Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:26, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государства и права"

Файлы: 1 файл

Bilety_TGP.doc

— 600.50 Кб (Скачать файл)

Билет 1

1. Понятие соц-ной власти и её  виды. Особенности гос-ной власти.

Соц-я власть – возможность одного субъекта воздействовать на другого субъекта с целью получения  желаемого результата (выделяют властвующий  и подвластвующий субъекты).

Власть –  отн-е зависимости, взаимозависимости, в результате которых достигается иное качественное состояние общ-х отн-й.

Критерии власти: — по характеру субъектов:  1. личная  2. кровная  3. Семейная

по характеру  отн-й:1.материальные 2.интеллектуальные  3.политические 4.эмоциональные

Соц-я власть может складывается как в рамках всего общ-ва, так и в рамках отдельных частей общ-ва (корпоративная  власть, местное самоуправление, акционерное  общ-во).

Основная задача соц-ной власти – добиваться определенного  состояния общ-х отн-й, т. е. общ-го порядка (это свойство системы общ-х отн-й, выражающееся в устойчивости элементов и взаимосвязей, в процессе осущ-я участниками отн-й своих прав и обязанностей).

Мораль –  как высшая ценность общ-ва, когда  общ-во получает стр-ру гос-ной  формы организации общ-ва, появляются нормы права, которые устанавливаются и санкционируются гос-вом. Нормы права защищают остальные нормы  с помощью авторитета гос-ной власти (при необходимости  принуждением). В условиях самоуправл-я  действует не авторитет власти, а власть авторитета.

Законом-ти перехода  к гос-ным формам организации  общ-ва:

-Разрастание  общ-ва и закрепление его на  оседлом образе жизни.

-Появление достаточных  продуктов  для содержания  аппарата управл-я.

-Развитие средств  производства и разделение труда.

-Нарастание  противоречий  в интересах различных  членов общ-ва.

-Формир-е   систем  социального регулирования.

-Формир-е   этнографической  общности, которая  становится прообразом народа.

К особым свойствам  гос-ной власти можно отнести  следующие:

1. Для гос-ной  власти силой, на которой она  базируется, является гос-во: никакая  другая власть подобными средствами  воздействия не располагает.

2. Гос-я власть  публична. В широком смысле публичной,  то есть общественной, является  всякая власть. Однако в теории гос-ва в эту харак-ку традиционно вкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что гос-я власть осущ-ся профессиональным аппаратом, отделенным (отчужденным) от общ-ва как объекта власти.

3. Гос-я власть  суверенна, что означает ее  независимость вовне и верховенство внутри страны. Верховенство гос-ной власти прежде всего состоит в том, что она выше власти всех других организ-й и общностей страны, все они должны подчиняться власти гос-ва.

4. Гос-я власть  универсальна: она распространяет  свою силу на всю территорию и на все население страны.

5. Гос-я власть  обладает прерогативой, то есть  исключительным правом на издание  общеобязательных правил поведения  - юридических норм.

6. Во времени  гос-я власть действует постоянно  и непрерывно.

 

2. . Закон-обладающий высшей юр.силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органов гос. власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общ-е отношения. Классификация:1) по значимости и юр.силе: конституционные ФЗ(вносящие поправки к главам 3-8 Конституции, законы, к-е принимаются по наиболее важным вопросам: О Конституционном суде, референдуме, правительстве) и обыкновенные ФЗ. Главный конституционный закон-Конституция. 2) По принимающему органу: общефедеральные и субъектов РФ (действуют только на тер-рии субъекта и не м.противоречить общефедеральным).3) По объему и объекту регулирования: общие (посвящены целой сфере общ-х отношений-кодекс) и специальные (регулируют узкую область общ-х отн-й). Понятие законодательства- широкая трактовка-в закон-во включают акты закон-х органов,+подзаконные акты (акты органов управления и судов). При узкой-только акты закон-х органов (законы и постановления парламента).Путь к правовому гос-ву-возрастание роли закона. Для этого необходимо отнести к законодательству только те акты, к-е являются закон-ми по своей природе, т.е. были приняты единственным закон-м органом-парламентом. Подзаконные акты-решения органов управления и судов в состав закон-ва не входят. Но ПЗ не м.б. определено по принципу: узкое понимание – хорошо и правильно, а широкое – плохо и неверно. Все зависит от того, для каких целей используется ПЗ. Когда мы говорим о той или иной отрасли законодательства (гражданское, трудовое, земельное), мы имеем в виду не только законодательные акты, но и связанные с ними и основанные на них подзаконные акты. Когда мы изучаем отрасль закон-ва, то включаем в сферу изучения законодательные и подзаконные акты. При составлении сборников нормативных актов в них включают и законодательные, и подзаконные акты. В процессе нормотворчества, правоприменения м. и должно применяться только узкое ПЗ, опирающееся на разную природу и юр.силу законодательных и подзаконных актов. Для других целей (кодификация, изучение права) м. использоваться и широкое ПЗ, предполагающее четкое разделение законодательных и подзаконных актов.

 

 

3. Применение  права: понятие и стадии. Реализация  права чаще происходит без  участия гос-ва, его органов. Гр-не  и организа-ции добровольно вступают  в правовые отношения, в рамках  к-х исполь¬зуют субъективные права, исполняют обязанности и соблю¬дают установленные законом запреты. в неко¬торых ситуациях возникает необходимость гос-ого вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной. 1-в механизме реализации отдельных норм заранее запрограммировано участие гос-ва- реализация права на пенсию, выделение жилья из муниципального или гос-го жилого фонда, зем-е участки, на-ходящиеся в собственности гос-ва.2.-взаимосвязи между гос.орга¬нами и должн-ми лицами внутри гос.ап¬парата -акты приме-нения права (указ Президента России о снятии с должности министра).3-право применяется в случаях возникнове¬ния спора о праве. Если стороны сами не могут прийти к соглашению о взаимных правах и обязанностях, они обра¬щаются для разрешения конфликта в компетентный госу¬дарственный орган (суд).4-для опре¬деления меры юр.ответ-ти за совершен¬ное правонарушение, для применения принудитель¬ных мер воспитательного, медицинского характера. Применение права-властная де¬ят-ть компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юр.делу на основе юр.фактов и конкретных правовых норм. Признаки: 1) осуществляется органами или долж-ми лица¬ми, наделенными функциями гос.власти; 2) имеет индивидуальный характер;3) направлено на установление конкретных правовых последствий -субъективных прав, обязанностей, ответ¬-ти; 4) реализуется в спец.предусмотренных процес¬суальных формах; 5) завершается вынесением индивидуального юр.решения. Стадии: 1-установление фактических обстоятельств юр.дела, 2-выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, 3-принятие решения по юр.делу и его документальное оформление. 1,2-подготовительные, 3-заключительной, основной- принимается властное решение-акт при¬менения права. Круг фактических обстоятельств-широк:При совершении преступления-лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторож¬ность); при возникновении граж¬данско-правового спора-обстоятельства заключения сдел¬ки, ее содержание, действия, совершенные для ее испол¬нения, взаимные претензии сторон. Фактические об¬стоятельства-прошлое, подтверждаются доказательствами. Сущность юр.оценки фактических обстоя¬тельств, т.е. их юр.квалификации-найти, выбрать именно ту норму, к-я по замыс¬лу законодателя д.регулировать рассматриваемую фактическую ситуацию-путем срав¬нения фактических обстоятельств реальной жизни и юр.фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. Юр.квалификация облегчает работу правоприменителя по уяснению круга подлежащих установлению фактов. Выясняются не любые факты, а лишь те, к-е предусмотрены в гипотезе избранной нормы. Содержание решения по юр.делу опреде¬ляется фактическими обстоятельства¬ми. Вместе с тем при вынесении решения правоприменитель руководствуется требованиями диспозиции (санкции) при¬меняемой нормы. Вынесение решения по делу нужно рассматривать в двух аспектах: 1 умственная деят-ть-оценка доказательств и установлении в окончательной юр.квалификации и в определении для сторон или виновного юр.последствий-прав и обязанностей сторон, меры ответственности виновного.2-доку¬мент-акт применения права, в к-м закрепляется результат умственной деят-ти по разрешению юр.дела, официально фиксируются юр. по¬следствия для конкретных лиц.

 

 

Билет 2

1. . Типы гос-ва и права: формационный  и цивилизационный подходы.

Понятие типа гос-ва относится к числу важнейших  кате¬горий теории гос-ва и права.

В настоящее  время выделяют два основных подхода  к типоло¬гии гос-ва: формационный и цивилизационный.

До недавнего  времени формационный подход признавался  у нас в качестве единственно  возможного и научного, поскольку  выражал марксистское отн-е к  вопросу о типе гос-ва. Суть его  в том, что выяснение типа гос-ва основывается на понимании истории как естественноистор-го процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из кото¬рых в условиях существования классов соответствует определен¬ный тип гос-ва. Аналогично понятием типа гос-ва ох¬ватываются общие, наиболее сущ-ные признаки, характер¬ные для всех гос-в одной и той же социально-экономичес¬кой формации. Тип гос-ва означает конкретизацию, определенность его экономической основы, классовой сущности и социального назначения.

Для определения  типа гос-ва в данном значении необхо¬димо ответить на три вопроса.

Какой общественно-экономической  формации, какому типу производственных отн-й соответствует данное гос-во? Орудием какого класса оно является? Каково социальное назначение данного  гос-ва?

Для обозначения  выделяемых на этом основании типов гос-ва используется термин «исторические типы гос-ва». Это рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалисти¬ческий типы гос-ва.

Первые три  из них охватываются единым родовым  понятием эксплуататорского гос-ва.

Одной из наиболее распространенных и харак-х направлений цивилизационного подхода является «теория стадий экономического роста», автор - Уолт Ростоу. Соглас¬но этой теории все общ-ва по экономическому развитию можно от¬нести к одной из пяти стадий: традиционное общ-во; переход¬ное общ-во, в котором закладываются основы преобразова¬ний; общ-во, переживающее процесс сдвига; созревающее общ-во и общ-во, достигшее высокого уровня народного по¬требления.

К первой стадии Ростоу относит общ-во, основанное на доньютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства. Вторая стадия — это период трансформации «тради¬ционного общ-ва» в более развитый период закладывания основ для «сдвига» в области обрабатывающей промышленности. Третья стадия — «сдвиг», «взлет» научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Четвертая стадия характеризуется как пора «зрелости», когда на основе при¬менения современных научно-технических достижений во всей массе ресурсов общ-ва и значительного роста инвестирования нац-ного дохода достигается устойчивое превышение вы¬пуска продукции над ростом населения. И, наконец, пятая ста¬дия — это период «высокого уровня массового потребления», в который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг.

В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии возникает общ-во, которое можно назвать «гос-вом  всеобщего благоденствия».

Представителем  другого направления цивилизационного подхода к вопросу о типах  гос-ва является английский ис-торик А.Тойнби. Он сформулировал концепцию цивилизации, под которой понимает замкнутое и локальное состояние общ-ва, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими закономерностя¬ми развития, а существующих, подобно ветвям дерева, рядом друг с другом.

При изучении вопроса  о типах гос-ва следует пользо¬ваться  одновременно как формационным, так и цивилизационным подходами, не допуская их противопоставления. Позитив¬ные стороны того и другого, взятые в единстве, дополняя друг друга, позволяют более глубоко и конкретно понять эту сложную проблему.

 

2. Нормативный  правовой акт (НПА): понятие, признаки и классификация. Закон: признаки и виды. Понятие законодательства (ПЗ). НПА-акт нормотворчества, в к-м содержатся нормы права. НП договор-соглашение между субъектами права санкционированные гос-м. классификация источников по сфере действия: общеправовые; отраслевые. Классификация НПА:1)по предмету регулирования: общие, отраслевые, специальные. 2)по юр.силе (для разрешения  противоречий между актами, содержащими нормы различного содержания): - законы: а) конституционные,б) обыкновенные. -подзаконные акты: а) указы, б) постановления, в) декрет, г) постановления прав-ва, д) акты министерств, ведомств.3) по субъектам принятия акта: центральные, региональные, местного самоуп-я, федеральные, субъектов федерации. Закон-обладающий высшей юр.силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органов гос. власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общ-е отношения. Классификация:1) по значимости и юр.силе: конституционные ФЗ(вносящие поправки к главам 3-8 Конституции, законы, к-е принимаются по наиболее важным вопросам: О Конституционном суде, референдуме, правительстве) и обыкновенные ФЗ. Главный конституционный закон-Конституция. 2) По принимающему органу: общефедеральные и субъектов РФ (действуют только на тер-рии субъекта и не м.противоречить общефедеральным).3) По объему и объекту регулирования: общие (посвящены целой сфере общ-х отношений-кодекс) и специальные (регулируют узкую область общ-х отн-й).

Понятие законодательства- широкая трактовка-в закон-во включают акты закон-х органов,+подзаконные акты (акты органов управления и судов). При узкой-только акты закон-х органов (законы и постановления парламента).Путь к правовому гос-ву-возрастание роли закона.

 

Для этого необходимо отнести к законодательству только те акты, к-е являются закон-ми по своей природе, т.е. были приняты единственным закон-м органом-парламентом. Подзаконные акты-решения органов управления и судов в состав закон-ва не входят. Но ПЗ не м.б. определено по принципу: узкое понимание – хорошо и правильно, а широкое – плохо и неверно. Все зависит от того, для каких целей используется ПЗ. Когда мы говорим о той или иной отрасли законодательства (гражданское, трудовое, земельное), мы имеем в виду не только законодательные акты, но и связанные с ними и основанные на них подзаконные акты. Когда мы изучаем отрасль закон-ва, то включаем в сферу изучения законодательные и подзаконные акты. При составлении сборников нормативных актов в них включают и законодательные, и подзаконные акты. В процессе нормотворчества, правоприменения м. и должно применяться только узкое ПЗ, опирающееся на разную природу и юр.силу законодательных и подзаконных актов. Для других целей (кодификация, изучение права) м. использоваться и широкое ПЗ, предполагающее четкое разделение законодательных и подзаконных актов.

 

 

3. 56. Юридическая техника: понятие и значение в правотворчестве, правоприменении и систематизации законодательства.

С правотворчеством связано понятие юридическая  техника. Юридическая техника –  это система приемов и средств формирования и реализации правовых норм.

Принципы юридической  техники:

- целесообразность, культурность, атрибутивность, рационализм, структуризация, законность.

  Правила  юридической техники:

1) единой, общепринятой, доступной терминологии, состоит в употреблении торжественных, исключающих двойное толкование терминов.

2) стабильность терминов,

3) юридическая конструкция предусматривает построение нормативного акта или акта применения права (решения, приговора суда) по особому типу связи составных элементов. Конституция предусматривает следующие атрибуты: - вводную часть,

                       - описательную часть,

                       - мотивированную часть,

                       - результативную часть.

4) однородность  материала нормативно правовых актов,

5) приоритет  норм материального права перед  нормами  процессуального права,

6)правила структуры  текста (каждый структурный элемент  по степени обобщения материала  должен базироваться на однородных  терминах),

изложение должно базироваться на абстрактных  и казуальных методов.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"