфликтный характер политической деятельности, ее проявление как отношений различных социальных групп, организаций и индивидов.

Элементы и уровни политики. Форма, содержание и процесс не исчерпывают строение политики. В качестве ее относительно самостоятельных элементов можно выделить:

    1. политическое сознание, включающее внутренний мир, менталитет, ценностные ориентации и установки индивидов, а также политические взгляды и теории;
    2. нормативные идеи: программы и избирательные платформы политических партий, целевые установки групп интересов, политико-правовые нормы;
    3. институты власти и борьбы за нее;
    4. отношения властвования – господства и подчинения, а также политической борьбы и сотрудничества.

 

Помимо составных частей и элементов в политике иногда выделяют три уровня ее существования:

  1. макроуровень - характеризует государство как целое, публичную принудительную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах.
  2. Микроуровень - охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т.п. Здесь, как и в государстве в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике: выдвижение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперничество индивидов и групп за власть и т.д.
  3. Мегауровень - относится к деятельности международных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС и т.п.

Первый из этих уровней занимает центральное место и характеризует суть политики. Второй и третий уровни имеют подчиненное значение.

Функции политики характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество. К ним относятся:

    • поддержание и укрепление целостности общества как сложной дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности;
    • разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;
    • авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ;
    • предотвращение и регулирование групповых конфликтов;
    • конституирование сложных социальных субъектов (коммуникационная функция).
    • поддержание классового или социального господства;
    • защита основополагающих прав человека;
    • привлечение граждан к управлению государственными и общественными делами;
  • обеспечение социальной справедливости и общего блага.

 

 

Вопрос 4. Основные концептуальные подходы к исследованию политики

 

Парадигма – это специфическая логическая, мыслительная модель, определяющая способы восприятия и интерпретации действительности (некий принцип объяснения социальной реальности).

В истории политической мысли использовались различные общие парадигмы:

  • теологическая (религиозная) – базируется на сверхъестественном объяснении государственной власти, видит ее истоки в божественной воли и религиозных кодексах (святых писаниях);
  • натуралистическая – ориентирует на рассмотрение человека как части природы и объяснения политики природной средой (географическими факторами, биологической конструкцией, врожденными психическими свойствами и т.д.);
  • социальная – истолковывает политику через влияние на нее других сфер общества: экономики, социальной структуры, права, культуры и т.д.
  • рационально – критическая – ориентирует на раскрытие внутренней природы политики, ее важнейших элементов и их взаимодействия на выявление лежащих в основе динамики политической жизни и т.д.

Общие методы политологии

 

    1. Социологический подход предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры. Социологический метод по праву занимает одно из центральных мест в социологической науке, во многом определяет специфику политической социологии. Одним из его широко распространенных, более частных проявлений выступает культурологический подход, ориентирующий на выявление зависимости политических процессов от политической культуры.
    2. Нормативный подход предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и других ценностей. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Он требует исходить из должного и желаемого, из этических ценностей и норм и в соответствии с ними строить политическое поведение и институты.
    3. Стуктурно-функциональный анализ - он предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции (роли), направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы. Деятельность элементов системы как бы запрограммирована ее структурной организацией, непосредственно занимаемыми ими (людьми, институтами) позициями и выполняемыми ролями (президентов, министров, граждан и т.п.). Структурно-функциональный метод широко использовали К. Маркс и многие другие известные социологи и политологи. Он выступает в качестве одного из принципов системного анализа.
    4. Системный подход. Суть этого метода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложно организованного организма, как саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход (воспринимающий требования граждан, их поддержку или неодобрение) и выход (принятые политические решения и действия) системы. Политической системе принадлежит верховная власть в обществе. Она стремится к самосохранению и выполняет две важнейшие функции:

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"