Шпаргалка по "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:32, шпаргалка

Описание работы

1.Политика как общественное явление. Возникновение и сущность политики. Политика – деят-ть, целью кот. явл. завоевание власти и ее использование для управления общ-вом. Главным в политике явл-ся вопрос о власти, о том, кому она принадлежит и как он управляет общ-вом. Тот, кто управляет общ-вом – субъект власти (гос-во, полит. партии, общ.-полит. движения и орг-ции, полит. элиты, классы и полит. лидеры).

Файлы: 1 файл

лекции полит.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

40-41. Избирательная система: сущность и основные компоненты. Избирательная система – способ распределения мест в представительных органах власти м/у кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей. Избирательная система основывается на избирательном праве, т.е. совокупности норм, которые регулируют процедуру выборов и закрепляют активное и пассивное избирательное право. Субъектами избирательной системы являются избиратели, политические партии, кандидаты, избирательные органы и гос-во. Избирательная процедура – комплекс правил, которые определяют организацию и проведение выборов. Существует 3 типа избирательной системы: 1. Мажоритарная – при которой избранными считаются те кандидаты, которые получили установленные з-ном большинство голосов: 1. С-ма относительно большинства – избранным считается кандидат, получивший любое наибольшее кол-во голосов. 2. С-ма абсолютного большинства – избранным считается кандидат, набравший 50% + 1 голос.  Президент избирался по этой с-ме.2. Пропорциональная используется при выборах в Гос. Думу. Места в Думе распределяются м/у партиями пропорционально кол-ву получивших партийными списками голосов. Избранными считаются партии получившие не менее 7% голосов избирателей ( загородительный пункт). С 2011 года одно место в парламенте будет получать партия, получившая от 5% до 7% голосов. 3. Смешанная избирательная с-ма, при которой половина депутатов парламента избирается по мажоритарной с-ме, а вторая по пропорциональной. До 2007 года так избиралась гос.дума. Сегодня все 450 депутатов избираются только по пропорциональной системе.

42.Избирательная  кампания, её осн. этапы.

Избир кампания - установленный законом период, в теч. кот. избир партии осущ-ют подготовку к выборам в соотв. с установленными порядками. Избир компания нач-ся с  назначения официальная даты выборов. Дата президентских выборов РФ назначается Советом Федерации, а дата выборов в Гос.Думу - президентом. В ходе избир кампании партии выдвигают своих кандидатов или формирует список кандидатов и регистрируют их в избир комиссии. Имена вносятся в избир бюллетень, кот кандидат ведет свою предвыборную агитацию, кот прекращается за сутки до выборов. Избир компания длится 3 месяца. Функция выборов: создание предстоящей системы власти; озвучивание интересов различных соц групп и их мирная конкуренция; полит социализация личности.

43. Личность как субъект и объект  политики. Личность – первичный субъект пол-ки, т.к. все соц. группы и партии участвующие в полит деят-ти состоят из личностей. Они осознают свои интересы и активно действуют ради них. Поэтому их интересы опр-ют содержание и направление полит жизни общ-ва. Личность в пол-ке может выступать как самостоятельно, так и в кач-ве представителя полит партии или соц. орг-ции. В 1-м случае она действует независимо и активно, во 2-м явл-ся исполнителем опред. соц. роли. След-но, субъект хар-ся актив. жизненной позицией личности. Но субъект не отделим от объекта, т.к. конечной целью полит деят-ти явл-ся исп-ние власти для господства над общ-вом. Не каждый чел-к становится субъектом пол-ки, для этого нужно 3 группы предпосылок:  1.матер-ная – удовлетворение потребностей. 2.соц.-культурные условия – наличие образования. Не грамотный чел-к стоит вне политики. Он м/б только ее объектом.  3.политико-правовые – демократ и полит режим., Типология полит личности: - активисты – личности с высокой полит активностью. - полит наблюдатели – проявляет интерес, но сам лично в ней не участвует.  - компетентные критики – знающие, участвующие, но относящиеся к ней негативно. - пассивная личность – мало знающая, не имеющая соб-ного мнения о политике. - аполитичная личность – не знающая, не участвующая из-за негативного к ней отношения.

44.Полит.  социализация личности, этапы и  типы. Полит соц-я – усвоения опред. полит знаний, ценностей и норм, передачи и приобретения полит опыта, накопленного предшествующими поколениями людей, позволяющих личности стать полноправным участником полит жизни общ-ва, ориентироваться в общ. процессах, делать сознательный выбор в политике. Рез-т – полит сознание и поведение. Агентами явл-ся: макросреда (гос-во, нация, соц. группа, полит партия); микросфера (семья, школа, друзья). Также влияет биопсихич. хар-ки личности, самовоспитание и личный жизненный опыт. Полит соц-я осущ-ся 2 путями: полит просвещение со стороны гос-ва и полит партий; стихийное влияние полит событий ч/з СМИ.   Полит соц-я нач-ся в детстве и продолжается всю жизнь. Этапы:  1.становление гражданина, т.е. накопление знаний и формирование полит. интересов. Он зак-ся с получением права участи в выборах. 2.освоение и исполнение полит ролей (проявление полит активности). Итог: полит культура личности, т.е. усвоение полит норм, ценностей и ролей.  Типы:  - гармонический – хар-ся псих-ки норм. отношениями чел-ка с институтами власти, кот порождают его рац. и уважительное отношение к гос-ву, своим гражд. обяз-тям. - гегемонистский – хар-ся негативным отношением чел-ка к любым соц и полит системам, кроме “своей”. - плюралистический – признание чел-ком равноправия с др. гражданами, их прав и свобод и хар-щий его способность менять свои полит пристрастия, переходить к иным ценностным ориентирам. - конфликтный – форм-ся на основе межгрупповой борьбы и противостояния взаимозависимых интересов и потому усматривающий цель соб-ной политизации в сохранении лояльности к своей группе и ее поддержке.

45.Концепции  прав чел-ка: исторические и современные интерпретации.

Современная концепция прав чел-ка включает:  - идеи о рав-ве прав и свобод чел-ка и гражданина  - обязанность гос-ва защищать эти права и свободы,  - признание приоритета междун. норм права и международных договоров. 1. Классическая концепция либерализма - личность рассматривалась автономной по отношению к гос-ву. Личные права рассматриваются как естественные, дарованные чел-ку не гос-вом, а природой или богом. Предоставление равных возможностей каждому гражданину предполагает самостоятельную реализацию их в действительности. 2. Концепция индивидуализма - каждая личность считается независимой по отношению к др. личности. Это в свою очередь определяет индивидуализм общ-ва, в основе кот. лежит — свобода владения и распоряжения собственностью. 3. Дуалистическая концепция. Для правового статуса личности хар-н дуализм, т. е личность выступает в соотв. сферах либо как чел-к, либо как гражданин. Личность выступает как чел-к в сфере экон. (гражд. общ-во) и как гражданин — в сфере полит (полит общность). Эта дуалистическая концепция разделяет личность на чел-ка и гражданина и соответственно наделяет личность правами человека и гражданина.

47.Полит.  сознание, его сущность и структура. Полит сознание возникает с появлением гос-ва и полит системы общ-ва.  Полит сознание – сфера общ. сознания, образуемая сов-тью соц чувств, представлений, взглядов, отражающих реал. полит отношений и вместе с тем составляющих их неотъем. сторону.  Типы: индив-ное, общ-ное, кол-ное, специализированное, массовое. Коллективные, общ-ные чувства, представления и взгляды не сущ-ют вне индивид. сознания. Они реал-ся в индивид. помыслах, видениях, полит реальности, в фактич. деят-ти отдельных граждан. Индивид. полит чувства и воззрения обретают соц звучание, если они одухотворяются общ-но значимым смыслом, отражают интересы соц групп.  Содержание, формы и типы полит сознания опр-ся господствующими полит системами. Полит сознание – органическая часть полит деят-ти.  Черты: 1.Конкретно-исторический хар-р. 2.Динамичность, изменчивость, что связано со спецификой полит бытия. 3.Массовость – наиболее быстро реагирует на все возникающие в общ-ве соц.-экон. противоречия и конфликты. Типы полит восприятия: 1.Когнитивный – познание системы, ее правил функц-я, проблем и противоречий. 2.Эмоциональный – отражение полит реальности в виде полож. или отр. эмоций, чувств. 3.Оценочный – суждения и мнения относительно целей полит действий, из рез-тов и последствий.  Полит сознание каждого народа фор-ся и функционирует под влиянием свойственного им менталитета. Ментальность – нечто общее, глубинный, труднофиксируемый источник мышления, идеологии и веры, чувств и эмоций.

46.Осн.  права личности и специфика  их реализации в современной  России. Права чел-ка находятся в диалектической связи с его обязанностями перед общ-вом и гос-вом. Права чел-ка можно разделить на неск. групп:  1.Личные – право на жизнь, неприкосновенность личности и жилища от незаконного задержания и вторжения, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, свободу труда и занятости, передвижения и выбора места жительства. Эти права призваны гарантировать индив. автономию и свободу личности. 2.полит-е – призваны создать предпосылки для активного участия граждан в полит жизни. Право на гражданство, доступ к гос должностям, участие в выборах, свобода выбора вероисповедания, свобода слова. 3.Экон-е – право чел-ка на владение частной соб-ти, частное предприн-во, но в рамках гос регулирования. 4.Социокул-е – соц защищенность граждан, медицинские и образовательные программы, выплаты стипендий и материальной помощи, льготы пенсионерам. 5.Экол-е – право чел-ка жить в благоприятной природной среде, иметь своевременную и исчерпывающую информацию о ее состоянии и в случае необходимости взыскивать в судебном порядке средства на возмещение ущерба, причиненного его здоровью. Структуры, занимающиеся реализацией  прав: - комиссия по правам человека при ООН,

- европейская комиссия  по правам человека, - Европейский  суд.  Наряду с индивидуальным  существует и коллективное право, субъектами кот выступают семья, произ-ные коллективы, этнические общности. В своей внеш. и внут. политике Россия исходит из принципа, подтвержденного в 1993г. Всемирной конференцией по правам чел-ка, согласно кот универсальность прав и свобод носит бесспорный хар-ка, а их защита явл-ся обяз-тью всех гос-в. Наша страна - участница большинства междунар. соглашений по правам чел-ка, что обязывает ее выполнять взятые на себя обяз-ва.

48.Понятие  полит. идеология, её специфика  и функции. Идеология – комплекс идей по поводу общ. орг-ции и развития, отображает интересы тех или иных общ. групп. Порождает отношения м/д людьми. Идеология теоретически формулирует, обосновывает и защищает групповые интересы и цели людей. Черты: теоретический и духовный комплекс, в духовности акцентирует эмоциональную составляющую (связана с осн. интересами людей); селективный хар-р, т.е идеология заимствует; стремится свой групповой интерес представить в кач-ве общенац. и даже общечел-кого. Структура: 3 уровня: теоретический (формирование идей), программный (комплекс мероприятий), микроуровень (превращает идеология в мотивацию полит действий). Функции: подготовка программы общ. развития, их презентация общ-ву; теоретическое представление интересов той или иной группы; объединение граждан вокруг победившей идеологии.

49.Современные  полит. идеологии: консерватизм, либерализм, социализм.

Консерватизм. Появился в 18-19вв как реакция на хаос и разрушения, вызванная Великой франц. революцией. Ключевая идея – сохранение традиц. устоев соц. жизни. Осн. идеи – общ. прогресс следует совершать не революционным путем, а эволюционным, т.е. постепенно; в ходе преобразований не допускаться уничтожен традиц. ценностей общ-ва (гос-во, церковь, семья, нация, соб-ть). Суть – за сохранение статус-кво, за эволюц. путь развития общ-ва, за сильное гос-во. Социализм. Возник в сер 19в, как выражение протеста со стороны наемного труда против бесправного положения (Маркс, Энгельс). Главный тезис – освобождение раб. класса от бесправия м/б делом только самого раб. класса. Осн. идеи – все беды от частной соб-ти. Распределение общ. продукта по принципу от каждого по способности, каждому по труд. Опережающая роль в развитии науки – управление должно быть на научной основе. Общ-ное и бесплатное образование и воспитание подрастающего населения. Главная ценность – чел-кий труд, должно быть бесплатным всеобщее медицинское обслуживание. В в 70х 19в стал господствовать в среде наемного труда. В конце 19в распадается на 2 течения: западный социал-демократизм и большевизм. Социалисты не ориентированы на классовую борьбу, революцию, жертвы во имя «светлого будущего», а ставят задачу постепенного продвижения общ-ва в направлении «демокр. социализма». Социализм – процесс бесконечного улучшения жизни в интересах все более широкого круга людей Либерализм. 17в Направление в политике, кот выступает за признание полит и экон прав индивидов в пределах, ограниченных действием законов. За основание законов берется естественное право чел-ка, основанное на его природе. 3 постулата: безграничная вера в возможности чел-кого разума, в его способность рационально осмыслить и переустроить общ. жизнь на «разумных» началах; концепция естественных. Неотчуждаемых прав и свобод чел-ка; требование полной свободы рынка и конкуренции в экон и соц сферах, невмешательства гос-ва в эк-ку.

50.Полит.  психология, сущность, осн. особенности. Полит. психология – сов-ть дух. образований, кот. содержат в осн. эмоционально-чувственные ощущения и представления людей о полит. явлениях и кот. складываются в процессе непосредственного взаимодействия людей с институтами власти и своего полит. поведения. Полит. психология изучает субъективные механизмы полит. поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли чел-ка, его убеждений, ценностных ориентаций и установок. Эта наука рассматривает чел-кое поведение как процесс и рез-т взаимодействия индивида со средой. К политико-психолог. явлениям относятся как универсальные чувства и эмоции чел-ка, специфически проявляющиеся в полит. жизни (гнев, любовь, ненависть), так и те ощущения, кот. встречаются только в полит. жизни (чувства симпатии и антипатии к опред. идеологиям или лидерам, чувства подвластности гос-ву). Полит. психология - универсальный дух. фактор, оказывающий постоянное влияние на полит. поведение людей и полит. институты власти. Сфера полит психологии включает в себя: - Соц.-полит. основания психолог. активности (потребности, интересы, мотивы, стремления); - Психолог. механизмы взаимодействия с полит. средой (установки, стереотипы, предрассудки); - Психолог. состояния людей, обусловленные полит реалиями (настроения, ожидания, чувства, эмоции); - Устойчивые политико-психолог. формы и продукты деят-ти (традиции, навыки, привычки); - Психолог. процессы полит коммуникации (внушение, подражание, убеждение, слухи) и др. Особенности: - Спонтанный, малоконтролируемый процесс формирования; - Преобладание чувственно-эмоциональных компонентов сознания; - Взаимоналожение рациональных и иррациональных дух. эл-тов; - Известная противоречивость и рассогласованность различных элементов; - Выполнение в осн. адаптивной и мотивирующей функций; - Подвижность, изменчивость, быстрая приспособляемость к складывающейся ситуации и т.д.

51.Понятие,  структура и ф-ции полит. культуры. Полит культуры. Полит культура – способ освоения чел-ком действительности, а т.к. освоение осуществляется в 2-х видах, то различают 2 вида культуры: материальная и духовная. Полит культура относят к духовной. Полит культура - способ освоения гражданином полит процесса. В процессе выделяют 3 компонента культуры: опыт, сознание и поведение. Основой культуры явл-ся истор. опыт - на бессознательном уровне осознается как полит менталитет народа. Показателем зрелости полит культуры явл-ся развитие 3-го элемента – полит поведение – реализация знаний и убеждений в практических действиях. Кол-ная оценка полит культуры связана с измерением полит поведения. Полит поведение дел  Функции: 1.Познавательная – формирование у граждан необходимых общ.-полит знаний, взглядов. 2.Интегративная – объединяет общ. группы с разными идеологиями 3.коммуникативная – создание и укрепление связи в общении 4.Функция соц. прогресса – создание условия для решен соц. проблем 5.нормативно-регулятивная – способствует принятию зак-ва, поддерживающего общ. процесс в целом. 6.Воспитательная – дает возможность сформировать личность, гражданина.

Информация о работе Шпаргалка по "Политология"