Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 01:07, курсовая работа

Описание работы

1. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ
2. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА, ЕЁ ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ
....
43. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЛИТИКИ
44. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ ЭТАПЫ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ
45. КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
46. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ И СПЕЦИФИКА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Файлы: 1 файл

ответы политология.docx

— 142.11 Кб (Скачать файл)

Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизировать общественные ресурсы на решение  определённых задач, преодолевать сопротивление  политических противников. Всё это  делает её достаточно эффективным средством  проведения радикальных общественных реформ.

25. ДЕМОКРАТИЯ, ЕЕ СУЩНОСТЬ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

Демократия - власть народа, избранная народом и для народа, народовластие. Демократия представляет собой многоплановое явление, которое  в политических и гуманитарных науках рассматривается как 1) форма государства, государственного устройства и управления; 2) принцип организации общественной жизни, деятельности политических партий и общественных организаций; 3) характер и уровень обеспечения прав, обязанностей и свобод граждан, их участия в управлении. Демократия - такая система организации, деятельности и отношений, которая складывается и протекает на основе принципа, признающего в качестве единственного источника власти народ, большинство. Она призвана обеспечить его волю, выборность органов власти, их подотчетность народу, верховенство закона, равенство и свободу граждан, их активное участие в решении основополагающих проблем жизни общества, его политических институтов, организаций. В основе демократии лежит соблюдение прав и свобод человека, наполнение их соответствующим социально-экономическим содержанием (достойный уровень жизни, наличие в обществе сильного “среднего класса”, общедоступность образования и здравоохранения), обеспечение условий для свободного волеизъявления граждан, их полноправного, заинтересованного и постоянного участия в политике. Провозглашаемые демократические принципы общественного устройства без решения социально-экономических проблем следует рассматривать как формально-юридические: они характеризуют политическую демократию, но не дают права говорить о создании подлинной, социальной и экономической демократии, социальной основой которой является развитый “средний класс”, а политико-юридической - правовое и социальное государство. Формальная демократия с политической точки зрения может представлять собой власть большинства над меньшинством или одной социально-политической и экономической части общества, над другой. В результате длительного исторического процесса были выработаны определенные нормы, принципы и формы организации политической жизни. Соблюдение этих норм и принципов придает политической жизни устойчивость, стабильность и возможность дальнейшего прогрессивного развития. Эти принципы и нормы сводятся к следующим основным положениям.· В области личных прав признается право каждого человека на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, невмешательство в его частную жизнь, тайну переписки и переговоров, неприкосновенность жилища.

· В сфере политических прав устанавливается право каждого  гражданина избирать и быть избранным, право на свои политические убеждения, на политические объединения (партии, союзы), на митинги, шествия, демонстрации, пикетирования.

· В экономической сфере  дается право быть собственником, предпринимателем, а также право на свободный  и безопасный труд, на его справедливое вознаграждение.

· В социальной области  провозглашаются права на достойный  уровень жизни, на образование, охрану здоровья, социальное обеспечение, на отдых и досуг.

· В духовной сфере признается право на свободу мысли, убеждений, совести, слова, свободу творчества, защиту интеллектуальной собственности.

Конечно, одного провозглашения указанных прав и свобод недостаточно. Для их осуществления на практике необходимы реальные гарантии. Для  этого нужно разработать соответствующее  законодательство и обеспечить его  выполнение, а также сформировать соответствующий уровень политической культуры населения, его готовность защищать демократические права  и свободы.

26. ТИПЫ  И ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ

Демократия - одна из основных форм политической самоорганизации  общества. Комплекс институтов и организаций, структура и функционирование которых  основывается на либерально-демократических  мировоззренческих и ценностных постулатах, нормах, установках, составляет политическую систему демократии.

В настоящее время существует несколько теорий демократии, основными  из которых являются плюралистическая, партиципаторная (или демократия участия), рыночная, плебисцитарная, консоциативная, представительная, народная, социалистическая. Наиболее распространенной из них является плюралистическая.

Следует при этом отметить, что во всех видах демократии, за исключением социалистической, присутствуют основные элементы плюрализма. Например, консоциативная, или согласительная, модель демократии, в наиболее законченной  форме реализованная в Швейцарии, предусматривает систему правления, основанную не на принципе большинства, а на принципе пропорционального  распределения власти между политическими, религиозными и этническими группами.

Нахождение у власти элит (что дает основание говорить об элитической модели демократии) не обязательно устраняет различия между демократией и авторитаризмом и тоталитарными режимами. В любом  режиме имеются относительно компактные и более или менее организованные группы лидеров, из среды которых  выдвигаются руководители государства, политических партий и движений. В  совокупности они составляют так  называемый политический класс. Но необходимо отметить, что институциональные, социокультурные, идейно-политические и иные факторы  и особенно сам тип политической системы оказывают глубокое влияние  на роль элит в различных политических режимах. Правящая или политическая элита по-разному осуществляет властные функции при демократических, авторитарных и тоталитарных режимах. В целом  демократическая форма правления  характеризуется не отсутствием  элит, а наличием множества элит, конкурирующих друг с другом за голоса избирателей.

Учитывая все это, в  качестве исходной основы при анализе  основных принципов и установок  демократии выбирают плюралистическую модель. Хотя институты и формы  демократии в разных странах могут  варьироваться, существует некоторый  комплекс принципов, норм и ценностей, составляющих условия, без которых  любой режим нельзя расценивать  как собственно демократический. В  этом контексте интерес представляет "индекс демократии", составленный К.Болленом на основе шести показателей. Первые три из них характеризуют  уровень народовластия: честные  и свободные выборы, система избрания законодательной власти, система  избрания исполнительной власти. Другие три показателя относятся к политическим свободам свобода печати, свобода  деятельности оппозиционных групп  и организаций, правительственные  санкции.

Основные институты современной  либеральной демократии сводятся к  следующему: народное представительство, осуществляемое с по мощью свободных  выборов; разделение власти, обеспечивают контроль правительства парламентом; иерархия юридически правовых норм, основанная на принципе законности, и др.

27. ГОСУДАРСТВО,  ЕГО СУЩНОСТЬ, ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ

Государство - есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью  специального механизма (аппарата).

Признаки государства. Среди  основных признаков государства  выделяют:

· Наличие особой системы  органов и учреждения, осуществляющих функции государственной власти.

· Наличие права, системы  норм, санкционированных государством (законы и другие нормативно-правовые акты), обязательных для выполнения всеми субъектами общества.

· Наличие определенной территории, на которую распространяется власть и юрисдикция (законы) данного государства.

К признакам государства  также относят его исключительное право устанавливать и взимать  налоги и сборы с населения.

В большинстве современных  государств выделяют два вида государственных  функций в соответствии с местом их осуществления - внутренние и внешние.

Внутренние функции:

· Экономическая,

· Социальная,

· Культурно-образовательная,

· Правовая (защита законных прав и интересов граждан, предотвращение социальных конфликтов).

Внешние функции:

· Защита общества от внешних  врагов;

· Развитие цивилизованных отношений  с другими странами.

Свои функции государство  осуществляет через систему государственных  органов, через государственный  аппарат. Для более эффективного выполнения функций в государстве  сформировалось разделение властей.

Наиболее распространенным сегодня в мире является разделение властей на представительную (законодательную), исполнительную и судебную.

Иногда, особенно в последнее  время, выделяют еще и четвертую  власть - средства массовой информации. Юридически это не совсем корректно, об этом правильнее говорить лишь в  условном, переносном смысле. Власть средств  массовой информации заключается в  сильном психологическом и моральном  воздействии на общество, на сознание людей и существенное влияние  на другие ветви власти и на общественное мнение.

28. УСТРОЙСТВО СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА: ФОРМЫ

ПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ

Под государственным устройством  понимается внутритерриториальная  организация государства. В настоящее  время встречаются следующие  формы государственного устройства.

1. Унитарное государство - единое государственное образование, разделенное на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие политической самостоятельностью. Для такого государства характерно наличие единых представительных, исполнительных и судебных органов власти, единое гражданство и единая правовая система. Унитарными государствами являются, например, Франция, Польша, Португалия и др.

2. Федерация - союзное государство, в которое входят составные единицы (республики, земли, штаты, кантоны и т.п.), наделенные определенными, иногда весьма ощутимыми правами, сопоставимыми с правами центра. Для федерации характерно наличие двух уровней власти (федеральной и республиканской), а также двойной правовой системы, двухпалатного парламента, представляющего попалатно интересы субъектов федерации и общенациональные интересы в целом.

3. Конфедерация - это государственное правовое объединение (союз) юридически независимых государств. Цель подобного объединения - проведение единой политики, решение совместных задач в области экономики, обороны, транспорта и т.п. Для проведения согласованной политики создаются совместные органы управления. Однако их решения вступают в силу только после утверждения государствами, входящими в состав конфедерации. Конфедерация, пожалуй, самая неустойчивая из всех форм государственного устройства в силу слабого характера взаимосвязей и отсутствия сколько-нибудь серьезной ответственности сторон за выход из состава союза.

Форма правления. Это способ организации высшей государственной  власти и система её взаимоотношений  с населением. Характеризуется формальным источником власти. В соответствии с этим определением в современных  государствах различают следующие  формы правления.

1. Монархия - формальным источником  власти здесь выступает монарх. Власть передается по наследству  и не является производной  от какого-либо органа или населения.  Монархии бывают абсолютные и  конституционные (т.е. с ограниченной, а то и просто номинальной  властью монарха). Монархия является  наиболее устойчивой формой правления.

2. Республика - другая, более  популярная сегодня, чем монархия, форма государственного правления.  В республике формальным источником  власти является воля народного  большинства. Глава государства  сменяем. Его власть производна  от населения или от представительного  органа власти. Различают республики  парламентские и президентские.  Главное отличие их состоит  в том, кто в конечном счете  руководит страной - президент  (одно лицо, избранное на данный  пост населением страны) или парламент  (коллективный орган, также выбираемый  населением).

В президентской республике верховная власть принадлежит президенту, который самостоятельно формирует  правительство, является главой государства  и исполнительной власти. В парламентской  республике реальная власть в руках  парламента. Им назначается правительство, которое подотчетно парламенту. В  большинстве парламентских республик  также есть и пост президента, избираемого  парламентом или особой коллегией  выборщиков. Но в отличие от президентских  республик здесь в его руках  лишь весьма ограниченный круг полномочий, в основном - представительские функции.

Россия -- демократическое  федеративное государство с республиканской  формой правления. Действующая Конституция  России одобрена на всенародном референдуме 12 декабря 1993. В составе РФ -- субъекты федерации: республики (21), края (6), области (49), города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономная область  и автономные округа (10). Вся территория разделена 7 федеральных округов. Официальный (государственный) язык на всей территории РФ -- русский.

Глава государства -- президент  РФ, избираемый российскими гражданами на 4 года на основе всеобщего равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании. Президент  является также Верховным Главнокомандующим  Вооруженными силами РФ.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"