Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 22:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

отв - История политических правовых учений.doc

— 308.00 Кб (Скачать файл)
  1. Предмет и метод курса истории политических и правовых учений.

ИППУ явл-ся самост-ой науч. и учеб. дисципл. одновременно историч. и теоретич. профилей. Общий предмет - полит-ие и правовые учения прошлого, взятые в историч. развитии и в связи с современностью. Специфич. предмет - история возникнов. и разв. теоретич. знаний о гос-ве и праве, гос-ной власти, политики. Функции: 1.познават. ф-ция - познание и объяснение различных политико-правовых доктрин. 2.эвристическая ф-ция - открывает новые тенденции, особенности и законом. генезиса гос-но-правовой жизни общ-ва; 3.прогностическая ф-ция - определяя устойчивые тенденции в развитии изучаемых ею явлений. Методы: 1.Диалектико-историч., принцип историзма - необходима конкретно-историческая оценка тех или иных пол-ких и правовых учений. Отсюда вытекает проблема общечеловеческого и классового подхода. 2. Научн. м-д - предполагает решение гносеологических, познавательных задач. 3.Метод материалистической диалектики - требует рассмотрения гос-венно-правовых институтов с позиций всеобщей связи и взаимосвязи явлений, их движения, изменения и развития, единства и борьбы противоположностей. 4. Исторический метод - связан с освещением различных этапов развития учений о гос-ве и праве во времени. Дает возможность исследовать и описать взгляды на исторический процесс.

 

  1. Особенности развития политико-правовой мысли в странах Древнего Востока (на примере Китая).

Основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных течений  древнекитайской философской и  общественно-политической мысли, считается Лао-Цзы (VI в. до н. э.). Его взгляды изложены в произведении «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»). Лао-цзы характеризует дао как независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественную закономерность. Дао определяет законы неба, природы и общ-ва. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к дао все равны.

Все недостатки современной ему  культуры, социально-политическое неравенство  людей, бедственное положение народа и т. д. Лао-Цзы приписывает отклонению от подлинного дао. Протестуя против существующего положения дел, он вместе с тем все свои надежды возлагал на самопроизвольное действие дао, которому приписывается способность восстанавливать справедливость. В такой трактовке дао выступает как естественное право непосредственного действия.

Фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551–479 гг. до н. э.). Его взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленной его учениками.

Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую  концепцию государства. Государство  трактуется им как большая семья. Власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей. Тем самым Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления, поскольку простой народ полностью отстранялся от участия в управлении государством.

Правда, его политический идеал состоял в правлении  аристократов добродетели и знания, а не родовой знати и богатых, так что предлагаемая им идеальная  конструкция правления отличалась от тогдашних социально-политических реалий и благодаря этому обладала определенным критическим потенциалом. Но в целом для Конфуция и его последователей, несмотря на отдельные критические замечания и суждения, характерно скорее примиренческое и компромиссное, нежели критическое отношение к существовавшим порядкам.

Основатель моизма Мо-цзы (479–400 гг. до н. э.) развивал идею естественного равенства всех людей и выступил с обоснованием договорной концепции возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти.

Следование небесному  образцу Мо-цзы называл также  «почитанием мудрости как основы управления». В поисках «единого образца справедливости» Мо-цзы  выдвинул идею договорного происхождения  государства и управления.

Основные идеи древнекитайского легизма изложены в трактате IV в. до н. э. «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Ряд глав трактата написан самим Гунсунь Яном (390–338 гг. до н. э.), известным под именем Шан Ян. Этот видный теоретик легизма и один из основателей школы «законников» (фацзя) был правителем области Шан во времена циньского правителя Сяо-гуна (361–338 гг. до н. э.).

В целом вся концепция  управления, предлагаемая Шан Яном, пронизана враждебностью к людям, крайне низкой оценкой их качеств  и уверенностью, что посредством  насильственных мер их можно подчинить желательному «порядку».

 

 

  1. Особенности развития гос-венно-правовой идеологии в Древней Греции. Политическое учение Платона.

Свои взгляды на государство  и право Платон (427–348 гг. до н. э.) изложил в книгах «Государство» и «Законы».

Диалог «Государство»  посвящен справедливости. Идеал справедливости Платон видел в разделении труда  соответственно потребностям и природным  задаткам. По Платону, принцип справедливости становится фундаментом модели желательного гос-венного устройства. Он делит всех граждан такого государства на три сословия:

1) мудрецов, управляющих государством; 2) стражей, охраняющих его;3) торговцев и ремесленников.

Платон рассматривает  четыре типа «извращенного гос-венного устройства»:1) тимократию;2) олигархию;3) демократию;4) тиранию.

Все эти типы гос-венного устройства являются ступеньками на пути к вырождению государства. В тимократии появл-ся страсть к обогащению, которая постепенно перерастает в господство олигархов. Олигархия вырождается в демократию. Демократия деградирует в наихудшую форму правления – тиранию. При этом Платон выводит тиранию именно из демократии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Политико-правовое учение Аристотеля.

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) изложил политико-правовые взгляды в трактатах «Политика», «Никомахова этика».

Цель государства, по Аристотелю, – «благая жизнь всех его членов». Для этого граждане

должны быть добродетельными. Само государство образуется из природного влечения людей к общению. При  этом рабство этически оправдано, ведь раб лишен добродетели и способен выполнять лишь физическую работу.

Аристотель придерживался принципа разделения справедливости на две формы: 1) всеобщую, установленную законом;

2) частную, которая касается раздела или обмена имуществом и почестями между членами общины.

Аристотель выделял шесть видов гос-венного устройства: правильные – это монархия, аристократия и полития, и неправильные – это тирания, олигархия и демократия. Гос-венный идеал Аристотеля – поли-тия (смешанная форма из положительного от олигархии и демократии).

 

  1. Особенности развития политико-правовой идеологии в Древнем Риме. Гос-венно-правовые взгляды Цицерона.

ревнеримские учения о политике и праве имеют сходные  черты с политико-правовыми концепциями  Древней Греции. Связано это с  тесными эллинистическими культурными традициями. Этот процесс особенно ускорился после завоевания Римом греческих городов. Процесс эллинизации также затронул римское общество, и древнеримские политико-правовые учения испытали влияние философских систем греческих мыслителей.

Полит-ие идеи римских мыслителей были более оригинальными, чем греческие, что объясняется совершенно иными формами политического и экономического устройства. Впоследствии юриспруденция Древнего Рима становится самостоятельной дисциплиной.

Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.) был выдающимся римским политиком, философом и оратором. Цицерон считал, что единственным источником счастья явл-ся добродетель (мудрость, справедливость). Он не отделял искусного красноречия от его высокого политико-правового и нравственного содержания.

Цицерон полагал, что государство  возникает не в силу установления людьми, а берет начало из природного стремления людей жить вместе. Государство  представляет собой гарант соблюдения всеми гражданами закона. При этом законы имеют легальное основание, если соответствуют божественному порядку, а охранять божественный естественный закон должны жрецы.

Государство Цицерон определял  как respub-lica (от лат. respublica, т. е. «общественное дело»), а народ понимается как соединение людей на основе общих прав и интересов. Главные задачи государства Цицерон определял как:

1) сохранение незыблемости сложившихся отношений собственности;

2) поддержание должного порядка;

3) управление присоединенными к государству территориями;

4) обеспечение функционирования нравственных и религиозных норм и ценностей. Право – основа государства, и все должны

пользоваться общей собственностью как общей, а частной – как  личной.

Наилучший тип политической власти, по Цицерону, – это аристократическая сенатская республика. Он выделяет три основные формы гос-венного устройства:

1) власть царя – монархию;

2) власть оптиматов – аристократию;

3) народовластие – демократию. Известными юристами в древнеримской истории права были также Гай, Папиниан, Павел, Модестин, Ульпиан, которые выделяли три части в правовой системе Римской империи:

1) естественное право, оно распространяется на все живое вообще, на животных, на людей. Брак, семья, воспитание являются следствием этого закона. Согласно естественному праву все люди рождаются свободными;

2) право народов, установленное для людей мировым разумом. Римляне используют это право по отношению к завоеванным народам и другим государствам. Данное право касается войны, рабства, основания государств и т. д.;

3) право граждан, которое регулирует отношения между римскими гражданами. Источником этого права юристы считали законы, решения плебеев.

 

  1. Полит-ие идеи раннего христианства. Теократическая теория государства Августина.

В I в. н. э. в Римской империи возникло христианство. Влияние новой религии усиливалось, и уже в IV в. н. э. римским императорам пришлось считаться с христианской церковью. Император Константин объявил новую религию полноправной, а в 324 г. – господствующей.

Согласно христианской доктрине власть церкви – это наивысшая  власть, так как перед нею преклоняют колени даже сильные мира сего, а Иоанн Златоуст (345–407) говорил, что многие цари в истории были наказаны за вмешательство в дела церкви.

Августин Блаженный  Аврелий (354–430) – известный теолог и философ, представитель западной патристики того времени. Его наиболее значительные сочинения – «Исповедь» и «О граде Божьем».

Августин полагает, что в мире существуют два града «нечестивцев и праведников». Те, кто живут  в согласии с христианским Богом, образуют «Град Божий»; другие –  «Град земной». Граждане «Града земного» на земле – это повелители. Гражданин «Града Божьего» подобен страннику и пилигриму. Первый будет осужден к вечному проклятью, второй – к вечному спасению. Основателем «Града Земного» был братоубийца Каин. Земное государство – создание рук человеческих и его временная цель. Это государство создано и держится путем насилия и принуждения. Источник рабства – это прегрешение сына Ноя Хама, а источник рабства отдельных людей – это военный плен. Государство оправдывает свое существование поддержанием социального порядка, и только Церковь осуществляет право, несет пользу, истинную справедливость, мир и покой. Августин считает, что назначение благого государства заключается в служении Церкви. Благое государство направляет мир земной к миру небесному и сохраняет единство образа человеческих мыслей и желаний с установлениями Церкви. Так происходит разделение земных государств на праведные и неправедные. Праведными государствами управляют христианские государи, анеправед-ными – язычники и безбожники. Августин считает, что христианское государство – это образец «Града земного», и такое государство явл-ся лучшим на земле.

Зло Августин видит в свободной  воле людей, которая влечет людей  от единства к множеству. Как таковое  зло не существует, оно только лишь недостаток добра. Злу всегда предается только обладающий свободной волей человек. Одной из проблем патристики того времени была проблема теодицеи (оправдания Бога), которая заключалась в ответе на вопрос, почему в мире, созданном Богом, возможно зло.

  1. Политико-правовое учение Фомы Аквинского.

Фома Аквинский (1226–1274) – средневековый философ и богослов. Его основные работы «Сумма теологии», «О правлении государей».

Фома Аквинский – выдающаяся фигура средневековой политико-правовой мысли. Он уделяет особое место учению о законах, их видах и соподчиненности. Он делит законы на положительные (писаные) и естественные. Естественные законы – это отражение человеческим разумом разума Божественного.

Законы Божественные касаются духовной жизни человека, а человеческие касаются политической жизни. Так, кодекс Божественного закона – это Библия, а человеческий закон – это феодальное право. Фома считал, что феодальное право совпадает с естественным законом, и следствием выполнения этого закона явл-ся сохранение жизни и продолжение рода.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"