Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 01:07, курсовая работа

Описание работы

1. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ
2. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА, ЕЁ ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ
....
43. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЛИТИКИ
44. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ ЭТАПЫ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ
45. КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
46. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ И СПЕЦИФИКА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Файлы: 1 файл

ответы политология.docx

— 142.11 Кб (Скачать файл)

Революционеры в отличие  от реформаторов трактуют ситуацию как  не поправимую никакими реформами, что  оставляет только одно решение - фундаментальное  переустройство общественной системы.

По отношению к власти выделяют эгоцентрический и социоцентрический  типы лидеров. Эгоцентрический тип  лидера ориентирует власть на себя, видя в ней лишь источник личного  преуспевания, обогащения, влияния, известности, получения привилегий. Социоцентрический  тип лидера главный смысл деятельности видит в служении обществу, выполнении общественного долга.

Среди наиболее значимых функций  можно выделить следующие:

· Аналитическая функция - глубокий и всесторонний анализ сложившейся  ситуации, изучение совокупности объективных  и субъективных факторов политической жизни, разработка программы действий.

· Организаторская функция - мобилизация масс на реализацию политических программ и целей, сплочение сторонников, объединение усилий различных слоев  населения, формирование команды помощников, планирование политических действий.

· Интегративная функция - объединение и согласование различных  социальных интересов на основе общих  целей, ценностей и идеалов.

· Новаторская функция - внесение новых, конструктивных идей, инициирование  обновления.

· Коммуникативная функция - обеспечение устойчивой связи между  властью и различными социальными  группами.

В последние десятилетия  в развитии политического лидерства  обозначился ряд тенденций

Первой такой тенденцией является институционализация лидерства, которая проявляется в том, что  процесс отбора политических лидеров, их подготовки, движения к власти и  сама их деятельность осуществляется в рамках определенных институтов.

Другая важная тенденция  в развитии политического лидерства - концентрация активности лидеров  на экономических и социальных проблемах.

Третья важная тенденция  в развитии политического лидерства - его профессионализация (политика постепенно становится уделом профессионалов).

Четвертая тенденция - это  уменьшение вероятности появления  в современных условиях выдающихся политических лидеров, которые оставляли  бы такой же глубокий след в истории, как, например, Петр 1, Наполеон, Бисмарк  или Сталин. Причины этого заключаются  в многократном усложнении общественной жизни.

21. ПОНЯТИЕ  ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА  И ЕЕ СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

Данное понятие - одно из важнейших  в политологии. Оно сравнительно ново, введено в научный оборот в 50-60-е годы 20в. Теория политической системы связана в первую очередь  с именами американских социологов и политологов (Т.Парсонс, Д.Истон). Американский политолог Алмонд характеризует  политическую систему как поддерживающую порядок в обществе. Все ее институты  выступают как взаимодействующие  элементы, обеспечивающие удовлетворение потребностей системы через выполняемые  ее элементами функции.

В отечественной литературе политическую систему общества нередко  определяют как совокупность взаимосвязанных  и взаимодействующих государственных  и общественных институтов, осуществляющих политическую власть в обществе, а  также отношения между ними по поводу власти. По сути она есть механизм, с помощью которого осуществляются власть в обществе, руководство и  управление им. Деятельность политической системы общества направлена на регулирование  существующих в обществе политических отношений и происходящих в нем  политическим процессов.

К элементам политической системы общества относят государство, политические партии, общественные объединения, союзы, церковь, средства массовой информации и другие институты общества, способствующие формированию власти и нуждающиеся  в ее поддержке для реализации своих интересов.

Первым и главным институтом политической системы общества стало  государство - в отличие от других ее элементов наиболее влиятельный  субъект осуществления власти. Поэтому  государство по праву считается  ядром политической системы любого общества.

Другим важным институтом политической системы общества являются политические партии, представляющие интересы различных классов и  социальных общностей. Параллельно  с развитием партий стали формироваться  общественно-политические движения, различные  лоббистские группы. Во многих современных  обществах значительное влияние  на государственную власть оказывает  церковь.

По времени появления  в политической системе общества одним из самых молодых ее элементов  можно считать средства массовой информации. Они оказывают весьма существенное влияние на развитие и  функционирование современного общества и его политической системы. Это  касается прессы и особенно радио  и телевидения.

В силу диалектического характера  существования мира, общества и самой  политической системы все ее элементы, или политические институты, тесно  взаимосвязаны. Так, государство осуществляет все важнейшие функции управления обществом.

Взаимоотношения между элементами или институтами политической системы  общества не остаются неизменными. Изменения  в их соотношении, усиление одних  и ослабление других институтов политической системы зависят от множества  объективных и субъективных факторов. Значимость этих институтов определяется степенью их влияния на общественно-политическую и иную жизнь общества.

22. ПОЛИТИЧЕСКИЙ  РЕЖИМ И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ

Используемые способы  властвования позволяют выделить различные типы политических режимов. Если граждане государства целиком и полностью подчинены центру, сосредоточившему в своих руках политическую, экономическую, социальную и духовно-информационную власть, - это тоталитарный политический режим. Если же, напротив, общество как таковое контролирует власть во всех ее проявлениях, то это демократия в ее современном западном исполнении, - особый тип политической системы. Тоталитарному политическому режиму присущи следующие черты:

· Оптимистичная вера в  возможности человеческого разума и, как следствие отождествление общества (этой сложной социальной системы) с относительно простой  организацией;

· Практически полное огосударствление экономики, проявившееся в замене рыночных отношений и конкуренции командно-административными  методами управления в форме планирования в общегосударственном масштабе;

· Принудительная идеологизация  всех сторон общественной жизни, в первую очередь в духовной сфере; нетерпимость к инакомыслию;

· Всемогущество власти на основе сращивания правящей партии с  государством;

· Реальным субъектом власти выступает правящая партия.

Авторитаризм как политическая система занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С первым его объединяет жесткий контроль за политической сферой, не ограниченный законами диктаторский характер власти, со вторым - невмешательство государства во внеполитические сферы, в частности, в экономику и личную жизнь граждан. Авторитарный политический режим можно рассматривать как «облегченный» вариант тоталитаризма. Чаще всего авторитарные режимы носят переходный характер и трансформируются в развитии в демократическую форму правления.

Особенности авторитаризма:

· Монополия на внутреннюю и внешнюю политику главы государства и его окружения;

· Существование неполитических структур, например, союзов промышленников, и вообще всего, что вне политики;

· Неподконтрольность власти народу; она принимает законы по своему усмотрению;

· Требование от подданных  профессионализма и послушания;

· Возможность демократических  процедур, в частности выборов  и референдумов, только в случае их полной подконтрольности и предсказуемости  результатов.

Суть демократии во всех ее видах - постоянный диалог народа с  властью, а также между социальными  группами с целью возрастающего  взаимопонимания и постоянного  учета результатов диалога при  принятии решений. Административное внедрение демократических процедур может вступить в противоречие в национальной психологией и личностной культурой, что дает вместо диалога конфликт несовместимых монологов.

23. ТОТАЛИТАРИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

При тоталитарном режиме государственная  власть строго централизована и фактически принадлежит аппарату правящей партии, властной организации. Главой государства  и правительства - как правило, пожизненно - становится неподотчетный лидер, концентрирующий  в своих руках высшие законодательные, исполнительные, а иногда и судебные функции. Население страны практически  отстраняется от участия в системе  управления государством, поскольку  представительные органы либо упраздняются, либо формируются с нарушением принципа всеобщего избирательного права.

С установлением тоталитарного  режима правящие круги не только не скрывают, но и открыто демонстрируют  различные методы насилия, резко  и решительно подавляя любые попытки  сопротивления проводимому курсу. Значительно активизируется деятельность и вмешательство во все сферы  общественной жизни силовых структур - армии, полиции и органов безопасности. В экономической сфере, как правило, господствует монопольный контроль со стороны государства, что, однако, не означает полного отказа от проведения реформ, а также временных и  незначительных уступок предпринимателям и наемным работникам в частном  секторе. На государственных предприятиях может использоваться система внеэкономического  принуждения.

Для “идеального” тоталитаризма  наиболее характерна однопартийная  система или же существование  под жестким контролем нескольких партий и “официальных” профсоюзов, поддерживающих режим. Деятельность оппозиционных  партий и движений строго запрещена, поэтому они вынуждены либо находиться в глубоком подполье, применяя нелегальные  методы борьбы, либо действовать в  эмиграции. Противники режима подвергаются полицейскому террору - в том смысле, что для их заключения в тюрьму, концлагерь или физического уничтожения  обычно не требуется даже формальных юридических процедур.

Главной предпосылкой тоталитарного  политического режима обычно считают  индустриальную стадию развития современного общества. Но данное положение нуждается  в уточнении. Два события ХХ века породили полное господство государственной  власти над отдельной личностью. Во-первых, усиление социального контроля благодаря развитым средствам транспорта и связи (железные дороги, телефон  и телеграф и т.д.). Во-вторых, шаги в сторону создания новой, виртуальной  реальности средствами телевидения  и радиовещания сделали возможным  манипулирование общественным сознанием  путем прямого и непосредственного  обращения Вождя-Отца к массам. Иначе  говоря, отдельный индивид остался  один на один с могучей, безжалостной и беспощадной государственной  машиной.

Характерная особенность  тоталитарного режима - отмена или  приостановка на неопределенный срок действия конституции. При этом указы  главы государства, распоряжения структур исполнительной власти или армейские  директивы приобретают силу закона. Демократические права и свободы  граждан существенно ограничиваются, интересы личности оказываются подчиненными “высшим” интересам нации, общества или реализации какой-либо идеологической доктрины.

24. АВТОРИТАРИЗМ  КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Авторитаризм как политическая система занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С первым его объединяет жесткий контроль за политической сферой, не ограниченный законами диктаторский характер власти, со вторым - невмешательство государства во внеполитические сферы, в частности, в экономику и личную жизнь граждан. Авторитарный политический режим можно рассматривать как «облегченный» вариант тоталитаризма. Чаще всего авторитарные режимы носят переходный характер и трансформируются в развитии в демократическую форму правления. политолог демократ тоталитаризм

Особенности авторитаризма:

· Монополия на внутреннюю и внешнюю политику главы государства и его окружения;

· Существование неполитических структур, например, союзов промышленников, и вообще всего, что вне политики;

· Неподконтрольность власти народу; она принимает законы по своему усмотрению;

· Требование от подданных  профессионализма и послушания;

· Возможность демократических  процедур, в частности выборов  и референдумов, только в случае их полной подконтрольности и предсказуемости  результатов;

Авторитаризм является одним  из наиболее распространённых в истории  типов политических систем. По своим  характерным чертам он занимает как  бы промежуточное положение между  тоталитаризмом и демократией. В  целом авторитарной политической системе  присущи следующие черты: 1.Автократизм (самовластие) или небольшое число  носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.) 2.Неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам. При  этом власть может править с помощью  законов, но она их принимает по своему усмотрению. 3.Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может  не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди  широких слоёв населения. Однако он обладает достаточной силой чтобы  в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить  граждан к повиновению. 4.Монополизация  власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При  авторитаризме возможно существование  ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но при условии  их подконтрольности властям. 5.Отказ  от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические  сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом  вопросами собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней  политикой, хотя она может влиять и на стратегию развития, проводить  достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного  саморегулирования. Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию  личности и общества во внеполитических  сферах. При авторитарной политической системе запрещаются лишь определённые, главным образом политические формы  деятельности, в остальном же граждане обычно свободны. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма  граждане не имеют каких-либо институциональных  гарантий своей безопасности и автономии (независимый суд, оппозиционные  партии и т.д.)

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"