Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:26, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государства и права"

Файлы: 1 файл

Bilety_TGP.doc

— 600.50 Кб (Скачать файл)

Лекция Лясковского (установочная):

Принципы –  основополагающие начала, кот.в основе отраслей права восходят к древности и производны от понятия доктрины.

Юридические доктрины – мнение ученых – по месту формирования. Доктрины закреплены в трудах Юстиниана, в актах толкования – дигесты, з-н 12 таблиц.

В первых кодифицированных сборниках отражены принципы: справедливость, законность, целесообразность.

Виды принципов:

1) всеобщие;

2) межотраслевые;

3) отраслевые.

В институте  м/б 1 принцип, но это не закономерность.

Формы закрепления: во всеобщем акте; в актах отраслевого зак-ва – отраслевые принципы: гуманизма; соразмерности деяния и наказания; презумпции виновности (невиновности); допустимости принятия акта (ст.55 Конст.РФ).

Общеправовые  принципы действуют (ф-ма реализации) опосредованно  ч/з нормы, в кот.конкретизируется содержание непосредственно ч/з нормы, заключенные в актах.

В сферах охранительных  отн-ний принципы действуют если непосредственно заключ-ся в зак-ве и аргументировать, основываясь  на принципах НЕЛЬЗЯ.

В сфере регулятивных отн-ний – можно (на-ер:принцип  виновности владельца ТС – обязанного лица в ГП РФ).

Нормы – это  принципы, кот.реализуются непосредственно, есть кот.трансформируются, конкретизируются в нормы (на-ер: каждый должен платить  налоги).

Принцип требует  конкретизации с учетом нормы  права.

Отраслевые принципы – компетенция федеральных органов.

 

3.  55. Пробелы в законодательстве: понятие, основные причины возникновения, способы их восполнения и устранения. Аналогия закона и права.

Пробел в  праве и способы преодоления

Это- отсутствие правов. нормы при разрешен. конкрет-ных жизнен. случаев, котор. д.б. разрешены на основе права. Причины- отставание зак-ва от развития жизни и упущения при подготовки НПА.  Ликвидация

1. Изда-ние компет. органом недостающ. НП – процесс  длитель-ный, не позволяющий оперативно реагировать на потре-бности прав. регулирования;   

2. Заполнение  пробела правоприменителем –  по анало-гии – определен. сходст-ва  м/у различ. явлениями или предметами.   Аналогия закона – решение  конкрет. юр. дела на основе  применение нормы, котор. данное отнош. непосредст. не регулирует, а регулирует сходные, родст-вен. отношения.   Аналогия права – если не применима аналогия закона, принимается решение на основе общих принципов и смысла права.

Данные способы  имеют место в правоприм. практике, однако запрещены в администр. и уголов. праве (преступление только, то котор. предусм. угол. закон. как таковое)

Пробелы в законодательстве (в праве не может быть пробелов).

Отсутствие  необходимых норм в праве компенсируется общеправовыми принципами. В законодательстве пробел означает отсутствие необходимой нормы в официальном источнике. Пробел в законодательстве в условии современных правовых систем достаточно редок (случается в условиях эволюционного изменения законодательства).

Пробелы делятся  на:

- устранимые,

- неустранимые (встречаются редко и требуют исполнения путем принятия акта, содержащего необходимую норму права).

Устранимые  восполняются путем аналогии закона (законодательства) или аналогии права. Если не находится аналогичных норм, то решение выносится с учетом основных норм права. Недопустимо применять аналогию законодательства при решении вопроса об ответственности лица и мерах его наказания.

Установить  пробел в законодательстве можно  лицу, владеющему юридической техникой и имеющему навыки толкования норм права.

 

Билет 8

1.  Гос-венный  суверенитет и иные виды суверенитета. Особенности гос-го суверенитета  в условиях федерации и межгос-х  объединений.

Гос-во как официальный  представитель народа в состоянии  выражать волю своих граждан, обеспечивать их права и интересы в полном объёме только тогда, когда оно является суверенным. Под суверенитетом гос-ва пони¬мается верховенство и независимость  гос-ной вла¬сти внутри своей страны и по отношению к другим гос-вам. Как важнейшее свойство гос-ной власти су¬веренитет является качественным признаком самого гос-ва.

Суверенитет гос-ва исходит из суверенитета на¬рода. Народ  является создателем и носителем  суверенитета гос-ва, волеизъявление народа порождает гос-венную власть. В то же время народ выступает как свое¬образный гарант гос-го суверенитета, ибо лю¬бое ущемление независимости гос-ва, умаление вер¬ховенства власти означает нарушение коренных интересов народа, создает источники внутренних или международных конфликтов.

Верховенство  гос-ной власти — это, прежде всего, ее неограниченность ничем, кроме Конституции, ес¬тественного права и законов. Оно также выражается в том, что  на территории гос-ва нет другой, конкурирующей власти, издающей параллельные законы и регулирующей права и свободы граждан, т. е. исключается двоевластие и признается единственная легитимность и высшая юр сила законов, издаваемых высшими органами гос-ной власти.

Независимость гос-ной власти означает, что она сама и только сама вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный правопорядок. Никакие политические и иные силы не могут вмешиваться в исклю¬чительное право каждого гос-го органа действо¬вать в пределах своей конституционной компетенции. Эта самостоятельность гос-ной власти обеспечивается отсутствием зависимости (полит-й, финансовой и др.) гос-х органов от кого бы то ни было внутри и вне пределов гос-ва.

Суверенитет гос-ва — неотъемлемое свойство каж¬дого гос-ва.

Важный аспект суверенитета — неприкосновенность тер¬ритории. Это положение Конституции обращено вовне гос-ва, оно призвано подчеркнуть неприемлемость чьих бы то ни было притязаний на территорию России и решимость защищать ее в случае нападения или демографической экс¬пансии.

 Национальный  суверенитет

В современном  международном праве, помимо гос-го суверенитета, сформировалось понятие  нац-ного суверенитета, понимаемого  как право каждой нации на самоопределение. Содержанием нац-ного суверенитета является полновластие нации и её полит-я свобода выбирать свою гос-венно-правовую организ-ю и форму взаимоотн-й с другими нациями. Обеспечивается суверенитет нации социально-экономическим и политическим устройством общ-ва, т.е. он не является изначально любой нации присущим. По своей сути национальный суверенитет является демократическим принципом, реализация которого зависит от осознания нацией своих жизненных интересов, объективно вытекающих из условий её существования и развития.

Народный суверенитет

Доктрина народного суверенитета была разработана в XVIII в. французским мыслителем Руссо, называвшим суверена ни чем иным, как коллективным существом, образуемым из частных лиц, в совокупности получивших имя народа.

Суть народного  суверенитета заключается в верховенстве народа в гос-ве. При этом народ рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти или как источник гос-го суверенитета. Народный суверенитет является антагонистом суверенитета монарха, при котором монарх рассматривается не как член народа, а как индивидуальная личность - носитель суверенной (абсолютистской, самодержавной) гос-ной власти. Понятия народного суверенитета и гос-го суверенитета также различны, но не противопоставлены друг другу, поскольку в первом случае раскрывается вопрос о высшей власти в гос-ве, а во втором — вопрос о верховности власти самого гос-ва.

Конфедерация  и иные гос-е устройства: содружества, сообщ-ва, союзы.

Конфедерация  — это союз суверенных гос-в, об¬разуемый  для достижения определенных целей (военных эко¬номических и др.). Здесь союзные органы лишь координи¬руют деят-ть гос-в — членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объеди¬нились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.

Содружество - весьма редкое, чем конфедерация, но тем не менее организационное объединение гос-в, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности.. Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, единая денежная единица и др.), права (уголовного, гражданского и пр.), в-третьих, языка (например, у славянских стран СНГ), в-четвертых – культуры, в-пятых – религии. Однако содружество – это не гос-во, а своеобразное объединение независимых гос-в. В основе содружества могут лежать межгос-венный договор, устав, декларация, иные юридические акты..

Межгос-е образования  знают и такую форму, как сообщ-во гос-в. В основе сообщ-ва, как правило, лежит "межгос-венный договор. Сообщ-во является еще одной своеобразной переходной формой к гос-ной организации общ-ва. Оно в большинстве случаев усиливает интеграционные связи гос-в, входящих в сообщ-во, и эволюционирует в сто¬рону конфедеративного объединения (например, Европейские со¬общ-ва).

В сообщ-во могут  входить ассоциированные члены  — гос-ва, принимающие те или иные правила, действующиё в сооб-ществе. Порядок вступления в сообщ-во и выхода из него устанавливается членами сообщ-ва.

В сообществе может  быть свой бюджет (формируемый из от¬числений  членов-гос-в), надгос-е органы.

Сообщ-во может  иметь цель выровнять экономический и научно-технический потенциал гос-в, входящих в него, объединить усилия этих гос-в для достижения глобальных цепей, упростить таможенные, визовые и иные барьеры, (вплоть до их от¬мены) и.т. д.

 

2.  Источники  и формы права: понятие, соотношение и классификация. до конца 20-го столетия -источник права-форма офиц-го документа, акта, к-я содержит правовую норму (позитивистская точка зрения). Форма и источник права совпадают при позитивистском подходе. В современном правопонимании-источник-фактический способ закрепления субъективных прав и юр.обязанностей в объективном праве. 5 способов – источников закрепления: правовой обычай; правовые принципы, к-е производны от юр.доктрин; юр.прецедент (правовой случай); нормативно-правовой акт; нормативно-правовой договор. форма права-закрепление и проявление содержания права в определенных актах гос.органов, решениях судов, дог-х, обычаях и иных источниках. ученые полагают- 2 формы права — внешняя (закрепленные в актах правила поведения) и внутренняя (формальная определенность, к-я четко закрепляет меру свободы, границы, масштаб поведения в конкретной норме). еще 1подход-информационный-содержание правил поведения м.трактовать как перспективную (предписывающую) информацию, хранить её на различных носителях (бумажных, магнитных лентах, дискетах), т.е. форму права м. определить как общеобязательные правила поведения, зафиксированные на самых различных носителях. В учебных курсах-обозначение-«формы (источники) права»-В этом контексте говорится и о видах источников права-разновидность формы права (акты госорганов, прецедентные решения судов)."источник"-сила, создающая право-власть гос-ва, к-я реагирует на потребности общ-ва, развитие общ-х отн-й и принимает правовые решения. Наряду с этим источником права следует признать форму выражения гос.воли, форму, в к-й содержится правовое решение гос-ва-право обретает общеобязательность, общеизвестность. Нет прямого отождествления понятий источника и формы права, оно допускается в ранней советской юр.доктрине, когда под правом понимаются только те правила, к-е установлены и санкционированы гос-вом и обеспечиваются его авторитетом и принудительной силой. Формы права: правосознание; официальные док-ты (норм-прав договоры, акты, прецедент, правовой обычай); юр.практика. Правосознание- представление о праве – эмоционального и интеллектуального характера. Правовой обычай-закрепляется в официальном документе по своему названию. Обыча-правило, к-е вошло в привычку народа и соблюдение к-го обеспечивается гос. принуждением. признается источником права тогда, когда он закрепляет давно сложившиеся отношения, одобряемые населением. Правовые принципы – основополагающие  начала действия права, не требующие доказательств и обосновании (их отождествляют с правовыми аксиомами – принцип законности, справедливости; отраслевые принципы добровольности труда).Юр.прецедент – те судебные или административные решения по конкретным делам, к-е д.б. использованы в качестве  норм права разрешения других дел в последующем (в Российском праве -рекомендательный характер).

 

 

 

3.  Толкование  права: понятие, виды, способы-деят-ть  компетен. гос. органов, общест. организ,  отдел. граждан по разъяснению  значения НПА.  включает: деят-ть  по разъяснен. и результат разъя-снен.- интерпретированный НПА. Цель – единообраз. понимание и применение НПА, уяснить для себя и раз-ъяснить др. Способ – совок. однородных приемов и пра-вил толков-я, основываю-ся на однородных средствах и аргументах. Грамматический – основан на знании языка, точном толковании значения слов, терминов, использов. правил словоупотребления, синтаксиса, морфологии. Систематический- определ-ся ее место в сис-ме права (отрасли, институте) и установлен. смысл правов. нор-мы, сопоставляя ее с др. НП и установл. логич. связи с ними (УП - нарушен. правил вождения боевой техники – нормы излогающ. данные правила); Исторический – учитывая обстоят-ва возникнов, истор. условия принятия нормы, цели и задачи; Логический- разъяснение исходя из ее содержания, используя логические приемы и ана-лиз др. норм не прибегая к др. средствам толков-я. Цель- придание абстрактно сформулир. норме конкретн. Смысл. Виды. Результат толкования-д.б. полная ясность и  определенность смысла правовой нормы -оценив-ся по объему– соот-ношен. содерж-я истолкованной нормы с первоначал. текстом. Буквальное- содержание нормы (дух) в результ. толкования совпадает со смыслом текста (буква) прав. нормы при простом прочтении; Распространенное- (дух)  содержание оказыв-ся шире ее непосредст. текстов. вы-ражения (констит. статья- судья подчиняется только за-кону- все НПА при осуществ. правосудия); Ограниченное- содержание нормы становится уже ее первоначал. текста (увольнение); от статуса субъекта: официаль-ное- компетент. органами, обязат. для всех кто применя-ет эту норму. Аутентическое- кто издал тот и толкует (парламент); Дилигированное- не принимавшим НА (пра-вительсво-мин. финансов); Казуальное- применимо к отдел. случаю, делу и не влечет юр. последст-ий для сходных дел (Постановлен. Пленува ВС по конкр.делам) Нормативное- носит общий характер, обязателен при применен. права (руководящ. разъяснен. Пленума .. по применен. закона). Неофициальное- разъяснение правовых норм, не носящее  обязательного характера, позволяет лучше по-нять НП. Основано на профессионализме и авторитете толкователя (научные учреждения, ученые, адвокаты– Комментарии к Кодексам, законам). Бывает: обыденным, профессиональным, доктринальное (научное)- даются квалифицированными учеными – юристами, учеными практиками.

Билет 9

1.  Классификация  и содержание функций гос-ва.

    Функции гос-ва — это основные направления внутренней и внешней деятельности гос-ва, в которых выражаются и кон¬кретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и соци¬альное назначение.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"