Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:26, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государства и права"

Файлы: 1 файл

Bilety_TGP.doc

— 600.50 Кб (Скачать файл)

3) Прогностическая (определение тенденций в развитии изучаемых явлений).

4) Критическая.

Постановлением Верховного Суда  1997 года было закреплено следующее  правило: конкуренция прав-х норм должна разрешаться судами путем критики законодательства, сопоставление, выявление недостатков, определение путей преодоления недостатков.

Коллизия норм – это  столкновение норм разной юр силы. Коллизия отн-й должна разрешаться поиском  нормы более высокой юр силы.

Спец норма имеет приоритет  над общей нормой.

Конкуренция норм – это  столкновение норм равной юр силы, но различной  отрасли.

5) Координирующая.

Координация – это  вид  управл-я, основанный на учете и согласования интересов и воли управляемых  субъектов.

6) Идеологическая.

7) Полит-я.

8) Экономическая.

9) Соц-я.

 

2. Историческая школа  права, естественно-правовая и  классовая теории о происхождении  права.

По мере развития государства  и права, усложнения отношений меняется отношение к сущности права. Появилось много различных правовых идей, представлений и теорий о праве. Право понимается как система регуляции общественных отношений с целью установления соответствующего режима правопорядка.

При исследовании сущности права ученые отмечают следующие  его черты:

- естественно-исторический  характер происхождения права; 

- его предназначение  быть масштабом поведения свободных  и равных субъектов; 

- нормативность,  общеобязательность и взаимозависимость  содержащихся в нем прав и  обязанностей;

- наличие гарантий  реализации правовых предписаний со стороны государства;

- ведущая роль  государства в формировании правовых  предписаний; 

- взаимосвязь  и взаимозависимость между государством  и правом.

История происхождения  права всех народов свидетельствует  о наличии одинаковых подходов к  урегулированию общественных отношений. Прежде всего, правовой охране подвергается личная неприкосновенность носителей  установившейся власти. Право угрожает самыми суровыми наказаниями за всякое покушение на жизнь и здоровье лиц, стоящих у власти или ближе к власти.

Теория естественного  права

Согласно естественно-правовому  подходу (юснатурализм) право по своей  природе, смыслу, сущности и понятию  является естественным и принадлежит человеку от рождения. Представители данной теории (например, Кант, Гегель) утверждают, что существуют высшие, не зависимые от государства нормы и принципы, олицетворяющие разум, справедливость, объективный порядок.

Естественное  право - это право, переданное человечеству извне и имеющее приоритетное значение по отношению к человеческим установлениям. Оно является первичным по отношению к нормам позитивного права. Представители этого направления в теории права считают, что в нем наиболее полно нашли воплощение объективные свойства и ценности "настоящего права". Оно наделяется соответствующей абсолютной ценностью и предназначено выступать в качестве образца и критерия качества действующего позитивного права.

В сод-ную хар-ку естественного права наряду с объективными свойствами права включаются и различные моральные характеристики. В результате такого смешения естественное право представляет собой симбиоз различных социальных норм, образующих ценностно-содержательный и нравственно-правовой комплекс. Совокупность подобных свойств и содержательных характеристик естественного права в обобщенном виде трактуется как выражение всеобщей и абсолютной справедливости права вообще. Нормы позитивного права и сама практическая деятельность государства должны соответствовать основным положениям естественного права.

В современных  условиях нормы естественного права  наиболее полно отражены в нормах международного права. Чем демократичнее  и стабильнее общественно-политический строй государства, тем ближе  его позитивное право к положениям естественного права. Однако равенства между ними никогда не будет.

Идеи и основные положения естественного права  в определенной степени отражены в конституционном и текущем  законодательстве большинства современных  государств. Например, в Конституции России (ч. 2 ст. 17) отмечается, что "основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения".

 

3.  Социальный  и юридический механизмы реализации  права. Право имеет смысл и  ценность для личности, общества, если оно реализуется. Если же право не претворяется в жизнь, оно неизбежно омертвляется. Главное назначение норм права состоит в том, что они помогают определить со¬держание права субъекта и тем самым способствуют его реализации. РП-существление юр-ки закрепленных и гарантированных гос-вом возмож¬ностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций. РП-воплощение предписания правовых норм в поведении людей. РП-участвуют не только стороны, носители субъективных прав и обязанностей, но и гос-во в лице органов: правотворческих, правоисполнительных, правоприменительных. Реализация права включает: юр.механизмы, формы непосредственной реализации права. Часть механизма-механизмы юр.ответ-ти-обес-печивает охрану субъективных прав от незаконных посяга¬тельств и тем самым создает необходимые условия для их реализации. Непосредственная реализация в трех формах: 1-соблюдение запретов-реализу¬ются запрещающие и охранительные нормы (Фед-й констит-й закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" установлено: "Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на долж¬ность судьи без согласия соответствующей квалификацион¬ной коллегии судей". Для соблюдения зафиксированного в данной норме запрета требуется пассивное поведение: воз¬держание от представления к "назначению на должность су¬дьи, если нет согласия соответствующей квалификационной коллегии судей). 2-исполнение обязанностей-реали¬зация обязывающих норм, предусматривающих позитивные обязанности, для чего требуется активное поведение: упла¬тить налог, поставить товар покупателю, выполнить работу по трудовому договору. 3-использование субъективного права. В такой форме реализуются управомочивающие нормы, в диспозициях к-х предусмотрены субъективные права-"Собственнику принадле¬жат права владения, пользования и распоряжения своим иму¬ществом". Субъективное право предполагает как активное, так и пассивное поведение. Субъект ведет себя пассивно, если отказывается от использования своего права. Субъек¬тивное право может быть осуществлено путем собственных фактических действий управомоченного (собственник вещи использует ее по прямому назначению), посредством совер¬шения юр.действий (передача вещи в залог, даре-ние, продажа), через предъявление требования к обя¬занному лицу (требование к должнику вернуть долг) и в форме притязания, т.е. обращения в компетентный государственный орган за защитой нарушенного права (если дол¬жник отказывается вернуть долг, кредитор обращается в суд с просьбой о взыскании долга в принудительном по¬рядке. Формы реализации норм права: активные (это осуществление или использование своих прав и свобод); пассивные (императивные, дерективные) – исполнение обязанностей, соблюдение обязанностей; !!! Особая форма реализации права: применение норм права. Все три указанные формы реализации правовых норм являются непосредственными, так как правовые предписания реализуются самими участниками правоотношения. Если же данные формы не позволяют в полном объеме реализовать права и обязанности, предусмотренные правовыми нормами, возникает необходимость в использовании применения права, как особой формы его реализации.

Билет 5

1.  Марксистская  теория происхождения гос-ва наи¬более  полно изложена в работе Ф.  Энгельса "Происхожде¬ние семьи,  частной собственности и гос-ва».  В целом теория от¬личается  четкостью и ясностью исходных положений, логи¬ческой стройностью и, несомненно, представляет собой боль¬шое достижение теоретической мысли.

Связывает возникновение  гос-ва с частной собственностью, расколом общ-ва на классы и классовым  антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле "Гос-во есть продукт и про¬явление непримиримых классовых противоречий".

Гос-во возникает  тогда, когда развитие экономики  достигает опреде¬ленного уровня, при  котором становится объективно невыгодной существовавшая на протяжении многих тысячелетий система уравнительного распределения общ-го продукта, и для дальнейшего развития общ-ва становится необходимым выде¬ление определенного элитарного слоя, занимающегося управле¬нием: либо в сфере полит-й (в «восточном» обществе), либо в полит-й и экономической сферах (в Европе). Это привело к социальному расслоению общ-ва, к тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его членам, приобрела полит-й характер, стала осуществляться в интересах преж¬де всего привилегированных социальных групп, классов. Возникновение гос-ва всегда связано с изменением характера публичной власти, с превращением ее в полит-ю власть, осуществля¬емую, в отличие от власти первобытного общ-ва, в интересах прежде всего, привилегированной части общ-ва. Поэтому классовый подход дает богатые возможности для анализа харак¬тера такой власти, для определения сущности гос-ва.

Классовый подход дает возможность выявить сущ-ные  черты гос-ва, обнаружить имеющиеся  в нем соц-е противоречия. Ведь во все исторические периоды имели  место выступления эксплуатируемых классов и слоев общ-ва против угнетателей, в руках которых находилась гос-я власть: восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и войны в Англии, Франции, Германии, Китае, забастовочное и революционное движение рабочих и т.п. Тем не менее установление классового (сословного) харак¬тера гос-ной власти не исчерпывает проблемы сущнос¬ти гос-ва, и использование только классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания гос-ва и полит-й власти.

 

2.   Соотношение  внутригосударственного (национального) и международного права.

В современном  мире решение глобальных проблем  приводит к новому содержанию соотношения  норм национального и международного права. Соотношение национального  и международного права проявляется  во взаимовлиянии правовых систем и "проникновении" международных принципов и норм в национальные правовые системы. В России характер такого соотношения норм определяется положениями ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации.

Но это не односторонний примат одних над другими, а строгий национально-государственный критерий такого соотношения. Критериями здесь могут быть:

- признание  в качестве основополагающего  принципа национального и международного  права суверенитета народа и  государства;

- конституционные  процедуры имплементации международных норм в национальную правовую систему, начиная с проверки конституционности проектов международных договоров, соответствия их законодательству и кончая ратификацией в форме федерального закона и иными процедурами;

- принятие правил "оговорок" и "соответствия публичному порядку" при одобрении актов и вынесении судебных решений;

- использование  широкого спектра правотворческих,  правоприменительных и структурно-компетенционных  средств выполнения международных  обязательств России, как и любой страны, в рамках собственной правовой системы;

- учет установления  коллизионных правил и процедур, позволяющих преодолевать противоречия  между нормами национального  и международного права.

В процессе правотворчества  и правоприменения, толкования права необходимо полностью и корректно учитывать соответствующие принципы и нормы международного права.

Среди норм международного права высокой степенью юридического оформления обладают международные  договоры, а среди них - учредительные  договоры, выступающие как базовые акты - принципы. Не меньшее значение имеют "общепризнанные принципы и нормы" как базовые регуляторы.

Нормы международного права "построены" с учетом их системной взаимозависимости. Для  них присуща большая степень  своего рода нормативной концентрации. Они делятся на нормы-дефиниции, нормы-принципы, нормы-цели, коллизионные нормы и другие. Используемые в них презумпции дают нормативную ориентацию национальным нормам, задавая направление процессу регулирования.

Нормы национального  права отражают разные уровни внутрисистемных связей. Для них характерна трех- или двухчленная структура - гипотеза, диспозиция и санкция; либо гипотеза, диспозиция; либо диспозиция, санкция. Международные нормы влияют преимущественно на диспозицию национальных норм. Выбор конкретных регуляторов остается за национальным законодателем.

В оценке соотношения  международно-правовых и национальных актов и норм все большую значимость приобретает признание новой  роли международного права в процессе сравнительного правоведения. Функция международно-правовых принципов и норм как интегратора заключается в роли общего знаменателя в развитии национальных норм. Ими создаются условия для более активного использования "правовых образцов" других стран, а также для гармонизации национальных законодательств и тесного переплетения национальных и международных норм.

 

В России этот процесс  регламентируется Федеральным законом "О международных договорах  Российской Федерации". Подписанный  и ратифицированный федеральным  законом международный договор подлежит реализации.

Вступление  государства в международную  организацию сопровождается выполнением  им комплекса мер: об изменении и  отмене действующих законодательных  и иных актов; о принятии новых  или о перестройке национально-государственных  институтов; о направлениях и приоритетах своей деятельности.

Примеры видов  международных правовых документов, являющихся основанием для изменения  национальных правовых систем.

Европейская конвенция  о защите прав человека и основных свобод направлена на защиту основных прав и свобод каждой личности. Право процедур позволяет государствам - членам или отдельным гражданам подать жалобу на то государство, которое, как они считают, нарушает положения Конвенции. Европейский Суд по правам человека обеспечивает подателям жалоб прямой доступ к Суду.

Европейская социальная хартия легла в основу законодательных  реформ в области семьи, защиты молодых  рабочих, прав профсоюзов, социального  страхования и т.д. По мнению специалистов, она гарантирует двадцать три  основных права.

Европейская культурная конвенция является базисом для  межправительственного сотрудничества в сфере образования, культуры, спорта и молодежной политики.

Европейская хартия местного самоуправления использована в России при подготовке соответствующих  федеральных и региональных законов.

В настоящее  время все шире применяются принципы и процедуры международного правосудия. Оно служит средством обеспечения  исполнения международных норм, которые  должны учитываться в национальном законодательстве и государственными органами власти. В частности, национальные суды могут и должны учитывать решения международных судов и использовать их в качестве правовой аргументации и оснований собственных решений.

В Статуте Международного суда ООН определена его компетенция  по делам, где сторонами могут быть только государства, а именно:

а) толкования договора;

б) любого вопроса  международного права;

в) наличия факта, который, если он будет установлен, представляет собой нарушение международного обязательства;

г) характера  и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства.

В рамках Всемирной  торговой организации действует  Генеральный Совет как орган  по урегулированию споров. Взаимные консультации, согласительные процедуры, добрые услуги, посредничество, жюри - таковы формы его работы. Есть и Апелляционный комитет.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"