Шпаргалка по "Этнополитологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 13:55, шпаргалка

Описание работы

В самом общем плане предметом этнополитологии является этничность в политике и политические функции этничности. В более конкретном плане предметом этнополитологии являются источники, побудительные мотивы и закономерности формирования этнонациональной политики, модели и механизмы ее реализации, идеология и практика этнополитических движений и организаций, эт-нополитические ориентации населения и формы их выражения. Функциональные задачи этнополитологии.

Содержание работы

1. Предмет, задачи и функции этнополитологии
2. История возникновения и развитие этнополитологической науки.
3. Этнополитология в системе политических наук и ее научное окружение
4. Методологические подходы к анализу «этичности» в современной этнополитологии
5. Теория этногенеза в работах Л.Н.Гумилева
6. Понятие этнос, субэтнос и суперэтнос (по Л.Н.Гумилеву)
7. Основные теории этногенеза: эволюционистская, дифузианистская, социологическая и функционалистская
8. Полемика о сущности этноса Л.Н.Гумилева и Ю.В.Бромлея
9. Основные подходы в определении сущности нации
10. Феномен «нации»: западная и отечественная трактовка.
11. Этничность и глобализация: Ф.Фукуяма versus С.Хантингтон
12. Проблема этнической идентификации: современный контекст
13. Государство как основной субъект этнополитики
14. Этническая структура государства
15. Этнические группы в общественной системе страны
16. Основная стратегия осуществления этнополитики
17. Демократические принципы осуществления этнополитики
18. Институты гражданского общества в этнополитических процессах
19. Федерализм в Росси и за рубежом: «+» и «-»
20. Модели полиэтничных государств
21. Основные субъекты этнополитического действия
22. Личность в этнополитическом процессе и феномен этнического сознания
23. Этническая мобилизация: фазы и виды
24. Этнизация политики и возникновение этнополитического движения

Файлы: 1 файл

Контроша.docx

— 72.19 Кб (Скачать файл)
  1. Предмет, задачи и функции этнополитологии 
    2. История возникновения и развитие этнополитологической науки. 
    3. Этнополитология в системе политических наук и ее научное окружение 
    4. Методологические подходы к анализу «этичности» в современной этнополитологии 
    5. Теория этногенеза в работах Л.Н.Гумилева 
    6. Понятие этнос, субэтнос и суперэтнос (по Л.Н.Гумилеву) 
    7. Основные теории этногенеза: эволюционистская, дифузианистская, социологическая и функционалистская 
    8. Полемика о сущности этноса Л.Н.Гумилева и Ю.В.Бромлея 
    9. Основные подходы в определении сущности нации 
    10. Феномен «нации»: западная и отечественная трактовка. 
    11. Этничность и глобализация: Ф.Фукуяма versus С.Хантингтон 
    12. Проблема этнической идентификации: современный контекст 
    13. Государство как основной субъект этнополитики 
    14. Этническая структура государства 
    15. Этнические группы в общественной системе страны 
    16. Основная стратегия осуществления этнополитики 
    17. Демократические принципы осуществления этнополитики 
    18. Институты гражданского общества в этнополитических процессах 
    19. Федерализм в Росси и за рубежом: «+» и «-» 
    20. Модели полиэтничных государств 
    21. Основные субъекты этнополитического действия 
    22. Личность в этнополитическом процессе и феномен этнического сознания 
    23. Этническая мобилизация: фазы и виды 
    24. Этнизация политики и возникновение этнополитического движения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предмет, задачи и функции этнополитологии

В самом общем плане предметом этнополитологии является этничность в политике и политические функции этничности. В более конкретном плане предметом этнополитологии являются источники, побудительные мотивы и закономерности формирования этнонациональной политики, модели и механизмы ее реализации, идеология и практика этнополитических движений и организаций, эт-нополитические ориентации населения и формы их выражения. Функциональные задачи этнополитологии. Адекватно отражать жизнедеятельность этносов, этнонаций и даже государства как нации, как более высокий уровень их социализации и политизации — это важнейшие задачи этнополитологии. Важно также рассматривать этнические процессы в контексте конкретных социально-политических реалий, адаптации этноса к этим реалиям и политики к этническому многообразию. При этом этнополитология реализует познавательно-прогностические функции, функции политической социализации этносов и этнической адаптации власти и политики, формируя таким образом социально-политические условия деятельности этносов-наций, обретения ими статуса политической нации, соответствующей политической культуры, учет этнонациональной самобытности в социально-политической жизни общества, государства, управление полиэтничностью в обществе, в государстве. Функциональные задачи этнополитологии в многонациональной России чрезвычайно велики.

Для того чтобы понять не только теоретическое значение этнополитологии, но и ее прикладную направленность, следует обратить внимание на основные функции, которые она осуществляет в обществе: теоретико-познавательную, состоящую в изучении, систематизировании, обобщении определяющих тенденций развития и финансирования этнополитической сферы общества и разных теорий, концепций этнополитических процессов; описательную (дескриптивную), предусматривающую исследования этнополитологии реальности с ее сопоставлением с уже существующими международными, отечественными стандартами в этнополитической области, на основании чего можно получить ответ, какова эта реальность; интерпретационную (объяснительную), дающую трактовку относительно причинно-следственной природы тех или иных событий, явлений, тенденций, направлений этнополитического развития;

мировоззренческую (воспитательную), при реализации которой формируются этнополитическое сознание и культура межэтнического, межнационального общения; важнейшие достояния этнополитической теории и практики становятся доступными широкой массе, делают участие этнонациональных образований в этнополитике сознательными и эффективными; прогностическую (или функцию предусмотрения), которая на основе реализации функций описания, интерпретации дает возможность прогнозировать развитие этнополитических процессов и явлений; инструментальную (технологическую), направленую на поиск ответов на вопрос относительно выбора форм и видов практических этнополитических действий с целью достижения конкретного результата; идеологическую (программную), связанную с выбором определенной системы идеологических ценностных ориентаций в формировании этнополитики общества и разработкой стратегии и направлений ее развития

 

 

 

 

 

2. История возникновения и развитие этнополитологической науки.

Этнополитология как новая наука возникла в начале 70-х годов ХХ ст. и ведет свою родословную от работ американских ученых М. Паренти, Дж. Ротшильда, которые были опубликованы в конце 60-х годов прошлого столетия. Ее становление было научной реакцией на обострение национального вопроса во всемирном масштабе. Это происходило в Канаде (особая позиция французских жителей провинции Квебек), Чехословакии, Турции, Ираке, целом ряде многоплеменных государств Африки. Этническое напряжение имело место даже в таких государствах, как Бельгия и Испания, которые издавна считались в этом плане стабильными. С учетом религиозных трений эти процессы наложили отрицательный отпечаток на общественно-политическую жизнь и привели к трагическим событиям в Северной Ирландии, Пенджабе (Индия), Югославии. Этнические проблемы приобрели глобальный характер, подтвердив необходимость действенной реакции на них. Например, по данным Д. Райта, 15 из 30 войн и вооруженных конфликтов 1984–1998 гг. были вызваны этническим фактором, тогда как, за весь период (с 1496 г. по 1983 г.) только 86 из 240 войн разгорелись, в той или иной мере, из-за этнической нетерпимости. Это доказывает, что в перспективе процент этнических вооруженных конфликтов в общей их численности будет возрастать. Подтверждением этой тенденции стали события в Казахстане, Нагорном Карабахе, Грузии; в странах Прибалтики, на Северном Кавказе. Активным субъектом процессов, которые происходят в наше время на постсоветском пространстве, стали ранее депортированные народы, в отношении которых ведется реабилитационная политика.

 

3. Этнополитология в системе политических наук и ее научное окружение

Этнополитология относится к наукам, которые осмысливают, с одной стороны, этническую, а с другой — политическую действительность. Относительно содержания, она диалектически объединяет (синтезирует) две важных обществоведческих науки: этнологию (науку об этносах) и политологию (науку о политике).  Кроме того, этнополитология тесно связана с этнографией — наукой о народах (этносах) мира, где внимание исследователей концентрируется на разработке проблем этно- и нациогенезиса, этнической истории, традиционно-бытовой культуры, народных знаний, быта, народного искусства; этноархеологией — наукой, изучающей материальную культуру народов; этнической демографией — наукой, которая исследует проблемы воспроизведения этносов, этнической специфики рождаемости, смертности, и т. п.; этнической психологией — наукой, которая сосредоточена на изучении этнической особенности психики людей, этнического характера, закономерностей формирования и функционирования этнического самосознания, этнических установок, стереотипов; этносоциологией — наукой, в рамках которой осуществляется сравнительный анализ разных этнических групп и их классификация, исследуются весомые явления культуры разных этносов, взаимоусловия изменений в культуре, языке, быте, этнических ориентациях, закономерности и особенности межэтнических отношений; этнической историей — наукой, рассматривающей развитие этноса от времен своего возникновения до нынешнего состояния (этногенеза); этнолингвистикой — наукой, которая осмысливает взаимоотношения этносов и языка, влияние языка на этническое развитие; этнической антропологией — наукой, в центре изучения которой — биологические особенности человека. Тесная взаимосвязь прослеживается также между этнополитологией и этноэкологией (которая изучает взаимоотношения этносов с природным и животным миром) и этноэкономикой (наукой, исследующей экономическую деятельность этносов, их хозяйственную спецификацию, этнические особенности труда, занятости и т. п.). Исследованием этнических особенностей искусства занимается этноискусствоведение, воспитания — этнопедагогика, лечения — этномедицина. Вышеупомянутые науки имеют важное значение для развития и функционирования этнополитологии, поскольку формируют ее информационно-источниковую базу, создают основу для теоретических выводов и обобщений.

4. Методологические подходы к анализу «этичности» в современной этнополитологии.

Все имеющиеся теории и концепции этничности на Западе могут быть сведены к трем основным методологическим подходам: примордиализм, инструментализм (он еще известный под названием ситуационизм) и конструктивизм. Нужно обратить внимание прежде всего на то, что в теориях примордиалистического подхода выделяются два направления: социобиологическое и эволюционно-историческое. Приверженцы первого рассматривают этничность как объективную определяющую (примордиальную, то есть извечную) характеристику человечества. Этот феномен они объясняют с помощью эволюционных идей как явление, детерминированное генетическими и географическими факторами, трактуя этничность как «расширенную родственную группу» или как «расширенную форму родственного отбора и связи». Теоретики второго — эволюционно-исторического направления видят этносы как социальные, а не биологические сообщества, глубинно связаные с социально-историческим контекстом. Это реальные группы с присущими им определяющими чертами — языком, культурой, идентичностью. До 60–70-х годов XX столетия в мировой науке примордиалистский подход, главным образом его второе направление, доминировал, а в советском обществоведении был фактически единым к началу 90-х годов. Наиболее научное обоснование в советское время получила теория этноса. Основным достижением советской методологии в изучении человеческого общества, в том числе этногенезиса, был ее историзм, то есть осмысление социальных явлений в их продолжительном развитии. Социобиологическое направление примордиалистического подхода в российской обществоведческой литературе представлено концепцией, сформулированной Л. Гумилевым. Автор рассматривал этнос как естественный, биологический феномен, источником развития которого является пассионарный толчок. Если в своих ранних работах он трактовал этнос как биологическую единицу, то в 80-х годах XX столетия предложил считать определяющим в его формировании и развитии такие факторы, как ландшафт, климат и т. п. При изменении ландшафта, отмечал исследователь, этнос теряет свою природу и исчезает.

В середине 70-х годов XX столетия как реакция на невозможность примордиализма обосновать причины возрастания национальных движений современного мира в западной науке возникает другая интерпретация этноса, соответственно которой он рассматривается как инструмент, использующийся политиками в достижении своих интересов. Такой подход получил название инструментализма или ситуационизма. Подобное понимание этноса характерно, преимущественно, для политологических исследований межэтнических отношений и сформировалось оно в основном в границах политологии и социологии. В отличие от примордиалистов творцы инструменталистического подхода (Олзак, Нейгел, Дж. Бентли и др.) ориентируются не на поиск объективных основ этничности (они принимают существование этноса как факт, данность), а на выявление тех функций, которые выполняют этнические сообщества. Основываясь на функционализме и прагматизме, приверженцы инструментализма считают этничность продуктом этнических мифов, которые создаются для достижения определенной выгоды и получения власти. В этом контексте этничность понимают как идеология, которую формирует элита с целью мобилизации масс на борьбу за власть. Незаурядного распространения в современной науке приобрел третий — конструктивистский подход — к пониманию этнической общности, которая определяет нации, этносы как определенные интеллектуальные конструкции ученых, политиков, благодаря которым системе образования, разветвленной сети средств массовой информации, удается передавать собственные идеи массам, активно влиять на них. Представителем конструктивистского подхода в России является известный ученый В. Тишков, по убеждению которого «нация — это внутригрупповая дефиниция, и она не может предстать четкой научной или конституционной формой. Это же касается еще более мистической категории «этнос». Другой исследователь Д. Драгунский также считает этнос физически не существующим и понимает это как произвольный выбор личностью референтной группы.

6. Понятие этнос, субэтнос и суперэтнос (по Л.Н.Гумилеву)

Субэтнос — понятие, введённое Л.Н.Гумилёвым в пассионарной теории этногенеза. Это этническая система, выделяющаяся внутри этноса своим стереотипом поведения и противопоставляющая себя окружению на основе взаимной комплиментарности составляющих ее членов. Субэтнос — этнический таксон рангом ниже чем этнос. Наличие разнообразных субэтносов — важный признак устойчивости этноса, так как субэтносы делят между собой функции, находясь в отношениях симбиоза. Путем неантагонистического соперничества субэтносы делают внутреннюю структуру этноса наиболее гибкой, не нарушая его единства.

В процессе этногенеза субэтносы возникают и рассасываются (в той или иной степени безболезненно), сменяясь другими. Так, в ходе Российского этногенеза выделялись субэтносы казаков, поморов, сибиряков («челдонов»), старообрядцев и др. В этносе, как правило, выделяется субэтнос, играющий ведущую роль: в России, например, возник и лидировал до начала XX в. субэтнос дворян. Некоторые субэтносы являются реликтовой формой ранее существовавших самостоятельных этносов — так, оригинальный романский этнос провансальцев превратился в ходе этногенеза в субэтнос французского этноса.

Субэтносы могут выступать в различной форме – как этнографические группы, живущие на определённой территории, как сословия, как конфессиональные общины и т.д. Но критерием их выделения всегда служат поведенческие особенности и противопоставление остальным членам этноса (на основе взаимной симпатии членов субэтноса) при сохранении этнического единства. Суперэтнос. Самая крупная этническая система. Состоит из этносов. Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни. Примеры: российский, европейский, римский, мусульманский суперэтносы.

До появления термина «суперэтнос», введенного Л.Н.Гумилевым, целостности такого рода именовались «цивилизациями», «культурами» или «мирами» (например: «Исламский мир», «Западная цивилизация»).

Этнос. Этническая система более низкого порядка, обычно в обиходе называемая народом. Члены этноса объединены общим стереотипом поведения, имеющим определённую связь с ландшафтом (месторазвитием этноса), и, как правило, включающим религию, язык, политическое и экономическое устройство. Этот стереотип поведения обычно называется национальным характером. Л.Н.Гумилев ввел в учение об этносе системный подход, без которого оно зашло в тупик: попытки определять этнос через ряд признаков (язык, культура, территориальное единство, общность экономической жизни, самоназвание и т.д.) постоянно терпели неудачу, так как выявить основной, непременный для всех случаев этнодифференцирующий признак (к которому, таким образом, свелся бы феномен этноса) оказалось невозможным, а совокупность признаков не определяет ничего, кроме рассматриваемого в данный момент объекта. Л.Н.Гумилев показал, что «вынести за скобки» можно лишь само признание этническим коллективом своего единства: «Мы такие-то, а все прочие другие (не мы)». Это отождествление является отражением в сознании людей этноса как объективно существующей целостности и является разновидностью системной связи между объектами (людьми), а не их свойством (признаком). Дальнейшие исследования выявили, что рассматриваемые коллективы, выделяющие сами себя из окружающего мира, всегда обладают общностью поведенческих черт, передаваемых из поколения в поколение с помощью механизма условно-рефлекторной сигнальной наследственности. Эти черты не случайны, они вырабатываются в процессе адаптации людей в этнической и ландшафтной среде и образуют собой стереотип поведения этноса.

Информация о работе Шпаргалка по "Этнополитологии"