Шпаргалка по "Этнополитологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 13:55, шпаргалка

Описание работы

В самом общем плане предметом этнополитологии является этничность в политике и политические функции этничности. В более конкретном плане предметом этнополитологии являются источники, побудительные мотивы и закономерности формирования этнонациональной политики, модели и механизмы ее реализации, идеология и практика этнополитических движений и организаций, эт-нополитические ориентации населения и формы их выражения. Функциональные задачи этнополитологии.

Содержание работы

1. Предмет, задачи и функции этнополитологии
2. История возникновения и развитие этнополитологической науки.
3. Этнополитология в системе политических наук и ее научное окружение
4. Методологические подходы к анализу «этичности» в современной этнополитологии
5. Теория этногенеза в работах Л.Н.Гумилева
6. Понятие этнос, субэтнос и суперэтнос (по Л.Н.Гумилеву)
7. Основные теории этногенеза: эволюционистская, дифузианистская, социологическая и функционалистская
8. Полемика о сущности этноса Л.Н.Гумилева и Ю.В.Бромлея
9. Основные подходы в определении сущности нации
10. Феномен «нации»: западная и отечественная трактовка.
11. Этничность и глобализация: Ф.Фукуяма versus С.Хантингтон
12. Проблема этнической идентификации: современный контекст
13. Государство как основной субъект этнополитики
14. Этническая структура государства
15. Этнические группы в общественной системе страны
16. Основная стратегия осуществления этнополитики
17. Демократические принципы осуществления этнополитики
18. Институты гражданского общества в этнополитических процессах
19. Федерализм в Росси и за рубежом: «+» и «-»
20. Модели полиэтничных государств
21. Основные субъекты этнополитического действия
22. Личность в этнополитическом процессе и феномен этнического сознания
23. Этническая мобилизация: фазы и виды
24. Этнизация политики и возникновение этнополитического движения

Файлы: 1 файл

Контроша.docx

— 72.19 Кб (Скачать файл)

вооруженные конфликты между группами, принадлежащими к разным цивилизациям, станут наиболее вероятным и опасным источником напряженности, потенциальным источником мировых войн;  главными осями международной политики станут отношения между Западом и остальным миром;  политические элиты некоторых расколотых незападных стран постараются включить их в число западных, но в большинстве случаев им придется столкнуться с серьезными препятствиями;  в ближайшем будущем основным очагом конфликтов будут взаимоотношения между Западом и рядом исламско-конфуцианских стран7.  Западу, по мнению Хантингтона, необходимо, принимая во внимание все вышеуказанные обстоятельства, следовать следующим направлениям: укрепление сотрудничества и единства в рамках собственной цивилизации, прежде всего между Европой и Северной Америкой;  интеграция в состав Запада стран Восточной Европы и Латинской Америки, чья культура близка к западной;  поддержание и расширение сотрудничества с Россией и Японией;

предотвращение разрастания локальных межцивилизационных конфликтов в полномасштабные войны между цивилизациями;

ограничение роста военной мощи конфуцианских и исламских стран; поддержка представителей других цивилизаций, симпатизирующих западным ценностями и интересам;  укрепление международных институтов, отражающих и легитимизирующих западные интересы и ценности, и привлечения к участию в этих институтах незападных стран8.  Таким образом, становится очевидно, что Хантингтон отдает Западу приоритет в процессе придания новых очертаний послевоенному миру. Однако он не отрицает, что западный мир столкнется с новыми вызовами, суть которых будет состоять в различиях между западной и незападными цивилизациями. Западная цивилизация, по мнению ученого, является одновременно и западной, и современной. Незападные цивилизации попытались стать современными, не становясь западными. Но до сих пор лишь Японии удалось добиться успеха в этом нелегком деле.

 

13. Государство  как основной субъект этнополитики.

Что касается субъектов национальной политики, то можно говорить о следующей их иерархии. Во-первых, такими субъектами являются политические партии, которые в своих программных документах формулируют основы будущей этнополитики, стратегию достижения поставленных целей. Став правящей, та или иная партия (или партийная коалиция) получает возможность реализовать свою национальную политику через государственный аппарат.Таким образом, государство в целом выступает важным субъектом этнополитики, главным образом в лице представительной и исполнительной ветвей власти. (Судебная власть выступает гарантом правомерности этой политики, ее законности, конституционности). Часто одна из палат парламента некоторых многонациональных государств формируется по национальному признаку. Например, в парламенте России – это Совет Федерации, состоящий из ряда проблемных комитетов и комиссий. Кроме того, национальная политика вырабатывается Комитетом по делам Содружества Независимых государств и связям с соотечественниками Государственной Думы. Представительная власть оформляет этнополитику в форме законов, регулирующих различные стороны национальной жизни, и контролирует их исполнение.Исполнительными субъектами национальной политики выступают президенты территориальных образований в составе России, правительства, специализированные министерства и ведомства. В нашей стране – это Министерство РФ по делам национальностей и региональной политике, Министерство РФ по сотрудничеству с государствами – участниками СНГ, а также Федеральная миграционная служба России. Названные органы государственного управления и должностные лица осуществляют исполнительно-распорядительные функции, связанные с повседневной реализацией национальной политики. Научность, а следовательно, правильность, успех национальной политики обеспечивают научно-исследовательские институты, центры, фонды и т. п. (В нашей стране работают, например, Институт этнологии и антропологии РАН, Институт славяноведения и балканистики РАН, Институт востоковедения РАН, Центр этнополитических исследований и др.). Они помогают выявлять закономерности и тенденции, действующие в сфере национальных отношений. Основной мубъект этнополитики – государство, осуществляющее монополию на этнополитику с той же настойчивостью, что и монополию на нелегитимное насилие. Запрещая этнополитику, государство вынуждено само заниматься этнополитикой и применять в этой области насилие в связи с существованием нелегитимных этнополитических процессов. Среди определений государства в современной политологии удачным можно назвать понятие, данное Манфредом Хеттихом: это преобладающий в настоящее время способ политической интеграции общества на строго географической территории, подчинённой определенному виду политического господства.Подчёркивание роли государства - как инструмента политической интеграции предполагает объединение народов, проживающих на данной территории, либо выделение общенациональных интересов на первое место, если речь идет о многонациональном государстве. Не менее важно акцентирование внимания на строгость географической территории, которая может совпадать с ареалами расселения этноса или этносов. С интересами этноса совпадают такие черты государства как суверенность (верховенство); объединительность, предполагающая единство правовых норм для всех граждан, независимо от их этничности; обязательность (принудительность) выполнения гражданами законов государства.

 

14. Этническая  структура государства

Этническая структура – сеть устойчивых социальных отношений между нациями, народностями, национальными и этническими группами конкретного государства.  Этническая группа – довольно малочисленные народы, которые насчитывают от нескольких десятков, до несколько сотен человек и сохраняют некоторые этнические признаки: •    Диалект; •    Некоторые бытовые традиции; •    Территорию расселения. (Этногенетические пучки – это группа генетических родственных народов имеющих общие этногенетические истоки.)

Типичным элементом этнической структуры являются национальные группы, т.е. такие группы людей, которые сохраняют этнические признаки какой-либо нации и проживают за пределами своих национально-государственных образований или не имеют таковых вообще. Если национальная группа не проживает компактно на территории другого государства, сохраняя непосредственные социокультурные связи, а находится в рассеянном состоянии, то ее называют диаспорой.  (***Этнос – целостная система, в которой  системообразующую роль выполняют различные признаки (при определенной роли материального). Этническая общность – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающая относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, сознанием своего единства и отличия от подобных общностей (самосознанием), фиксируемым в самосознании (этнониме).15. Этнические группы в общественной системе страны. В этнографической литературе под этносом (этнической общностью) принято понимать устойчивую совокупность людей, проживающих, как правило, на отдельной территории, имеющей свою самобытную культуру, включая язык, обладающую самосознанием, что обычно выражается в названии этноса - Россия, Франция, Эстония, Дагестан и т.п. (Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. С. 44-45). Кроме того, любая этническая группа обладает особым чувством, настроением и переживаниями, которые аккумулируются в выражении "мы группа", призванном подчеркнуть самобытность этноса, сплоченность его членов, их противостояние всем другим окружающим этническим группам, обладающих иным культурным слоем и психологией. В лекции я буду употреблять термины "этнос" и "этническая общность" (группа) как синонимы, тогда как в специальной этнографической литературе первый термин употребляется с акцентом на социокультурную особенность этнической группы. Названные выше общие признаки этнической группы сближают ее с другими социальными образованиями, формами социальной жизнедеятельности людей, рассматриваемых в социологии в качестве социокультурных систем, ибо этнос, как и любая другая значительная социальная группа, обладает своей культурой, ценностно-нормативной структурой, психологией, механизмами социальной интеграции и дифференциации людей. Поэтому следует обратить особое внимание на специфические черты этнической группы, заметно выделяющий ее среди других социальных образований. Во-первых, это язык данной нации, народности, как главный инструмент общения, коммуникации, формирующий у людей чувство единой лингвистической общности. Знание языка - является важнейшим критерием идентификации членов этнической группы, т.е. определение его как "своего" или "чужого". Во-вторых, это социально-историческое образование, имеющее, как правило, длительную историю формирования. Общая историческая судьба данного народа, нации, которую ее представители передают из поколения в поколение в устной, фольклорной форме или в виде письменной истории, изучаемой в процессе воспитания подрастающего поколения - один из факторов, объединяющих представителей данного этноса, способствующий формированию у них чувства естественной близости и родственности. В-третьих, наличие специфической материальной и духовной культуры этноса, выражающееся в своеобразии жилищных построек (у многих народов Севера и кочевых племен, например, преобладают не кирпичные строения, а юрты, у этнических групп, проживающих на побережье, жилище может выглядеть в виде свайных построек и т.д.). Состав и приготовление пищи представителей разных этнических групп также может значительно различаться, как и способ ее приготовления: у народов Востока в питании преобладает рис, в Латинской Америке - маис и кукуруза, многие народы Севера употребляют в пищу оленину и т.д. В-четвертых, особенность жизни этнических групп связана с семейно-бытовым поведением - убранство жилья, брачные обряды и традиции (например, обычай у народов Средней Азии брать за невесту "выкуп" - калым), взаимоотношениями супругов между собой и детьми, родственниками.

В-пятых, это нормативы повседневного поведения, этикета обращения, приветствия, характерные жесты и символы (у многих народов Востока, в отличие от европейцев, при встрече принято кланяться, а сама встреча знакомых людей может вылиться в длительный разговор о здоровье и благополучии родных и близких людей). В-шестых, следует отметить также и такую немаловажную деталь как гигиенические правила, отражающие в значительной мере природные условия обитания этноса.

 

15.Этнические группы  в общественной системе страны

В этнографической литературе под этносом (этнической общностью) принято понимать устойчивую совокупность людей, проживающих, как правило, на отдельной территории, имеющей свою самобытную культуру, включая язык, обладающую самосознанием, что обычно выражается в названии этноса - Россия, Франция, Эстония, Дагестан и т.п. (Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. С. 44-45). Кроме того, любая этническая группа обладает особым чувством, настроением и переживаниями, которые аккумулируются в выражении "мы группа", призванном подчеркнуть самобытность этноса, сплоченность его членов, их противостояние всем другим окружающим этническим группам, обладающих иным культурным слоем и психологией. В лекции я буду употреблять термины "этнос" и "этническая общность" (группа) как синонимы, тогда как в специальной этнографической литературе первый термин употребляется с акцентом на социокультурную особенность этнической группы. Названные выше общие признаки этнической группы сближают ее с другими социальными образованиями, формами социальной жизнедеятельности людей, рассматриваемых в социологии в качестве социокультурных систем, ибо этнос, как и любая другая значительная социальная группа, обладает своей культурой, ценностно-нормативной структурой, психологией, механизмами социальной интеграции и дифференциации людей. Поэтому следует обратить особое внимание на специфические черты этнической группы, заметно выделяющий ее среди других социальных образований. Во-первых, это язык данной нации, народности, как главный инструмент общения, коммуникации, формирующий у людей чувство единой лингвистической общности. Знание языка - является важнейшим критерием идентификации членов этнической группы, т.е. определение его как "своего" или "чужого".Во-вторых, это социально-историческое образование, имеющее, как правило, длительную историю формирования. Общая историческая судьба данного народа, нации, которую ее представители передают из поколения в поколение в устной, фольклорной форме или в виде письменной истории, изучаемой в процессе воспитания подрастающего поколения - один из факторов, объединяющих представителей данного этноса, способствующий формированию у них чувства естественной близости и родственности. В-третьих, наличие специфической материальной и духовной культуры этноса, выражающееся в своеобразии жилищных построек (у многих народов Севера и кочевых племен, например, преобладают не кирпичные строения, а юрты, у этнических групп, проживающих на побережье, жилище может выглядеть в виде свайных построек и т.д.). Состав и приготовление пищи представителей разных этнических групп также может значительно различаться, как и способ ее приготовления: у народов Востока в питании преобладает рис, в Латинской Америке - маис и кукуруза, многие народы Севера употребляют в пищу оленину и т.д. В-четвертых, особенность жизни этнических групп связана с семейно-бытовым поведением - убранство жилья, брачные обряды и традиции (например, обычай у народов Средней Азии брать за невесту "выкуп" - калым), взаимоотношениями супругов между собой и детьми, родственниками. В-пятых, это нормативы повседневного поведения, этикета обращения, приветствия, характерные жесты и символы (у многих народов Востока, в отличие от европейцев, при встрече принято кланяться, а сама встреча знакомых людей может вылиться в длительный разговор о здоровье и благополучии родных и близких людей). В-шестых, следует отметить также и такую немаловажную деталь как гигиенические правила, отражающие в значительной мере природные условия обитания этноса.

 

16. Основная стратегия  осуществления этнополитики.

Современная этнополитика может быть определена как целенаправленная стратегия регулирования этнических отношений. Этнополитика включает в себя теорию, принципы, основные направления, систему мер и механизмов реализации. Главное в содержании этнополитики — управление этническими интересами с учётом их общности и различий, степени их законности и конструктивности для всего обществ [5]. Государственные органы власти должны заниматься оптимизацией межэтнических отношений, т. е. находить и поддерживать механизмы интеграции этнических интересов в рамках демократии. Этнополитика — один из отраслевых видов деятельности акторов политики. Она не может быть изолирована от экономической, социальной, культурной, религиозной, внешней и других видов политики. Напротив, они взаимосвязаны. История показывает, что правовое регулирование, осуществляемое в области межэтнических отношений, может иметь различную направленность. Представляется возможным выделить пять основных типов последнего, отличающихся по целям, которых планируется достичь в результате ихприменения. Это, во-первых, изоляционный тип, при реализации которого этнические общности становятся подсистемами политически организованного общества, каждая из которых занимает строго предписанное место в системе разделения и кооперации труда. Во-вторых, ассимиляционный, влекущий принятие мер, направленных на то, чтобы заставить членов малых и (или) подчиненных этносов влиться в господствующую этническую общность. В-третьих, ликвидационный, при котором представители некоторых этнических общностей удаляются с территории политии или даже уничтожаются физически. В четвертых, мультикультурный, при выборе которого этническое разнообразие поддерживается и культивируется даже в ущерб общим коренным и долговременным интересам политически организованного общества. И в-пятых, интеграционный, означающий, что учитывается своеобразие быта, культуры и обычаев этнических общностей, однако стратегической целью является сглаживание различий в интересах развития общества как целого. Названные типы в различной степени соответствуют интересам выживания и прогрессивного развития политически организованного общества.

 

 

18. Институты гражданского  общества в этнополитических  процессах

Под этнополитикой в широком смысле принято понимать определенную сферу политической жизни общества, в которой так или иначе затрагиваются интересы и чувства этнических групп (общностей) и других акторов, включенных в этнополитические отношения. В узком смысле этнополитика это конкретная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а также иных институтов гражданского общества, направленная на регулирование межэтнических отношений. В силу этого мы можем говорить о государственной или, к примеру, муниципальной этнополитике. При этом этнополитика находится в фокусе многих обществоведческих наук: этносоциологии, этнополитологии, права и т. д. Этнос как совокупность людей может рассматриваться как субъектный элемент этнополитической безопасности, лишь будучи растворенным в феномене гражданского общества. Этнос уже потому не может выступать как отдельный субъект безопасности, что реализация им в этнополитическом процессе этнополитического интереса есть деятельность, создающая угрозу для национальной безопасности, и эта угроза нами рассматривается как внешняя по отношению к нации. То есть нация - субъект национальной безопасности, осуществляющий деятельность по обеспечению безопасности. В то время этнос как носитель этнополитического интереса и субъект этнополитического процесса – потенциальный источник угрозы, этнополитическая активность которого может быть контрнаправлена по отношению к вектору деятельности по обеспечению этнополитической безопасности. Угроза становится реальной, если этнос в этнополитическом процессе реализует этнополитический интерес, не совпадающий с национальными интересами. В этом случае этнополитическое бытие характеризуется состоянием опасности по отношению к нации.  Сегодня в этнополитическом процессе присутствует тенденция противопоставления этнополитических интересов национальным интересам, которые почти не реализуется в форме открытого политического противостояния субъекта этнополитического процесса государству и государственной власти, оно носит латентный характер. Однако уже сама парадигма противопоставления этнополитического интереса национальным интересам составляет сущность главной этнополитической угрозы.

19. Федерализм  в Росси и за рубежом: «+»  и «-»

Федерализм имеет 2 значения: 1. в узком смысле: взаимодействия между различными правительственными уровнями

2. в широком: сочетание самоуправления и долевого правления через конституционное участие во власти на основе децентрализации. Федерализм – форма государственного устройства, при которой в состав государства входят единицы федерации – субъекты – члены и т.д. субъекты имеют свои конституции, самостоятельные органы исполнительной, законодательной и судебной власти, при этом установлено единое гражданство, денежная единица и т.д. Федеративное государство (плюсы): 1) Свой собственный бюджет, соответственно есть некая независимость от центра, 2) Свое налогооблажение по некоторым вопросам( Пример: хочу повышаю транспортный налог и делаю дороге в крае, республике или области, а хочу не повышаю), 3) Так же существует собственное законодательство и конституции свои, относящееся к вопросам в ведении которых находится субъект, это тоже не плохо потому что страна большая как у нас, и соответственно некоторым регионам виднее какие законы им принимать, 4) Развитое самоуправление позволяет обеспечить наиболее демократичный режим, так как есть вопросы которые как говорилось ранее относятся только к ведению субъектов, т. е. другими словами у себя "дома" вам и хозяйничать,Минусы: 1) В отдельных районах страны, которые особенно далеки от центра может быть произвол чиновников, так как их никто не проверяет, 2) Соответственно и воровать будут, потому как свои бюджет, хочу ворую, хочу дороги делаю(Именно по этому у нас в стране дороги плохие, так как федеративная форма устройства государства), 3) Так же данная форма может привести к конфликтам между регионами, (кому то центр дал больше денег, кому то меньше, и.т.д.) 4) Много чиновников надо их всех кормить; 5) Законодательство в регионах во всех разное, это тоже не удобно, к примеру для ведения бизнеса

Главные принципы федерализма (отцы-основатели США) 1. Учреждение единого центрального правительства 2. Соучастие в конституционном управлении 3.  Полномочия центра передаются субъектам и распределяются на всё население. Принципы федерализма в России: 1. целостность гос суверен фед 2. верховенство фед права над правом субъектов 3. единство эк, соц, систем гос  4. единство сист всей террит страны 5. равноправие субъектов фед 6. конст = способ разгранич предметов веления м/у ф и с 7. постр госуд от террит  Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ (ст. 5, ч. 3) в числе основ конституционного строя.   В ней подчеркивается, что многонациональный народ Российской Федерации сохраняет исторически сложившееся государственное единство. Российская Федерация имеет все признаки государства, выступает субъектом международного права. Она имеет общую, единую территорию, охватывающую территории всех субъектов, осуществляет, будучи суверенным государством, территориальное верховенство, обеспечивает свою неприкосновенность. В Российской Федерации единая правовая система. В России — несколько видов субъектов федерации, это ее особенность. Начиная с2000-х годов проводится политика «Нового Централизма», который стал важнейшим политическим проектом первого срока президентства В. В. Путина. Первые шаги в этом направлении заключались в:

Информация о работе Шпаргалка по "Этнополитологии"