Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Теория государства и права".

Файлы: 1 файл

Ответы ТГП.docx

— 54.22 Кб (Скачать файл)

44. Частное и публичное право

 

Деление на частное и публичное право  в разных формах имеется во всех развитых правовых системах.

Деление на частное и публичное  право – это разделение на группы, которые систематизируют правовые нормы, служащие для обеспечения общезначимых (публичных) интересов, т. е. интересов государства и общества в целом (конституционное, административное, уголовное, процессуальное, финансовое, военное право), и правовые нормы, которые защищают интересы частных лиц (гражданское, семейное, трудовое право и т. д.).

Публичное право непосредственно связано с публичной властью, которой обладает государство.

Частное право призвано обслуживать прежде всего потребности частных лиц (физических или юридических), которые имеют властные полномочия и выступают как свободные и равноправные собственники. Частное право связывают главным образом с появлением и развитием института частной собственности и отношениями, которые возникают на его основе. Частное право развивалось исторически одновременно с частной собственностью.

Систематизация частноправовых норм реализуется при использовании следующих способов:

1) институционального (наставнического);

2) пандектного (свободного, совокупного).

Соотношение частного и публичного права:

1) частное право – это совокупность правовых норм, которые регулируют и охраняют интересы частных собственников свободных субъектов рынка, а также их отношения в процессе производства и обмена. В то же время публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок работы органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, иных государственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на действующий порядок;

2) частное право не может осуществляться без публичного, так как последнее служит для охраны и защиты первого;

3) частное право в своей реализации опирается на публичное. В общей правовой системе публичное и частное право тесно взаимосвязаны, и их разграничение до какой-то степени является условным.

Частное право является правом лично-свободным. В своих границах субъект может реализовывать его в произвольном направлении. Частноправовая мотивация имеет только известный предел действию иных мотивов (альтруистических, эгоистических и пр.). Иначе публично-правовая мотивация самостоятельно указывает на направление, в котором право осуществляется и исключает действие иных мотивов.

Основная функция частного права состоит в распределении материальных и иных благ, в фиксировании их за конкретными субъектами.

Основная функция публичного права состоит в регуляции отношений между людьми велениями, которые исходят от единственного центра, каким является государственная власть.

Мировая юридическая практика показывает, что  частное и публичное право  как правовые институты играют позитивную роль в поддержании рационального  баланса социальных интересов, более  гибком взаимодействии динамично развивающихся  общественных отношений, защите и осуществлении  прав и свобод человека и гражданина.

Частное право является основой предпринимательства, рыночной экономики. При этом современное частное право подразделяется на два вида: договорное и корпоративное.

Частное право – это главным образом  «рыночное право», играет важную роль в создании единого правового  пространства, а публичное право  реализует воздействие на интересы государственные и межгосударственные.

45. Соотношение системы права  и системы законодательства

 

Система права  и система законодательства должны рассматриваться как самостоятельные  явления, хотя на первый взгляд соотносимы и взаимосвязаны. Они различаются  между собой как содержание и  форма.

Соотношение системы права и системы законодательства:

1) система права как его содержание – это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений;

2) система законодательства – это внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов;

3) право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом;

4) проводить анализ структуры системы права необходимо вместе с внешней формой права, которой является система законодательства, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.

Законодательство является прежде всего местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в правовые акты.

Строение  законодательства воспринимается правоведами  как система только потому, что  оно является внешним проявлением  объективно действующей структуры  права.

Структура права  является закономерностью. При исследовании системы законодательства, строении нормативно-правовых актов проявляется  реальная, объективно обусловленная  потребность работы самостоятельных  отраслей права, подотраслей, юридических норм.

Между системой права и системой законодательства можно выделить, таким образом, следующие  различия:

1) норма права – это первичный элемент системы права. В то же время первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт;

2) система законодательства по своему объему материала обширнее системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву;

3) деление права на отрасли и институты, в отличие от законодательства, базируется на предмете и методе правового регулирования;

4) структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства;

5) система права имеет объективный характер. А система законодательства создается под большим влиянием субъективного взгляда законодателя. Разграничение между системой законодательства и права вызвано главным образом потребностями классификации, систематизации законодательства, деятельностью органов государственной власти, направленной на упорядочение законодательства, а также создание стройной, логичной системы.

В результате понимание правильного соотношения  между системой права и системой законодательства связано со следующим  выводом. Соотношение системы права  и системы законодательства –  характеристики, которые позволяют  различить два термина правовой теории, выражающиеся в доступности  и сокращении ненужной множественности  актов, реализации их работы по их согласованию и правильному применению.

 

47Основные стадии  применения норм права.С логической точки зрения применение права осуществляется в 3х стадиях: 1) Установление фактических обстоятельств дела. На этой стадии для выяснения истины по делу установлены 2 гр обстоятельств: а) обстоятельства влиляющие на юридическую оценку (квалификацию дела).

б) Обстоятельства не имеющие квалифицирующего значения но влияющие на вынесение справедливого правоприминительного акта.

2) Установление  юридической основы дела. На этой стадии осуществляется правовая квалификация дела т.е происходит выбор норм права регулирующих данную ситуацию и анализ норм права с пробелов,действие нормы права во времени.пространстве,по кругу лиц.

3) Вывод: решение дела путем принятия правоприминительного акта.

 

 

48. акты применения права: понятие и виды ,отличие от нормативного.

Акт применения права – официальный  акт содержащий индивидуально властные решения компетентного органа по конкретному юридич. Делу 9приговор.приказ,распоряжение.).  акт применения права служит средством реализации нормативных актов и их индивидуализации приминительно к конкретным субъектам и конкретным жизненным ситуациям.

Структура правоприминительного акта

1)Вводная часть (наименование акта.органа,реквизиты)

2)Описательная (излагаются установленные по делу факты)

3)Мотивировочная (дается юридич. Оценка фактических обстоятельств)

4)результативная  часть вывод итогов решения  по делу).

Виды  правоприминительных актов

1)По субъектам право применения: а)акты федеральных органов б)органов субъектов в) Локальные акты г) местное самоуправление

2) по предмету правового регулирования: а) уголовно-правовые акты б) гражданско-правовые в) трудовые г) семейно-правовые и т.д

3)По функциям права: а) регулятивные акты б) охранительные

4) По форме внешнего выражения: а) акты документы б) устные акты в) конклюдентные акты ( действ. Акты)

5) По времени действия: а) длящиеся акты б) однократные

49.толкование норм права: понятие  и виды по субъектам.

Толкование норм права -  разъяснение  смысла и содержания норма права  с целью ее наиболее правильного  применения.

 Необходимость толкования обусловлена:

  • Абстрактность(типичность) нормативных предписаний.
  • Обусловлена системностью права
  • Словесно-логической формой изложения юридических норм
  • Погрешности законотворческой техники (или) правотворческой техники.

В зависимости от субъекта толкования и наступающих юридич последствий толкование подразделяется на: а) официальное – дается уполномоченными гос органами носит общеобязательный характер и влечет юридич последствия. Б) не официальные.

Официальное

1) нормативное (результаты котрого рассчитаны на неограниченное кол-во случаев т.е на повторяемость. А) аутентичное (дается автором толкуемой нормы)  б) легальное (дается по поручению правотворческого органа.специально уполномоченным органом или должностным лицом)

2)казуальное толкование (рассчитано  на данно конкретный правоприминительный случай)

3) неофициальное толкование не  влечет юридич последствий (его может давать кто угодно)

Особой разновидностью не официального толкования явл доктринальное толкование которое дается политическими и общественными деятелями или учеными.

В процессе официального толкования вырабатываются и принимаются акты официального толкования.Это особая разновидность правовых актов которые характериз общими признаками( любых правовых актов. Гос властный характер , формальная определенность) так и специфическими признаками 9вспомогательный характер т.е они призваны детализировать.конкретизировать  нормативные акты в целях их правильного применения).

50. Способы и объем толкования  правовых норм

Способ толкования – это совокупность однородных приемов, а также средств толкования, которые направлены на установление содержания правовых норм и уяснение выраженной в них воли законодателя для практической реализации правовых норм.

Главными  способами толкования считают следующие:

1) грамматический;

2) систематический;

3) историко-политический;

4) логический;

5) специально-юридический;

6) телеологический;

7) функциональный.

Все эти способы действуют в тесной взаимосвязи, дополняют друг друга.

Грамматический (языковой, текстовый) способ толкования состоит в уяснении смысла правовых норм на основе анализа текста нормативно-правового акта. При его использовании определяют значение отдельных понятий (например, «конституционный строй», «правосубъектность», «правопорядок» и т. д.) и оценочных понятий («существенный вред», «если необходимо», «если целесообразно» и т. п.). С помощью этого способа проводят синтаксический или стилистический анализ текста нормативно-правовых актов.

Систематический способ толкования состоит в уяснении содержания и смысла правовых норм в их взаимосвязи с иными нормами. При этом учитывается их место и роль в законном нормативном акте, отрасли, праве в целом. Таким образом, чтобы узнать действительное содержание правовых норм, нужно установить их логическую связь с другими нормами, прежде всего теми, которые являются близкими по содержанию толкуемым и характеризующим ее. Данный способ толкования также способствует выявлению юридических коллизий.

Историко-политический способ толкования учитывает при уяснении смысла правовой нормы историческую и политическую обстановку, в которой она принималась, задачи и цели, которые ставил законодатель при ее издании. Большое значение в историческом толковании имеют альтернативные проекты, вносимые поправки, публикации в печати при обсуждении проекта, протоколы заседаний законодательного органа и т. д. Они становятся источниками, из которых можно почерпнуть информацию об обстановке, а также причинах, которые вызвали принятие нормативного акта.

Историко-политический способ используют в тех случаях, когда толкованию подвергается нормативно-правовой акт, действующий в течение длительного  времени.

Логический способ толкования применяется с использованием правил формальной логики для уяснения смысла, а также содержания нормы права, ее соотношения с иными нормами, устранения неясностей, возникших при грамматическом толковании норм права.

При этом применяются разные логические приемы: логический анализ понятий, доведения  до абсурда, выводы по аналогии и т. д. Как и при грамматическом толковании, юристы используют материал самой правовой нормы, не выходя за пределы текста закона.

Телеологический (целевой) способ – это уяснение целей издания нормативно-правового акта и с позиций выявленных целей уяснение смысла нормы права, толкование недостаточно ясных, нечетких предписаний нормативно-правового акта. Функциональный способ толкования основан на необходимости учета в процессе уяснения смысла нормы определенных условий и факторов, в которых действует и применяется конкретная норма права.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"