Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:25, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран. Периодизация курса.
Предмет ИГПЗС - государство и право отдельных зарубежных стран мира в процессе их возникновения, развития и функционирования в определенной исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общих закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.
Объектом изучения истории государства и права являются государство и право в процессе своего исторического развития, явления социальной жизни, происходящие в государственно-правовой области.

Файлы: 1 файл

Шпаргалка по ИГиПЗС.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

В 9-12 вв. в условиях политической децентрализации, приведшей к глубокой феодальной раздробленности, королевская  власть утратила свое былое значение. Король рассматривался феодалами как «первый среди равных». Вне пределов королевского домена власть принадлежала крупным феодалам.

В 9-10 вв. во Франции, когда  королевская власть была особенно слабой, король избирался верхушкой светских и духовных феодалов, хотя и с соблюдением династического принципа.

Первоначально функции  королевской власти были крайне ограниченными, хотя формально у короля сохранялись  некоторые традиционные привилегии. Он считался главой французского войска, законодательствовал, осуществлял суд. Но при первых Капетингах королевское законодательство (издание капитуляриев) фактически прекратилось. Другие королевские полномочия также существовали лишь в теории, а не на практике. Судебную власть король имел только в пределах своего домена.

Центральное управление. Дворцово-вотчинная система сочеталась с управлением, основанным на вассальных отношениях.  Главную роль в Королевской администрации (до конца 12 в.) играл сенешал. Он считался главой королевского двора, командовал армией, подписывал государственные документы.

Развитие феодальных отношений нашло свое отражение  в собрании королевских вассалов – курии короля. Короли прибегали к ее советам для решения вопросов о войне и мире, о крестовых походах, об отношениях с римским папой, о предполагаемой женитьбе и т.д. На одобрение курии представлялись законодательные акты короля.

Местное управление. Органы местного королевского управления создавались лишь в домене короля, где признавалась его власть. В крупных сеньориях действовала своя система местного управления.

С середины 11 в. король ввел в своем домене должность прево, которые назначались в специальные округа – превотства. Их помощниками в деревнях были сержанты, в городах – майоры.

С конца 12 в. возникают  более крупные административные единицы – бальяжи. Обычно они  объединяли несколько превотств. 

40. Реформы  Людовика IX.

Военная реформа. Были созданы городская милиция и отряды наемников. В результате король в меньшей степени стал зависеть от феодального ополчения, более эффективно использовал вооруженные силы в борьбе с непокорными феодалами.

Людовик IX запретил частные  войны в королевском домене. На остальное территории вводились  так называемые 40 дней короля. В течение  этого срока феодалы не могли  начинать военные действия, с тем, чтобы любая из спорящих сторон могла перенести спор в суд короля.

На базе королевской  курии (собрание королевских вассалов) был создан специальный судебный орган – парламент, который собирался  на сессии в Париже 4 раза в год  и стал высшим судом во Франции.

Судебные поединки (ордалии) в королевском суде были запрещены. На приговоры и решения низших судов допускалась апелляция к суду парламента.

Людовик IX ввел на территории домена единую монету, запретив здесь  использование денег, выпускаемых  другими феодалами.

Реформы Людовика IX, активно проводившего политику по преодолению феодальной раздробленности, способствовали территориальному объединению страны и консолидации основной массы феодалов и городского населения вокруг короля. Тем самым были заложены основы для последующего возникновения во Франции сословно- представительной монархии.  

41. Сословно-представительная  монархия во Франции. Золотая  Булла.

Сеньориальная власть феодалов по существу утратила свой самостоятельный  политический характер. Короли лишали их права собирать налоги на политические цели.  У феодалов отняли право чеканить монету.

Короли лишили феодалов и их традиционной привилегии –  вести частные войны. Постепенно исчезло сеньориальное законодательство. В 14 в. была предусмотрена возможность  апелляции на любое решение судов отдельных феодалов в Парижский парламент. Этим окончательно был разрушен принцип, согласно которому сеньориальная юстиция считалась суверенной.

Большую роль в юридическом  обосновании этого процесса сыграли  легисты. Они отстаивали приоритет  светской власти над церковной, отрицали божественное происхождение королевской власти во Франции. Легисты утверждали, что король сам является верховным законом, а следовательно, может создавать законодательство по своей воле. Для принятия законов королю уже не требовался созыв вассалов или согласие королевской курии.

Именно к началу 14 в. окончательно оформляется построенный  на политическом компромиссе, союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего сословия. (Первым сословием во Франции считалось духовенство, вторым – дворянство, третьим – городское население и крестьяне, всё остальное население кроме крестьян).  Политическим выражением этого союза стали особые сословно-представительные учреждения – Генеральные штаты и провинциальные штаты.

При Короле создаётся совещательный орган – нотабилет.

Территория делилась на балижи (округа). Управляли ими  бали. Балижи делились на преватажи. Сельскими  округами управляли старосты. Городами  - мер. 

42. Генеральные  Штаты во Франции: история создания, организация, компетенция, значение.

Появлению Генеральных  штатов как особого государственного органа предшествовали расширенные  собрания королевской курии. Созыв  Генеральных штатов королем Филиппом IV Красивым  имел конкретные исторические причины: неудачная война во Фландрии, серьезные экономические трудности, спор короля с римским папой. Но создание общенационального сословно-представительного учреждения имело закономерный характер.

В 1302 году создаются Генеральные  штаты. Данный орган состоял из трёх палат:  * духовенство, * дворянство, * третье сословие.

Ген. штаты созывались по инициативе Короля.  Основная причины  созыва – установление дополнительного  налога.  При голосовании каждая палата обладала 1 голосом.

В 1357 году был принят Великой  мартовской ордонанс. Генеральные штаты получили право собираться два раза в год, не ожидая королевского соизволения, назначать королевских советников и по своей воле разрешать налоги или отказываться в них.

Ген штаты приобрела право решать вопросы войны и  мира, контролировать расходы гос. казны, определять налоги.

После утверждения единых налдогов, Правительство Франции сделало  всё, чтобы не созывать Ген. Штаты. 

43. Абсолютная монархия  во Франции.

В 16 в. Генеральные штаты практически  перестают функционировать. Король полностью подчинил себе католическую церковь.

В качестве своеобразной политической оппозиции королевской власти выступил Парижский парламент. Монархия была объявлена божественной, а власть короля стала рассматриваться как  священная. У короля было право назначения на любую государственную и церковную должность. Он являлся окончательной инстанцией во всех вопросах государственного управления. Король принимал важнейшие внешнеполитические решения, определял экономическую политику государства, устанавливал налоги, выступал высшим распорядителем государственных средств. От его имени осуществлялась судебная власть.

Большую роль в центральном управлении играл Генеральный контролер  финансов, который составлял государственный  бюджет и непосредственно руководил  всей экономической политикой Франции, а также практически контролировал деятельность администрации.

Был создан Большой совет. Этот совет  рассматривал важнейшие государственные  вопросы. Для обсуждения внешнеполитических дел созывался более узкий  по составу Верховный совет.

Государственные финансы. Главным источником поступления денежных средств в казну были налоги. С целью пополнения гос. казны стали продаваться должности – титулы. Дворяне стали двух категорий: шпаги и мантии (купившие должность).

Появляются спец. суды. У каждого ведомства был свой суд. 

44. Право средневековой  Франции.

Важнейшим источником права был  обычай. К 10 в. во Франции практически  перестали действовать Салическая правда и другие варварские обычаи, которые применялись по персональному  принципу. На смену им в условиях феодальной раздробленности пришли территориальные правовые обычаи (кутюмы) отдельных регионов, сеньорий и даже общин.

Обязательственное право. Важные сделки купли-продажи начинают составлять в писанном виде, а в последующем – утверждаться нотариусами. Особо тщательно регламентировалась купля-продажа земли в обычном праве. Широкое распространение получил договор найма (аренды) земли.

Семейное и наследственное право. Сам брак стал рассматриваться не только как религиозное таинство, но и как акт гражданского состояния. Разрешался брак заключенный без согласия родителей.

 На севере родительская власть  рассматривалась как своеобразная  опека и сохранялась в основном  до совершеннолетия детей. Здесь  длительное время действовал  режим общности имущества супругов, которым распоряжался муж. На юге под влиянием римского права утвердилась сильная отцовская власть над детьми, но существовал раздельный режим имущества мужа и жены.

В наследственном праве феодальной Франции наиболее характерным была передача по наследству земельного имущества умершего старшем сыну.

Уголовное право.  Расширяется круг дел, которые рассматриваются как тяжкие преступления и входят в категорию так называемых «королевских случаев». Не допускалась смертная казнь через повешение. Особая система уголовной ответственности существовала для духовенства.

Наиболее тяжкими считались  покушения на короля или членов его  семьи и заговор против государства. Была создана «вторая ступень» преступлений, рассматривавшихся как «оскорбление величества».

Целью наказания стало возмездие  и устрашение. Смертная казнь применялась  в разнообразных формах: разрывание на части лошадьми, четвертование, сожжение и т.д. Многочисленными были членовредительские и телесные наказания. Широко стало  применяться и тюремное заключение.

Судебный процесс. Первой стадией розыскного процесса было дознание. Собственно судебное дело возбуждалось на основании обвинения королевского прокурора, а также доносов и жалоб, содержание которых оставалось неизвестным для обвиняемого. Затем судебный следователь собирал письменные доказательства, допрашивал свидетелей и обвиняемого, проводил очные ставки.

Само судебное рассмотрение дела проходило  в закрытом заседании.

До 13 в. судебные приговоры считались  окончательными и не подлежали обжалованию. Позже постепенно признается право обжаловать любое дело из сеньориального суда в королевский суд. Высшим апелляционным судом по гражданским и уголовным делам со временем становится Парижский парламент.


Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"