Шпаргалка по "Этнополитологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:42, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Этнополитологии".

Файлы: 1 файл

ЭКЗАМЕН ОТВЕТЫ.docx

— 101.12 Кб (Скачать файл)

начале лета 2004 года Тбилиси  попытался осуществить силовой  сценарий в отношении Цхинвала. 31 мая в зону грузино;осетинского  конфликта, где имели право находиться лишь миротворческие силы, были передислоцированы  грузинские войска, оснащенные тяжелой  военной техникой. В середине июля 2006 г. парламент Грузии принял резолюцию, требующую вывода российских миротворческих сил из Абхазии и Южной

Осетии. В ответ на это  парламент Абхазии призвал международное  сообщество, в том числе Россию, «незамедлительно начать процесс официального признания независимости Республики Абхазия», а также решил обратиться к ООН, ОБСЕ и другим международным  организациям с просьбой «пресечь милитаристские планы грузинского руководства».

Проблемы:

Прежде всего, стороны не могут найти приемлемый работающий формат обсуждения механизмов по предотвращению пограничных инцидентов. Для официального Тбилиси Южная Осетия- это незаконно оккупированный регион, в котором хозяйничает Россия. Цхинвальские власти воспринимаются, как марионетки, которые не имеют влияния на принимаемые решения. В любом случае граница между Грузией и Южной Осетией рассматривается Тбилиси, как административная, а не государственная. В Южной Осетии взгляд принципиально иной.

Другая проблема грузино-осетинского «пограничья»- это пересечение границы. Эта проблема помимо чисто технической стороны (с какими документами переходить) имеет еще одно измерение. После «пятидневной войны» августа 2008 года Южная Осетия с помощью России установила свой полный военно-политический контроль над Ахалгорским (Ленингорским) районом, в котором проживают как осетины, так и грузины. Как следствие, возникшая проблема сосуществования двух этнических общин, интеграция грузинской общины, выстраивание отношений между ней и властями частично признанной республики. Учитывая же интеграцию грузин, живущих на этой территории, в общегрузинские социально-экономические процессы (и просто их родственные связи с внутренними областями Грузии), проблема пересечения границы стала одной из важных приоритетов и для цхинвальских властей, и для российских пограничников, взявшихся гарантировать югоосетинскую независимость.

 

53. Северный Кавказ: особенности этнической и политической  структуры региона

Северный Кавказ — регион в Восточной Европе, находится в Европейской части Российской Федерации, включающий Предкавказье, северную часть склона Большого Кавказского хребта (исключая его восточную часть, относящуюся к Азербайджану), западную часть южного склона до реки Псоу (по которой проходит граница между Россией и Грузией). Самый многонациональный регион России.

На территории Северного  Кавказа находятся субъекты Российской Федерации:

  • Ставропольский край
  • Адыгея
  • Дагестан
  • Ингушетия
  • Кабардино-Балкария
  • Карачаево-Черкесия
  • Северная Осетия
  • Чечня
  • Ростовская область
  • Краснодарский край

В 2010 году сформирован Северо-Кавказский федеральный округ с центром в городе Пятигорске. В округ вошли семь регионов: Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Чечня и Ставропольский край.

Следует заметить, что термин Северный Кавказ имеет в равной степени как географический, так и историко-культурно-политический смыслы, в котором немалую роль играет и конфессиональный состав населения. Северный Кавказ — территория Суннитского Ислама и Русского Православия, характеризующаяся большим количеством титульных народностей на сравнительно небольшой территории.

Особенности:

  • Регион ОЧЕНЬ многонационален и сложен. Постоянная этническая напряженность
  • стремление Чеченской Республики к получению большей степени автономии от центра
  • привилегированные отношения  с центром при проведении политики назначения

 руководителей федеральных  ведомств имеют, при всех оговорках,  Чечня и Кабардино-Балкария.  Противоположная  ситуация характеризует Карачаево-Черкесию. В этом регионе все федеральные  структуры так или иначе подконтрольны  центру и дистанцированы от  региональных властей.

  • В целом, как показывает анализ, в последние годы центр стремился продвигать на

федеральные должности фигур, не связанных с местными элитами  и не принадлежащих к титульным  национальностям, что понимается в  контексте усиления федерального контроля и ограничения местной автономии.  Но эта политика носит не вполне последовательный характер, открывая региональным элитам некоторые, хотя и  ограниченные возможности для лоббирования своих кандидатур.  Наибольшего  успеха в этом добивались Чечня, Кабардино-Балкария и, с переменным успехом, Дагестан, наименьшего  – Карачаево-Черкесия. В то же время  резко  усилился федеральный 8 контроль над Ингушетией, автономия которой  снизилась. Ситуация в Северной Осетии является изменчивой и промежуточной, но в целом ее автономия тоже ниже средней.

 

54. Основные этнополитические  противоречия на Северном Кавказе

Осетино-Ингушский  конфликт

Суть конфликта: спорные  территории. «Пригородный район», принадлежащий  Северной Осетии. Ингуши требовали  возвращения. В 1992 году, с 31 октября  по 4 ноября была кратковременная война. Ингуши поперли на осетин. Войну  остановили вводом российских войск  на территорию. Стороны «разогнали по углам». После этого из Пригородного района были депортированы 30 тысяч  ингушей.

Были подписаны соглашения о мире, которые после неоднократно продлевались. Но вопрос не решен, ингуши требуют возвращения беженцев обратно  в Пригородный район. Путин и  Медведев пытались решить этот конфликт, вносили законопроекты, предлагали проводить общие мероприятия, взаимодействовать молодежным и общественным организациям, но до конца вопрос решить не удалось.

 «Великая»  Черкесия

Черкесия, в прошлом достаточно большое государство, занимающее территорию нынешней республики Адыгея, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкессию, часть территории современных Ставропольского (юг) и  Краснодарского (центр и юг) краев, часть современной Осетии (Моздокский район), Ингушетии, Чечни (до слияния  р. Сунжи и р. Терек). После поражения  в кавказкой войне 1864 года перестала  существовать. Сейчас же черкесы желают воссоздать свою былую Великую Черкесию.

В первую очередь, позиции  черкесской диаспоры и черкесов России о будущем Черкесии отличаются. Так, деятельность черкесских активистов России сфокусирована на сплочении черкесского  народа как представителя единой нации. Например, общественные организации  провели активную работу с этническими  черкесами, призвав людей принять  участие в переписи населения  2010 г. и в графе «национальность» указать «черкес», а не «кабардинец», «адыгеец» или «шапсуг». Конечной задачей этих общественных организаций является воссоздание единого черкесского территориального субъекта. Что касается черкесской диаспоры, то ее представители настаивают на объединении всех черкесских территорий в одно черкесское независимое государство.

Стоит отметить, что черкесы, проживающие в России, весьма активно  обсуждают создание единого субъекта Федерации. Однако создание единой территориальной  единицы - не единственное требование «защитников прав черкесского народа». Данные организации настаивают также  на необходимости репатриации миллионной черкесской диаспоры на историческую родину, осуществленную за счет России.

Выступают активисты и  против Олимпиады в Сочи.

Власти России по поводу изменения территориально-административных границ субъектов федерации занимают следующую позицию. Так, Владимир Путин  заявил о недопустимости пересмотра границ между республиками Северного  Кавказа. «У нас потенциальных территориальных  споров в России две тысячи, в  т.ч., между некоторыми республиками Северного Кавказа, даже между очень  близкими народами, практически одним  народом, разделённым на разные субъекты РФ».

 

55. Конфликты на  Северном Кавказе: основные причины  и последствия

Генезис и эволюция конфликтов на Кавказе обусловлены накопившимися  проблемами в сфере межнациональных  отношений, а также факторами, способствующими  их возникновению и обострению. В  числе таких факторов можно выделить политические (борьба за национальное самоопределение, реабилитация репрессированных народов, территориальные споры  и т.д.) и этнические, которые оказывают  решающее влияние на конфликты и  отражаются в характере лозунгов и требований сил, участвующих в  конфликте. Оба типа факторов тесно  переплетаются, их роль и место в  конкретном конфликте изменяются по мере развития самого конфликта, что  затрудняет их различие.

В числе важнейших факторов, определяющих характер этнополитических конфликтов на Северном Кавказе, можно  назвать следующие:

1. Полиэтнический и поликонфессиональный состав населения.

На этнонациональную ситуацию на Северном Кавказе накладывает  определенный отпечаток поликонфессиональный характер населения. Народы здесь исповедуют христианство и ислам различных  толков и направлений, зачастую сильно переплетенные с традиционными  языческими верованиями. Несмотря на длительную государственную политику вытеснения религии из жизни советского общества, ограничения и даже запрещения пропаганды основ вероучения в настоящее  время на Кавказе наблюдается  усиление религиозного фактора на этнополитические процессы, особенно в районах традиционного  распространения ислама. Позиции  ислама, особенно в Чечне, Ингушетии  и Дагестане очень прочны, и  он действительно определяет повседневную жизнь и бытовую культуру этих народов. Конфессиональный фактор, внешне не всегда заметный, так или иначе проявляется в большинстве конфликтов на Северном Кавказе. Он присутствует, например, в противостоянии России и Чечни, Осетии и Ингушетии.

Однако происходящие в  регионе конфликты носят больше этнополитический характер, чем религиозный. Чаще всего религиозные лозунги  используются некоторыми политическими  элитами конфликтующих сторон в  качестве объединяющей символики или  политического прикрытия.

2. Территориальные притязания.

Частые изменения административно-территориального деления в регионе, проводимые без  учета реального расселения народов, массовые депортации народов и их последующее возвращение в родные места породили запутанность и произвольность административных границ, которые повсеместно  не совпадали с этническими. Распад СССР, значительный подъем национального  движения за суверенитет и самоопределение  обострили проблемы территориального размежевания народов. Так, изначально территориальный спор породил осетино-ингушский конфликт, который лишь позже стал приобретать этническую окраску.

3. Жесткая иерархичность национально-государственной структуры бывшего СССР.

Деление народов на «титульные»  и «нетитульные», обладающих соответственно различными правами и конституционным  статусам, привело к накоплению противоречий в этнополитической сфере.

Тенденции национального  самоопределения проявляются в  таких формах, как стремление к  внутренней федерализации полиэтнических республик (Дагестан), возможное разделение бинациональных республик (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия); стремление к самоопределению вне суверенных государств (Чечня), объединение раздельных народов (лезгины в Дагестане и Азербайджане).

4. Негативные последствия необоснованных депортаций, репрессий в отношении народов.

С 60х годов XIX столетия царское правительство выселяло в Турцию многочисленные племена черкесов, часть чеченцев, ногайцев и других народов Северного Кавказа. Общее число переселенцев с Северного Кавказа и Северо-Западного Кавказа в течение XIX века оценивается примерно в 3 м.л. человека. В результате координально изменился этнодемографический состав населения этого края.

В советское время принудительное выселение и переселение народов  Кавказа приобрело большой размах. На основании огульного обвинения  чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы в годы Великой Отечественной  войны были высланы в районы Средней  Азии, Сибири и Дальнего Востока. Там  люди оказались без средств к  существованию и жилья. Сосланные  народы вымирали. Они лишались возможности  развивать национальную культуру, вести  обучения на родном языке и т.д. На земли депортированных народов  заселялось население с других районов.

Потенционально конфликтные  проблемы возникали и в связи  с созданием на Кавказе бинациональных республик (Кабардино-Калкария, Карачаево-Черкессия). Эти проблемы связаны с землепользованием, с переселением на свои земли репрессированных в прошлом народов, с вопросом о разделении автономии и т.д.

Таковы основные факторы, которые привели к накоплению противоречий в этнополитической сфере. Но обострение этих противоречий и  перехода их в форму открытых конфликтов - следствие «обвальных» дезинтеграционных  процессов и распада СССР.

В целом сложившаяся ситуация на Северном Кавказе свидетельствует  о том, что в основе конфликта  лежат объективно существующие противоречия, заложенные всем ходом исторического  и этнического развития этого  региона. Разрешение этих противоречий и есть реальный путь устранение конфликтов на Северном Кавказе.

 

56. Коррупция и  клановость в аспекте этнополитических  процессов на Северном Кавказе

Ярким примером "клановой коррупции" Колосова называет Чечню, где главой республики является Рамзан Кадыров. "В Чечне существует стабильность, Кадыров добился результата, но при  этом идет та самая "клановая коррупция" - один из способов устройства политической системы", - рассказала она, отмечая, что если "убрать Кадырова с политической арены", стабильности в регионе  не будет.

Информация о работе Шпаргалка по "Этнополитологии"