Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:26, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государства и права"

Файлы: 1 файл

Bilety_TGP.doc

— 600.50 Кб (Скачать файл)

Законный интерес  – производная от стимула вступать в отн-ния – это неконкретизированное дозволение общего характера. (т.е. может  привести к тому, что лицо вступает в п/отношения, а если п/отношения не реализуют его интерес, то лицо просто входит в отн-ния).

Законный интерес  складывается из 4-х элементов:

1) благо материальное;

2) стремление  к этому благу;

3) возможность  достижения блага в средствах  защиты;

4) постоянная  обеспеченность при признании законного интереса.

(на-ер: получить  и сдать экзамен; быть оцененным;  повышение в должности; повышение  з/платы).

В законном интересе нет обязанности других лиц. Каждому  надо доказать, что нарушается стремление к благу.

Субъективный  закон может не обладать правосубъектностью. (на-ер: появляется представитель недееспособного лица: опекун, попечитель).

Законное право  – жить в достойных условиях.

Защищая законное право надо обосновать мотивированно, что нарушается стремление к общему благу. (реализация принципа гласности, законное право на сохранение персональных данных).

 

3.  64. Состав правонарушения: понятие, элементы и виды.

Под составом правонарушения понимают совокупность признаков, которые  характеризуют согласно российскому  законодательству как правонарушение конкретное общественно вредное деяние. Состав любого правонарушения включает в себя:

1) характеристику  объекта правонарушения, объективной  стороны;

2) субъективной  стороны и субъекта правонарушения.

Обязательным  признаком состава правонарушения считают объект правонарушения. Объект правонарушения – одно из важных понятий теории правонарушений. Каждое преступление, проявляется ли оно в действии или бездействии, всегда является посягательством на конкретный объект. Нет преступления, которое ни на что не посягает. Данное положение можно применить ко всем видам правонарушений. В современной правовой литературе широкое распространение получило мнение, что объектом правонарушения являются общественные отношения, которые регулируются нормами права. Правонарушение является определенным социальным явлением, которое воздействует на всю систему общественных отношений.

Субъект правонарушений – необходимый элемент состава  правонарушения. Субъект производит все действия, преступления и поступки. Тем самым он воздействует на объект и собственными действиями привносит изменения во внешний мир. Таким образом, если объект – это внешнее явление, которое существует независимо от субъекта, то субъект является носителем действия. Субъект и объект находятся постоянно в таком взаимодействии между собой, когда на одном полюсе расположен субъект, а на другом – объект. Учитывая общефилософское понимание взаимодействия субъекта и объекта как единства двух противоположностей в правовых взаимоотношениях, субъект и объект постоянно должны быть вместе, так как:

1) субъект и  объект определяют наличие или  отсутствие правонарушения;

2) в правонарушении  объект не существует без субъекта, носителя действия, как и субъект  не будет субъектом, пока не  повлияет своими действиями на  объект правонарушения.

Субъектом правонарушения могут быть только вменяемые физические лица.

Субъективную  сторону правонарушения считают  еще одним нужным признаком состава  правонарушения:

1) в ней обнаруживается  вредность противоправного деяния  для общества;

2) характер субъективной стороны правонарушений отличает собственно правонарушения от объективно противоправных проступков;

3) субъективную  сторону правонарушения составляют  элементы, которые показывают правонарушение  с точки зрения внутреннего  состояния человека при совершении им данного деяния.

Психологи делят  деяние человека на два этапа:

1) принятие решения,  а именно деятельность человеческого  мозга;

2) поведение  человека, которое выражено внешне, а именно связано с осуществлением  решения под руководством сознания.

Таким образом, внешняя и внутренняя стороны  поведения человека находятся в  очень тесной взаимосвязи, и противопоставлять  или отрывать одну сторону от другой невозможно.

Вина – это  определенное психическое отношение  человека к своему конкретному внешнему поведению и его следствию, а не состояние психики этого лица вообще. В соответствии с данным определением право выделяет две главные формы вины: 1) умысел; 2) неосторожность.

Объективную сторону  правонарушения составляют все элементы деяния, которыми можно охарактеризовать правонарушение как конкретный акт внешнего поведения лица.

Билет 17

1.  20. Социальное гос-во: понятие и функции.

СОЦ ГОС-ВО –  хар-ка (принцип), относ-ся к констит-прав статусу гос-ва, предполаг-я констит-е  гарант-ние экон-ких и соц-х пр и св чел-ка и гр-на и соотв-щие обяз-сти гос-ва. Т.е. гос-во служит обществу и стремится искл неоправданные социальные различия.

КРФ (ст. 7): "РФ – соц-е гос-во, политика кот напр-на на создание условий, обеспеч-х достойную  жизнь и своб-ное разв-е чел-ка". Конст-е обяз-ти гос-ва: а) охр труд и здор людей; б) устан-ть мин-й гарант-ый р-р оплаты труда; в) обесп-ть гос-ную поддержку семье, мат-тву, отц-ву и детству, инв-дам и пожилым гр-нам; г) развивать сис-му соц-х служб; д) уст-вать гос-ные пенсии, пособия и иные гарантии соц-ной защиты.

Признаки соц  гос-ва: 

1. Демократ-я орг-я гос-ной власти. 

2. Высокий нравств-й уровень гр-н и прежде всего — должн-х лиц гос-ва.

3. Мощный экон-кий потенциал, позв-щий осущ-ть меры по перераспр-ю доходов, не ущемляя сущ-но полож-я соб-ков.

4. Соц-но ориентир-я структура эк-ки, что проявляется в сущ-нии различных форм соб-сти со значит-й долей соб-сти гос-ва в нужных обл-х хоз-ва.

5. Правовое развитие гос-ва.

6. Сущ-е гр-кого общ-ва, в руках кот гос-во выступает инструм-м проведения соц-но ориент-ной пол-ки.

7. Соц-я направ-ть политики гос-ва, разработка соц-х программ и приорит-ть их реализации.

8. Наличие таких целей, как устан-е всеобщего блага, утв-ние в обществе соц-ной справ-сти, обеспеч-е каждому гр-ну: а) достойных условий сущ-ния;б) соц-й защищ-ти;в) равных стартовых возм-тей для самореализ личности.

9. Наличие развитого соц-го зак-тва (например Кодекса соц-х законов, как в ФРГ).

10. Закрепление формулы «соц-ное гос-во» в конст-ции страны.

Функции соц-ного гос-ва:

а) ему присущи  все традиционные ф-ции, обусловленные  его природой гос-ва как такового;

б) на сод-ние  всех ф-ций соц-го гос-ва налагает отпечаток  его общее соц-ное назначение, то есть традиц-ные ф-ции ч/з призму целей и задач соц-ного гос-ва, т.е. общей соц-ной ф-ции (общем соц-ном назначении);

в) в рамках общей  соц-ной ф-ции можно выд-ть спец-кие  напр-ния деят-сти соц-го гос-ва —  спец-кие ф-ции:

поддержка соц-но незащищ-х категорий нас-я; охрана труда и здоровья людей; поддержка  семьи, матер-тва, отц-ва и детства; сглажив-е соц-го неравенства путем перераспр-я доходов м/у различ соц-ми слоями ч/з налогообложение, гос-ный бюджет, спец-ные соц-ные программы; поощрение благотв-ной деят-сти (путем предост-я налог-х льгот предприн-ким структурам, осущ-щим благотвор-ю деят-сть);  финансирование и поддержка фундаментальных научных исслед-й и культ-х программ; борьба с безработицей, обеспеч-е трудовой занят нас-я, выплата пособий по безработице; поиск баланса м/у своб-й рыночной эк-кой и мерой возд-я гос-ва на ее развитие с целью обеспеч-я достойной жизни всех гр-н; участие в реализ межгос-х экол-ких, культ-х и соц-ных программ, реш-е общечел-ких проблем;  забота о сохр мира в общ-ве.

Однако пока Россию можно назвать лишь страной, нах-йся на переходной стадии к соц-му гос-ву, а  положение Конст — расценивать как программную установку.

Т о, в шир  смысле гос-во - это организ-ное полит-кой  вл общ, подчин-е правовым з-нам, целостность  кот создается публично- властными  структурами, олицетвор-ми в гос-правовых институтах и отн-ях. В узком смысле гос-во - это система различных учреждений публ власти, аппарат упр-я, обособл-й от общества и выраж-й как интересы опр-ных социальных групп

 

2.  Соотношение  системы права (СП) и законодательства (СЗ). СП и СЗ-тесно взаимо¬связанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности-права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. СП как его содержание-это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общ-х отношений. СЗ-внешняя форма права, выражающая стро¬ение его источников, т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право. Элементы права: норма права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут, к-е в своей совокупности призваны максимально учитывать регулируемые общ-х отношений. Обновление системы права связано с развитием и совершенствованием общ-х процес¬сов, актуальность к-х способствует появлению новых пра¬вовых институтов и отраслей. СП и СЗ не тождест¬венны. различия: 1.первичным элементом СП-норма, а СЗ выступает нормативно-правовой акт. 2. СЗ по объему представлен¬ного в нем материала шире СП, т.к. включает в свое содержание положения, к-е в собственном смысле не м.б.отнесены к праву (различные программные положе¬ния, указания на цели и мотивы издания актов). 3. в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Отрасли же законод-ва, регулируя определенные сферы гос.жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. предмет отрасли закон-ва включает в себя весьма различные от¬ношения, в связи с чем, и отрасль закон-ва не является столь однородной, как отрасль права.4. внутренняя структура СП не совпа¬дает с внутренней структурой СЗ. Верти¬кальная структура СЗ строится в соответ¬ствии с юр.силой нормативно-правовых актов, компе¬тенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. А СЗ непосредственно отражает национально-гос. устройство РФ, в соответствии с к-м ведется федеральное и рес¬публиканское законодательство.5. СП носит объективный характер, СЗ подвержена субъек¬тивному фактору и зависит во многом от воли законодателя.

Объ¬ективность  СП-она обусловлена различными видами общ-х отношений. Необходимость проведения различия вызывается, по¬требностями систематизации закон-ва, т.е. деят-тью  гос.органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в  стройную, логичную систему. Систематизация законодательства-деят-ть,направленная на упорядочение и усовершенствование правовых норм и актов. В результате систематизации, отмены, изменения, установления нормы, создаются новые нормы, отвечающие потребностям общего развития. В процессе систематизации нормы систематизируются по отдельным признакам, сводятся в кодексы.

В результате систематизации закон-ва устраняется противоречие между правовыми нормами, отменяется редакция устаревших норм, включается в текст новые, более совершенные нормы, отвечающие потребностям гр-н и гос.органов. 4 вида систематизации:Учет-действующие акты распределяются по учетным позициям, в картотечном или компьютерном варианте; Инкорпорация-внешнюю обработку действующего закон-ва, связанную с исключением норм прекративших свое существование или заменой другими нормами: Официальная-создание нового акта или уточнение старого. Неофициальная-создание или уточнение акта различными организациями, физ.лицами. Консолидация-объединение нескольких нормативных актов, действующих в одной и той же сфере общ-х отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания. Кодификация-деят-ть правотворческих органов гос-ва по созданию нового сводного систематизированного нормативно-правового акта, внесения новых существенных изменений.Кодифицированные акты:Свод законов гос-ва; Основы законод-ва; Кодексы; Своды, основы, кодексы, уставы

 

3.  68. Правосознание: понятие, структура и виды. Правовой нигилизм и правовой идеализм.

   Понятие,  структура и виды правосознания

Это – отношение  людей к праву, основанное на знаниях  и  восприятие правов. явлений.

Структура 1. Правовая идеология – отношение общест-ва в целом к праву. 2. Правовая психология – эмоциона-льная оценка обществом  и отдельн. людьми права и пра-вовых явлений (чувства, настроение, переживания);3. Индивид. знания о праве – уровень правов. знаний каждого чел-ка; 4.Личностные ценности индивида – система убеждений, личный опыт на который опирается при оценке правов. явлений; 5.Субъектив. воля индив-да – способность чел-ка принимать решение на основан. знаний, которое будет определять правомерность или неправомер-ть поведения.

Классифиц-ся: по субъекту:индивидуальное, групповое, корпоративное (различных профессий, отдельных  пред-приятий), общественное (всего общества);

по уровню: обыденное (право не является основным занятием); профессиональное (сложилось в результате спец. подготовки); научное (ученые-правоведы).

Функции: информационно-познавательная (высокий уровень правосознания  способствует распространению правов. информации); оценочная (… способствует правильно оценивать правов. явления); регулятивная (…способствует правомерному поведению);

Правовой нигилизм и идеализм

Нигилизм –  негативное, отрицательное и равнодушное  отношение к праву, основанное на правовой невоспитан-ности к праву населением.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"