Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:26, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государства и права"

Файлы: 1 файл

Bilety_TGP.doc

— 600.50 Кб (Скачать файл)

Согласно социологическому подходу, закон - собрание во многом "волевых", но далеко не всегда обоснованных и справедливых норм вчерашнего дня. Следовательно, право надо искать не столько в юридических источниках, сколько в самой жизни, хотя и с учетом действующего законодательства. Главное - не "буква", а "дух" закона. Высшее благо - не формальная законность, а благо и справедливость. Важно знать не только закон, но и право.

Данный подход выражает стремление преодолеть, в том числе посредством  судебных прецедентов и суда присяжных, формализм и чрезмерную консервативность нормативного подхода.

 

3.  57. Юридические     коллизии:     понятие,     виды     и     способы     разрешения. Конкуренция правовых норм.

  Юр. коллизии и способы  их разрешения

Это- противореч. м/у ПА, регулир-щими одни и теже общ. отношен.   Они вносят в правов. сис-му несогласов, дефектность, создают неудобства в правоприменении затрудняют пользование.  Причины- устаревание, появ-ляются новые не отменяя старые и действуют одноврем., недостаток опыта законодателя, низкое качество законов

непоследовательная систематизация.

Виды – 1. Констит. и др НПА (Конст);  2.закон и подзак. акт (закон);   3. общефедер. и актами субъект. федер. (если в пределах ведения, то субъекта, если нет, то ..);

4.м/у актами одного  органа,но в разное время (послед-й); 5. м/у разными органами (более выс. юр. силой);   6. м/у общим и спец. НА (если одним органом – специал., если разными – общий).

Способы-  1. Принятие нового НА;   2. Отмена старого;  3. внесение изменений в действующ.;   4.систематизац-я  закон-ва;   5. референдум;   6. деятельность Конст. суда;  7. толкование;   8. переговорный процесс через согласи-тельные комиссии.

Коллизионное  право. Разрешение противоречий между  нормами различной юр.силы осуществляется на основании норм колизионного права (совокупность правовых норм, определяющих порядок разрешения противоречий между нормами, содержащими различные предписания по поводу разрешения аналогичных ситуаций; «коллизия»-от слова столкновение). Нормы права содержат совокупность норм, не входящих в отдельный акт, а в несколько актов. По предметам совместного ведения центральных (федеральных) и региональных субъектов федерации приоритет отдается центральным (федеральным) актам. КП разрешает противоречие между нормами равной юридической силы. Типы коллизионных привязок: к месту совершения сделки; к месту заключения договора и т. д. Высшая юридическая сила означает, что все  иные акты, регулирующий данный вид общ-х отношений д. создаваться, отменяться, изменяться, применяться на основе закона, содержащего первичные нормы.  Виды коллизий:между центральными и региональными нормами; международная и внутригосударственная норма (ратифицированные акты); между федеральными нормами, субъектов федерации и местного самоупр (по вопросам совместного ведения);между нормами одинаковой юридической силы.

Конкуренция прав-х  норм и актов законодательства. На практике юристы встречаются с конкуренцией правовых норм (ситуация, в к-й нормы  равной юр.силы, регулирующие или охраняющие различные стороны данного вида общ-х отношений, имеют различное  содержание). Конкуренция норм, как правило, разрешается судами. Постановлением Верховного Суда  1997 года было закреплено следующее правило: конкуренция правовых норм должна разрешаться судами путем критики законодательства, сопоставление, выявление недостатков, определение путей преодоления недостатков. Коллизия норм – это столкновение норм разной юридической силы. Коллизия отношений должна разрешаться поиском нормы более высокой юридической силы. Специальная норма имеет приоритет над общей нормой. Конкуренция норм – это столкновение норм равной юридической силы, но различной отрасли. Действие любой нормы самой по себе невозможно. Любая норма воздействует на отношения, на поведение участников лишь постольку, поскольку оно неразрывно связано с другими нормами и общим механизмом реализации права, то есть кажется, имеем дело с одной нормой, но на самом деле сталкиваемся с полным комплексом феномена системы права. Нужно уметь вычленять какие отношения являются преобладающими и разрешить ситуацию, связанную с конкуренцией правовых норм, когда в противоречие вступают нормы равной юридической силы и разного регулирования. При разрешении конкуренции правовых норм рецепт постановления пленума Верховного Суда содержится в осуществлении критики законодательства. Что это значит? Определение преимущественных общественных отношений, преобладающие, приоритетные отношения.

Билет 12      Функции современного российского гос-ва: понятие, юридическое оформление и реализация.

Функции гос-ва — основные направления его деятельности, обусловленные объективной потребностью объединенных обменными отношениями людей решать общие дела, содержание которых задано характером исторически определенного общества.

Современная трактовка функционирования гос-венно-организованного общ-ва свидетельствует  о том, что в деятельности гос-ва присутствуют как классовые, так и общесоц-е начала. Если гос-во представляет собой полит-ю организ-ю эко¬номически господствующего класса, общ-во носит ярко выраженную классовую стр-ру, где отдельные его части противостоят друг другу в силу различного отношения к средствам производства, то функц-ние гос-ва посвящено преимущественно охране интересов господствующего или доминирующего (по признаку собственности) класса.

Целью современного российского  гос-ва является формир-е гражданского общ-ва, создание условий, обеспечивающих достой¬ную жизнь и свободное развитие человека.

Изменение цели функционирования гос-ва повлекло изменение его задач: обеспечить переход к рыночным отношениям; гарантировать свободу   предпринимательства   и   добросовестной      конкуренции; создать условия для реализации каждым права быть собственником; провести полит-ю реформу в интересах народа для дальнейшей демократизации, полит-й системы.

Внутренние функции современного российского гос-ва су¬щественно не изменились: экономическая; оказания социальных услуг; экологическая; охраны правопорядка, прав и свобод граждан. Внешние же претер¬пели большие изменения. В частности, появились самостоятельные функции борьбы с международными преступлениями; международной ох¬раны окружающей среды, а также, функция интеграции в мировую экономику.

 

2.  Соотношение материального  и процессуального права. Соотношение  публичного и частного права.

Материальное и процессуальное право

Любая система правовых норм подразделяется на материальное и процессуальное право. Нормы права призваны регулировать и упорядочивать общественные отношения в соответствии с теми функциями и задачами, которые стоят перед ними. Одна группа правовых норм закрепляет существующие общественные отношения, тем самым придавая им правовой характер. Другие направлены на реализацию этих норм в жизнь, так как, устанавливая (санкционируя) правовые нормы, государство одновременно определяет порядок их осуществления. Следовательно, к материальному праву относятся конституционное право, гражданское право, уголовное право, административное право, а группу процессуальных отраслей права составляют уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное и административно-процессуальное право.

Предметом правового регулирования норм материального права являются общественные отношения, связанные с материальными условиями жизни общества, а нормы процессуального права регулируют общественные отношения, возникающие в процессе реализации норм материального права.

Основное различие между нормами процессуального  и материального права заключается  в том, что "материальное право  имеет свои необходимые, присущие ему  процессуальные формы... процесс есть только форма жизни закона, следовательно, проявление его внутренней жизни".

Таким образом, государство определяет особую группу правовых норм, призванных обеспечивать претворение норм материального  права в жизненных отношениях. Все то, что связано с применением  норм материального права, - это область  процессуального права. Процессуальное право - это в каком-то смысле форма осуществления норм материального права. Это не значит, что состояние законности зависит от норм материального права и меньше - от норм процессуального права. Для состояния законности и правопорядка в стране процессуальное право значит больше, чем материальное право.

Нормы материального  права опосредуют (регулируют) уже  существующие общественные отношения. Без норм процессуального права, без процессуального законодательства фактически процессуальные отношения не существуют, иначе говоря процессуальные нормы выступают специфической формой бытия материального права, обслуживают процессы реализации норм материального права. Главная особенность норм процессуального права - это их процедурный характер.

Нормы материального и процессуального права тесно связаны между собой и дополняют друг друга. От их согласованности и "жизнеспособности" во многом зависит состояние законности и обеспечение правопорядка в стране.

Частное и публичное  право

Вся совокупность правовых норм, действующих в государстве, делится на частное право и публичное право. Деление права на частное и публичное является качеством его внутренней дифференциации. Такое деление права является естественным, вытекающим из природы отношений между личностью и государством (публичной властью).

Различия между  публичным и частным правом обусловлены  не только различием интересов субъектов  правоотношений или характером регулируемых отношений, но и различием в методах (приемах) правового регулирования. Для публичного права характерен императивный (авторитарный) метод правового регулирования общественных отношений. В частном праве действует диспозитивный (автономный) метод, который характеризуется относительной свободой поведения сторон, их равным положением в правовых отношениях.

Деление права  на частное (jus privatum) и публичное (jus publicum) было представлено еще римскими юристами, которые в качестве основного  критерия различения рассматривали  характер интересов, защищаемых правом.

Частноправовые  отношения характеризуются:

- равенством  сторон правоотношений;

- относительной  свободой и самостоятельностью  участников правоотношений;

- взаимными  субъективными правами и обязанностями;

- свободой выбора  воли поведения субъектов, обусловленного  индивидуальным ("частным") интересом, совмещенного с коллективным и всеобщим ("публичным") интересом, защита которого передана с согласия общества и по общей договоренности государству, в первую очередь - суду, осуществляющему правосудие по закону и непременно по справедливости.

Все субъекты частноправовых отношений одинаково равны перед законом и судом и не имеют никаких преимуществ по отношению друг другу. В частном праве действует принцип: "Не запрещенное законом - дозволено". В ряде случаев отдельные принципы частного права распространяются и на публичное право.

Сфера действия частного права - область творческой инициативы личности, использования  своих уникальных способностей и  удовлетворения потребностей.

Сфера действия публичного права не должна быть главенствующей по отношению к частному, так как в гражданском обществе публичная власть является одним из его институтов. Государство является институтом политической власти, который призван удовлетворять и охранять личные и общественные интересы.

Деятельность  государства, государственных организаций, отношений между гражданами и государственными организациями, между самими государственными органами - область публичного права.

Публичное право - это правовые нормы и отношения, регулирующие государственную деятельность в публично-правовой сфере (государственное право, административное право, уголовное право, суд и судопроизводство), т.е. такие отношения, в которых выражен государственный интерес. Публичное право регулирует отношения по вертикали, а не по горизонтали, т.е. отношения подчиненности. В области публичного права должен действовать не принцип: "Что не запрещено, то дозволено", а принцип: "Разрешено то, что дозволено правом".

Хотя публичное  право и связано напрямую с  государством и его властной деятельностью, но в нем вместе с тем должны быть выражены принципы, закрепляющие основные права и свободы личности, их защиту, а также принципы, ограничивающие произвол власти.

Генетически корни  публичного права, как и частного права, кроются в развивающихся  общественных отношениях. Это такие общественные отношения, интересы, потребности, без обеспечения которых невозможно удовлетворение как личных интересов, так и общезначимых, публичных интересов общества в целом. Устойчивость общества и его жизнедеятельность, функционирование институтов политической, экономической, социальной сфер служат своего рода условием и гарантией реализации частного права.

Вывод: публичное  и частное право органически  связаны и взаимодействуют между  собой.

 

3.  58. Правовая аксиома. Презумпция в праве. Правовая фикция. Преюдиция.

        Юридическая техника — совокупность  специфических средств, правил  и приемов наиболее оптимального  правового регулирования общественных  отношений.

Юридическая техника  делится на законодательную (нормотворческую) и технику правоприменения.

Законодательная техника включает в себя разнообразные  способы и приемы: а) построения нормативного акта, т.е. его структуру (преамбула, основная часть, заключительные положения), рубрикацию (части, разделы, параграфы, пункты), официальные атрибуты (наименование акта и органа, его издавшего, подпись соответствующего лица); б) формулирования и изложения нормативного акта (язык, стиль, строгая терминология); в) опубликования нормативных актов (срок, порядок и источник опубликования, техника и порядок перевода с одного языка на другой).

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"