Вопрос №4, Апрель 2011
Политическое
учение Конфуция
(VI-V в. До н.э.)
Оценка существовавших
норм общества
Компромиссное и Негативное восприятие
Отрицательное
примиренческое государственных
законов отношение к войнам
отношение к
(вспомогательная роль)
действующим
порядкам
Основные
цели учения
Достижение мира и
Преодоление поляризации
благополучия в обществе
богатства и бедности
Пути преобразования
общества
- Патриархально-патерналистская концепция государства.
- Государство = Семья. Государь – отец большого
семейства: элитарный характер управления
- Принцип неравенства (политического)
- Построение взаимоотношений в обществе на принципах нравственности:
- Правила ритуала: честность, вежливость, искренность, уступчивость, преданность правителю
- Человеколюбие: доброта, гуманность, забота о людях, почтительное отношение к родителям
- Следование долгу
- Создание эффективной системы управления на основе нравственного примера элиты
Система требований к чиновнику
– «благородному мужу»:
- Личные качества: чувство самоуважения и независимости, благородство и культура – индикатор идеальной личности
- На службе – ответственность, активность, самостоятельность. Основная цель – благо народа
- При управлении народом – справедливость, взимание налогов, воинская и трудовая повинность.
- При воспитании народа – доброта и личный пример, следование традициям
4.Принцип исправления имен
Оценка учения
современным обществом
- Отрицание насилия
- Стремление к совершенствованию морали
- Формирование системы образования, распространение знаний в обществе
- Система требований к чиновникам
- Роль управления в обществе
- Гуманизм (любовь к человечеству)