Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 01:07, курсовая работа

Описание работы

1. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ
2. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА, ЕЁ ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ
....
43. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЛИТИКИ
44. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ ЭТАПЫ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ
45. КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
46. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ И СПЕЦИФИКА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Файлы: 1 файл

ответы политология.docx

— 142.11 Кб (Скачать файл)

38. ПОЛИТИЧЕСКИЕ  КОНФЛИКТЫ, ИХ СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ И ТИПОЛОГИИ

Политический конфликт - столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с борьбой  за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического  статуса, с политическими перспективами развития общества.Структура политического конфликта состоит из:

- условий его возникновения  и протекания; участников, сторон  конфликта, их действий по достижению  своих целей и их ранга, выражающего  их силу и положение в политической  системе общества; средств и способов, используемых конфликтующими сторонами  для создания конфликтной ситуации  и ее разрешения;

- образа данной конфликтной  ситуации, сложившейся у ее участников  и третьих (нейтральных, незаинтересованных  и заинтересованных) субъектов;

- характера конфликта;

- пространственно-временных  параметров;

- этапов и интенсивности  протекания;

- последствий и результатов.

Любой конфликт, как правило, имеет определенные стадии своего развития: начало, скрытая (латентная форма); открытая форма, или стадия противостояния; послеконфликтный этап.

Начальная, латентная (скрытая) стадия включает в себя несколько  основных подэтапов эскалации конфликта: понимание возникновения объективной  конфликтной ситуации; осознание  препятствия для удовлетворения интереса; осознание своих интересов  и соответственно препятствий другой стороной.

В открытой, основной форме  конфликта можно выделить несколько  главных разновидностей наступательных действий: политические воззвания, угрозы; активное создание помех и причинение косвенного вреда; действия, направленные на захват и удержание спорного объекта; подчинение и захват субъекта (объекта).

Завершающими фазами могут  быть: тупик, применение насилия и  мирное урегулирование.

Конфликты можно типологизировать по разным основаниям, например, по характеру  противоречий (антагонистические и  неантагонистические), внутренние и  внешние (в зависимости от их отношения  к социальной системе), по сферам проявления (экономические, политические, духовные, межнациональные, международные).

Конфликты классифицируются по времени действия: затяжные или  скоротечные; по интенсивности: слабые или сильные; по масштабам действия: локальные или региональные; по формам проявления: мирные и немирные; по уровню открытости и степени развития: латентные  и открытые; по степени и характеру  нормативной регуляции: системные  или несистемные, институализированные или неинституализированные; по своим  последствиям: позитивные или негативные, конструктивные или деструктивные.

При типологизации конфликтов следует обращать внимание на их происхождение  и этапы развития. Конфликты, обусловленные  факторами внутреннего характера, обозначаются как эндогенные, внешнего - по отношению к данной системе - экзогенные.

Можно типологизировать конфликты  на основе анализа их социальной среды: внутри семьи (между супругами, между  супругами и детьми); между семьями; между родами и им подобными общностями; между территориальными общностями (села, города и т.д.); между регионами; между руководителями и работниками; расовые конфликты; соперничество  между отдельными народами и т.п.; конфликты между различными культурами; “холодная война”, т.е. война без  применения оружия; борьба между Востоком и Западом или Севером (развитые капиталистические страны) и Югом (развивающиеся страны, или страны “третьего мира”).

39. ОСНОВНЫЕ  ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ(ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ,КОНФЛИКТЫ ИНТЕРЕСОВ ЦЕННОСТЕЙ)

Конфликт как социально-политическое явление присущ любому обществу. Политический конфликт является одной из форм политического  процесса, способом разрешения его  противоречий.

В основе любого политического  конфликта всегда лежат интересы профессиональных групп, классов, наций  и иных общностей, как опосредующее звено между изменениями условий  жизни общества и его политической системой. Однако не сами интересы являются непосредственной причиной назревания и развития конфликтной ситуации. Они приобретают силу детерминантов  лишь при вхождения в противоречие друг с другом. При этом интересной представляется точка зрения выделяющая три типа интересов, детерминирующих  конфликтную ситуацию: консервативная модель, заключающуюся в заинтересованности сохранения действующей политической системы, укрепления консервативных установок; конформистская модель - терпимое отношение  к общественному строю, политическим институтам и их решениям; критическая  модель, в основе которой лежит  негативное отношение и восприятие определенного строя, в том числе  и политической системы.

По областям развертывания  существующие в политическом социальном пространстве конфликты подразделяются на внутри- и внешнеполитические. Во внутриполитических конфликтах реализуются  конкурентные взаимодействия в борьбе за сохранение, удержание, упрочнение или ниспровержение власти - борьба между правящей элитой и оппозицией, между политическими партиями, между  законодательной и исполнительной, между центральной и между  властью.

40. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ  СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

К моменту утверждения  всеобщего избирательного права  в промышленно развитых странах  сложились две основные избирательные  системы - мажоритарная и пропорциональная. Вначале наибольшее распространение  получила мажоритарная избирательная  система. Сущность ее заключается в  том, что депутатские места в  каждом округе достаются кандидату, который собрал установленное большинство  голосов, а остальные кандидаты, не набравшие нужного количества голосов, остаются непредставленными  в органах власти. Мажоритарная система  бывает трех видов в зависимости  от того, какого большинства для  избрания депутатов требует закон - относительного, абсолютного (50% + 1 голос) или квалифицированного (2/3, 3/4 от общего числа поданных голосов).

Мажоритарная система, во-первых, способствует возникновению между  депутатами и избирателями прочных, непосредственных связей, часто имеющие  личностный характер. Во-вторых, мажоритарная система, укрепляя позиции наиболее сильного политического течения, создает  условия для возникновения устойчивой расстановки сил в законодательных  органах, способствуя вытеснению из парламентских структур мелких и  средних по влиянию партий, что  стимулирует образование двух- или  трехпартийных политических систем.

К недостаткам мажоритарной избирательной системы относится, прежде всего то, она не отражает реальную расстановку социально-политических сил в стране. Многие влиятельные  политические партии и организации  вытесняются за пределы парламента.

Пропорциональная избирательная  система основана на том, что мандаты  распределяются между партиями в  соответствии с числом голосов, поданных за каждую из них.

Очевидны положительные  качества пропорциональной избирательной  системы: она обеспечивает справедливое представительство политических сил  на парламентском уровне. В результате при принятии парламентских решений  в большей мере учитываются интересы отдельных социальных и политических групп. Пропорциональная система способствует созданию эффективных обратных связей между гражданским обществом  и государством, стимулирует развитие плюрализма в политической системе.

Отрицательные качества: ослабевает связь между избирателями и парламентариями, поскольку голосование идет за партии, а не за конкретных лиц. Недостатком  пропорциональной системы является и то, что обеспечивая представительство  в парламенте политических сил, не обладающих поддержкой в рамках всей страны, создаются  сложности при формировании правительства. Отсутствие доминирующей политической партии делает неизбежным появление  коалиций партий, политические программы  которых страдают неопределенностью, ибо создаются на основании компромиссов партий с различными целевыми установками.

Для преодоления недостатков  мажоритарной и пропорциональной избирательных  систем создаются разного рода смешанные  избирательные системы: определяется нижний предел для ограничения представительства  мелких партий - избирательный метр; вместо многомандатных создаются маломандатные  округа (право на участие в выборах  предоставляется 4-5 партиям, причем в  качестве победителей могут рассматриваться  только 2-3 партии); в списки кандидатов вносятся не партии, а их представители.

41. ОСНОВНЫЕ  ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

К моменту утверждения  всеобщего избирательного права  в промышленно развитых странах  сложились две основные избирательные  системы - мажоритарная и пропорциональная. Вначале наибольшее распространение  получила мажоритарная избирательная  система. Сущность ее заключается в  том, что депутатские места в  каждом округе достаются кандидату, который собрал установленное большинство  голосов, а остальные кандидаты, не набравшие нужного количества голосов, остаются непредставленными  в органах власти. Мажоритарная система  бывает трех видов в зависимости  от того, какого большинства для  избрания депутатов требует закон - относительного, абсолютного (50% + 1 голос) или квалифицированного (2/3, 3/4 от общего числа поданных голосов). Мажоритарная система, во-первых, способствует возникновению между депутатами и избирателями прочных, непосредственных связей, часто имеющие личностный характер. Во-вторых, мажоритарная система, укрепляя позиции наиболее сильного политического течения, создает условия для возникновения устойчивой расстановки сил в законодательных органах, способствуя вытеснению из парламентских структур мелких и средних по влиянию партий, что стимулирует образование двух- или трехпартийных политических систем. К недостаткам мажоритарной избирательной системы относится, прежде всего то, она не отражает реальную расстановку социально-политических сил в стране. Многие влиятельные политические партии и организации вытесняются за пределы парламента. Пропорциональная избирательная система основана на том, что мандаты распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, поданных за каждую из них.

Пропорциональная система  имеет следующие модификации:

- пропорциональная система  на общенациональном уровне, когда  избирательные округа не вычленяются  и избиратели голосуют за политические  партии в масштабе всей страны;  
- пропорциональная система в многомандатных округах, когда избиратели голосуют за представителей партии в масштабах округа, при этом места в парламенте распределяются в зависимости от влияния партии в округе.

Очевидны положительные  качества пропорциональной избирательной  системы: она обеспечивает справедливое представительство политических сил  на парламентском уровне. В результате при принятии парламентских решений  в большей мере учитываются интересы отдельных социальных и политических групп. Пропорциональная система способствует созданию эффективных обратных связей между гражданским обществом  и государством, стимулирует развитие плюрализма в политической системе. Отрицательные качества: ослабевает связь между избирателями и парламентариями, поскольку голосование идет за партии, а не за конкретных лиц. Недостатком пропорциональной системы является и то, что обеспечивая представительство в парламенте политических сил, не обладающих поддержкой в рамках всей страны, создаются сложности при формировании правительства. Отсутствие доминирующей политической партии делает неизбежным появление коалиций партий, политические программы которых страдают неопределенностью, ибо создаются на основании компромиссов партий с различными целевыми установками. Для преодоления недостатков мажоритарной и пропорциональной избирательных систем создаются разного рода смешанные избирательные системы: определяется нижний предел для ограничения представительства мелких партий - избирательный метр; вместо многомандатных создаются маломандатные округа (право на участие в выборах предоставляется 4-5 партиям, причем в качестве победителей могут рассматриваться только 2-3 партии); в списки кандидатов вносятся не партии, а их представители.

42.ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ  КАМПАНИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ.

Важной частью любой политической системы в демократических государствах является регулярное проведение выборов  в представительные органы власти различного уровня, а также высших органов. Все  усилия в избирательной кампании направлены на оптимальное использование  имеющихся ресурсов для усиления преимуществ кандидата и нейтрализации  сильных сторон его оппонентов.

Главное действующее лицо избирательной кампании -- кандидат в депутаты на конкретную выборную должность. Характер избирательной  кампании предусматривает совместную работу коллектива людей (команды), которые  вместе с кандидатом преодолевают путь к поставленной цели. Чем больше людей заинтересовано в победе кандидата, тем вероятнее эта победа.

Каждая партия или общественное объединение в зависимости от имеющихся возможностей своей целью  на выборах определяет:

-- частичную победу - проведение  незначительного количества депутатов;

-- относительную победу - проведение значительного количества  депутатов, недостаточного для  доминирования в представительном  органе, но способных влиять на  принятие решений;

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"