Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:26, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государства и права"

Файлы: 1 файл

Bilety_TGP.doc

— 600.50 Кб (Скачать файл)

2) какую роль  занимает в регулир-ии обществ.  отнош-ий:

а)регулятивные – рассчитаны на правомерн. повед-е и деят-ть: ГК, дог. к-п.;

б)правоохранит. (охранит-ные) – на неправомер. повед-е  и деят-ть;

в)специализированные – по хар-ру содержания различ-ся на общезакрепительные (закреп. опред. сост-е  обществ. отнош-ий: Конст.: «вся власть принадлежит народу», закрепляют принципы правового регулир-я, это конститутивные Н), Н-принципы (определяют начала: «все равны перед з-ном»), Н-определения (дифинитивные, определяют политико-правовые понятия: ст. 14 УК РФ дает опред-е прест-я как понятие), коллизионные Н («столкновение», определяют порядок выбора м/д нормами: «норма нормы», «Н в квадрате»).

«А» и «б»  называют типичными, т.к. содержат правила  поведения и деят-ти; «в» - нетипичные: правил повед-я и деят-ти не содержат). Типичные классифицируют и по др. критериям:

3) в завис-ти от степени обязат-ти (предоставляют ли участникам отнош-ий возмож-ть выбирать): императивные (не позволяют, жестко предписывают опред. вар-т деят-ти или поведения) и диспозитивные («диспозитиус» - лат – «распоряжающийся», позволяют: «право – это наши свободы»).

М.б. Н рекомендательные (рекоменд. опред. вар-ты повед-я или  дет-ти; рекоменд., но не треб. выполн-я) и поощрительные (поощр. за социально  полезную деят-ть; выполнение желат-но, но не обязат-но).

4) в завис-ти  от способа воздействия на  участников общ. отнош-ий: управомачивающие (права), обязывающие (обяз-ти), запрещающие (запреты).

Бланкетная  форма - в статье лишь называются правила, либо устанавливается ответственность  за их нарушения, но сами правила поведения  содержатся в другом нормативном акте. Бланкетный способ является разновидностью отсылочного способа. Здесь отдельные элементы норм тоже прямо не формулируются, но недостающие элементы нормы указываются в статьях не того же кодекса, а в статьях других нормативных правовых актов.

Отсылочный и бланкетный способы позволяют избежать ненужных повторений, а также обеспечить стабильность правового регулирования. Вместе с тем для практического использования наиболее удобно прямое изложение.

В зависимости  от степени обобщения фактических  обстоятельств, о которых говорится в нормах права, и предписываемых ими действий различаются казуальное и абстрактное изложение гипотез и диспозиций.

Казуальное  изложение - это простое перечисление регулируемых нормой фактических обстоятельств  или предписываемых ею действий. Оставаясь правилом поведения общего характера, правовая норма указывает на индивидуальные признаки этих обстоятельств и действий. Казуальный способ еще называют описательным, так как при помощи этого способа в статьях подробно описываются права и обязанности, меры наказания или правила поведения, которым должны следовать участники правоотношений.

Абстрактное изложение  гипотез и диспозиций - изложение  путем обобщения фактических  обстоятельств или предписываемых нормой действий с использованием их общих родовых признаков. Так, в гражданском законодательстве широко используется обобщенный термин "юридическое лицо". Организации, являющиеся юридическими лицами, в нормах права не перечисляются, а охватываются этим термином. Абстрактное изложение соответствует более высокому развитию юридической культуры, позволяет кратко и точно формулировать нормы права. Казуальное же изложение делает законодательство громоздким и, кроме того, заведомо предполагает наличие пробелов, поскольку невозможно предвидеть все конкретные жизненные обстоятельства и перечислить их в соответствующей норме права. Вместе с тем, как это видно из нормы, предъявляющей требования к решению суда, в ряде случаев казуальный способ изложения норм необходим. Он облегчает понимание правовых норм и пользование ими.

 Казуистичноеть  нельзя понимать как излишне  подробное описание элементов  нормы. Казуистичность (от слова  -казус — случай) — это описание  частного случая в качестве  общего правила. Казуистичный  закон требует, как правило,  расширительного толкования.

 

3. Понятие правопорядка, его соотношение с общественным порядком и законностью.

   Правопорядок  в соответствии с законностью  и общественным порядком.

Правопорядок  представляет собой систему общественных отношений, в которых поведение  субъектов является правомерным. Это состояние урегулированности социальных связей.

Общественный  порядок – состояние упорядоченности  общественных отношений, которые достигаются  с помощью реализации правовых норм и других социальных норм (обычаев, традиций, морали).

Состояние общественного  порядка по большому счету обусловлено  образом жизни людей во всех его  проявлениях, имея в виду прежде всего  реализацию способностей людей к  созданию и потреблению материальных и духовных ценностей.

Признаки (особенности) правопорядка:

1. Он спроектирован в нормах права.

2. Возникает в результате реализации правовых норм.

3. Обеспечивается государством и местным самоуправлением.

4. Создает условия для организованности общественных отношений, обеспечении прав и свобод субъектов.

5. Выступает итогом законности.

 Законность, правопорядок  и демократия тесно связаны  двумя основными путями:

- подлинная демократия  невозможна без законности и  правопорядка (ибо власть без  закона превращается в анархию);

- законность и правопорядок  не будут социально ценными, т.е. не будут приносить людям пользу, без демократических механизмов, институтов и норм, с помощью которых можно легитимно воздействовать на власть и право.

Билет 11

1. Понятие и  признаки гос-ва. Теоретическое обоснование  сущности, социального предназначения  и функций гос-ва.

Гос-во — это  организ-я полит-й власти, необходимая  для выполнения как сугубо клас¬совых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общ-ва.

Гос-во отличается от других организ-й, входящих в полит-ю  сис-му общ-ва, рядом существенных приз¬наков:

1. Гос-во в  пределах своих территор-х границ  вы¬ступает в качестве единственного  официального представителя всего  общ-ва, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.

2. Гос-венный  суверенитет, под которым принято  пони¬мать присущее гос-ву верховенство  на своей территории и независимость  в международных отношениях. Гос-во  — единственный носитель суверенной  власти.

3. Гос-во издает  законы и подзаконные акты, обладаю¬щие юр силой и содержащие нормы права.

4. Гос-во есть  сложный механизм (аппарат) управл-я  общ-вом, разносторонними социальными  сферами и процес¬сами, представляющий  собой сис-му гос-х органов  и соответствующих материальных  средств (вещественных при¬датков), необходимых для выполнения его задач и функций.

Специфическая особенность органов состоит  в гос-вен¬но-властном характере  их полномочий, что связано с обязатель-ным  юр закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать право¬вые акты и охранять их от нарушения.

Функц-ние гос-го механизма предполагает наличие  особого слоя лиц — гос-х служащих, основное назначение которых, с учетом сложившегося в классовом обществе разделения труда, в том только и состоит, чтобы управлять.

5. Гос-во —  единственная в полит-й системе  организ-я, которая располагает  правоохранительными (каратель¬ными)  органами (суд, прокуратура, милиция,  полиция и т.д.), специально призванными  стоять на страже законности и право¬порядка.

6. Только гос-во  располагает вооруженными силами  и органами безопасности, обеспечивающими  его оборону, сувере-нитет, территориальную  целостность и безопасность.

7. Один из  важнейших признаков гос-ва —  это тесная органическая связь  гос-ва с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение гос-ной воли общ-ва, гос-венный регулятор общ-х отн-й.

Теоретическое обоснование сущности, социального  предназначения и функций гос-ва.

Первый древнейший  концептуальный подход  на двух теориях:

-  патриархальной (развитие в эпоху средневекового  абсолютизма)

- теологической  (создатели считали, что  гос-во  вечно  сущ-ет, поэтому каждый  обязан  подчиняться).

Второй  концептуальный подход:  теория общ-го договора  (Руссо – концепция народного суверенитета). Суверенитет и подконтрольность.

Теория насилия  – в рамках третьего концептуального  подхода  вместе с классовой теорией.  Теория насилия объясняет возникновение  гос-ва поддержанием на завоеванных территориях порядка (Гумплович).

 

Четвертый  подход  обусловлен  развитием естественных наук - органическая и психологическая  теории  XIX – XX  веков.  Органик  – Вебер, психолог  - Петражицкий.  Органическая теория – гос-во и общ-во  сравниваются с организмом человека.

Гос-во – это  форма  организации  общ-ва,  которая  позволяет добиться в нем определенного  порядка.

По мере развития общ-ва в  нем складываются подсистемы, которые  связаны между собой:  экономическая, полит-я, соц-я и др. Гос-во представляет собой сис-му, внешнее выражение которой находит в форме организации общ-ва.

Место  гос-ва в полит-й  и экономической  системе  общ-ва: гос-во продукт общ-ва и важнейший  элемент его структуры.

Полит-я  система –  это  организационное выражение всей  взаимосвязанной совокупности институтов публичной власти, а также граждан, участвующих в формировании гос-ной власти.

Субъективный состав полит-й  системы образуется на основании  законов, их уставов и программ. В  полит-й  системе  общ-ва гос-во является  главным полновластным  субъектом. Гос-во  контролирует  деят-ть субъектов полит-й системы. Полит-я система в период революции утрачивает свои системные свойства.

Экономическая система общ-ва является организационным выражением взаимосвязанных общ-х предприятий, органов самоуправл-я, физических лиц, участвующих в хозяйственном обороте. Здесь роль гос-ва иная, чем в полит-й  системе:  с одной стороны гос-во выступает как полновластный субъект, с другой стороны  является равноправным участником хозяйственного оборота.

 

2.  Теория нормативизма  и социологическая теория о  происхождении права.

Нормативистская теория (позитивистский нормативизм)

Ее представителем являлся  австрийский философ права Г. Кельзен (1881 - 1973 гг.), последние годы жизни которого прошли в США. Право в названной теории представляет собой иерархическую систему норм в виде "лестницы, где каждая верхняя ступень обслуживает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней и ей подчиняется".

Основной целью теории права он считал снабдить юриста, судью, законодателя и преподавателя пониманием и описанием позитивного права страны. При этом наука должна описывать свой предмет изучения объективно (как он есть), с целью познания реальности. Другие соображения должны быть предметом политики, имеющей непосредственное отношение к искусству государственного управления.

Одной из самых трудных  задач общей теории права он считал определение ее реальности и показ  различия между реальностью законов  и природы. Свою позицию по отношению  к естественно-правовым концепциям он определил следующим образом. Школу естественного права следует воспринимать как носительницу доктрины, предлагающей вариант решения вечной проблемы справедливости посредством определения характера взаимоотношений между людьми. Естественные права законами государства нельзя ни установить, ни отменить. Государство может их только защитить или обеспечить.

Независимость права от политики должна выражаться в том, что ученые не должны заранее склоняться в пользу обозначенной не ими ценности.

Ядром нормативистского подхода к пониманию права является мысль, согласно которой законодатель всегда прав, а какие-либо "целесообразности" если и допустимы, то лишь в рамках толкования юридических норм. "Закон суров, но он Закон". Поэтому данный подход называют формально-юридическим.

Нормативисты и легисты  отождествляют право с законом  и трактуют его принудительный характер как сущность права. Закон ими  понимается как одна из форм права, которое представляет собой совокупность законов. При этом право рассматривается  лишь как официально-властное орудие, как средство для осуществления социального управления. Наиболее точно такой подход выражен в трактовке права, сформулированной В.И. Лениным: "Право - это возведенная в закон воля господствующего класса".

Социологическая теория

Возникла в XVIII в. в рамках школы "свободного права". Ее сущность заключается в том, что нормы  права, рассчитанные на свободную конкуренцию  в условиях развития капитализма, перестали  удовлетворять потребностям общества. По мнению представителей данной теории, право состоит из отдельных норм, которые устанавливают непосредственно судьи в процессе разрешения конкретных дел. При этом важная роль отводится их психическим и эмоциональным переживаниям.

В данном случае суды начинают трактовать законы и заниматься правотворчеством. Иными словами, суды и администраторы сами устанавливают право. Суть данного реалистического подхода сводится к тому, что в определенной степени проявляется недоверие к закону и законности.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"