Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:26, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государства и права"

Файлы: 1 файл

Bilety_TGP.doc

— 600.50 Кб (Скачать файл)

Роль международного коммерческого арбитража определяется тем, что сближение национального  и международного права происходит на основе признания публичного интереса - универсального, всеобщего и общего. Взаимоотношения норм служат обеспечению суверенитета народов, государств и охране прав человека, решению общих задач в современном мире.

 

3.  Юридическая  квалификация-стадия применения  норм права, заключающаяся в  оценке конкретного жизненного  случая с позиций права, направленная на выявление юр. значимости фактических обстоятельств, выражающаяся в сопоставлении и фиксации соответствия (либо несоответствия) их признаков признакам юр.фактов, закрепленных в нормах права. Фактические об¬стоятельства-прошлое, подтверждаются доказательствами. Сущность юр.оценки фактических обстоя¬тельств, т.е. их юр.квалификации-найти, выбрать именно ту норму, к-я по замыс¬лу законодателя д.регулировать рассматриваемую фактическую ситуацию-путем срав¬нения фактических обстоятельств реальной жизни и юр.фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. Юр.квалификация облегчает работу правоприменителя по уяснению круга подлежащих установлению фактов. Выясняются не любые факты, а лишь те, к-е предусмотрены в гипотезе избранной нормы. Содержание решения по юр.делу опреде¬ляется фактическими обстоятельства¬ми. Вместе с тем при вынесении решения правоприменитель руководствуется требованиями диспозиции (санкции) при¬меняемой нормы. Вынесение решения по делу нужно рассматривать в двух аспектах: 1 умственная деят-ть-оценка доказательств и установлении в окончательной юр.квалификации и в определении для сторон или виновного юр.последствий-прав и обязанностей сторон, меры ответственности виновного.2-доку¬мент-акт применения права, в к-м закрепляется результат умственной деят-ти по разрешению юр.дела, официально фиксируются юр. по¬следствия для конкретных лиц.

Билет 6

1.  Теория  насилия, органическая и договорная  теории о происхождении гос-ва.

    Теория  насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский). Сторонники этой теории утверждают, что гос-во возникло как результат  насилия, путем завоевания слабых  и беззащитных племен более  сильными и организованными. Именно  в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем признать главные, основные части, действительные краеугольные камни гос-ва, — в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается гос-во. Они и только они предшествуют гос-ву». Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации порабощения одних народов другими.

По мнению представителей данной теории, гос-во более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инстру¬ментом организации и  управленческого воздействия завоевате¬лей, гос-во становится мощным средством защиты завое-ванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен.

К. Каутский пытался  доказать, что при дальнейшем развитии общ-ва гос-во трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Гер-манией в качестве официальной идеологии.

Органическая  теория происхождения гос-ва.

Суть органической теории такова: общ-во и гос-во представлены как организм, поэтому их сущность возможно понять только через строение и функции этого организма. Все неясное в строении и деятельности общ-ва и гос-ва м.б. объяснено по аналогии с закономерностями физиологии и анатомии. По мнению Г.Спенсера гос-во - некий обществ-й организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому как живой организм состоит из клеток. Важной чертой явл.то, что гос-во образуется одновременно со своими составными частями- людьми- и будет существовать, пока сущ-ет чел-ое общ-во. Гос-ая власть – это господство целого над своими составными частями, выражающееся в обеспечении гос-ом благополучия всего народа. Если организм здоровый, то и клетки его функ-ют нормально. Болезнь организма подвергает опасности составляющие его клетки, и, наоборот, больные клетки снижают эффек-ть функционирования всего организма. Гос-ые институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (транспорт, почта) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деят-ть организма, рабочие и крестьяне (производители) – руками и тд. В процессе борьбы и воин (естественного отбора) выживают наиболее приспособленные, то есть разумно организованные, складываются конкретные гос-ва, формируется прав0во, совершенствуется стр-ра управл-я. Т.О. гос-во практически уравнивается с биологическим организмом. +: восприятие гос-ва как целого, целостного, взаимосвязанного организма, признании роли конкуренции в совершенствовании их внутреннего организма; -: сильное влияние дарвинизма, прямое проецирование биологич-их законов на жизнь общ-ва, отождествление гос-ва с биолог.организмом, в то время как оно явл. социальным организмом.

Договорная  теория происхождения гос-ва.

Значительной  теорией происхождения гос-ва является договорная теория, получившая прочное  распространение в XVII –ХУШ веках. В Голландии в XVII веке сторонниками этой теории бы¬ли Гуго Гроций и Спиноза, в Англии - Локк и Гоббс, во Франции в XVIII веке - Руссо.

В России представителем дог-ной теории был революци¬онный демократ А. Н. Радищев (1749-1802), который  утверждал, что гос-я власть принадлежит народу, передана им монарху и должна находиться под контролем народа. Люди же, входя в гос-во, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. Отсюда он и выводил право народа на восстание и рево¬люционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупот¬ребление властью и произвол.

Гос-во возникает  как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который  всту¬пают люди, находившиеся до этого  в «естественном», первобытном состоянии. Гос-во - это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти гос-ву.

Обществ-й договор, создающий гос-во, понимался как  согласие между изолированными до того индивидами на объ-единение, на образование гос-ва, превращая неорганизован¬ное множество людей в единый народ. Но это не договор-сделка с будущим носителем власти, а договор, имеющий конститутивный (устанавливающий) характер, создающий гражданское общ-во и гос-венное образование - полит-ю организ-ю: гос-во.

В дог-ной теории в связи с этим различали первичный  до¬говор объединения и вторичный  договор подчинения, договор наро¬да  с князем или иным гос-ным органом.

Следует подчеркнуть, что при этом обществ-й договор  мыслился не как исторический факт подписания всеми какого-либо конкретного документа, который лег в основу появления гос-ва, а как состояние общ-ва, когда люди добровольно объ-единились в его гос-венно-организационную форму, как прин¬цип, обосновывающий правомерность гос-ной власти.

 

2.  Правовое  отношение: понятие и классификация.  Право регулирует общ-ые отношения,  в резуль¬тате чего они приобретают  правовую форму, т. е. становятся  правовыми отношениями. ПО-возникающая  на основе норм права общественная  связь, участники к-й имеют субъективные права и юр.обязанности, обеспе¬ченные гос-м. Это центральное звено механизма правового регулирования, главный канал реализации права. Признаки: 1. Стороны правоотношения всегда обладают субъектив¬ными правами и несут обязанности. Содержание правоотно¬шения формируется в результате волеизъявления его уча-стников, действия юр. норм,  в соответ¬ствии с решениями правоприменительных органов. Правоотношение-2хсторонняя связь-участвуют 2 стороны: управомоченная и обязанная. 2. Правовое отношение-в к-м осуществление субъективного права и исполнение обязанности обеспечены возможностью гос-го принуждения. Если в этом возникает необходимость, то заинтересованная сторона обращается в компетентный го¬с.орган, к-й, рассмотрев юр.дело, выносит властное решение (акт применения права), где определяются субъективные права и обязаннос¬ти сторон.3. Правоотношение выступает в виде конкретной обще¬ственной связи. Минимально конкретизируются правоотношения, к-е возникают непосредственно из закона-все адресаты юр.нормы имеют оди¬наковые права и свободы и несут равные обязанности-пример-кон¬ституционные права и свободы. Правоотношения-общ-е отношения, к-е регулируются или охраняются нормами права, возникают на их основе, изменяются или прекращаются, при этом их участники наделены субъективными правами и юр.обязанностями, реализуют их как самостоятельно, так и с помощью власти. Правоотношения в обществе возникают вместе с легализацией государственной власти. Объект- материальные и нематериальные блага, поведение участников по поводу этих благ.Три точки зрения по поводу понятия объект: объект-материальные и нематериальные блага; объект-поведение участников по поводу этих благ; объект – это и блага и поведения участников по поводу этих благ. Поведение участников – важнейший фактор  правоотношений, потому что позволяет реализовать субъективные права и юр.обязанности-основное содержания правоотношений. Классификация: 1)по характеру уч-в и содержанию их субъективных прав и обязанностей: абсолютные правоотношения, относительные, простые. 2) по отраслевому признаку: государственные, административные, уголовные, семейные, муниципальные. 3)по времени: постоянные, временные. Предпосылки возникновения правоотношений: наличие норм объективного права, предусматривающих в подобных субъектах, объектах их права и обязанности; правосубъектность участников; юр.факты-жизненные обстоятельства, с к-ми нормы права связывают возникновение, прекращение, изменение правоотношений.  Классификация юр.фактов: 1) по связи с волей субъекта: события, действия: а)правомерные (юр.акты, направленные на  совершение юр.значимых последствий), б)неправомерные (преступления и проступки). 2)по продолжительности: единовременные, длящиеся.

 

3.  Акты применения  права: понятие, структура и  виды. Акт придает официальное  значение принятому решению и властный характер. Акт применения нормы права-официальный правовой документ, содержащий индивидуальное предписание компетентного органа, к-й выносится им в результате разрешения конкретного юр.дела. Признаки акта: имеет властный характер и охраняется принудительной силой гос-ва; предписания имеют общеобязательное значение для всех к кому они относятся; за нарушение этого акта реализации-ответ-ть; носит индивидуальный правовой характер; д.соответствовать только закону (если не соответствует, то должен быть отменен); издаются в установленной законом форме и имеют точную структуру и наименование (приказ, постановление, распоряжение, приговор, решение). Структура: 1 часть-вводная-указывается наименование; название органа, издавшего его; от чьего имени, время издания, конкретный адресат.2 -описательная часть (излагаются фактические обстоятельства дела, установленные в первой стадии применения).3-мотивировочная часть, дающая обоснование принимаемому решению.4-резолютивная-излагается содержания решения (кому направлена, в какие срок). !!!  Некоторые авторы выделяю 4стадии процесса применения норм права – исполнение решения (есть закон об исполнительном производстве – конец 1997г). Классификация: в зависимости от субъектов, применяющих нормы права: акты представительных органов власти; акты правоохранительных гос.органов; акты исполнительно-распорядительных органов. в зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права: результативные (устанавливают конкретные права и обязанности в связи с правомерным поведением людей); охранительные (издаваемые в связи с совершением отдельными людьми правонарушений).

Билет 7              1.  СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО

государство, в  котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В С.г. религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в С.г.. не вправе оказывать влияния на государственный строй,деятельность государственных органов и их должностных лиц. на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как

 правило,отделением  церкви (религиозных объединений)  от государства и отделением  школы от церкви. Такая форма взаимоотношений государства и церкви установлена в целом ряде стран (США, Франция, Польша и др.).

 Противоположностью  С.г. является теократическое, в  котором государственная власть  принадлежит церковной иерархии (Ватикан).

 В мире  имеется также ряд клерикальных государств, в которых церковь через институты, установленные законодательством, оказывает определяющее влияние на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов (Иран).

 В ст. 14 Конституции РФ указывается, что РФ - С.г. Религиозные объединения отделены от государства, и ни одна религия не пользуется никакими преимуществами. Государство в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений нейтрально. Это означает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами. их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; не возлагает на религиозные объединения функции органов государственной власти, других государственных органов: не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В то же время государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и других льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации. содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в учебных заведениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством РФ об образовании. Религиозные объединения в РФ действуют на основе собственных правил при условии соблюдения ФЗ РФ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

 

2.  Принципы  права: понятие, виды и формы  реализации.

Это основные идеи, руководящие положения, которые определяют содержание и направления правового регулирования. Они кладутся в основу создания и реализации действующего права, ориентированы на дальнейшую демократизацию всех сфер общественной жизни, формирование правового государства. Обычно различаются

отраслевые  принципы, характерные для одной  отрасли права (так, трудовое право  обеспечивает принцип материальной заинтересованности работников в результатах  своего труда, гражданского - принцип  полного возмещения имущественного вреда),

межотраслевые, проявляющиеся в двух или более  отраслях (например, принцип состязательности в уголовном, гражданском и арбитражном  процессах), и 

общеправовые  принципы.

Общеправовые  принципы - это, во-первых, широкие социальные, этико-правовые начала правового регулирования (демократизм, установление, обеспечение и охрана прав личности, гуманизм, справедливость, законность, равноправие, обеспечение верховенства, ведущей роли закона среди всех источников права и др.). Во-вторых, это сформулированные еще римскими юристами принципы, отражающие специфические черты права как социального регулятора отношений (например, недопустимость ссылок на незнание закона, придания ему обратной силы при установлении либо ужесточении наказания, злоупотребления правом, невозможности быть судьей в собственном деле, презумпция невиновности, правила о том, что все сомнения трактуются в пользу обвиняемого, что не может быть преступления и наказания без закона и др.).

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"