Шпаргалка по "Этнополитологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:42, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Этнополитологии".

Файлы: 1 файл

ЭКЗАМЕН ОТВЕТЫ.docx

— 101.12 Кб (Скачать файл)

"В России мы не  можем жить по системе кланов, но Россия – это и Северный  Кавказ тоже, который нельзя отделять  от политического устройства  государства, являющегося демократическим.  Если Кавказ – частичка России, то он должен идти в ногу  со всеми остальными регионами  и Москвой. Получаются двойные  стандарты – "кадыровская"  клановая коррупция работает, но  жить надо по законам России", - отметила эксперт.

Клановые отношения или  клановая коррупция - отношения, складывающиеся на Кавказе как, в том числе  и групповая защита от нарушений  прав и закона в отношении членов этой группы. Это очень интересное малоисследованное явление. Кто  эмпирически может это исследовать, затрудняюсь сказать. Многим кажется, что озвученное явление – элемент  средневековья, но это не так: в каждом обществе есть свои нарушители, и как от них избавляться, неизвестно.

Среди кавказских коррупционных  схем, затрагивающих права человека, особняком стоят похищения людей, отмечает Гефтер. "Но похищения похищениям рознь. Есть похищения, которые являются традицией, например, похищение невесты. Здесь я не вижу нарушения прав, так как "похищение" осуществляется, скажем так, по договоренности, - говорит  эксперт. - Другое дело – насильственное похищение силовиками или боевиками (тут нет разницы) человека с целью  получения выкупа. Вот тут есть коррупционный элемент. Это уголовное  преступление, которое должно преследоваться законом. Кроме того, оно преследуется кавказскими обычаями. Но, следуя им, идет не уголовное наказание, а месть. Хотя последнее время боевики  редко похищают людей ради выкупа, они перешли к террору и  диверсиям".

"Клановость провоцирует  коррупцию и нарушает права  человека, - говорит он. - Искажен  сам подход к пониманию права.  Он несовременный, плановый, то  есть, если ты наш, то у тебя  есть права. Получается средневековье".

"От клановости необходимо  отказываться, причем постепенно. Одномоментно отказаться от клановости невозможно, - подытожил Римский. - Пусть это произойдет не сейчас, через несколько поколений, но надо встать на рельсы, выбрать правильный путь. Нужно вовлечь людей в дискуссию, чтобы они сами постепенно сделали выводы".

 

57. Особенности  этнополитического облика Юга  России

Пожалуй, стоит начать с  того, что же является Югом России. По сути, ядро «Юга России» составляет Северный Кавказ плюс две области (Ростовская, Астраханская) и два края (Краснодарский  и Ставропольский). Несмотря на их бесспорное влияние на обстановку Юга России, основную скрипку в этом вопросе  все же играет Кавказ.

Юг России представляет собой  достаточно сложную территорию прежде всего именно в этнополитическом плане, поскольку  он как раз представлен целым спектром этносов, которые проживают как достаточно обособленно (калмыки, чеченцы и ингуши), так и  в определенной мере диффузно - азербайджанцы, армяне, казаки и т.д. В одной связке с этнополитической рассматривается и конфессиональная безопасность, поскольку именно на Юге России представлены три мировых религии и большое число всевозможных конфессий.

Юг России, и прежде всего  Кавказ и Прикаспий, является достаточно сложным  в сфере сохранения  этнополитической и конфессиональной безопасности, прежде в силу своей этнической и конфессиональной мозаичности.  На  нее влияют не только непосредственно межэтнические  и конфессиональные конфликты, которые очень часто взаимосвязаны между собой.  Сфера конфессиональной безопасности зависит непосредственно от множества латентных факторов, не имеющих казалось бы непосредственного влияния на этнополитические и  конфессиональные отношения. 

 Какие риски  обусловливают формирование системы  этнополитической и конфессиональной безопасности данного региона?  Во-первых, одним из важнейших факторов риска являются глобализационные процессы в культурной сфере, которые интенсифицируют потребность человека в культурной самоидентификации. Если еще полвека назад приобщение к европейской культуре было сильнейшим стимулом для развития азиатских этносов, то с усилением глобализационных тенденций каждый этнос пытается противостоять натиску унификации и сохранить свою культурную идентичность любой ценой. Особенно сложна ситуация в Дагестане, где на небольшой территории проживает около 28 этносов и этнических групп.

Нельзя не отметить в двух словах о наличии в регионе Донского Казачества. В 16 веке казаки были уже организованной структурой абсолютно независимой от окружающих государств. Не всегда просто складывались отношения донских казаков с Московским государством. Иногда они участвовали в совместных походах, но иногда казаки противились российской экспансии. Не последнюю роль в этом играл вопрос религии, официально Донское казачество относилось к традиционному православию, хотя даже на 1903 год минимум 150.000 из двух с половиной миллионов прихожан Донской Епархии принадлежали к Старообрядцам.

В период Гражданской войны Дон, будучи центром белого движения, стал ареной кровопролитных боёв. Окончательный удар по донским казакам, оставшимся после Гражданской войны в СССР, нанесли расказачивание и голод 1933 года. После распада СССР на территории России наблюдаются непоследовательные попытки возрождения донского казачества, где существует большое количество различных организаций частью псевдоказачьи использующие символикy без какой-либо приемственности.

20 мая 1998 н аДон  приезжает   из  Майами с визитом  атаман  Донского  Войска  в  зарубежье  95-летний Николай Васильевич  Федоров  (в  1920 году в составе   белых частей

ушедший в эмиграцию). Федоров  официально признает преемником Войска Донского

начала века Всевеликое Войско Донское во главе с Хижняковым. В ответ в июне

Козицын  со  своими  казаками  пикетирует  здание  областной  администрации.

Требование:   отставка   Хижнякова,  выборы  нового   атамана,  защита  прав

казачества и проч.

     Подтолкнул  к выступлению козицынских казаков  и  Указ Президента  РФ "О

форме одежды, знаках  различия и чинах не проходящих  военную  службу членов

казачьих обществ, внесенных  в государственный реестр..." (подписан 24 апреля

1998 года). Помимо всего  прочего, в Указе сказано:

     "НЕЗАКОННОЕ   ПРИСВОЕНИЕ   И  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ   ЧИНОВ,  А  ТАКЖЕ   НОШЕНИЕ  СООТВЕТСТВУЮЩИХ  ИМ  ЗНАКОВ   РАЗЛИЧИЯ  И  ФОРМЫ  ОДЕЖДЫ  ВЛЕКУТ   ЗА  СОБОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ   В   УСТАНОВЛЕННОМ   ЗАКОНОМ   ПОРЯДКЕ".  Вводится   строго  определенная   казачья  форма,  ношение  которой   нереестровыми   казаками запрещено.

     Другими словами,  все казаки, кроме хижняковских, фактически не считаются козаками.

     Пикетирование  практически ничем не  окончилось.  На сегодняшний день на

Дону  существует 4  казачьих  общества  во  главе с  Хижняковым,  Козицыным,

Гнутовым и Ратиевым.  Каждое  считает себя "единственно  истинным".

 

58. Миграция как  причина этнической напряженности  на Юге России

Этническая миграция – это зримая реальность сегодняшнего дня. При этом ученые считают, что такая миграция имеет под собой не социально-экономическую, как обычно, базу, а социально-политическую и социально-психологическую. Поэтому этническую миграцию исследователи рассматривают как совокупность миграционных потоков, в каждом из которых численно преобладают лица с общей этнической самоидентификацией, ощущающие угрозу своей этнокультурной безопасности и вынужденные перемещаться из одного государства в другое, чтобы избегнуть этой угрозы.

В результате этнической миграции на Юге России нарушилось этническое равновесие, возникли трения между  различными национальными общинами, серьезно обострились проблемы трудоустройства, решения жилищно-бытовых вопросов. Возникло явление, получившее название в научной литературе «негативной  самобытности», связанное с тем, что мигранты стали решительно отстаивать свои права на этническую специфику, которая далеко не всегда совпадала  с образом жизни и мировоззрением людей, издавна живущих на данной территории. На гребне этнической напряженности активизировались националистические и шовинистические силы. Имели место факты выселения вновь приезжающих.

Изменилось и общественное мнение: до 60 % населения Юга России считают обстановку в регионе  тревожной и чреватой возможными столкновениями на этнической почве. На этой основе появились этнократические тенденции у ряда руководителей краев, областей и республик. Ими стали приниматься меры по ограничению и даже запрещению приема мигрантов. Более того, они стали отказываться от участия в обустройстве мигрантов и поддерживать нездоровые настроения в обществе, направленные на определенные ограничения их в правах на работу и жилье.

Значительная часть мигрантов, прибывших в Краснодарский край (армян, грузин, азербайджанцев, греков, крымских татар, турок-месхетинцев  и др.), оседает в наиболее важных в стратегическом отношении районах: вдоль автодорог федерального значения и на Черноморском побережье. При  проведении тех или иных акций  протеста этномигрантов могут быть парализованы важные транспортные магистрали, что способно принести государству  значительный политический и экономический  ущерб.

59. Особенности  этнических меньшинств и диаспор  на Юге России

 Юг России пожалуй  является рекордсменом по количеству  диаспор и этнических меньшинств. Живя в Ростове-на-Дону, мы можем  видеть это воочию. Греческая,  армянская, афганская, узбекская,  грузинская, даже немецкая и норвежская. Список можно продолжать почти  до бесконечности.

в Ставропольском и Краснодарском  краях наиболее успешно развивают  бизнес армяне, греки, даргинцы, чеченцы, которые получают значительную поддержку  собственных диаспор.

В связи с этим местные  средства массовой информации высказывают  опасение, что проведение земельной  реформы на Юге России чревато  не только напряженностью и открытым столкновением на этнической основе. Введение частной собственности  на землю в условиях, когда основные финансовые накопления находятся в  руках национальных меньшинств, фактически означает ее передачу мигрантам. Нелегальным, а то и преступным образом земельная  собственность попадет в руки пришельцев, т. е. появится реальная возможность  полного вытеснения старожильческого населения из отдельных регионов.

На Кубани активно проявляет  себя в экономической и политической жизни армянская диаспора. Она  наиболее организована по сравнению  с другими диаспорами, которых  насчитывается в крае более 120. Главное  управление Минюста РФ зарегистрировало не один десяток армянских национально-культурных общественных объединений, которые, по сути, выполняют функции политических организаций, защищающих интересы армянской  диаспоры, а в Туапсинском районе - первую и пока единственную национально-культурную армянскую автономию.

Вследствие активности и  организованности армянской диаспоры наиболее конфликтной парой этносов  в крае считают русских и армян. Это противостояние принимает острые формы: представители армянских  коммерческих кругов более корпоративны, проводят протекционистскую политику, лоббируют проекты (особенно по земле, в сфере торговли и производства) на основе подкупа должностных лиц. Среди армян осуществляется сбор средств на идеологическое обеспечение  закрепления диаспоры на территории края, строительство новых культовых  учреждений.

Другой конфликтной парой  в Краснодарском крае считают  турков-месхетинцев и местное  население. До 1944 года турки-месхетинцы жили в Грузии, они говорят на турецком языке, в религиозном отношении - мусульмане-сунниты. Они оказались разбросанными по всем регионам бывшего Советского Союза после трагических событий в Фергане в 1989 года. Большинство прибывших в Краснодарский край турок-месхетинцев осело в Абширонском, Крымском и Абинском районах. Численность их на территории края постоянно растет. Ими создано краевое общественное объединение «Ватан», лидеры которого поддерживают тесные связи с политическими кругами Турции и неоднократно заявляли, что Краснодарский край - исконно исламская территориия. Половина турецко-месхетинской диаспоры проживает на территории края незаконно, без регистрации. Этот контингент социально неустроен, зачастую стремится жить за счет воровства и обмана, что осложняет криминогенную обстановку в крае и порождает крайне конфликтную ситуацию, обусловленную невозможностью совместного проживания турок-месхетинцев и местного населения.

 

60. Возрождение  казачества в аспекте этнополитических  процессов на Юге России 

Развитие казачьего движения за последние двадцать лет можно  разделить на два периода.

Сначала, в первой половине 1990-х гг. было массовое движение снизу. Тогда широкие массы видели в  казачьем движении значимую духовную и социальную основу, способную дать людям нравственные и ценностные ориентиры, призванные преодолеть духовную и социальную дезориентацию и  способные стать альтернативой  индивидуалистическому аморализму "постперестройки". Начавшийся в  то время стихийный процесс возрождения  казачества характеризовался массовым энтузиазмом и широкой поддержкой населения. Но стихийное казачье  движение с самого начала было спонтанным и противоречивым явлением, никаких  четких общепонятных идей и духовных ориентиров оно не имело и не выработало. Это движение ничего российскому  обществу не дало, так как было замкнуто в себе.

Почти сразу же после возникновения  широкого движения началось превращение  казачьих организаций в формальные, подконтрольные властям структуры, с неясными целями и задачами. В  результате начиная с середины 1990-х  гг. авторитет казачества в обществе начал падать, нарастали процессы самозамкнутости казачьего движения, его клановости и формализации.

Информация о работе Шпаргалка по "Этнополитологии"