Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:16, шпаргалка

Описание работы

Начальные сведения о политологии.
Политология изучает политическую сферу жизни общества на 3-х уровнях.
Первый уровень – теоретический, уровень философского анализа, где предметом рассуждения является общая теория общественного развития.
Второй уровень – практический, уровень конкретно-теоретического анализа, в центре внимания которого находятся основные положения теории политики, создающей научный образ политической деятельности в целом.

Файлы: 1 файл

Политология как наук1.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

Выделяют две причины возникновения и существования политической элиты общества. Во-первых, потребность в управлении обществом порождает существование элиты. Во-вторых, эгоцентричность человеческой природы (забота о себе и своих близких) выделяет элитарный класс.

Уже в начале 1920-х гг. социологи, придерживающиеся элитаристского подхода, указывали на невыполнимость поставленной большевиками задачи построения бесклассового общества в России. Классовая борьба, по их мнению, должна была закончиться не диктатурой пролетариата, а господством тех, кто говорит от имени пролетариата, т. е. привилегированного меньшинства, элиты.

  1. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

 

В современной  науке выделяют следующие основные подходы к трактовке лидерства:

• это разновидность власти, отличием которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человека или группа лиц;

• это управленческий статус, социальная позиция которая связана с принятием решений, это руководящая должность. Такая интерпретация лидерства выходит из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций, дает человеку статус лидера;

• это влияние на окружающих людей. Однако это не любое влияние, а такое, для которого характерен ряд особенностей:

а) воздействие лидера должно иметь  постоянный характер и распространяться на всю группу, общество;

б) у политического лидера четко  расставлены приоритеты во влиянии, отношения лидера и ведомых характеризуют асимметричность, неравенство во взаимном влиянии;

в) влияние лидера опирается не на применение силы, а на авторитет  или хотя бы признание правомерности  руководства;

• это своего рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации;

• это символ общности и эталон поведения группы. Он выдвигается снизу, преимущественно стихийно и имеет широкий круг последователей. Политическое лидерство отличается от политического руководства, которое предполагает жесткую и форматизированную систему отношений господство – подчинение.

 

Понятие политического лидерства включает в себя два аспекта: формально-должностной статус, связанный с обладанием властью, и субъективная деятельность по выполнению возложенной социальной роли.

Причем  первый аспект, предполагая личностную активность, имеет определяющее значение для оценки индивида как политического лидера.

Второй  аспект – личностные качества и  реальное поведение на занимаемом посту  – определяет главным образом  только сохранение властной должности, а также служит для оценки лидера как результативного или нерезультативного, великого или ординарного, как хорошего или плохого руководителя.

Учитывая  все это, отделение политического  лидерства от его закрепленной руководящей  позиции представляется неправомерным.

Политическое лидерство представляет собой постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих управленческие позиции, на все общество, организацию или группу.

В структуре лидерства выделяют три основных компонента:

    • индивидуальные черты лидера;
    • ресурсы или инструменты, которыми он располагает;
    • ситуация, в которой он действует и которая оказывает на него влияние.

Все эти  компоненты влияют непосредственно  на эффективность лидерства.

 

  1. Современные представления о гр. обществе.

 

Причинной основой  развивающегося правового государства является формирующееся гражданское общество. Правовое государство выступает гарантом и представителем разнообразных интересов гражданского общества в политической сфере. Оно создает между властью и гражданином целую систему права, законодательства, регулирующего их взаимоотношения.

Гражданское общество существует и функционирует в диалектическом, противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно тесно соприкасается и взаимодействует с государством, при авторитарном и тоталитарном режимах пребывает в пассивной или активной оппозиции к режиму. Государство может значительно ограничить жизнедеятельность гражданского общества, - но разрушить, "отменить" его не способно: оно является первичным по отношению к государству, фундаментом государства. В свою очередь гражданское общество также может существенно ограничить функции государства, но подменить и тем более упразднить государство на современном этапе развития общества оно не способно.

По своей природе  гражданское общество является обществом неполитическим. Об этом свидетельствует многотысячелетняя история его до государственного и доклассового развития: и семейные, и хозяйственные, и духовные и другие отношения успешно развивались вне политики и без политики. Но сегодня в мире активной внутренней, внешней и международной политики, проводимой государствами, гражданское общество вынуждено заниматься политикой в той мере, в какой его понуждает к этому объективная реальность. В недрах гражданского общества могут возникать и возникают политические объединения, в разной степени по мере необходимости политизируются общественные организации и движения.

В некоторых западных и не только западных источниках просматривается тенденция придать понятию "гражданское общество" излишне религиозную окраску. В числе позитивных компонентов деятельности церкви есть и такие, как консолидация общества, защита интересов трудящихся и неимущих граждан, воспитание нравственности. Церковь — органическая составляющая гражданского общества. Но переоценивать ее роль в совершенствовании гражданского общества, видимо, не следует.

Гражданское общество — система самоорганизующаяся и само развивающаяся. Вместе с тем опыт высокоразвитых стран свидетельствует, что оно функционирует и развивается гораздо успешнее и эффективнее, когда для этого создаются определенные благоприятные условия.

Эти условия в значительной мере создает само общество, через государство и вопреки нему. Через государство — созданием необходимых законов, формированием демократических структур, строгим соблюдением государством общепринятых норм и процедур. Вопреки государству — созданием в рамках Конституции противовеса государству в виде независимых общественных организаций, массовых демократических общественных движений, средств массовой информации.

Важным условием успешного функционирования гражданского общества является наличие в обществе развитой, многообразной социальной структуры, отражающей все богатство и многообразие интересов представителей различных групп и слоев. Это многообразие не может быть застывшим, закостеневшим в количественном и качественном отношениях. Многообразие социальной структуры должно иметь хорошо развитые вертикальные и особенно — горизонтальные связи. При размытой социальной структуре индивид связан с государством напрямую, а это существенно ограничивает возможности реализации его личных прав и свобод.

Следующим условием жизнедеятельности  гражданского общества является высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности, ее внутренней свободы и способности к полной самодеятельности при включении в тот или иной институт гражданского общества. Это условие достигается и реализуется в результате длительных процессов эволюционного и революционного развития общества. Нельзя сразу всех людей сделать собственниками и предпринимателями — многие этого просто не хотят. Нельзя в короткие сроки создать хорошо развитую социальную структуру общества — это процесс объективный. Невозможно одной краткосрочной кампанией выдавить из каждого рабскую психологию — раб не только тот, кто угодничает, но и тот, кто принимает угодничество.

 

  1. Политические партии и партийные системы.

Политические партии во всех демократических  системах – один из важнейших субъектов  политического процесса. Они являются важными элементами гражданского общества, выполняют функции посредников между государством и обществом, а также выражают интересы граждан в сфере государственной жизни.

Политическая партия представляет собой разновидность  социальной организации, которая создаётся  на определённой идейно-политической платформе. Политические партии представляют интересы конкретных социальных групп и слоёв общества.

Политические партии – это добровольные организации  с общими политическими интересами, целями, идеологией, стремящиеся к  государственной власти.

Политические партии в современном  понимании термина являются относительно молодыми институтами в общественной жизни. Однако задолго до формирования современных политических партий термин этот означал группы, соперничающие  друг с другом в сфере власти или влияния на власть. 

Функции политических партий:

  1. Артикуляция и агрегация общественных интересов – это выявление и выражение сходных интересов граждан, социальных групп с целью объединения в политический интерес.
  2. Политическая организация граждан – это включение индивида в политическую жизнь через систему политического просвещения.
  3. Властная функция – это практическое участие партии в борьбе за распределение власти, её осуществление, в принятии политических решений и в контроле за их исполнением.
  4. Идеологическая – это идеалы, ценности и цели, лежащие в основе деятельности партии.
  5. Организаторская – это формы взаимодействия с органами государственной власти.

Таким образом, партия является связующим звеном между государственной  властью и населением. Она превращает стихийные формы политического поведения масс в организованные действия.

В политологической литературе существуют различные методики классификации  партийных систем. Общепринятой является следующая классификация различных  систем партий: многопартийная, двухпартийная и однопартийная.

Партийная система –  это совокупность отношений между  политическими партиями, их отношений  с государством и другими политическими  институтами.

Партийная система складывается из таких компонентов, как социальный статус политических партий, их положение в структуре общества и характер взаимодействия между ними.

В зависимости от количества партий в государстве партийные системы делятся на однопартийные (неконкурентные), двухпартийные (бипартийные) и многопартийные.

Однопартийная система – закрепляет правящую роль монопольно руководящей обществом партии, при отсутствии свободных выборов. Характерна для стран с авторитарными и тоталитарными режимами. Единственная партия превращается в руководящую силу государства. Основные политические решения принимаются партией, и государственная администрация лишь осуществляет их на практике. (Примеры: СССР, Заир, Китай, Куба, Лаос, и др.).

Двухпартийная система – это наличие 2-х сильных политических партий, каждая из которых имеет возможность победить на выборах и сформировать своё правительство. Наиболее ярким примером двухпартийной системы является существование в США демократической и республиканской партий. Также Великобритания, Канада, Австралия.

Многопартийная система – в государстве существует 3 и более партий. Эта система наиболее типична для парламентской формы правления, и в силу того, что ни одна из партий не способна завоевать поддержку большинства избирателей, они участвуют в создании коалиционного правительства. В настоящее время  большинство западных стран практикует многопартийность в различном объёме: от 12 партий в Нидерландах, до 4 в странах Скандинавии, или 3 партий в Бельгии, ФРГ, Австрии. Промежуточную ситуацию можно наблюдать в таких странах, как Италия, или Франция. В этих странах обычно формируются коалиционные правительства.

Зарождение многопартийной системы в России.

В российской истории возникновение  политических партий можно отнести  только к рубежу 19 – 20 вв.

Прообразами партий в России стали  кружки, такие как тайные общества декабристов («Союз спасения», «Союз благоденствия», «Южное общество», «Северное общество»), «Земля и воля», «Народная воля», «Черный передел». Только на рубеже веков в России появились первые политические партии: в 1898 г. была создана РСДРП, в конце 1901 г. – партия социалистов-революционеров. Период наибольшей интенсивности в образовании российских партий совпадает с подъёмом революц. движения в 1905 г.

Легальной многопартийной системы  в России не существовало до Февральской  буржуазной революции 1917 г., итогом которой стало свержение самодержавия. Лишь после свержения самодержавия стали легально действовать многие партии.

Но с 20-х гг. в стране начала формироваться  тоталитарная политическая система  с однопартийным политическим режимом. Единственная партия – КПСС стала руководить обществом и постепенно присвоила функции государства.

Демократические процессы, происходившие  в России, к 90-м годам, разрушили  однопартийную систему. По данным некоторых  учёных, на 1997 г. в России существовало до 2 тыс. партий.

Современная российская многопартийность находится в стадии становления, когда уточняются программные документы, уставы, когда многие идентичные партии сливаются в одну, либо уходят вовсе. Всё это характерно для партийной  системы транспереходного периода.   


 

  1. Избирательные системы и их характеристики.

Избирательная система  – совокупность законов, с помощью  которых определяются результаты голосования. Существует много избирательных систем, но всё их разнообразие сводится к 3-ём типам: 
- мажоритарная 
- пропорциональная 
- смешанная

Избирательная система, в основе которой лежит принцип  большинства при определении  результатов голосования называется мажоритарной.  
- абсолютное большинство – (побеждает кандидат, получивший 1 + 50% голосов) 
- квалифицируемое большинство – (победителю необходимо набрать установленное большинство голосов – обычно >0.5) 
Главное достоинство этой системы – учёт мнения большинства.

Выборы по этой системе предопределяют господство нескольких крупных партий, которые могут сформировать стабильное правительство. Основной недостаток – она не полностью выражает политическую волю населения.  

В случае пропорциональной системы избиратели голосуют за партийные  списки (по сути – за программу). Партийные списки м. быть различных видов. Часть стран придерживается принципа жёстких (закрытых) списков. Следовательно, голосуют за список целиком. Если в списке 7 кандидатов, а партия выиграла 3 места, то депутатами станут 3 первых кандидата. В случае открытых списков, избиратели могут изменить позиции кандидатов в списке, отдавая ему преференцию. Для определения результатов голосования устанавливается квота, т.е. минимум голосов, необходимый для избрания кандидата (общее число голосов делится на число депутатских по округу). Эта система стимулирует многопартийность, создаёт возможности для существования небольших полит. партий. Она даёт возможность принимать решения, которые больше учитывают политические интересы разных групп населения. Недостатки: в условиях возрастания количества партий затруднено формирование правительства (оно нестабильно). Пропорциональная система не даёт возможности оценить личные качества кандидата в полной мере, т.к. голосование идёт за список.

Смешанная система – соединяет в себе все достоинства и недостатки первой и второй системы (Германия, Россия), избиратель имеет 2 голоса: первый – за кандидата по мажоритарной системе, а второй – за список.





Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"