Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 01:07, курсовая работа

Описание работы

1. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ
2. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА, ЕЁ ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ
....
43. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЛИТИКИ
44. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ ЭТАПЫ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ
45. КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
46. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ И СПЕЦИФИКА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Файлы: 1 файл

ответы политология.docx

— 142.11 Кб (Скачать файл)

6. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (АВРЕЛИЙ,АВГУСТИН, ФОМА АКВИНСКИЙ)

В средние века политические взгляды европейских мыслителей чаще всего облекались в религиозную  форму и имели религиозное  содержание, соответствующее духу божественного  откровения. Основным источником религиозного толкования проблем общественной жизни, в том числе политической власти, государства, свободы человека, выступала  «вечная книга» - Библия. Наиболее яркими представителями религиозной и  политической мысли средневековой  Европы были Августин Аврелий и Фома Аквинский.

Августин, прозванный Блаженным, развивал взгляды о божественном предопределении развития человеческого  общества.

Государство выступает в  сочинении Августина в виде «Града земного», противостоящего «Граду Божиему». Обосновывая разделение власти на церковную  и светскую, государственную, Августин говорил о безусловном приоритете церковной власти, идущем от Бога. Власть государственная, объяснял он, регулирует поведение и деятельность людей  в их временном земном существовании  и сама является временной. Уже поэтому  она должна подчиняться божественной власти, направляющей жизнь вечную. Земным олицетворением божественной власти выступает Христианская Церковь.

Ф.Аквинский пытается осмыслить  роль и значение в жизни людей  таких форм государства, как монархия, аристократия, олигархия, демократия, тирания. При каждой из них реализуется  определенная форма власти, и реализуется  она прежде всего посредством  соответствующей формы государственного правления.

По мнению Аквинского, ни одна из названных выше форм государства  не является совершенной, ибо не может  создать всех необходимых условий  для счастья и блага людей, хотя из них он предпочитал монархию.

Если правитель пришел к власти путем обмана народа или  же дворцового переворота, а также  если он подавляет народ и в  целом правит несправедливо, то, по мнению Аквинского, народ может восстать против такого правителя и лишить его власти. Он указывает на ситуации, когда подобное восстание будет  оправдано:

Если власть выступает  против законов Бога и элементарных моральных принципов, в случае превышения властью ее компетенций, например, установления чрезмерных налогов… когда правитель, избранный легально, начинает поступать  несправедливо.

Нетрудно видеть, что подобная концепция выражает интересы Церкви, ее стремление подчинить светскую власть своему влиянию.

Ф.Аквинский выступал против идеи социального равенства. Он истолковывал политическое и правовое неравенство  существовавших сословий как вполне естественное, вытекающее из различий природных способностей людей. Отсюда его вывод о неустранимости сословного неравенства. Политические воззрения  Августина Аврелия и Фомы Аквинского оказали существенное влияние на дальнейшее развитие христианской политической мысли.

7. ПОЛИТИЧЕСКИЕ  ВОЗЗРЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ(Н.МАКИАВЕЛЛИ, Ж.БОДЕН)

Эпоха Возрождения ознаменовалась значительной активизацией деятельности во всех сферах жизни западноевропейских стран. Наряду с выдающимися достижениями в науке и искусстве, великими географическими открытиями активно  развивалась политическая жизнь. Все более заявляла о себе проблема выбора такой формы государственного устройства, при которой могли бы обрести свободу и достойно существовать большинство граждан страны.Эта проблема нашла отражение в работах мыслителей того времени, среди которых выделялся итальянец Никколо Макиавелли. Макиавелли называют основоположником политической науки Нового времени. Макиавелли четко сформулировал положение - основной вопрос политики есть вопрос о власти. Макиавелли объясняет происхождение государства исходя из природы человека, притом не только из его естественной, но и общественной природы. Ведь многие положительные и отрицательные качества человека формируются в процессе его жизни и деятельности в обществе. Макиавелли выделяет три основные формы государственного устройства и соответственно «три рода правительств»: «монархия, аристократия и народное правление». Большое значение Макиавелли придавал республиканской форме государственного устройства. Макиавелли показывает преимущества республиканской формы правления. Макиавелли указывал также на положительные черты смешанной формы правления, сочетающей в себе черты монархии, аристократии и демократии, олицетворяющей сильную власть, благородство и свободу. Ради укрепления государства Макиавелли считал возможным применять любые способы и призывал действовать по принципу: «Цель оправдывает средства». Идеологом сильного централизованного государства, базирующегося в своей деятельности на мирских ценностях, являлся также француз Жан Боден. Свои политические взгляды он изложил в работе «Шесть книг о государстве». Важную роль в преодолении феодальных распрей, объединении государства и укреплении им внутреннего мира играет, по мнению Бодена, суверенитет одностороннее и безусловное господство единой властвующей воли, высшая абсолютная и постоянная власть над политическим сообществом. Главной в теории о суверенитете является идея принадлежности всей власти только государству. Таким принципом государство отличается от семьи и какого-либо объединения, воплощает единый порядок и противостоит анархии. Идея государственного суверенитета является одним из важнейших завоеваний политической мысли того времени. Высший характер государственной власти Боден усматривал в том, что она всегда обладает верховенством, стоит выше всех других видов господства. Абсолютность власти состоит том, что она не ограничена никакими условиями и, несмотря на свою сложную структуру, выступает как единое целое, является недели мой. Постоянство же означает, что государственная власть не установлена на какой-либо срок, а существует по собственному праву. По мнению Бодена, суверенитет принадлежит не народу, а монарху. Боден - сторонник абсолютной монархии. Монарх в его концепции - «источник права и закона». Определенный исторический интерес представляет высказанная Боденом мысль о связи форм государства и климатических условий. Для умеренного пояса, по его мнению, типичным является государство разума, ибо живущие здесь народы имеют чувства справедливости, любовь к труду. Южные народы безразличны к труду, поэтому нуждаются в религиозной власти. Северные народы, живущие в суровых условиях, признают только силу, них управление воз можно только сильным государством

8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ  УЧЕНИЯ МЫСЛИТЕЛЕЙ НОВОГО ВРЕМЕНИ (ХVII В.- Г.ГРОЦИЙ, Т.ГОББС, ДЖ.ЛОКК)

Развитие теории естественного  права и общественного договора получило в трудах английского философа Томаса Гоббса. Так, по Гоббсу, из договора «всех со всеми» появляется «великий Левиафан» (всемогущее чудовище); имя его - государство. По словам Гоббса, государство представляет собой «соединение всех в одно лицо». Этим «лицом» может быть либо монарх, либо представительный орган аристократической или демократической республики. Им признавались три формы государства: монархия, где верховная власть принадлежит одному человеку, аристократия, где верховная власть принадлежит собранию известного числа граждан, и демократия, где верховная власть принадлежит собранию всех граждан без исключения. Государственная власть характеризуется как абсолютная и безусловная, ей обязаны полностью и беспрекословно подчиняться все граждане данной страны. Он утверждал, что монархия лучше других форм правления способна защитить права и свободы граждан, особенно по сравнению с демократией. Как основоположник идей буржуазного либерализма выступал английский философ и политический деятель Джон Локк. Методологической основой либерализма Локка явились теории естественного права и общественного договора, которых придерживался и Гоббс. Однако толкование основных положений данных теорий у Локка было существенно иным. Считал, что следствием естественного равенства и естественной свободы людей является не «война всех против всех», а сотрудничество, в основе которого лежит признание каждым человеком естественного права других людей. Локк выделяет такие формы государства, как демократия (власть большинства), олигархия (власть нескольких избранных лиц и их наследников или преемников) и монархия (власть одного лица). При этом он выступал против абсолютной монархи, сторонником которой был Гоббс, обосновывал преимущества конституционной парламентской монархии, сочетающей, по его мнению, черты традиционной монархии и республики. Немаловажное значение придавал Локк осуществлению принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и федеративную. Гуго Гроций (1583--1645). Естественное право, согласно Гроцию, -- это и есть "право в собственном смысле слова", и "оно состоит в том, чтобы предоставлять другим то, что им уже принадлежит, и выполнять возложенные на нас по отношению к ним обязанности". Источником этого права в собственном смысле (т. е. естественного права, которое вместе с тем и есть справедливость) является, согласно Гроцию, вовсе не чья-либо выгода, интерес или воля, а сама разумная природа человека как социального существа, которому присуще стремление к общению (общительность). Характеризуя естественное право как право в собственном, тесном смысле слова, Гроций отмечает, что право в более широком смысле является правом в конечном счете, поскольку не противоречит разумной человеческой природе и естественному праву. Догосударственная стадия жизни людей характеризуется Гроцием как "естественное состояние". По своему социальному смыслу государство в трактовке Гроция выступает как соглашение большинства против меньшинства. Сущность верховной власти состоит, по Гроцию, в том, что это -- власть, действия которой не подчинены никакой другой власти и не могут быть отменены по усмотрению чужой власти. Под верховной властью, таким образом, имеется в виду суверенная власть. Общим носителем верховной власти (т. е. суверенитета) является государство в целом (как "совершенный союз"). Политико-правовое учение Гроция, как во внутригосударственных, так и в международных отношениях нацелено на утверждение правовых начал и достижение мира.

9.ПОЛИТИЧЕСКИЕ  ВОЗЗРЕНИЯ ФРАНЦУЗСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ 18 ВЕКА (Ш.МОНТЕСКЬЕ, Ж.-Ж.РУССО)

Политическая проблематика учений французских просветителей  более полно выражена в работах Монтескье и Руссо. Шарль Луи Монтескье в ряде своих трудов продолжил разработку проблем буржуазного либерализма, начатую Джоном Локком. Однако он обосновывал необходимость политической и иной свободы не только для класса предпринимателей, что было больше характерно для Локка, а для всего народа. Его взгляды с большим основанием можно охарактеризовать как либерально-демократические. В фундаментальном труде «О духе законов» Монтескье всесторонне обосновал роль права и законодательства в регулировании различных общественных отношений между людьми и в функционировании государства. Он пытался раскрыть сущность законов развития общества, их зависимость от природных и социальных условий. Монтескье высоко оценивал принципы демократии, в которых «власть принадлежит всему народу». Он считал, что основным «двигателем» народного государства выступает добродетель. Монтескье считал, что государство должно воспитывать граждан, прежде всего молодое поколение, в духе понимания законов и готовности исполнять их. Представляет интерес учение Монтескье о гражданской и политической свободах личности, о роли законов в их обеспечении. С позиций либерализма он решает проблему разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Исходил из того, что эти власти должны обладать необходимой самостоятельностью и активно взаимодействовать между собой, дополнять и уравновешивать друг друга. Существенную роль в развитии революционно-демократического сознания народа Франции и других стран сыграло учение Жана Жака Руссо. Он подверг основательной критике ценности так называемого цивилизованного общества, присущие ему глубокие социальные противоречия и по сути обосновал право народов на свержение абсолютистских режимов. Он дал свое толкование теориям естественного права и общественного договора, по-своему обосновал причины социального неравенства между людьми, подверг острой критике противоречия существующего общества, царящие в нем порядки. Его социально-политические взгляды выражены главным образом в трудах «Об естественном состоянии», «О причинах неравенства», «Общественный договор», «Исповедь». Руссо считал, что социальное неравенство противно естественному праву. Вершиной его теоретического творчества явилось учение об общественном договоре. Он считал возможным заключение между представителями самого народа такого договора, при котором каждый гражданин оставался бы свободным и пользовался соответствующими политическими правами. Руссо подробно анализирует принципы и механизмы функционирования государства и взаимоотношений граждан, устанавливаемые на основе общественного договора. Философские и политические взгляды Ж.Ж.Руссо оказали глубокое влияние на умы людей разных стран и прежде всего Франции. Благодаря его трудам стало более понятным для широких слоев общества демократическое содержание учения об общественном договоре.

10. ПОЛИТИЧЕСКИЕ  ВЗГЛЯДЫ АМЕРИКАНСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ ХУШ В. (Т.ДЖЕФФЕРСОН, Т.ПЕЙН,А.ГАМИЛЬТОН)

Политические взгляды  американских просветителей представляют собой яркую страницу в истории  передовой общественной мысли. Он формировались  под непосредственным воздействием борьбы колониальной Америки против английского владычества, которую  называют революционно-освободительной  войной (1775-1783). Некоторые из просветителей  были ее участниками, возглавляли и направляли ее. Видное место принадлежит политическим воззрениям Томаса Джефферсона. Они были выражены в содержании так называемой «Декларации независимости». В Декларации провозглашено начало существования США как самостоятельного и независимого государства и изложены принципы, на которых оно строилось. В частности, дано обоснование принципов взаимоотношений между людьми в новом государстве, гражданских прав и свобод личности, проблем социального равенства. В Декларации говорится о стремлении человека к счастью как о важнейшей морально-психологической установке его существования в обществе. Джефферсон постоянно подчеркивал, что человек - не только природное, но и общественное существо. Поэтому его потребности могут быть удовлетворены только в его общении с другими людьми. Это особенно касается политического общения людей по поводу осуществления их политических прав и свобод. Лучшей формой государственного устройства Джефферсон считал демократическую республику как выражение подлинного народовластия, с присущими ей политическими институтами, посредством которых защищаются и реализуются политические права и свободы граждан. Джефферсоном было обосновано право народа на реформирование государственной власти и даже на ее «революционное ниспровержение», если эта власть действует вопреки интересам народа, узурпирует права и свободы человека. Большое влияние на умы людей оказали взгляды видного представителя демократического направления американского просвещения Томаса Пейна. Как и другие демократически настроенные идеологи американской освободительной борьбы, Т.Пейн настаивал на том, чтобы политические, юридические и духовные права были в равной степени гарантированы всем гражданам США независимо от их имущественного положения, профессиональных занятий, вероисповедания. Т. Пейн не питал особых симпатий по отношению к государству, рассматривал его как орган, закрепляющий социальное неравенство и подавляющий гражданские права и свободы личности. Пейн придавал решающее значение соблюдению Конституции. В то же время Т.Пейн не видел несправедливости в существовании имущественных различий граждан. А «основополагающим принципом свободы» считал обеспечение политического и правового равенства граждан. Ярким выразителем другого направления американской общественно-политической мысли 18 в. был Александр Гамильтон. Он выражал экономические и политические интересы не широких демократических масс, а узкого слоя торговой и промышленной буржуазии. Он обосновывал необходимость развития капитализма в США и всячески поддерживал представителей крупного капитала. Гамильтон делит американцев на «меньшинство» и «большинство» и открыто провозглашал, что государство должно создаваться меньшинством, управляться им и служить его интересам. Он ратовал за сотрудничество государства с торгово-финансовыми кругами США. При этом он всячески обосновывал необходимость создания сильного федеративного государства с сосредоточением большой власти у федеральных органов. Политические взгляды Джефферсона, Пейна, Гамильтона и других американских просветителей 18 в. при всем их сходстве и различии оказали серьезное воздействие на развитие политического сознания американского общества и решение практических проблем становления государственности Соединенных Штатов Америки.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"