Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:26, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государства и права"

Файлы: 1 файл

Bilety_TGP.doc

— 600.50 Кб (Скачать файл)

Понятие правовая система относится к конкретной стране – национальная правовая система, тем не менее между правовыми  системами различных стран есть нечто общее, позволяющее классифицировать правовую систему. Рене Давид выделил критерии:

• преобладающий источник или форма права,

• техника и юридическое содержание правовых норм,

• идеологическая направленность.

На основании  этих критерий Рене Давид выделил  четыре семьи правовых систем:

1) романо-германская семья (преобладающий источник – нормативно-правовые акты и договоры, нормы права становятся основным источником возникновения субъективных прав и юридических обязанностей; приоритет прав личности – либерализм);

2) англо-саксонская семья – семья общего права (преобладающий источник – прецедент; основа прав и обязанностей содержится в прецеденте судебной практики; консерватизм);

3) идеализированные семьи:

• социалистическая правовая семья (близка к романо-германской семье, основной источник – нормативно-правовой акт; предельная регламентация прав и обязанностей участников отношений; преобладание публичного над частным правом; приоритет общественных интересов над личными);

• религиозная правовая семья (преобладающий источник – религиозные постулаты, переносимые в нормативно-правовые акты; преобладающие юридически обязанностей над правами; религиозное подвижничество, право на восстание против тирании).

Обновление  правовых систем по следующим направлениям:

1) унификация норм,

2) окультурация норм (совершенствование правовой нормы с учетом международного опыта),

3) рецепция (заимствование отдельных правовых институтов, принципов из других правовых систем).

Общая характеристика отраслей российского права

Система современного российского права складывается из следующих отраслей: конституционное (государственное), административное, финансовое, гражданское, семейное, трудовое, право социального обеспечения, природоресурсное, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное, арбитражное процессуальное, уголовно-исполнительное, международное публичное право и международное частное право.

Постоянный  динамизм, развитие общественных отношений  является объективной основой для  изменения, совершенствования системы  права. Одни отрасли утрачивают свое значение, поскольку регулируемые этими отраслями отношения устаревают и уходят в прошлое. Такова судьба, например, колхозного права, поскольку возникли новые формы организации сельского хозяйства и колхозы утратили свое доминирующее значение. Вместе с тем видоизменяются или создаются новые отрасли права в силу возникновения новых потребностей общественного развития, усиления значения тех или иных регулируемых правом отношений. Так, в современных условиях расширилась сфера и усилилось значение пенсионных отношений, что обусловило формирование новой отрасли - права социального обеспечения. Точно так же рост социальной значимости в условиях рыночной экономики судебного разрешения споров в сфере предпринимательской деятельности послужил основой для создания еще одной новой отрасли - арбитражного процессуального права.

Право как систему  норм можно разделять на составные  части и по другим основаниям. Так, в системе действующего права  можно выделить три составные  части: конституционное право как  основополагающее звено права, материальные и процессуальные отрасли. К группе материальных отраслей относятся административное, финансовое, гражданское, семейное, трудовое, природоресурсное, уголовное, уголовно-исполнительное право, а к группе процессуальных - уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное.

 

 

3.     Правонарушение: понятие и виды

Правонарушение  – это виновное (в гражданском  праве и без вины) противоправное общественно-опасное деяние лица (физического, юридического), причиняющего вред или  опасность интересам общества, государства, личности и влекущая неблагоприятные последствия для правонарушителя со стороны государства, на основании норм права.

В зависимости  от социальной опасности, вредности  все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.

Преступления (уголовное  правонарушение) отличаются максимальной степенью общественной вредности, посягают на наиболее социально значимые интересы, охраняемые от посягательств уголовным  законодательством.

Проступки отличаются меньшей степенью социальной опасности (хотя вредности сохраняет), совершается в различных сферах общественной жизни, имеет разные объекты посягательства и юридического последствия.

Признаки: 1. поведение, выраж-ся в действии или бездейств., которое противор. НП.

2. Виновное поведение – осознавало и разумно руководило.

Вина – психич. отношение к своему поведен. Выражается в умысле- предвидит и желает наступлен. вредных последствий.

Неосторожность- самонадеянность- предвидел и расчитыв. избежать. небрежность –не предвидел, а должен был.

3. Причинение  вреда гражданам, общ-ву, гос-ву.

4. Обществен.  опасность – в соотв. с ней  осущ. классиф. на преступ. и  проступки. 

5. Применен. мер  гос. воздействия – юр. ответ-ть.

Элементы –  объект- на что.,субъект- кто. ,объек. сторон. –внешние признаки, суб. стор.-внутр. признаки.

Виды правонарушений.

Преступления  отличаются максимальной степенью общест¬венной  опасности (вредности). Они посягают на наиболее значи-мые, существенные интересы общества, охраняемые от посяга¬тельств уголовным законодательством. Объектами преступного деяния являются общественный и государственный строй, суще¬ствующая система хозяйства, разнообразные формы собствен-ности, личность, политические, трудовые, имущественные и дру¬гие права граждан.

Проступки отличаются меньшей степенью общественной опасности (вредности), совершаются в различных сферах обще-ственной жизни, имеют разные объекты посягательства и право¬вые последствия. В этой связи они классифицируются на граж-данские, административные, дисциплинарные правонарушения. Иногда выделяют также процессуальные правонарушения (неяв¬ка свидетеля в суд).

Гражданские правонарушения (проступки) отличаются от иных проступков специфическим объектом посягательства. Это иму¬щественные и связанные  с ними личные неимущественные отно¬шения, регулируемые нормами гражданского права, а также не¬которыми нормами трудового, семейного, земельного права.

Административные  правонарушения (проступки) представляют собой предусмотренные нормами  административного, финансо¬вого, земельного, процессуального и иных отраслей права пося¬гательства на установленный порядок государственного управле¬ния, собственность, права и законные интересы граждан. Сюда относятся и мелкое хищение, и нарушение правил уличного дви¬жения, правил финансовой отчетности, правил противопожар¬ной безопасности и др.

Дисциплинарные  правонарушения (проступки) представляют собой противоправные деяния, нарушающие внутренний распо¬рядок деятельности предприятий, учреждений и организаций. Совершая дисциплинарный проступок, правонарушитель дезор¬ганизует нормальную деятельность трудовых коллективов, нару¬шает трудовую, учебную, служебную, производственную, воин¬скую дисциплину (прогулы, опоздания на работу, пропуски учеб¬ных занятий, невыполнение распоряжений администрации и т.д.). Меры ответственности фиксируются в санкциях право¬вых норм и выражаются в замечании, выговоре, строгом выгово¬ре, переводе на низшую должность, отчислении из учебного за¬ведения и т.д.

 

Билет 10

1.  Соотн-е  общ-ва и гос-ва. Понятие гражданского  общ-ва.

Общ-во – это совокупность людей, находящихся между собой в устойчивых политических, этнографических связях, сотрудничающих между собой во имя удовлетворения объективных потребностей и интересов. Это люди, наделенные волей и сознанием (совокупность людей), и способных к воспроизводству на более высоком уровне.

Термин гражданского общ-ва принадлежит Аристотелю. Аристотель не отождествлял гос-во с гражданским  общ-вом, но и не противопоставлял их друг другу. Он считал, что гражданское  общ-во совместимо лишь с демократическим гос-вом, с которым он сравнивал античный полис.

Признаки гражданского общ-ва:

в нем присутствует выборность и подотчетность гос-х  органов;

разделение  властей;

свобода слова  и печати;

невмешательство гос-ва в частые отношения;

равенство граждан  перед законом;

свободное передвижение внутри страны.

Гос-во и общ-во: противостояние и сотрудничество

Гос-во как обществ-й  институт. - Гос-во как аппарат подавления. - Гос-во как способ социального компромисса.

Сущ-ют две основные концепции, характеризующие сущность гос-ва и, следовательно, взаимоотношения между гос-вом и общ-вом. Одна из них, классовая, полагает мысль, что гос-во есть прежде всего орудие классового насилия. Другая, “гуманитарная” концепция (являющаяся сводной из множества теорий сущности гос-ва), полагает гос-во как полит-ю организ-ю общ-ва, как механизм обеспечения общ-го согласия. Это соответствует той полезной роли, которую играет гос-во в жизни общ-ва. Вместе с тем, нельзя отрицать и классовости власти: общ-во так или иначе разделено на классы и другие соц-е группы, каждая из которых борется за полит-е влияние. Теория социального компромисса, как нам кажется, не объясняет соц-е катаклизмы, происходящие в обществе.

Гос-вообразующее общ-во – это такое исторически  сложившееся общ-во, которое для ведения своих повседневных дел учреждает специальную полит-ю власть, называемую гос-вом.

Гос-во выступает  той внешней (обособляющейся в определенной мере от общ-ва) силой, которая организует общ-во и охраняет его целостность. Гос-во- это публично учреждаемая власть, оно не есть общ-во, оно до некоторой степени отделяется от него и образует силу, призванную организовать общественную жизнь, управлять ею. Таким образом, с появлением гос-ва общ-во раскалывается на две части - на гос-во и остальную, негос-венную часть, которая и является гражданским общ-вом.

Когда в гос-вообразующем обществе четко выделяются, с одной  стороны, гос-во, а с другой - гражданское  общ-во, то вопрос о соотношении гос-ва и общ-ва, по существу, превращается в проблему соотношения гражданского общ-ва и его полит-й власти. Поэтому необходимо более подробно остановиться на понятии и сущности гражданского общ-ва.

 

2.  Норма права:  понятие, признаки, структура и  классификация. Основные способы  изложения правовых норм.

Н права –  «клеточка права», область должного. Это установленное и обеспечиваемое гос-вом общеобязат-ное правило повед-я, предназначенное для регулирования отношений в общ-ве. Дают представл-е: каким д.б. поведение, эталон.

Признаки (совпадают  с признаками права): формулир-ся гос-вом (соотв. органы), им охран-ся (к правонарушителям примен-ся меры гос. принуждения); явл-ся общеобязат-ными (распростр-ся на всех гр-н и орг-ции на террит. данной страны, м. настичь и за рубежом); регулируют обществ. отнош-я, закрепляя права и обяз-ти (обяз-ти не позволяют выбирать, их надо выполнять, а права предост-ют возмож-ть поступать по своему усмотрению); взаимосвязаны (сост-ют систему); явл-ся формально-определенными (зафиксированы в тексте з-на. но есть и др. источники права: обычаи делов. оборота, в тексте з-на нет; факультат признак, м. и не быть). Учесть: право не создается гос-вом, а гос-во формулирует правовые Н в з-не.

Структура (строение). Имеют 3-х-элементное строение.

Гипотеза (греч.) – предположение. В ней – о  месте, времени и др. обст-вах, при кот. действуют правила поведения. Диспозиция (лат.) – расположение, распределение. Само правило поведения или деят-ти (центр. эл-т нормы). Санкция - «строжайшее постановление». Меры принуждения в случае несоблюдения правовой Н.

Правовые Н  изложены в статьях з-на. Анализ статей свидетельствует: 3-х-элементная структура – редко, обычно 1 эл-т отсутствует: «Если совершено такое-то прест-е, то чел-к д. понести такое-то наказ-е». => расхождение теории и практики. Это происх. т.к.: 1) стремление з-нодателя к компактному излож-ю нормат.-правового материала; 2) (связано с системностью права) недостающие эл-ты м. обнаружить в др. статьях данного з-на или в др. з-не.

В связи с  этим различают (Алексеев) Н-предписания  и логические Н. Н-предписания находятся в ст. з-на (число эл-тов: от 1 до 3); логические всегда 3-элементны (находится путем логич. анализа). Ст. з-на м. содержать от 1 до неск. правовых Н. А одна правовая Н м. располагаться в неск. статьях.

Эл-ты Н –  только в типичных Н, в нетипичных нет структурного деления.

Норма права  — это установленное (или санкционированное) и охраняемое государством общеобязательное правило поведения.

Логической  структурой правовой нормы является схема из трех элементов: если (гипотеза), то (диспозиция), иначе (санкция). Гипотеза — указание на условия, при ко¬торых применяется норма. Диспозиция — указание на должное или допустимое пове¬дение при таких условиях (т.е. указание на права и обязанности сторон). Санкция — меры принуждения, применяемые в случае невыполнения диспозиции, т.е. меры ответ¬ственности (либо меры поощрения — если это поощрительная норма).

Статья - это  структурно обособленная часть нормативного правового акта. Структурная обособленность выражается тем, что в кодифицированных нормативных правовых актах статья имеет заглавие или порядковый номер. С понятием статьи можно отождествлять понятие "пункта", "параграфа". Статья является формой отдельных норм права, организацией текста отдельных норм права, следовательно, самое первое соотношение статьи и нормы - как формы и содержания. Соотношение между статьей и нормой во многом зависит от того, что перед нами - логическая норма или норма-предписание. Если это норма-предписание, то она полностью содержится в статье. В одной статье может содержаться две или более нормы-предписания.

 

Классификация: по различ. критериям.

1) в завис-ти  от обществ. отнош-ий (отрасль  права): гр. право, госуд., угол., администр.  И др.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"