Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:26, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государства и права"

Файлы: 1 файл

Bilety_TGP.doc

— 600.50 Кб (Скачать файл)

Легитимность  означает согласие народа с властью, когда он добровольно признает ее право принимать решения, которые должны выполняться. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.

Рациональная  легитимность основана на принципе рациональности, с помощью которого устанавливается  политическая власть.

Можно выделить три уровня легитимности власти: идеологический, структурный и персоналистский.

Идеологический  уровень основан на соответствии власти определенной идеологии.

Структурный уровень  характеризует устойчивость политической системы общества, при которой отработаны механизмы формирования ее институтов.

Персоналистская легитимность есть одобрение населением конкретного властвующего лица.

В обществе и  государстве должна господствовать власть права, основанная на свободе, культуре и интересах народа, отдельной личности.

Понятие легитимности больше по объему и включает в себя понятие законности. Легитимность характеризует  систему: общество - право, а законность охватывает систему: 1) право - поведение  субъектов общественной жизни и 2) право - нормативные акты. Если законность выступает свойством права, а последнее исходная для нее категория, то легитимность выступает за рамки права и способна его характеризовать с точки зрения конкретного общества. Законность ориентирует законодателя и правоприменителя на предмет уголовно-процессуального регулирования, а легитимность охватывает этот предмет с позиции “объекта” регулирования.

От легитимности следует отличать легальность власти. Это юридическое понятие, означающее соответствие власти действующему позитивному праву. Например, власть президента легальна, т.к. он избран в соответствии с законом и в осуществлении своих полномочий опирается на закон. Между легитимностью и легальностью может быть противоречие. Не все законы могут оцениваться населением как справедливые, наконец, законно избранная власть в случае невыполнения своих обещаний, неудачного экономического курса, приведшего к резкому падению уровня жизни, может утратить доверие со стороны общества. В этом случае наблюдается процесс делегитимации власти. Идеальной легитимности В любом обществе есть люди, нарушающие законы или относящиеся к власти апатично. Наконец, в демократическом обществе существует оппозиция официальной власти. Следовательно, любая власть должна подтверждать свой авторитет, доказывать населению, что именно она в наибольшей степени соответствует его интересам. Базовым элементом существования и функционирования власти, а также закрепления её в обществе, является легитимность. Легитимность представляет собой форму поддержки, оправдание правомерности применения власти и осуществление конкретной формы правления, либо государством в целом, либо его отдельными структурами.  В одних политических системах власть может быть легальной и не легитимной, как, например, при правлении метрополий и колониальных государствах, в других - легитимной, но нелегальной, как, скажем, после свершения революционного переворота, поддержанного большинством населения, в-третьих, -- и легальной, и легитимной, как, к примеру, после победы определенных сил на выборах. В качестве основных источников легитимности рассматриваются три субъекта: население, правительство и внешнеполитические структуры.

 

Билет 14     1.  Форма гос-ва: понятие, элементы, виды и факторы влияния.

Форма – внешнее  выражение сущности и содержания гос-ва.

ФОРМА ГОС-ВА - сложное  общественное явление, которое включает  в  себя  три  взаимосвязанных  элемента: форму правления, форму  гос-го устройства и форму гос-го режима.

Форма гос-ва  показывает особенности устранения и функционирования гос-в. Она включает в себя три института: форма правления, форма гос-го устройства и гос-венный режим. Под формой гос-ва понимают организ-ю гос-ной власти и её устройство. Форма гос-ва проливает свет на то, как организованна власть в гос-ве, какими органами представлена, порядок образования органов. От того, как организованна власть, зависит эффективность гос-го руководства. Форма гос-ва выступает в разных аспектах:

? порядок образования и организ-я высших органов гос-ной власти

? это способ территориального устройства

? это приёмы и методы осущ-я гос-ной власти

Различают монархии, парламентарные и президентские  республики, унитарные и федеративные гос-ва, демократические и антидемократические  политические режимы.

Все формы гос-ва - это внешнее выражение системы  органов гос-ва, их деятельности, взаимоотн-й между основными элементами этой системы, в первую очередь между ее высшими и местными звеньями.

Гос-ва одного истор-го типа имеют многообразие форм, так  как один и тот же господствующий класс в различных странах, на разных этапах может использовать разнообразные формы гос-ва. Обобщенно соотн-е типа гос-ва и его форм может быть выражено в двух вариантах: 1) один тип гос-ва не исключает многообразие форм; 2) одна форма гос-ва используется в гос-вах разных исторических типов. Сохранение одной формы гос-ва при смене его типа не означает, что в этой форме не происходит никаких изменений. Рабовладельческие, феодальные и буржуазные республики - это одна форма правления с весьма значительными различиями, ибо используются разными социальными силами и в разных условиях.

Вопрос выбора форм гос-ва существенно важен не только для тех сил, которые с  помощью гос-ва организуют свое господство (лидерство), осущ-ют гос-венную власть. Он важен для всех социальных слоев  общ-ва. Монархия или республика, их конкретные разновидности, унитарное или федеративное гос-венное устройство, демократические или антидемократические методы осуществление власти - выбор конкретных форм гос-ва предопределяет сис-му гос-х органов, принципы их организации и деятельности, а тем самым отражаются в жизни общ-ва в правовом и фактическом положении граждан, затрагивают их интересы.

На выбор  новых и изменение существующих форм гос-ва оказывают влияние разные внутренние и внешние факторы, включая  ступень и своеобразие экономического развития, уровень культуры, особенно полит-й, опыт других стран, их влияние и даже вмешательство во внутренние дела других гос-в.

Влияние внешних  факторов на формы гос-ва может ослабевать или возрастать в конкретных исторических условиях.

Фактором влияния на формы гос-ва может быть и географическое положение страны, ее размеры, национальный состав населения, особенности соц-ной структуры общ-ва, религия.

 

2.  В конст-ции  РФ 1993 года права и свободы  человека и гражданина провозглашены  в числе важнейших основ конституционного строя. Это означает, что гос-во не может посягать на права чел-ка, он сам явл-ся источником своей сободы. Принципами правового статуса личности, провозглашенного в К РФ, явл-ся:

1 – равноправие  и социальная справедливость(граждане РФ пользуются равными правами и соц-ми свободами и несут равные обязанности, равны перед законом и судом);

2 – сочетание  личных и общественных интересов  и потребностей;

3 – постоянное  расширение и углубление прав  и свобод;

4 – соответствие  между правами и обязанностями и их единство; 5 – расширение гарантий реализации прав и свобод по мере созревания для этого соц-но-экономических и других условий.

Права чел-ка и  права гр-на отличаются по происхождению, способам защиты и др признакам. Права  чел-ка – это его естественные права, принадлежащие ему по рождению; они неотчуждаемы, чел-ка нельзя лишить этих прав.

Принято основные права, свободы (и обязанности) подразделять на такие виды (группы):

1)личные (право  на жизнь, здоровье, охрану достоинства, личная неприкосновенность, свобода совести);

2)политические (право на объединение, свобода  слова, собраний);

3)экономические  (свобода предпринимательства, иной  экономической деятельности, право  на труд, право частной собственности  (!);

4)социально-культурные (право на образование, социальное обеспечение, право пользоваться достижениями культуры и т.д.).

Защита прав и свобод.

наиб. эффективна – судебная.

В РФ действ. законы, согл. которым люди м. обращ. за защитой  таких прав, о кот. в законе не говорится

Совр. росс. законы разреш. обращ. за защитой своих прав в м/н орг-ции – если исчерпаны  внутригос. способы.

Лекция Лясковского (установочная):

Права и свободы  в законном смысле – мера возможного поведения, закрепленная в нормах права  и гарантированная гос-вом.

Сфера свободы  – предполагает социальное значение. Человек не м/б социально свободен в обществе (если только он не находится  на необитаемом острове – там  может быть свободным).

Свобода в юридическом  смысле имеет субъективное начало.

Принцип собственности – субъективный, т.к. разная степень эффективности собственника: один владеет механизмом защиты, другой – нет.

Своблда – гарантируется  гос-вом, как вид возможного поведения, закрепленного в нормах права.

Человек не может  помешать другим людям, если понимает, что его свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

Права и свободы  в разных сферах: права человека; права гражданина; права личности.

Права и свободы  человека – есть возможность проявления личности.

Классификация – начало 20 в., после организации ООН, в м/народных пактах 1966 г.: права гражданские (политические); права социально-экономические (на культуру, информацию, здоровье, экологию); права личные; права социально-культурные.

Механизм защиты:

- юрисдикционный (административно-судебный);

- неюрисдикционный (профилактика несовершеннолетней  преступности (виктимология).

Способы защиты (по ГК РФ):

- признания  права;

- восстановления  положения, существовавшего до  нарушения права, и пресечения  действий, нарушающих право или  создающих угрозу его нарушения;

- признания  оспоримой сделки недействительной  и применения последствий ее  недействительности, применения последствий  недействительности ничтожной сделки;

- признания  недействительным акта государственного  органа или органа местного самоуправления;

- самозащиты  права;

- присуждения  к исполнению обязанности в  натуре;

- возмещения  убытков;

- взыскания  неустойки;

- компенсации  морального вреда;

- прекращения  или изменения правоотношения;

- неприменения  судом акта государственного  органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

- иными способами,  предусмотренными законом.

Неюрисдикционные  способы:

- самозащита;

- гарантия права  на необходимую оборону;

- обоснованный  риск;

- крайняя необходимость.

Механизм защиты распространен в реалистической школе права. (на-ер: сообщить о п/нарушении с целью его пресечения).

Субъективное  право – законный интерес любого субъекта права (праву корреспондируется  юридическая обязанность в конкретном п/отношении).

Законный интерес  – производная от стимула вступать в отн-ния – это неконкретизированное дозволение общего характера. (т.е. может привести к тому, что лицо вступает в п/отношения, а если п/отношения не реализуют его интерес, то лицо просто входит в отн-ния).

Законный интерес  складывается из 4-х элементов:

1) благо материальное;

2) стремление  к этому благу;

3) возможность  достижения блага в средствах  защиты;

4) постоянная  обеспеченность при признании  законного интереса.

(на-ер: получить  и сдать экзамен; быть оцененным;  повышение в должности; повышение з/платы).

В законном интересе нет обязанности других лиц. Каждому  надо доказать, что нарушается стремление к благу.

Субъективный  закон может не обладать правосубъектностью. (на-ер: появляется представитель недееспособного  лица: опекун, попечитель).

Законное право  – жить в достойных условиях.

Защищая законное право надо обосновать мотивированно, что нарушается стремление к общему благу. (реализация принципа гласности, законное право на сохранение персональных данных).

 

3.  62. Правомерное поведение лица: понятие и виды.

  Правомерное  поведение – это деяние субъекта, соответствующее нормам права  и социально-полезным целям.

Признаки правомерного поведения:

1. находится в установленных законодательством рамках (формальный аспект);

2. социально полезно, т.е.  не противоречит общественным  интересам и целям (содержательный аспект);

3. является осознанным, что составляет субъективную сторону.

(Объективная  сторона укладывается  в первые  два признака).

Виды правового  поведения:

по степени  социальной значимости:

1) необходимое (служба в армии, забота о несовершеннолетних детях);

2) желательное (научное и художественное творчество, рождение детей в семье);

3) допустимое (отправление религиозных культов, акции протеста:

в зависимости  от его мотивов (субъективная сторона).

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"