Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:16, шпаргалка

Описание работы

Начальные сведения о политологии.
Политология изучает политическую сферу жизни общества на 3-х уровнях.
Первый уровень – теоретический, уровень философского анализа, где предметом рассуждения является общая теория общественного развития.
Второй уровень – практический, уровень конкретно-теоретического анализа, в центре внимания которого находятся основные положения теории политики, создающей научный образ политической деятельности в целом.

Файлы: 1 файл

Политология как наук1.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)
  1. Начальные сведения о политологии.

 

Политология изучает политическую сферу жизни общества на 3-х уровнях.

Первый уровень – теоретический, уровень философского анализа, где предметом рассуждения является общая теория общественного развития.

Второй уровень – практический, уровень конкретно-теоретического анализа, в центре внимания которого находятся основные положения теории политики, создающей научный образ политической деятельности в целом.

Третий уровень – эмпирический (от "эмпириа" – опыт), то есть анализ конкретных результатов действительности в виде описаний, пояснений, прогнозов.

Объект политологии – политика, политическая сфера жизни общества.

Уровни объекта:  
• общие закономерности становления, развития и смены политических систем, понятия и категории; 
• реальные политические процессы (разработка теорий и методов политической деятельности); 
• конкретные исследования политических институтов, анализ ситуаций, субъектов, объектов политики.

Предмет политологии – закономерности становления, функционирования и изменения политической власти, т. е. познавание сущности политики.

К методам политологии  относят следующие:

Первая группа — общелогические методы, используемые политологией как одной из обществоведческих наук (философия, социология, экономика). Это — не собственно методы политической науки. Сюда входят:

  • анализ и синтез;
  • индукция и дедукция;
  • аналогия;
  • моделирование;
  • классификация;
  • абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному;
  • сочетание исторического и логического анализов;
  • мысленный эксперимент.

Вторая группа — методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Сюда относятся:

  • использование статистики (прежде всего электоральной);
  • анализ документов (количественный и качественный контент-анализ);
  • опрос (анкетный и экспертная оценка);
  • интервьюирование;
  • лабораторные эксперименты;
  • теория игр;
  • современные компьютерные технологии, включая методы искусственного интеллекта, геоинформационные системы и другие.

Функции политологии: 
• теоретико-познавательная – формирует знания о политике и ее роли в обществе; 
• мировоззренческая, которая способствует выработке определенного видения политической действительности; 
• методологическая, сводящаяся к тому, что выводы политической науки могут служить основой для более частных политических теорий; 
• регулятивная, предполагающая усвоение политических знаний посредством прямого влияния на политические действия; 
• прогностическая, раскрывающая тенденции развития политических явлений через прогноз; 
• оценочная (аксиологическая) – дает точную оценку событиям.

 

  1. Основные теоретико-методологические направления в политологии.

 

  1. Социологическая — предполагает выяснение зависимости политики от влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры. В своих крайних проявлениях представлена в марксизме — тезис зависимости политической структуры от экономического базиса.
  2. Бихевиоралистская. Особое развитие получила в США в последней трети XIX в. Претендует на максимальную научность в политологии, широко использует методы естественных наук, конкретной социологии. Суть бихевиоралистской методологии заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп (но не институтов). Конституирующие начала данного подхода: 1) политика имеет личностное измерение, групповые действия людей так или иначе восходят к поведению отдельных личностей, которые и являются объектом исследования; 2) доминирующие мотивы поведения людей — психологические, они могут иметь и индивидуальную природу; 3) политические явления измеряются количественно; это открывает перед политологами возможность использования математики.
  3. Нормативно-ценностная — предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага и справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Он исходит из должного или желаемого и в соответствии с этим строит политические институты и поведение.
  4. Функциональная — требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющимися в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством политических партий и избирательной системой.
  5. Системная, применительно к политике, была впервые разработана в 50-60-е годы XX в. Д. Истоном и Т. Парсонсом. Суть этого подхода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложного организма, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход и выход системы. Политической системе принадлежит верховная власть в обществе.
  6. Антропологический подход. Он требует изучения обусловленности политики природой человека как родового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и т. д.).
  7. Психологический подход — сходен с антропологическим. Однако, в отличие от последнего, он имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума, что предполагает учёт его родовых качеств, социального окружения, особенностей индивидуального развития. Важнейшее место здесь занимает психоанализ, основы которого разработал 3игмунд Фрейд.
  8. Социально-психологический подход аналогичен психологическому, однако применительно к индивидам, в зависимости от их принадлежности к социальным группам, этносам. С его помощью исследуется психологический характер этих групп (наций, классов, малых групп, толпы и т. д.).
  9. Сравнительная методология широко распространена в современной политической науке, в которой выделяется специальная отрасль знания — сравнительная политология (например, политические мировые системы: англо-американская, европейская, континентальная, восточная и т. д.). Этот подход предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, различных способов выполнения одних и тех же политических функций и т. д. с целью выявления их общих и специфических черт, нахождение наиболее эффективных форм политической организации.
  10. Политическая власть.

 

Политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

Функции

  • управленческая
  • интегрирующая (интеграция общественных интересов)
  • мотивационная
  • мобилизационная
  • контролирующая (обеспечение правопорядка)
  • культурная

Функции политической власти напрямую связаны с функциями государства во внутренней и внешней политике.

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

Автократия – форма правления, основанная на неограниченном и бесконтрольном полновластии одного лица в государстве. Виды автократии – деспотические монархии Др. Востока, тиранические правления в отдельных греческих государствах, Римская и Византийская империи, абсолютные монархии нового времени. В содержание понятия «автократия» включают также нелигитированные полномочия субъектов в какой-то сфере государственной деятельности.

Аристократия в античности считалась наилучшей формой правления как власть достойных, компетентных людей. В новое время аристократия выступала в качестве элемента смешанной формы правления конституционно-монархического строя, служа необходимым противовесом иным – монархическим, демократическим – структурам и гарантом от узурпации власти. В Англии носителем аристократического принципа являлась палата лордов – верхняя палата парламента. Аристократическая республика существовала в античной Спарте, средневековых Генуе, Венеции, Новгороде.

Демократия – форма правления, характеризующаяся признанием народа источником власти, равноправием граждан, подчинением меньшинства большинству при принятии решений и признании ценности мнений, интересов меньшинства, выборностью основных органов государства и другими принципами, основным из которых является соблюдение прав и свобод человека.

Монархия – вся власть концентрируется в руках одного лица – монарха и передается по наследству. При абсолютной монархии монарх контролирует все ветви власти. Ограниченная монархия разделяется на дуалистическую и конституционную (парламентскую) в зависимости от уровня ограничения полномочий главы государства. При дуалистической монархии существуют два института – монарший двор и монарх. Монарший двор формирует правительство и парламент, но не оказывает непосредственного влияния на правление. Монарх же обладает довольно обширными полномочиями в плане воздействия на парламент. При конституционной монархии распоряжения монарха должны подтверждаться главой исполнительной власти и только после этого приобретают силу закона.

Олигархия – вся полнота власти сконцентрирована у обособленной элиты. Наличие в государстве олигархии определяет корпоративный характер данного общества и углубляющееся политическое отчуждение.

Технократия – власть переходит от политиков и собственников к научной и технической интеллигенции. Основным постиндустриальным продуктом являются знания и информация, а техника и технология выступают способом их внедрения.

 

  1. Политическая система и ее типы.

 

Политической системой можно назвать упорядоченную совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть.

Типы политических систем.

Основное различие между политическими  системами заключается в том, как распределяется политическая власть в процессе управления: рассредоточена ли она между несколькими самостоятельными субъектами власти или концентрируется в руках одного субъекта (и монополизируется им), будь то отдельный человек ("диктатор"), законодательное собрание, комитет или партия. Если политическая власть разделена и рассредоточена, то политическая система классифицируется как конституционная или демократическая. Если же власть сосредоточена в руках одного субъекта, то система классифицируется как автократическая.

Французский политолог Ж. Блондэль различает политические системы  по содержанию и формам управления. Он выделяет пять основных типов:

  1. либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии государственных решений;
  2. коммунистические системы с приоритетом равенства социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его достижения;
  3. традиционные политические системы, управляемые олигархиями с весьма неравномерным распределением социальных и экономических благ;
  4. становящиеся политические системы в развивающихся странах с авторитарными средствами управления;
  5. авторитарно-консервативные системы, цель которых - сохранение социального и экономического неравенства, но более действенными средствами.

Большинство западных политологов  выделяют следующие три типа политических систем.

Политические системы  англо-американского типа. Они характеризуются секуляризованной политической культурой, опирающейся на рациональный расчет, терпимость и толерантность граждан и политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегулированию. Здесь оптимально реализуется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную и четко определены их функции.

Политические системы  тоталитарного типа. Власть сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информации находятся под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы. Господствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции репрессивных органов. Политическая активность носит разрушительный и принудительный характер.

Континентально-европейские системы. Имеются в виду системы, сложившиеся во Франции, Германии, Италии. Для них характерно взаимодействие старых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности, партии и общественно-политические объединения свободно функционируют в границах существующих конституционных норм, представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определенных законом регламентов и процедур.

Классификация политических систем необходима, так как политическая наука изучает не одну систему, а проводит сравнительный политический анализ нескольких систем, выявляет общее и особенное в их структуре, функциях и механизмах функционирования.

 

  1. Политические элиты.

 

Политическая элита – особая группа людей, имеющая привилегированное положение в структурах политико-государственной и политико-негосударственной власти и непосредственно осуществляющая функцию руководства властными отношениями.

В состав политической элиты входят люди, обладающие политической властью в государственных и партийных институтах. Они, как правило, занимаются разработкой концепции деятельности своих институтов, руководят ими.

Платон делил общество на три  страты: философскую сверхэлиту, элиту  управляющих и массу. Но первые классические теории элит были сформированы только в начале XIX в. Г. Моской, В. Парето и Р. Михельсом. Все они рассматривали общество как единство относительно малочисленного привилегированного класса управляющих и большинства управляемых.

Критериями  принадлежности к элите могут быть: организаторские способности, интеллектуальное или материальное превосходство, особые индивидуальные качества и т. д. Обобщенно социологические теории, в которых употребляется термин «элита», можно разделить на две группы. Первые элитой называют слой, находящийся на самой вершине общественной пирамиды (Моска, Лассуэлл) Вторые под элитой понимают тех людей, которые достойны находиться на вершине общества (Ортега-и-Гассет, Тойнби). Парето относится одновременно к обеим группам. Он считал, что социум находится в равновесном состоянии, если большинство тех, кто входит в правящую элиту, обладает определенными качествами – неважно, хорошими или плохими с точки зрения морали, – которые обеспечивают им власть.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"