Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 01:07, курсовая работа

Описание работы

1. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ
2. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА, ЕЁ ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ
....
43. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЛИТИКИ
44. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ ЭТАПЫ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ
45. КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
46. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ И СПЕЦИФИКА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Файлы: 1 файл

ответы политология.docx

— 142.11 Кб (Скачать файл)

-- полную победу - завоевание  более половины мест;

-- абсолютную победу - завоевание 2/3 мест, т.е. квалифицированного  большинства, обладающего возможностью  изменять Конституцию.

Этапы избирательной кампании

Средняя продолжительность  избирательной кампании - три недели - месяц. Дата начала избирательной  кампании зависит от даты, на которую  назначен день выборов (голосования). Избирательная  кампания завершается, как правило, в день, предшествующий дню голосования.

Избирательной кампании предшествуют назначение даты выборов, нарезка избирательных  округов (при выборах по мажоритарной избирательной системе), создание избирательных  комиссий, уточнение списков избирателей. Последующие стадии избирательного процесса - само голосование, подсчет  голосов и определение результатов  выборов.

«Нулевой» этап. На этом этапе  ведутся переговоры политконсультантов с кандидатом, с заказчиком кампании о бюджете кампании. Совместными  усилиями выбирается округ. Для кандидата  не лишним было бы организовать социологическое  исследование, собрать сведения о  наиболее вероятных претендентах на победу. На этом этапе также подбирается  команда, которая будет работать на выборах.

Подготовительный этап. На этом этапе осуществляется выезд  на место команды политконсультантов. Немало сил занимает решение бытовых  вопросов и вопросов размещения, аренды помещения под штаб и районные офисы. Организуется сбор подписей в  поддержку кандидата и проходит его регистрация.

Результатами этапа будут  налаженная инфраструктура и структура  штаба, план работы на всю кампанию и регистрация кандидата.

Этап плановой работы. На этом этапе осуществляется основная агитационная работа, выпуск и распространение  агитационно-печатной продукции, размещение материалов в СМИ, проведение встреч с избирателями и т.д.

«Финишная прямая». Кампания выходит на финишную прямую. Резко  возрастает необходимость оперативно реагировать на изменение ситуации. Информационный поток, воздействующий на избирателей, значительно увеличивается.

Отчетный этап. Результаты уже известны, сделано всё, что  было запланировано. Следующие несколько  дней после подсчета голосов будут  потрачены на то, чтобы написать отчеты (в том числе, и финансовый отчет в избирательную комиссию). На этом этапе неплохо также проанализировать ошибки в стратегии и тактике  предвыборной борьбы.

43. ЛИЧНОСТЬ  КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЛИТИКИ

Общая характеристика субъектов  политики состоит в том, что все  они принимают активное сознательное участие в политической жизни  общества. К ним относятся классы, политические партии, профсоюзы, социальные группы и организации, этнические и  демографические общности и объединения  и т.д. Но среди всех субъектов  политики исходным, первичным субъектом  выступает личность. В конечном счете  именно она -- главный творец политики. Однако и сама политика в свою очередь  творит личность. Личность, таким образом, является одновременно и субъектом  и объектом политики.

Степень политической активности отдельных личностей различна. Но совершенно отстраниться от политики не может никто. Это обусловлено  тем, что главный вопрос политики -- вопрос о власти, а в систему  властных отношений вовлечен каждый гражданин. Диалектика взаимодействия личности и политики состоит в  том, что чем меньше индивид участвует  в политике в качестве ее субъекта, тем в большей степени он является ее объектом, тем больше имеется  возможностей манипулировать личностью  со стороны других политических субъектов.

Каждый исторический период развития общества характеризуется  специфическим способом взаимодействия личности и политики.

Особенностью положения  человека в политической системе  и жизни всего Древнего мира и  восточного общества является то, что  он выступает лишь как объект политической деятельности и политических отношений. Это объясняется неразвитостью  личности в этот период и тем обстоятельством, что политика еще не стала самостоятельной  сферой бытия общества.

Во многом аналогичная  связь личности и политики наблюдается  и в античном обществе. Причина  та же - рядовая личность еще не выступает  в качестве суверенного индивида. Для этого еще не было ни экономических, ни политических условий.

Развитие общественно-политической жизни и политической науки приводит в Новое время в Западной Европе, а затем и в США к формированию и утверждению идеи личности как  суверенного субъекта политической деятельности и политических отношений  с присущими ей неотъемлемыми  правами и свободами. Основой  этого превращения личности из объекта  в субъект политики стало утверждение  частной собственности и частного интереса. В конце 19 века наблюдается  кризис классического либерализма  с его принципом невмешательства, идеологией свободной конкуренции. Начинает формироваться неолиберализм.

44. ПОЛИТИЧЕСКАЯ  СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ ЭТАПЫ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ

Политическая социализация - процесс усвоения определенных политических знаний, ценностей и норм, передачи и приобретения политического опыта, накопленного предшествующими поколениями  людей, позволяющих личности стать  полноправным участником политической жизни общества, ориентироваться  в сложных общественных процессах, делать сознательный выбор в политике. Процесс политической социализации протекает непрерывно на протяжении всей жизни индивидуума. По мере накопления социально-политического опыта происходит постоянное видоизменение или упрочение соответствующих позиций и деятельности индивидуума. Рассматривая процессы политической социализации, необходимо обращать внимание на возраст и индивидуальные особенности каждого человека, на окружающую его социальную среду, на политику, проводимую государственными учреждениями, а также на уровень и особенности политической культуры. Гражданское созревание человека или приобщение его к политике происходит поэтапно. Оно начинается в раннем возрасте, когда через семью, СМИ, ребенок приобретает первые сведения о политике. На этапе первичной социализации дети получают начальные представления о правильном или неправильном поведении. Ребенок открывает для себя роль власти; в семье и школе - это отец, мать, учитель; он на опыте узнает о конфликтах и способах их разрешения; он пытается приобщиться к нормам функционирования той группы, которой принадлежит или отходит от нее. Значительная часть политического воспитания и обучения детей протекает в школе, период прохождения в которой составляет вторичный этап политической социализации. За это время происходит изучение и усвоение учащимися в той или иной мере основных общепринятых политических ценностей и взглядов, получение ими начального опыта социальной практики. Очередной этап политической социализации приходится на возраст от 16 до 30 лет. Вступая в этот период своего развития, молодые люди получают право участвовать в выборах и быть избранными в различные представительные органы, что влияет на их отношение к политике. Они также получают более глубокие познания в области политики благодаря учебе в институте, последующей профессиональной деятельности и т.д. Политическая социализация продолжается и в зрелом возрасте. На их политическое поведение, кроме общих факторов, в значительной степени влияют жизненный опыт, наличие детей, устоявшиеся политические ориентации. Они могут глубоко понимать изменчивые и противоречивые общественные события, вносить необходимые корректировки в свои политические взгляды и поведение.

Социализирующие факторы  воздействуют и на людей пенсионного  возраста. Некоторые из них начинают живее, чем прежде, интересоваться политическими  событиями.

Типы и модели политической социализации: гармонический тип  политической социализации характеризуется  психологически нормальными отношениями  человека с институтами власти, которые  порождают его рациональное и  уважительное отношение к правопорядку, государству, своим гражданским  обязанностям; гегемонистский тип, характеризующийся  негативным отношением человека к любым  социальным и политическим системам, кроме “своей”; плюралистский тип - признание человеком равноправия  с другими гражданами, их прав и  свобод и характеризующий его  способность менять свои политические пристрастия, переходить к иным ценностным ориентирам; конфликтный тип, формирующийся  на основе межгрупповой борьбы и противостояния взаимозависимых интересов и  потому усматривающий цель собственной  политизации в сохранении лояльности к своей группе и ее поддержке.

45. КОНЦЕПЦИИ  ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Среди всех ценностей нематериального  характера, осознанных большинством людей  в открытых, демократических обществах - права и свободы человека считаются  самыми важными. В основе этих взглядов лежит либерально-демократическая  традиция общественно-политической мысли, развиваемая уже почти три столетия. Вся философия прав человека основана на одной несомненной ценности. Эта ценность - достоинство человека. Один из основоположников концепции прав человека французский просветитель Ж.Ж. Руссо полагал, что достоинство заложено в самой сути человека: отказаться от свободы - это, значит, отказаться от своего человеческого достоинства, от прав человека, даже от обязанностей… Такой отказ несовместим с человеческой природой. В теории естественного права в философии прав человека действует своего рода презумпция достоинства человека. Гуманизм философии прав человека заключается в предположении, что все люди - члены одной человеческой семьи и они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства, в духе уважения прав и свобод другого человека. Начиная с принятия в декабре 1948 года Всеобщей декларации прав человека, происходит непрерывный процесс кодификации прав человека как на международном, так и на национальном уровнях, совершенствование институтов и процедур их воплощения и защиты. Более чем полувековой опыт движения человечества по этому пути доказал, что без обеспечения прав и свобод человека невозможны достижение демократии, построение правового государства и социально-экономическое процветание. Важной чертой современной конституционно закрепленной концепции статуса личности является признание субъектом прав и свобод индивидуально каждого конкретного человека. В социалистической концепции центр тяжести переносился на коллективного субъекта. В этом усматривалось преимущество социалистического строя, основанного на принципах коллективизма, перед буржуазным строем с его индивидуализированным человеком, отчуждением людей. Принцип коллективности, коллективизма может и должен быть положительным фактором развития гражданского общества только в том случае, если он не игнорирует индивидуальные права и свободы каждого человека, признает его самоценность. В социалистической теории и практике это не обеспечивалось. Сущность коллективизма воспринималась как необходимость безусловного признания всеми социалистических ценностей, полного единства взглядов, неправомерность иных политических позиций, отступающих от господствующей идеологии.

По новой концепции  прав человека коллективность не трактуется как основанная на единомыслии, приверженности одной господствующей идеологии, под  ней уже не подразумевается полное морально-политическое единство всех граждан, фактически не достижимое ни в одном государстве. Люди всегда есть и будут разными, в обществе всегда имеются противоречивые интересы. Основой коллективности в современный  период явится объединение усилий всех государственных и общественно-политических структур для создания условий, удовлетворяющих  интересы различных социальных слоев  общества. В основу новой концепции  прав человека положен иной подход к субъекту правового статуса  личности. Это выражено, прежде всего, в том, что впервые, причем на конституционном  уровне, юридически признана категория  «права человека».

Еще одной чертой, качественно  отличающей новую концепцию прав человека, является отказ от характерного для социалистической теории принципа приоритета государственных интересов  перед интересами личности.

46. ОСНОВНЫЕ  ПРАВА ЛИЧНОСТИ И СПЕЦИФИКА  ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Основные права и свободы  человека неотчуждаемы и принадлежат  каждому от рождения. Покуда жив  человек, он неразрывно связан со своими правами и свободами, они не должны быть никем и никаким образом  отняты у него.

Современные представления  о правах и свободах основаны на содержании Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН и в1948 г.

В соответствии со сферами  реализации принадлежащие личности права и свободы можно разделить  на несколько групп: личные, политические, экономические, социокультурные и  экологические.

Личные, или гражданские, права напрямую связаны с такими естественными правами, как право  на жизнь, неприкосновенность личности и жилища от незаконного задержания и вторжения, а также телефонных переговоров и телеграфных сообщений, свободу труда и занятий, передвижения и выбора места жительства и т.д. Эти права призваны гарантировать индивидуальную автономию и свободу личности.

Политические права призваны создать предпосылки для активного  участия гражданина в политической жизни. Они включат в себя право  на гражданство, доступ к государственным  должностям, контроль над действиями власти, участие в выборах, выбора вероисповедания и др. Особое внимание уделяется свободе слова в  форме гласности, пропаганды своих  убеждений, в т.ч. в форме преподавания.

Экономические права напрямую связаны с условиями хозяйственной  деятельности и предполагают право  человека на участие в общественной собственности и на владение частной  собственностью, личную экономическую  инициативу и частное предпринимательство, но в рамках государственного регулирования.

Социокультурные права являются следствием государственного регулирования  развития экономики. Чем больше налоговых  поступлений в бюджет, тем больше средств для обеспечения социальной защищенности граждан, медицинских  программ, выплаты стипендий и  материальной помощи, льгот пенсионерам  и прочих материальных благ.

Экологические права - это  право человека жить в благоприятной  природной среде, иметь своевременную  и исчерпывающую информацию о  ее состоянии и в случае необходимости  взыскивать в судебном порядке средства на возмещение ущерба, причиненного его  здоровью.

Наряду с индивидуальным существует и коллективное право, субъектами которого выступают семья, производственные коллективы, этнические общности.

Одной из важнейших задач  федеративного государства является обеспечение единых стандартов осуществления  и защиты прав человека во всех субъектах  Федерации. Для России эта проблема особенно актуальна в силу значительных территориальных масштабов страны, разнообразия социально- политических, экономических и национальных особенностей регионов, плюрализма исторических, религиозных  и культурных традиций населения.

Нарушению этих стандартов нередко  способствуют содержащиеся в конституциях, уставах и законах многих субъектов  Российской Федерации положения, которые  прямо противоречат Конституции  и законам Российской Федерации. Достаточно сказать, что в некоторых  из них действие принципа равенства  прав и свобод человека и гражданина распространяется только на жителей  субъекта Федерации, ограничивается действие прав и свобод, гарантированных на федеральном уровне, предоставляются  определенные преимущества гражданам, принадлежащим к титульной для  данного субъекта Федерации национальности. В практике Конституционного Суда неоднократно рассматривались дела о несоответствии Конституции Российской Федерации  законов субъектов РФ, регламентирующих избирательные права граждан, право  свободно передвигаться, выбирать место  пребывания и жительства.

Принятие нового законодательства в области прав человека - важное условие их гарантированности и  защиты. Однако для обеспечения прав человека необходима единая, четко  скоординированная система правовых механизмов и процедур реализации прав и свобод человека. В этой связи  особенно актуально создание комплексного механизма, единой системы обеспечения  и защиты прав человека. Система  защиты прав человека включает: судебную защиту, несудебную защиту, деятельность неправительственных правозащитных  организаций.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"