Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:25, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран. Периодизация курса.
Предмет ИГПЗС - государство и право отдельных зарубежных стран мира в процессе их возникновения, развития и функционирования в определенной исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общих закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.
Объектом изучения истории государства и права являются государство и право в процессе своего исторического развития, явления социальной жизни, происходящие в государственно-правовой области.

Файлы: 1 файл

Шпаргалка по ИГиПЗС.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

Была проведена реформа  согласно которой, чтобы увеличить  приток людей в армию, было разрешено  набирать в нее всех желающих граждан, независимо от имущественного ценза. Так возникла профессиональная армия наемников. С моментом этой реформы гибель республики стала вопросом времени.

       В 82 г. до н.э. полководец Сулла занял Рим. Опираясь на армию, Сулла стал неограниченным правителем Рима. Продолжалась постепенная ликвидация республиканских институтов. При Цезаре в сенат дополнительно вошли еще 300 его сторонников. Цезарь мог единолично осуществлять высшую власть, объявлять войну и заключать мир, распоряжаться казной, командовать войском. Однако республиканские традиции были еще живы. Окончательный упадок республики и переход власти в руки одного человека произошел вскоре после убийства Цезаря (44 г. до н.э.). Его дальнему родственнику Октавиану удалось полностью подчинить себе все прежние учреждения.  

20. Римская империя: общественный и государственный строй. Реформы императоров диоклетиана и константина.

При империи нобили –  господствующее сословие, доминирующее и в обществе, и в государстве,  включавшие в свой состав крупных  землевладельцев. По общему правилу из нобилей выбирались магистраты и комплектовался сенат. При императоре Августе (63 до н.э. – 14 н.э.) нобилитет превратился в сенаторское сословие, которое пополнялось за счет сановников, выдвинувшихся на государственной службе.

Из сословия всадников – финансовой знати империи выходили ответственные чиновники и офицеры.

Управление городами империи осуществлялось декурионами – сословием, представленным бывшими магистратами. Это были, как правило, средние землевладельцы.

На самой низшей ступени  социальной лестницы находились по-прежнему рабы.

Период монархии делился на две части: а) принципат (до III в.) и б) доминат (IV-V в.).

1. Принципат. Имеет видимость переходного этапа от республики к монархии. В руках принцепса сосредоточивается постепенно единоличная и неограниченная власть, но с сохранением в большем или меньшем объеме некоторых республиканских учреждений, находящихся, однако, в зависимости от принцепса. Власть принцепса включала в себя командование войсками, ведение внешних сношений и заключение международных договоров, руководство изданием законов, управление Римом и провинциями.

Существует особая казна императора. В нее поступают доходы от личного имущества императора, с государственных имуществ в провинциях, дань и налоги с покоренных народов и т. п.

Народные собрания утрачивают всякое значение. В начале принципата сенат еще сохраняет некоторое, хотя и весьма ограниченное, влияние на государственные дела. Далее сенату предоставляется законодательная власть, но он лишь механически утверждает предложения принцепса.

Магистраты уже лишены реальной власти: они являются исполнителями распоряжений принцепса и их основные функции переходят к императорским чиновникам.

В провинциях содержатся постоянные римские гарнизоны и  вводится римская полиция. Римские чиновники осуществляют и судебные функции, что содействует вытеснению местного права правом римским. 2. Доминат.  В период домината усиливается террор, доводится до передела налоговое обложение. Но идет распад римской империи.

Происходит разделение империй на две половины - восточную и западную. Во главе каждой половины империи стоял особый август, имевший соправителя, носившего титул цезаря.

Во главе империи (а  впоследствии - каждой половины империи) стоит император, носящий титул августа и владыки. Власть его признается неограниченной. Своего ближайшего помощника, цезаря, выбирает император; обычно цезарь является сыном императора и ему наследует. Фактическое управление империей находилось в руках многочисленной бюрократии.

Сенат и некоторые  магистраты хотя и сохраняются, но утрачивают всякое влияние на государственные дела. Центральным органом, рассматривающим важнейшие вопросы, являлся совет при императоре. Главным должностным лицом является управляющий двором. Кроме него, при императоре состоит ряд управлений, основанных на принципе централизации и иерархической подчиненности.

Основными принципами организации  местного управления являются: строгая  централизация, многочисленность специализированных чиновников, отделение военной власти от гражданской.

Западная Римская империя пала под ударами варваров в 476г. Восточная  Римская империя - Византия - просуществовала  ещё почти тысячу лет, войдя в  мир феодализма.

Реформы Константина  и Диоклетиана характеризуются строгой централизацией власти, внедрением многочисленного чиновничества и четким разделением гражданской и военной власти.

В результате реформ Диоклетиана:  * было обеспечено полное разделение гражданской  и военной власти в провинциальной администрации. * Большие изменения  были введены Диоклетианом в управление провинциями. При нем прежнее различие между сенатскими и императорскими провинциями исчезло; все провинции зависели от императора. Разделил провинции на более мелкие территории. * вновь был введен золотой стандарт, хотя Диоклетиан предпочитал собирать налоги натурой, а не деньгами. * занчительное увеличение численности армии.

При Константине завершилось  формирование режима домината: * Гражданская  власть окончательно отделилась от военной. * Была введена строгая иерархия чинов и титулов. * В военной сфере было проведено разукрупнение легионов, что позволило усилить контроль над армией. * Константин осуществил успешную денежную реформу: он выпустил новую золотую монету (солид). * Константин отказался от антихристианского курса. * Император освободил духовенство от всех государственных повинностей.

Т. о. главными отличительными признаками реформы Диоклетиана  и Константина было установление неограниченной (абсолютной) власти императора. 

21. Периодизация  истории римского права: общая характеристика источников, принципов и институтов.

Можно выделить следующие  этапы:

1. Древнейший период (VI в. до н.э. - середина III в. до н.э.) римское право этого периода характеризуется национально-полисной замкнутостью: архаичностью, неразвитостью и простотой основных институтов.

2. Классический период (середина III в. до н.э. - конец III в. до н.э.) - в этот период римское право достигает наивысшей степени разработанности.

3. Постклассический период (IV-VI вв. н.э.) - изменения в римском праве данного периода связаны главным образом с его систематизацией и приспособлением к зарождающимся феодальным отношениям, но касается уже Западной Римской империи (Византии). Одним из первых памятников римского права являются Законы XII таблиц.

Источники прав в древний период. Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи. Другим источником права являлось законодательство римских царей. С борьбой плебеев и патрициев связывается принятием первых писаных римских законов – Законов XII таблиц.

Другим важным источником права были законы. Согласно Законам XII таблиц всякое решение народного  собрания должно иметь силу закона. В древнейший период правовую силу имели также решения Сената, а  в исключительных случаях и постановления  магистратов.

Источники права  в классический период.  Продолжали действовать Законы XII таблиц.

На новом этапе истории  римского права характерным источником становятся  эдикты преторов, на этой базе развиваются 2 совершенно самостоятельные  правовые системы: “преторское право” и “право  народов”.

Особую роль в развитии права классического периода  сыграли эдикты претора перегринов, так регулировались отношения между  римскими гражданами и иностранцами (перегринами).

Постепенно укреплялась  и расширялась и самостоятельная  законодательная власть императоров. Законы императоров в отличие от многих актов магистратов действовали на всей территории римского государства, а не были ограничены пределами города или отдельной провинции.

Важным источником развития римского права в  классический период становится деятельность юристов, которая способствовала развитию стройности и цельности всей правовой системы Древнего Рима.

Источники постклассического  периода. В период домината в связи с глубоким кризисом рабовладельческой системы римское право претерпевает некоторые незначительные изменения, но его основные институты практически сохраняются в прежнем виде. Наибольшие изменения в это время происходят именно в источниках права. Среди которых все больший удельный вес приобретает законодательство императоров. Сокращается число классических юристов.  

22. Законы 12 таблиц: источники, принципы, институты.

Принятие (около 450 г. до н.э.) первых писаных римских законов  – Законов 12 таблиц связывают с  борьбой плебеев и патрициев. Согласно традиционной версии, для их составления была создана первоначальная комиссия из 10 патрициев, подготовившая законы на 10 таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого конфликта была создана новая комиссия, состоявшая как из патрициев, так и плебеев, дополнившая первоначальный текст еще 2 таблицами. Законы 12 таблиц стали основой общего для патрициев и плебеев единого права, предназначенного исключительно для граждан Рима. Законы 12 таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме. Знание их было обязательно.

По Закону было четко  проведено разделение вещей на две  категории. К первой принадлежали главным  образом земля, рабы, рабочий скот. Ко второй – все остальные вещи. Отчуждение земли, рабов, рабочего скота должно было совершаться в строго установленной форме.

Семейные отношения по Законам 12 таблиц характеризуются прежде всего неограниченной властью главы фамилии. Жена и другие домочадцы были во власти мужа.

Имущественная правоспособность наступала для римского гражданина позже политической - не ранее смерти отца. Существовала одна возможность для освобождения сына при жизни отца - через троекратную продажу в рабство. После третьей продажи сын становился свободным. Законы 12 таблиц разрешают наследование по завещанию, но ограничивают его рядом условий.

Уголовно-правовые постановления Законов 12 таблиц также отличаются суровостью. За любое убийство - смертная казнь. Во избежание произвола за каждым римским гражданином признавалось право апелляции к Народному собранию, решение которого было окончательным.

В спорах между иностранцами нормы Законов 12 таблиц были неприменимы. 

23. Преторское  право: источники и институты.

ПРЕТОРСКОЕ ПРАВО - особая система римского частного права, сложившаяся в республиканскую эпоху в процессе осуществления претором и др. судебными магистратами принадлежавшей им власти. Поскольку преторы не могли отменять или изменять законов, их решения всегда носили не материальный, а процессуальный характер, т. е. касались исков.

Претор решал вопросы  об обоснованности иска, вырабатывал  собственную инструкцию для назначаемого по данному делу судьи, являвшуюся для  судьи обязательной.

Претор в одних случаях  оставлял без применения отдельные  устаревшие его нормы, а в других - давал судебную защиту отношениям, не предусмотренным цивильным правом, и этим по существу создавал новые нормы. Эти нормы являлись обязательными. В процессе осуществления судебной власти претора и др. судебных магистратов сложилась целая система норм, которая в отличие от цивильного права получила название П.п. Так, параллельно с цивильным правом собственности сложилось П.п. собственности, наряду с цивильным наследственным правом - преторское наследственное право. 

24. Свод  законов юстиниана: история создания, структура и значение.

В Риме большое внимание уделялось праву и деятельности юристов, которая считается становится важным и источником развития римского права в классический период. Укреплению авторитета римской юриспруденции  как источника права способствовал тот факт, что императоры стали нередко приближать видных юристов к себе, назначать их на ключевые государственные посты.

Всеобъемлющая систематизация римского права была проведена в 528—534 г г ., т. е. уже после падения  Западной Римской империи, по указанию византийского императора Юстиниана. Результатом работы комиссии явилось составление ряда крупных сборников римского права.

Свод законов Юстиниана был разделен на 12 книг, в которых рассматриваются вопросы церковного права и христианской теологии, различные вопросы частного и публичного права. Каждая книга распадается на титулы, а титулы - на фрагменты.

Важнейшую часть кодификации  императора Юстиниана составляют дигесты, или пандекты. Дигесты представляют собой уникальный правовой памятник. Составлены из сочинений выдающихся римских юристов Здесь излагается и комментируется действующее право.

Институциями был назван учебник для студентов византийских юридических учебных заведений.

Институции Юстиниана  состоят из 4 книг.

   В первой книге  даются общие сведения о правосудии и праве, о правовом статусе лиц, о вольноотпущенниках, о браке, об отцовской власти, об опеке и попечительстве.

Вторая книга посвящена  вещному праву.

В третью книгу включены титулы, относящиеся к наследованию без завещания, степени родства и т.п.

Обязательства из деликтов (виновного поведения) включены в  четвертую книгу. 

25. Государство  салических франков. Этапы развития.

В 5  веке большая часть  Галлии (провинции Рима) была захвачена  вестготами, бургундами, франками (салическими и рипуарскими) и другими племенами. Самыми сильными из этих племен оказались франки, которые расселились сельскими общинами (марками). Вместе с тем возникла новая организация власти, во главе которой стоял король. Население разделялось по территориальному признаку.

В историографии выделяют два периода государственности  франков: первый (6-7 вв. - монархия Меровингов), второй (вторая половина 8 - первая половина 9 в. -монархия Каролингов).

Монархия Меровингов. Короли щедро наделяли знать землей, чтобы привлечь их на свою сторону. Эта земля становилась наследственной отчуждаемой собственностью (аллодом). Также утверждается частная собственность на землю. Возникает система патроната («покровительства»). Многие из крестьян становились крепостными (сервами). По мере уменьшения земельного фонда королей, их власть также уменьшалась, а росло могущество знатных фамилий. Государственная власть оказалась в руках управляющего королевским дворцом майорлома. Он становится фактическим главой государства. Эта должность превращается в наследственное достояние богатого рода, давшего начало династии Каролингов.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"