Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 20:03, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

Shpora_politologia_1_2.docx

— 60.24 Кб (Скачать файл)

1. Понятие политки.  Основные подходы к определению.  структура и функции политики

 

Политику можно определить как сферу деятельности, связанную  с отношениями между социальными  группами, нациями, индивидами по вопросам завоевания, удержания и использования  государственной власти. Политика также  включает деятельность в сфере отношений  между государствами.

Политика – наиболее активный фактор воздействия на всю жизнь  общества. Она находит свое проявление и отражение во всех сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной.

Среди большого количества подходов преобладает определения политики через власть и отношения властвования. Политика трактуется как такая сфера  взаимоотношений между людьми, которая  касается, главным образом, проблем  деятельности власти и управления.

В отечественной политологии  отмечаются такие функции политики:

1. выражение властно значимых  интересов всех групп и слоев  общества,

2. разрешение общественных  конфликтов, их рационализация,

3. руководство и управление  политическими и общественными  процессами в интересах тех  или иных слоев населения или  всего социума в целом,

4. интеграция различных  слоев населения за счет подчинения  их интересов интересам целого, обеспечение целостности общественной  системы, стабильности и порядка,

5. политическая социализация,

6. обеспечение преемственности  и инновационности социального  развития общества.

Структура политики — это:

— политический интерес (представляет собой внутренний источник политического  поведения, побуждающий людей к  постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению)

— политическая организация (отражает роль институтов публичной  власти как центров управления общественными  процессами)

— политическая деятельность (выступает разновидностью социальной активности субъектов, действия которых  выражают реализацию ими своих политических статусов)

— политическое сознание (характеризует  зависимость политической жизни  от осознанного отношения людей  к своим властно значимым интересам)

— политическое сознание (характеризует  зависимость политической жизни  от осознанного отношения людей  к своим властно значимым интересам).

 

2. Политическая  власть как система определённых  видов отношений в обществе. Легетимация  политической власти. Типы легитимности.

 

. Политическая власть  – это реальная способность  данного класса, группы, индивида  проводить свою волю в политике  и правовых нормах. Политическая  власть характеризуется или социальным  господством, или ведущей ролью,  или руководством тех или иных  групп, а чаще всего различными  сочетаниями этих качеств. Она  является центральным, организационным  и регулятивно контрольным началом  политики. Власть присуща организации  общества и необходима для  поддержания его целостности  и единства. Политическая власть  направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни.

Легитимность — это  доверие и принятие власти общественным сознанием, оправдание её действий, потому она связана с моральной оценкой.

Легитимность не является юридическим фактом, но является социально-психологическим  явлением. Легитимность означает признание  населением данной власти, её права  управлять. Легитимная власть принимается  массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой  власти, считая её справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим  для страны. Легитимность власти означает, что её поддерживает большинство, что  законы исполняются основной частью общества.

типы легитимности: традиционную, харизматическую и рациональную.

§* традиционная легитимность, формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам. Данная разновидность легитимности особенно часто встречается при наследственном типе правления, в частности, в монархических государствах. Длительная привычка к оправданию той или иной формы правления создает эффект её справедливости и законности, что придаёт власти высокую стабильность и устойчивость;

§* рациональная (демократическая) легитимность, возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Данный тип поддержки складывается благодаря пониманию человеком наличия сторонних интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создает возможность для реализации его собственных целей. Иначе говоря, рациональный тип легитимности имеет по сути дела нормативную основу, характерную для организации власти в сложно организованных обществах.

§ *харизматическая легитимность, складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера. Этот образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления. Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только еще формирующиеся правила политической игры. Поэтому харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время. Но такая безоговорочная поддержка властителя населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности.

 

 

 

3. Виды власти. Теория и практика разделения  властей в РФ.

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление  в соответствии с ресурсами, на которые она опирается, а именно , на экономическую, социальную, политическую, принудительную, духовно-информационную.

Экономическая власть - это  контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности.

Социальная власть - это  распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей и привилегий.

Принцип разделения властей

Смысл идеи разделения властей - не допустить злоупотребления властью, ее монополизации, концентрации в пределах одной ветви. Современное смысловое  содержание разделения властей, как  принципа организации и функционирования государственной власти включает:

- четкое распределение  функций, предметов ведения и  полномочий органов государственной  власти - законодательной, исполнительной, судебной, их структурных подразделений  и должностных лиц, регулируемое  законами, указами, постановлениями,  положениями и другими правовыми  актами;

- независимость и самостоятельность  оперативной деятельности каждой  ветви власти, каждого органа  и должностного лица в границах  права и компетенции;

- обеспечение в схеме  государственной власти механизма,  взаимного уравновешивания, сдерживания  всех ветвей власти и контроля;

- гарантированное конституцией, законами, административно-правовыми  актами реальное вовлечение общественных  объединений, организаций в процесс  принятия политико-управленческих  решений и их реализации;

- социальный (общественно-гражданский)  контроль за всеми ветвями  власти, обеспеченный правовыми  и организационно-структурными механизмами. 

Конституция Российской Федерации  от 12 декабря 1993 г. подразделяет власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную и закрепляет за каждой из них круг относящихся к их ведению  вопросов, их компетенцию. Законодательная  власть вверяется высшему представительному  органу - парламенту. Исполнительная власть, которая принадлежит Президенту и правительству, обычно формируется  законодательными органами или непосредственно  населением. Законодательная власть не может вмешиваться в исполнительно-распорядительную деятельность правительства. Третья, судебная ветвь власти независима как от законодательной, так и от исполнительной ветвей. В исключительной компетенции судов  находится осуществление правосудия. Но и суд принимает свои решения  на основе законов, разработанных парламентом.

Законодательная власть

Законодательная власть - представительная. На основании выборов народ передает власть своим представителям и таким  образом уполномочивает представительные органы осуществлять государственную  власть. Законодательная власть реализуется  избираемым парламентом - высшим представительным органом государства.

Исполнительная власть.

В отличие от законодательной, исполнительная власть носит по сути вторичный (производный) характер. Исполнительная власть носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих  органов основаны на законе, не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона.

Исполнительная власть - это  вторичная подзаконная ветвь  государственной власти, имеющая  универсальный, предметный, организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется  через Правительство (Президента) РФ и его органы на местах. Правительство (Президент) осуществляет верховное  политическое руководство и общее  управление делами общества.

Судебная власть.

Существенная особенность  судебной власти, которая и определяет ее справедливость, состоит в особой процедуре (методах) осуществления. Она  сводится к тому, чтобы разобрать  права и требования каждой стороны  и окончательно поставить свой приговор. Отсюда такие признаки судебной власти, как гласность, состязательность независимость, коллегиальность.

Судебная власть - это независимая  специфическая ветвь государственной  власти, осуществляемая путем

 

4. Государство  в системе политиче-ских отношений.  Правовое государст-во и гражданское  общество.

Политическая система  общества - это совокупность государственного аппарата, социальных объединений и  отдельных граждан, принимающих  участие в политической жизни  общества.

Основной функцией политической системы общества - это организация  в обществе эффективного механизма  государственного и общественного  управления. На первом месте здесь  всегда стоит вопрос о государственной  власти, ее завоевании, удержании и  осуществлении.

Политические отношения - это от-ношения по поводу государственной  власти. Большое значение придается  общественному контролю за деятельно-стью государственного аппарата, оказанию ему содействия, общественной поддержки.

Государство занимает особое место в политической системе  общества. Это определяется его суверенными  признаками, то есть безусловным верховенством  по отношению ко всем иным источникам власти. Государство - самое массовое политическое сообщество, официально объединяющее и представляющее в  пределах государственных границ все  население страны. Государство выражает не локальные интересы отдельной  социальной группы, слоя, класса населения, но публичные интере-сы всего общества. Именно государство находится на вершине управленческой пирамиды социального  регулирования. Взаимосвязи государства  и социальных объединений достаточно многообразны.

Государство обладает монополией на правотворчество, устанавливает  единый правопорядок в обществе, одинаковые условия осуществления деятельности для всех участников политической жизни. Государство поддерживает и гарантирует  равенство правового статуса  однородных социаль-ных объединений - политических партий, избирательных  объединений, профсоюзов, коммерческих организаций.

Государство регистрирует соци-альные объединения, легализует их деятельность. Вместе с тем запрещается государственное  вмешательство в деятельность социальных объединений, равно как и вмешательство  последних в деятельность органов  государства и их должностных  лиц.

Государство гарантирует  соблюдение прав и свобод социальных объединений, оказывает поддержку  их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых льгот, учитывает предложения социальных объединений по совершенствованию  государственного управления, привлекает их к реализации отдельных государственных  программ. Социальные объединения участвуют в выработке и реализации государственной политики.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"