Шпаргалка по "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:32, шпаргалка

Описание работы

1.Политика как общественное явление. Возникновение и сущность политики. Политика – деят-ть, целью кот. явл. завоевание власти и ее использование для управления общ-вом. Главным в политике явл-ся вопрос о власти, о том, кому она принадлежит и как он управляет общ-вом. Тот, кто управляет общ-вом – субъект власти (гос-во, полит. партии, общ.-полит. движения и орг-ции, полит. элиты, классы и полит. лидеры).

Файлы: 1 файл

лекции полит.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

1.Политика как общественное  явление. Возникновение и сущность  политики. Политика – деят-ть, целью кот. явл. завоевание власти и ее использование для управления общ-вом. Главным в политике явл-ся вопрос о власти, о том, кому она принадлежит и как он управляет общ-вом. Тот, кто управляет общ-вом – субъект власти (гос-во, полит. партии, общ.-полит. движения и орг-ции, полит. элиты, классы и полит. лидеры). Все они могут обладать властью и управлять обществом. Они явл. и субъектами политики.  Субъектом полл-ки явл. и гражданский коллектив в целом, и каждый отдельный гражданин. Структурой полит. сферы явл-ся полит. отношения – взаимодействие соц. групп, гос-в, полит. и общ. орг-ций, складывающиеся в процессе решения полит. проблем. Ср-ва решения проблем  – революция, война, реформы. Политика прямо определяется соц. структурой общ-ва и косвенно экономической, поэтому полит. с-ма общ-ва не мб выше или ниже их. Задачей полит. с-мы явл. поддержание и защита соц-экономич. отношений, но если эти отношения деградируют и тормозят развитие общ-ва, то именно политика с пом. революций уничтожает их и освобождает место для новых общ. отношений.  От политики зависит духовная сфера общ. жизни, потому что общественная идеология создается по полит. заказу.  Политика как деят-ть возникла в первобытном общ-ве. Сущ-ют две теории ее возникновения: 1. Политика возникает вместе с обществом на этапе первобытного челов. стада. 2. пол. возник. на этапе разложения первоб. общ-ва, когда идет формирование классов.   С разделением общ-ва на неравные по положению группы, с выделением родовой аристократии (знати) началась борьба за власть. Эти соц. группы стали первыми субъектами политики. До этого общ-во было соц. однородно, а значит, субъекты и объекты политики совпадали в народном собрании.

2.Политология как наука, её объект, предмет и осн. категории.

Политология –  наука о пол-ке и власти. Объект – политическая сфера общ-ва и  все, что в ней происходит. Предмет - закономерность возникновения и  развития полит. отношений, процессов и институтов, а так же методы и формы полит. власти. Политология возникла на рубеже 19-20 вв, поэтому многое в ней еще не получило однозначного ответа. Составные части политологии: - полит. социология, кот. изучает соц. основу власти и взаимоотношения общ-ва и гос-ва. - полит. фил-я – изучает сущность политики, мотивы полит. деят-ти. – пол. психология, изуч. мотивы полит. деят-ти; - полит. антропология – особенности полит. жизни разных этносов; - геополитика – изучает взаимосвязь политики с географ. факторами. Глав. категории - политика и власть. Политика – это деят-то, кот. м-но представить в виде с-мы: 1. субъект, 2. цель – власть, 3. ср-ва - законы, реформы, революции, войны и тд., 4. структура – политические отношения. Власть – система отношений господства и подчинения, система принуждения чел-ка к чему-либо с пом. влияния авторитета, санкций и прямого насилия. Принципы: командование, исполнение, а проявляются они в отношении господства – подчинения. Это двусторонние отношения, ни одна из них не м/б отброшена. Команда еще не создает власти, необходимо и подчинение команды, нет власти без повиновения. Отношения господство-подчинение – структура власти, кот. объединяет эл-ты власти: 1.не менее 2-х партнеров. 2.приказ (выражение воли одного партнера угрозой применения санкций в случае неповиновения). 3.желание 2-ого партнера подчиниться. 4.Общ. нормы, кот. устанавливают, что один партнер имеет право отдавать приказы, а второй обязан подчиниться.

3.Методы и функции политики. Фундаментальные и прикладные  исследования в политологии. 1) Общенауч. теоретич. методы: - системный (политика изучается как система); - исторический (изучение полит. явлений в хронологической последовательности). - структурно-функц-ный (изучается полит. стр-ра общ-ва и ф-ции выполняемые каждым эл-том системы). 2) Частнонауч. теоретич. методы:  - бихевнористский (изучает поведения индивида в разн. полит. ситуациях). - психологический (изучение субъективных факторов полит. поведения). - сравнительный (направлен на сопоставление однотипных полит. явл. для того, чтобы выявить в них общее и особенное). - метод групп (выявляются группы людей и сравниваются их взаимоотношения с органами власти). 3) Эмпирические методы: наблюдение,  моделирование, стат. исследование, анкетный опрос, метод интервью, метод экспертных оценок.   Функции: - познавательная, - аксиологическая, оценка полит. явлений, институтов и поведения людей. - мировоззренческая (формирование полит. культуры и влияние на полит. поведение людей). - прогностическая (определение перспектив полит. развития конкр. страны, моделиро-вания полит. процессов, разработка рекомендаций для политиков).

5. Полит. мысль античности (Платон, Аристотель, Цицерон).

Платон (диалог «Государство») разделил все известные ему формы гос-ва на две группы: 1) несовершенные (демократия, олигархия, тирания); 2) совершенные, к-рых нет (утопия). Соверш. гос-во справедливо, т.к. в нем нет эксплуатации и  каждый гражданин вносит пассивный вклад в общее дело в соотв. со своими способностями, это аристократич. гос-во, власть в кот принадлежит лучшим от природы. Но в этом гос-ве есть рабы – говорящие орудия, и, фактически, это рабовладельческая аристократическая республика.

Аристотель «Политика». Предложил свою модель гос-ва и назвал ее полития, власть в этом гос-ве принадлежит  сред. слоям населения и форма гос-ва тоже нечто среднее м/д олигархией и демократией, лишенная их недостатков. (Золотая середина). Обеспеченные собственники у власти – самые счастливые люди, потому что все, чем они обладают, они заработали своим трудом. Им не нужно беспредельное богатство, потому что главная добродетель – умеренность. Цель их политической деят-ти – сохранение существующего положения вещей, status quo, т.е. поддержание мира в общ-ве.  Он впервые объяснил происхождение гос-ва естеств. разви-тием. Чел-к – полит. животное, кот. живет только в общ-ве и нуждается в управлении. Сначала им управляет семья, затем община, затем гос-во. Гос-во – полит. орг-ция управляющая людьми.    Цицерон, создал учение о синтетическом, т.е. смешанном, гос-ве, кот. должно состоять из 3х простых форм (монархия, олигархия, демократия). Оно включает в себя лучшие из простых форм: высшая власть принадлежит царям, но они правят с пом. аристократич. совета (сената), кот. выражает волю народного собрания. Все граждане свободны и равны, все участвуют в полит. деят-ти. Это смешанное гос-во он назвал res publica – дело народа, общее дело.

6.Полит. идеи Средневековья (А.Августин, Фома Аквинский).

В Ср.Века происхождение  власти и гос-ва было связано с  божеств. творением, поэтому высшей властью на земле объявлялась власть церкви («Вся власть от Бога»). Папа Римский – глава республики Христа.

Аврелий Августин, в своем труде «О граде божьем» определил гос-во как мно-во людей, кот. управляют государь, и, если он соблюдает моральные и религиозная нормы, то ему нужно подчиняться. Если он забывает о религии и опирается на силу, то он помощник дьявола, и ему подчиняться нельзя. Эти идеи явились отражением полит. борьбы м-ду католич. церковью и светской властью. Первый этап борьбы закончился победой церкви, и власть Папы была объявлена выше власти королей.   Ф.Аквинский. «О правлении властителей», утвердил тезис, что власть от бога, поэтому власть римского папы выше власти монарха. Папа – глава республики Христа, наместник божий и от имени бога он может благосло-вить или отлучить от монарха. Он может освободить подданных от присяги монархов и подданные могут восстать против своего государя, но восстание против власти вообще смертный грех. Подданные должны повино-ваться правителям и в этом зак-ся их долг перед богом. Пытался осмыслить роль и значение монархии, аристократии, олигархии, демократии и тирании в жизни людей. При этом считал, что ни одна из форм не явл-ся идеальной, ибо не может создать всех необходимых условия для существования людей. Хотя предпочитал монархию. Но утверждал, что наилучшей явл-ся форма гос-ва сочетающая элементы монархические, аристократи-ческие и демократические. Выступал против идеи соц. рав-ва.

В 14в началось движение за реформу католической церкви (Реформация), кот. привело к изменению отношений м-ду Папой и светскими правителями. Отныне стал действовать принцип «Богу – богово, Кесарю - кесарево». Отныне политика перестала определяться теологией.

7. Полит. воззрения эпохи Возрождения  (Н. Макиавелли, Ж. Боден).

Н. Макиавелли. «Государь». Ввел понятие гос-ва, кот. обозначил аппарат управления, полит. состояние общ-ва и закон. Гос-во создается не богом, а людьми и его задача умерить эгоизм людей. Гос-ву принадлежит монополия на власть в общ-ве и чаще всего эта власть нах-ся в одних руках. Правитель д/б опекуном народа, суровым, но справедливым; мудрым и сильным, и должен уметь отступать от добра. Он должен руководство-ваться общими интересами и ради этого прибегать к любым ср-вам, в т.ч. и аморальным. Вся политика безнравственна, цель оправдывает ср-ва. Но к жестокости правитель должен прибегать редко, чтобы она не утратила своего воспитательного значения. Насилие д.б. не разрушительным, а исправительным. Правитель – это только форма, а народ – материя. Форма не м.б. противопоставлена материи, поэтому государь должен всегда действовать в интересах народа. Если он забывает об этом, народ должен сменить форму гос-ва. Масса умнее, чем князь, а республика лучше, чем монархия.    Ж.Боден. «6 книг о республике». Государь – глава семейства, поэтому его власть не д.б. произволом, он должен помнить, что не явл. гос-вом, а лишь его представителем. Гос-во - это управление на основе права, справед-ливости, законности. Его глав. фун-я – поддержание внут. Порядка и защищать от внеш. врагов. Вся власть в общ-ве принадлежит гос-ву. Она суверенна, т.е. независима не от  каких полит. и религ. сил, но эта власть не произвол, т.к. ее ограничивают законы природы, божьи и чел-кие. Законы: неприкосновенность частной соб-ти, справедливость в распределении благ и наказаний и поддержание порядка и мира. В завис-ти от носителя суверенитета гос-во делится на формы: монархия, аристократия, демократия.

8. Полит. учения мыслителей Нового  времени (XVII в. – Г. Гроций, Т.  Гоббс, Дж. Локк).  Гуго Гроцкий. Учение о естеств. праве. Гос-во возникает в рез-те договора, кот зак-ют м/д собой люди. Источник власти – народ, а гос-во, механизм, кот должен защитить естеств. право, т.е. природную свободу и рав-во людей. Права делятся на естественные и общественные. Естественные люди могут получить от природы, и гос-во над ними не властно (свобода и рав-во), общественные гос-во должно гарантировать (неприкосновенность частной собственности, соблюдение договоров и равное наказание за преступления). Томас Гоббс. «Левиафан». Гос-во – чудовище, пожирающее людей и создали его сами люди, т.к. в естеств. состоянии шла война всех против всех. Люди зак-ют договор и отдают ему все свои естеств. права. Гос-во злоупо-требляет властью, но делать ничего нельзя.  Дж.Локк. «2 трактата о гос. правлении» в естеств. состоянии никакой войны не было, а гос-во создали для того, чтобы оно гарантировало естеств. права людей, часть кот. ему отдали. Но гос-во попыталось захватить весь народный суверенитет, т.е. нарушен договор, поэтому у народа есть право изменить гос-во на то, где власть законодательная – принадлежит народу, а исполнительная – прав-ву, а возглавляет монарх.

9.Полит. воззрения франц. просветителей  XVIII в. (Ш.Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо).  Шарль-Луи Монтескье «О духе законов»: лучшая форма гос-ва – конституц. монархия, правление осущ-ся с пом. законов одним лицом. Если монарх игнорирует законы, то это деспотия, или произвол. Хорошая форма гос-ва – это умеренно демократическая республика, где к власти не допускаются нижние слои населения, т.к. народ способен контролировать действия других, но не способен вести дела сам. На форму гос-ва влияет размер тер-и страны. Небольшие гос-ва д/б республиками (т.к. все население может принимать участие в управлени), средние – монархиями, большие – деспотиями. Без гос-ва люди жить не могут, только оно способно гаранти-ровать мир при условии, что опирается на закон.   Он сформулировал принцип разделения властей. Законы должен принимать орган власти, представляющий интересы всего населения страны. Законодательная власть должна принадл. Парламенту, и он должен следить за их исполнением. Исполнять должен монарх - исполнительная власть. Они не должны вмешиваться в дела друг друга и подменять. Суд дб отделен от них, но не дб властью. Он должен решать частные конфликты граждан (гражданское право). Принцип разделения властей – признак свободного гос-ва. Свобода закл. в том, что у каждого есть право делать то, что разрешено законом, и никто не мб принужден делать то, что законом запрещено.  Ж.Ж.Руссо. «Труд об общ-ном договоре» В естеств. состоянии люди равны и свободны, т.к. нет части соб-ти. Но люди усовершенствовали орудия труда, получили прибавочный продукт и возникла частная соб-ность, порадившая всеобщую вражду. Прична появления гос-ва – расслоение общ-ва на бедных и богатых в рез-те появления частной соб-ти. Гос-во создало еще одно нерав-во – полит. м/д властными и подвластными, когда оно превратилось в деспотичное, весь народ стал бесправным. Народ должен пересмотреть договор, т.к. он единственный суверенен. Он должен сделать правителем самого себя. Тогда он вернет гражд. свободу и общ. соб-ть на все что имеет.

10.Полит. взгляды америк. просветителей  18в. (Т.Джефферсон, Т.Пейн, А.Гамильтон)  Томас Джефферсон «Декларация независимости», в ней провозглашено начало существования США как самостоятельного и независимого гос-ва и изложены принципы, на кот. оно строилось.  Все люди от природы равны и свободны и обладают неотчуждимыми правами на жизнь, свободу и стремлению к счастью - такими их создал бог и не какой общ-ный договор не может лишить их этих прав, и они не могут от них отказаться. Един-ственное гос-во, кот. отвечает этим условиям – демократ. республика, где народ явл-ся высшим сувереном. Он имеет право на восстание, если гос-во не способствует его безопасности и счастью. Он выступал за религиозную свободу и отделение церкви от гос-ва, за полное полит. рав-во и разделение властей.  Т. Пейн «Права чел-ка», «Здравый смысл». Дал развернутую хар-ку демократ. республики: - рав-во и гарантия прав для всех граждан гос-ва не зависимо от имущ-ого положения, вероисповедания и профессии. - рав-во прав мужчин и женщин, в т.ч. политических. - контроль общ-ва за деят-тью гос-ва. - невмеш-во гос-ва в частную жизнь граждан. - верховенство закона, источник явл-ся воля народа.  Александр Гамильтон. В общ-ве идет постоянная борьба имущ-ных кланов и в ней побеждает тот, у кого больше денег. Победа дает им власть, осущ. кот. они могут только с пом. гос-ва. Оно защищает и поддерживает богатых людей. Гос-во не м/б интересом всего народа, оно служит только правящему меньшинству. Демократия – это утопия.

4. Место политологии в сис-ме  общ. наук.Пол-я развивается в тесной взаимосвязи с историей, фил-ей, соц-ей, правоведением, экон. науками.  Связь с историей – история дает ключ к пониманию полит жизни общ-ва. Пол-я изучает полит опыт развития общ-ва. Предмет пол-гии - история развития полит мысли. Пол-я отличается от истории тем, что история изучает все стороны жизни общ-ва, а пол-я – только ее полит жизнь. История изучает хронологию, пол-я абстрагируется от дат.  Фил-я и пол-я – основополагающие положения фил-и выступают в кач-ве методологических принципов исследования полит явлений.  Пол-я и соц-я – соц-я предоставляет конкретные данные в распоряжении политологии, связанные с  функционированием общ-ва как целостной соц системы.  Пол-я и экон. наука – отражение диалектического хар-ра связи реальных экон и полит явлений.  Изучение пол-ии с помощью др. наук позволяет понять сложные процессы современного общ-ного развития.

11. Политические  концепции европейских мыслителей  - начала ХХ вв. (А. Токвиль, О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер). Либерализм: главным в общ-ве явл-ся свобода, рез-ом свободы явл-ся развитие индивида и общ-ва в целом.  Алексис Токвиль «Демократия в Америке». Он сделал вывод, что свобода – главн. достижен. америк. демократии, она вополощ. в полит. и правовое равенство граждан. В амер. демократ. все 3 ветви власти равны, в т.ч. и судебная власть. Это одна из важн. полит. сил в гос-ве, которая контролирует исполнит. и законодат. ветви. Недостатки: незащищ. неправящего меньш-ва, бюрократизм, взятничество и огромные траты на содержание гос. аппарата.

Информация о работе Шпаргалка по "Политология"