Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 01:07, курсовая работа

Описание работы

1. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ
2. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА, ЕЁ ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ
....
43. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЛИТИКИ
44. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ ЭТАПЫ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ
45. КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
46. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ И СПЕЦИФИКА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Файлы: 1 файл

ответы политология.docx

— 142.11 Кб (Скачать файл)

Представительный и законодательный  орган РФ (ее парламент) -- Федеральное  Собрание, состоит из двух палат: Государственная  дума и Совет Федерации. Исполнительную власть осуществляет правительство  РФ во главе с председателем, назначаемым  президентом с согласия Государственной  думы.

29. ПОНЯТИЕ  И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Сущность правового государства  заключается в первенстве права  над властью, в ограничении действия власти стоящим над ней законом, безусловное подчинение власти, граждан  и всех общественных субъектов действующему праву.

К основным признакам правового  государства относят следующие:

· Государство самоограничивает себя законом, прежде всего Конституцией, через которую не может переступить  никто, в том числе и само государство.

· Равенство всех перед  законом.

· Ответственность государства  перед каждым гражданином, и наоборот. Человеку полностью гарантируются  права и свободы, защита от любого произвола власти. В то же время  государственная власть защищает само государство от покушений на него любого гражданина или иного социального  субъекта.

· Государство располагает  стабильной Конституцией и системой законодательства.

Стабильность законодательства - важное условие осуществления права, уважения к закону со стороны граждан.

· Обязательное верховенство Конституции и законов над  всеми другими правовыми актами, а тем более над разовыми распоряжениями и указаниями властей.

· Наличие отлаженного  механизма, способного обеспечить выполнение и защиту права, в том числе  наличие эффективной системы  правоохранительных органов (суд, прокуратура, следствие, арбитраж, конституционный  суд и др.), подчиняющихся только закону.

· Наличие гражданского общества, устойчивое правовое сознание граждан, их уважение к закону, признание  его верховенства со стороны общества.

Выполнение в полной мере столь высоких требований не может  сегодня обеспечить ни одно государство  мира. Поэтому о правовом государстве  можно говорить лишь как о некоем идеале, к достижению которого следует  стремиться. Представление о правовом государстве ассоциируется с  двумя основополагающими принципами: порядком в государстве и защищенностью  гражданина. Здесь каждый человек  вправе рассчитывать на предсказуемость, последовательность и надежность принимаемых  решений, знает свои права и обязанности, четко определенные законом.

Важнейшим институтом правовой государственности является конституционная  юрисдикция, призванная оспаривать любой  акт государственных органов, если он противоречит конституции или  ущемляет права и свободы личности. Она служит защите не только частных  прав, но и публичных интересов, не только прав индивида, но и конституции.

В целом правовое государство  ассоциируется с такой организацией государственной и общественной жизни, которая характеризуется  господством права и верховенства закона, призванных обеспечить признание  и гарантию прав и свобод всех граждан  во всех сферах жизни, а со стороны  граждан - уважение законов и институтов существующей системы.

30. ПОЛИТИЧЕСКАЯ  ПАРТИЯ, ЕЕ СУЩНОСТЬ, ПРИЗНАКИ,СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ. ТИПОЛОГИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

Политическая партия - организованная группа единомышленников, представляющая интересы определенной части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной  власти или участия в ее осуществлении. Они предстают в роли институтов-посредников, связывающих классы и другие социальные группы друг с другом и с государственной властью. Сущность политической партии зависит от следующих основных характеристик: социального состава и социальной базы партии; состава, интересов и целей руководства партии; программных установок организации; объективной направленности ее политических действий. Социальная база политической партии - лишь один из критериев ее сущности. Партии могут образовываться и действовать на межклассовой основе, привлекая к борьбе путем идеологических манипуляций представителей различных социальных групп. Важнейшим показателем сущности политической партии является то, чьи интересы и взгляды каких сил она выражает, защищает в повседневной практике. В политической системе общества политические партии выполняют следующие основные функции. 1. Определяют политическую цель. Разрабатывая идеологию и программы, партии стремятся определить стратегии и убедить граждан в возможности альтернативных или иных действий. 2. Выражают общественные интересы. Выражать интересы могут и группы, однако лишь партии сводят их воедино в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решения центральных государственных органов. 3. Мобилизуют и социализируют граждан. Создают долгосрочную социальную и идейно-психологическую основу партийной деятельности. Формируют соответствующее общественное мнение, используя для этих целей СМИ. 4. Формируют вместе с другими политическими институтами механизм государственного и общественного управления; обеспечивают стабильность правительственных структур.

Одна из наиболее распространенных типологий партий: кадровые - массовые, была разработана в начале 50-х  гг. известным французским политологом  и социологом М. Дюверже. Кадровые партии возникли в процессе эволюции в середине XIX в. из электоральных комитетов  и парламентских групп. В них  доминируют парламентарии. Вследствие элитного характера они размещены  от центра к правому крылу и  обычно представлены либеральными и  консервативными партиями. В кадровых партиях предпочтение отдается качеству, а не количеству вступивших. Массовые партии характеризуются многочисленностью и постоянным членством. Они возникли позже кадровых а связи с распространением всеобщего избирательного права, во многом на волне рабочего движения. Массовые партии отличает четкая идеологическая ориентация, наличие тесной связи между членами и различными партийными структурами. Это коммунистические, социал-демократические и правившие в прошлом фашистские партии. Широко используется социально-классовая топология политических партий. Основной характеристикой любой партии является ее социальная природа. Классовый облик определяется тем, интересы каких классов, социальных групп и слоев она выражает, защищает и проводит в жизнь. По социально-классовому содержанию и идеологической направленности принято выделять несколько основных социально-классовых типов политических партий: коммунистическую и социал-демократическую (социалистическую) - ориентированные на рабочий класс и других трудящихся; буржуазно-демократическую - ориентированную на средний класс, мелкую и национальную буржуазию; консервативную - отражающую интересы финансово-монополистического капитала. Кроме того, есть партии выражающие интересы и других социальных групп, (“крестьянские”), социальных слоев-(“интеллигенции”) и др.

31. СУЩНОСТЬ И РАЗНОВИДНОСТИ ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМ.СТАНОВЛЕНИЕ МНОГОПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Наиболее распространена “усложняющаяся” классификация  различных систем партий и моделей  связей между ними: однопартийность, двухпартийность, многопартийность.

Системы с единственной партией. Эти системы являются несоревновательными. Если в соревновательных партийных  системах на первое место выдвигаются  традиционные (избирательные, парламентские, идеологические, социализационные) функции  партий, то в несоревновательных - правящая партия берет на себя гораздо более  широкий круг обязанностей, подчас выполняя государственные функции, выступает стрежнем всей политической системы общества. Двухпартийные системы. Двухпартийные (Великобритания, США) и многопартийные системы существуют в большинстве стран мира. Число партий может колебаться от 3-4 (в Бельгии, Германии или Австрии), до 80 (в современной России). Характерная особенность этих систем состоит в том, что они достаточно стабильны. В их рамках избиратель получает возможность выбора между альтернативными решениями и лицами, на которых возлагается их осуществление. Двухпартийная система в определенной степени “стабилизирует” правительство, поскольку партия, стоящая у власти, обычно обладает парламентским большинством. Многопартийные системы. Формирование многопартийных систем является следствием различных факторов, среди которых можно выделить исторические, национальные, социальные, институциональные и идеологические. Так, обществу с “многоклассовым” и “многослойным” составом, различными видами и формами собственности, устойчивыми традициями демократии должна соответствовать много- или двухпартийная система. Многопартийности также способствует пропорциональное представительство и мажоритарная избирательная система с голосованием в два тура.

Особенности партийной системы  России

Партийная система в России прошла три основных этапа в своем  развитии. Первый (1905-1917) - характеризовался многопартийностью в условиях думской  монархии. Для второго (1917-1990) - была характерна однопартийность (правительственный  блок “большевиков” и левых социалистов-революционеров просуществовал лишь до лета 1918 г. - до “лево-эсеровского заговора”). Третий (современный) этап, начавшийся с отмены монопольного господства в политической системе общества одной партии (КПСС), характеризуется бурным становлением и развитием многопартийности в  Российской Федерации. Процесс образования  современных партий и общественно-политических движений в России фактически начался  в 1989-1990 гг. в ходе подготовки и проведения выборов на демократической, альтернативной основе. В конце 90-х гг. Министерством  юстиции Российской Федерации было зарегистрировано более 90 политических партий. Для современного этапа развития партийной системы в России характерно наличие большого количества малочисленных организаций, не обладающих широкой известностью, не говоря уже о политическом влиянии. Многие из них представляют собой политические организации-однодневки. Российская многопартийность пока еще находится в стадии становления. Немногочисленные партии, не имеющие прочных корней в обществе и апеллирующие к абстрактным идейным ценностям, а не к реальным интересам социальных групп, скорее всего исчезнут с политической карты. Выдержать конкуренцию смогут только те политические партии, которые найдут поддержку в широких социальных слоях российского общества, будут представлены во властных, а также финансово-промышленных структурах.

 

32. ГРУППЫ  ИНТЕРЕСОВ, ИХ СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ВЛАСТЬ

Вариантом социально-группового подхода к проблеме субъектов  политического процесса является концепция  групп интересов, разработанная  в начале ХХ века в противовес марксизму. Ее основателем считается американский социолог и политолог Артур Бентли. Первичным субъектом политического  процесса, по Бентли, следует считать  социальную группу интересов, т.е. объединение  людей на основе общности интересов  и действий в конкретной политической ситуации. Эти объединения берут  на себя функции представительства  интересов входящих в них людей  во взаимодействии с политической властью. Их задача - формулировка и агрегирование  различных социальных интересов  и воплощение их в конкретные требования к обществу и государству. В числе  таких групп интересов, как правило, представлены ассоциации предпринимателей, профсоюзы, молодежные организации, союзы  и общества деятелей науки, культуры, религии и т.д.

Взаимодействие таких  групп и государства А.Бентли считает сердцевиной политического  процесса. Конкуренция различных  групп интересов между собой  за наибольшее влияние на государство  способствует демократизации политической жизни. Именно социальные группы интересов, а не формальные политические институты, объявляются сторонниками данной концепции  реальными субъектами политического  процесса.

Следует отметить, что разные группы интересов используют различные  каналы влияния на принятие политических решений. Можно отметить определенную закономерность: чем «современнее»  группа интересов, тем меньше она  использует непосредственные каналы и  механизмы воздействия на государственные  институты, тем больше она стремится  воздействовать на общественное мнение.

33. СУЩНОСТЬ  И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Политический процесс - это  ход развития политических явлений, совокупность действия политических субъектов  по осуществлению своих ролей  и функций в сфере власти, обеспечивающих формирование и функционирование политической системы общества.

В структуре политического  процесса принято выделять по меньшей  мере 4 значимых компонента:

· субъекты политического  процесса (институционализированные и  неинституционализированные);

· политические интересы данных субъектов;

· политическая деятельность людей (профессиональная политическая деятельность и политическое участие  рядовых граждан);

· политические отношения, складывающиеся в результате деятельности субъектов  политического процесса.

Профессиональный политик  должен прежде всего уметь: а) анализировать  массу разнообразной информации; б) добиваться поддержки избирателей; в) организовывать взаимодействие политических персон, групп, фракций; г) «продавливать» представляющиеся ему нужными решения  через стену сопротивления оппозиционеров, чиновников, равнодушных и т.д.

Внутри обычного цикла  политического процесса можно выделить несколько фаз, или стадий, осуществления  в нем основных функций политики.

На первой стадии происходит «артикуляция интересов» различных  социальных групп, осознающих, что без  воздействия на политическую власть им не решить свои проблемы. Их оформление и выражение берут на себя многочисленные «группы интересов» (профсоюзы, ассоциации потребителей и пр.)

Вторая стадия характеризуется  «агрегацией интересов», т.е. процессом  укрупнения. сведения относительно мелких частичных интересов в некий  обобщенный интерес;

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"