Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:25, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран. Периодизация курса.
Предмет ИГПЗС - государство и право отдельных зарубежных стран мира в процессе их возникновения, развития и функционирования в определенной исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общих закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.
Объектом изучения истории государства и права являются государство и право в процессе своего исторического развития, явления социальной жизни, происходящие в государственно-правовой области.

Файлы: 1 файл

Шпаргалка по ИГиПЗС.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

Обязательства. Обязательственные отношения получили в Законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров, например, договор займа, найма, аренды земли.

Купля-продажа является одним из договоров, о котором упоминается в Законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей и в качестве продавца должен был выступать собственник вещи. В течение 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин.

Упоминается в Законах  Ману договор дарения. Сделка расторгается таким же образом, как и заключается.

Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения  такого обязательства называется порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

Брачно-семейные отношения. Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи - муж. Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти - под властью сыновей, ибо "женщина никогда не пригодна для самостоятельности". Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа, как бога. Муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставлял, она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшному наказанию, вплоть до смертной казни. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.

Уголовное право  и процесс. Среди преступлений, называемых Законами Ману, на первом месте стоят государственные (службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот). Более подробно Законы описывают преступления против собственности и против личности. Среди имущественных преступлений Законы большое внимание уделяют краже. Меры, применяемые к вору зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы предписывают казнить.

Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, защите женщин и  брахмана (необходимая оборона) не наказывалось.

Наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к варне. Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брахмана она заменяется бритьем головы), членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение и другое. 

8. Общественный  и государственный строй древнего  китая.

В Китае складываются сословно-классовые границы между  двумя социальными слоями: родовой аристократией и свободными крестьянами-общинниками. Бесправные рабы вообще не входили

в социальную лестницу. Рабы в Древнем Китае жили семьями. Позднее формируется еще одно привилегированное сословие - сословие чиновников различных рангов, существующих за счет той же ренты-налога, получаемой с определенных общин, территорий. привело к росту частного землевладения, а вместе с тем и к увеличению числа безземельных и малоземельных крестьян, которые становились, как правило, арендаторами на частновладельческих и государственных землях, а потом пополняли ряды попавших в долговое рабство.

Высший социальный слой был также неоднороден. Он состоял из титулованной знати, из ранжированного чиновничества и из незнатных крупных землевладельцев и купцов. На раннем историческом этапе был

возможен переход из одной партии власти в другую. Выделялся  еще один социальный слой непривилегированных свободных мелких производителей, собственников средств производства - ремесленники.

Государственный строй. Во главе государства стоял наследственный Ван (император). Ван распоряжался землей, ведал политической и экономической жизнью страны, совершал жертвоприношения, выступал как военачальник. При нем состоял совет знати. На втором месте после царя стоял его ближайший помощник с весьма широкой компетенцией. Должность этого помощника становилась наследственной. Затем шли 3 других ближайших советника и помощника вана, именуемые "тремя старцами". Каждый из "старцев" руководил одним на трех ведомств. Им были подчинены шесть чиновников более низкого ранга. Им подчинялись девять губернаторов (правители областей).

Ведомства управления: финансовое, военное и общественных работ. Финансовое ведомство – взимало подати натурой. Военное - производило военные наборы, руководило военным обучением, ведало снабжением войск. Ведомство общественных работ - занималось главным образом земледелием. Оно управляло земледельческим населением, устанавливало границы полей, распределяло земли.

Суд не был отделен  от администрации, его функции осуществляли многочисленные представители разветвленного государственного аппарата. Верховным  судьей в государстве являлся  Ван (император). 

9. Право  древнего китая.

Основные черты  права.  Наибольшее влияние на развитие права Китая оказали конфуцианство и школа легистов. Конфуцианство признавало преобладающее значение морали над правовыми нормами, отождествляли право с уголовным законом. Легисты напротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни. Они проповедовали равенство всех перед законом.

Особенностью Китая  было наличие крупной государственной  собственности как не землю, так  и на рабов.

Развитие товарно-денежных отношений сопровождалось развитием  договорной практики. При совершении торговый сделок требовалось заключение договора в письменной форме, кроме  того, уплачивалась денежная пошлина. Получает распространение договор  займа, договора дарения, аренды земли, личного найма и др.

Для семейного права Древнего Китая была характерна патриархальная семья с абсолютной властью отца, многоженством, культом предков. Женщина всецело находилась во власти мужа, не имела никакой собственности и была ограничена в праве наследования. Браки заключались по решению родителей.

Уголовное право Китая выделяло следующие виды преступлений: 1) против государства (мятеж, заговор); 2) религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу); 3) против личности (убийство, нанесение телесных повреждений); 4) воинские (неявки к установленному сроку на место сбора, не проявление мужества воином); 5) против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота).

Основной целью  наказания было устрашение. Практиковались телесные наказания, смертная казнь. Суд в Китае не был отделен от администрации. Верховным судьей являлся император. На местах судили представители местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести войну с ворами и преступниками, начальники тюрем и лица, приводившие в исполнение судебные решения.

Процесс носил  обвинительно-состязательный характер, но начиная с 200 г. до н.э.  в судебном процессе усиливаются элементы розыскного процесса. Позднее этот вид процесса стал основным.  

10. Возникновение  демократической афинской республики, её развитие в 6 веке до н.э.

Афинское государство  возникло на территории Аттики. Население  Аттики постепенно соединялось вокруг Афин. Эта область была богата природными ископаемыми. Земледелием можно  было заниматься лишь на небольших и немногочисленных долинах. Государства еще нет. Племенем управляют народное собрание, совет старейшин, вождь.

Главным источником силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение. Крупный  портовый город с удобной гаванью быстро превратился в экономический, торговый и культурныйцентр. У Афин был сильный флот, активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товары другим полисам.

Афины - небольшое государство. Принято называть полисом - городом-государством.

Граждане полиса представляли собой общину, основанную на совместном праве пользования и распоряжения землей, совместном управлении общими делами. Важным этапом в длительном процессе образования государства  в Афинах были реформы, связываемые  по традиции с именем легендарного героя Тесея. Приписываемые ему реформы – результат постепенных изменений, происходивших в течение ряда веков и завершившихся к 8 в. до н. э. Одной из таких реформ было объединение племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате в Афинах был создан совет, управлявший делами всех племен.

Политическая жизнь  полиса развивалась по пути демократизации через острую борьбу с родовой знатью.

Начиная с VI в. до н. э. в  политическую жизнь афинского общества все более активно включались общинники. Некоторые из них стали заниматься ремеслом. Относительно высокий уровень производительных сил, и благоприятные природные условия самой Аттики способствовали появлению значительного ремесленного и торгового населения. Но развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения.

На рубеже 7—6 вв. до н. э. перед полисом стояла серьезная проблема, которая реально угрожала его дальнейшему существованию. Свободные общинники не всегда справлялись с трудами крестьянина и часто попадали в долговую кабалу к аристократам. Если не получалось отработать долг, то крестьянин становился рабом. Из долгового рабства выбраться было практически невозможно. Новый хозяин мог продать своего земляка куда угодно, получив за него деньги. 

Для Афин была характерна частная собственность на землю  и частное рабовладение. 

11. Правовое  положение населения в афинском  государстве.

Образование афинского  государства связано с именем греческого героя Тезея, проведшего ряд реформ. В результате чего афинское общество было разложено на три социальных группы: родовую знать - эвпатридов, имевших монополию на занятие государственных должностей; простых земледельцев (геоморов) и ремесленников (демиургов). Кроме того значительную часть населения составляли метеки - выходцы из других общин, лично свободные, но ограниченные в своих политических и экономических правах.

Высшая власть принадлежала ареопагу, заменившему совет старейшин  и архонтам, осуществляющим непосредственное управление, административную, судебную и военную власть.

Развитие товарно-денежных отношений привело к более  глубокому социальному расслоению свободного населения. В среде эвпатридов и геоморов выделяются богатые землевладельцы, некоторая часть эвпатридов беднеет, а геоморов — превращается в батраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это 1/6 часть урожая, или попадает в долговую кабалу, теряет свободу и продается в рабство за границу.

Растет экономическая  роль богатой торгово-ремесленной  верхушки горожан, по-прежнему отстраненной от власти. Растет и число бедняков. Все неустойчивее становится положение средних и мелких землевладельцев и ремесленников.

Дальнейшее развитие Афинского государства тесно  связано с борьбой широких  народных масс - демоса с господством родовой аристократии, долговым рабством и другими формами порабощения.  

12. Государственный  строй  афин.

Государственный аппарат  Афин состоял из следующих органов  власти: народного собрания, гелиэи, совета пятисот, коллегии стратегов  и коллегии архонтов.

Народное собрание являлось законодательным органом афинской республики. В народном собрании принимали участие только полноправные афинские граждане. Необходимо было быть совершеннолетним. Совершеннолетие наступало в 18 лет. Но так как в течение 2 лет молодые люди несли военную службу, то фактически участвовать в народном собрании они начинали с 20 лет.

Каждое заседание имело  свой порядок и свою намеченную повестку. Собиралось 10 раз в год. Позднее  число заседаний возросло до 30-40 раз в год.

Народное собрание являлось высшим законодательным органом афинской рабовладельческой демократии. Осуществляло функции управления, избирая должностных лиц и контролируя их деятельность. Народное собрание располагало и значительной судебной властью. Оно могло присудить к изгнанию, к конфискации имущества и даже к смертной казни. Действуя в качестве судебного органа, народное собрание разбирало лишь дела о наиболее тяжких преступлениях.

Совет пятисот (булэ) представлял собой постоянно действующий исполнительный орган власти. Компетенция Совета была довольно обширна и заключалась в следующем:

а) Совет руководит  деятельностью народного собрания. После рассмотрения законопроекта  народным собранием такой законопроект поступал на заключение Совета 500.

б) Совет руководит  администрацией. Кандидаты на те или иные должности должны были пройти проверку со стороны Совета 500. Совет контролирует деятельность должностных лиц, от которых требует отчета.

в) Совет следит за укреплением  военной мощи Афинского государства.

г) Совету 500 принадлежат важные полномочия в области внешних связей.

д) Совет 500 является высшим распорядительным органом в области  прихода и расхода государственных  средств. Конфискация имущества, сдача  в аренду рудников, взыскание налогов, обеспечение продовольствием города Афин, регулирование торговли - все это входит в компетенцию Совета;

е) Действуя в качестве судебного органа, он мог присуждать даже к такой мере наказания, как  смертная казнь.

 На первое место  в управлении выдвигается коллегия стратегов. На них лежала организация сбора чрезвычайных военных налогов, они руководили доставкой продовольствия в Афины и т.д. Стратеги ведали дипломатическими сношениями: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие, они скрепляли своей подписью мирные договоры. Стратеги вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях Стратеги держали постоянную связь с Советом 500 и народным собранием  и имели право требовать созыва заседаний Совета 500 или народного собрания. Они имели право в любой момент сделать доклад в Совете 500 и требовать принятия нужных мер.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"