Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:25, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран. Периодизация курса.
Предмет ИГПЗС - государство и право отдельных зарубежных стран мира в процессе их возникновения, развития и функционирования в определенной исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общих закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.
Объектом изучения истории государства и права являются государство и право в процессе своего исторического развития, явления социальной жизни, происходящие в государственно-правовой области.

Файлы: 1 файл

Шпаргалка по ИГиПЗС.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

Монархия Каролингов. Органы государственного управления. К ним, прежде всего, следует отнести высших должностных лиц - минестериалов, управлявших королевским хозяйством. Страна была разделена на округа, которыми управлял уполномоченный короля — граф. Постепенно они превратились в крупных землевладельцев. Что касается правового положения зависимого крестьянства, то в эпоху Каролингов оно подразделялось на колонов и сервов. Колон не имел права уйти со своего надела, он находился в поземельной зависимости от своего феодала, а занимаемая им земля — в наследственном пользовании колона. Рабы были двух категорий: дворовые рабы и рабы, посаженные на землю (сервы).

Суд. Монарху принадлежала высшая судебная власть. Первоначально основными судебными учреждениями страны являлись «суды сотни». Судьи выбирались на собраниях свободных людей. Уполномоченные короля лишь следили за правильностью судопроизводства, В последующем сеньоры приобрели судебные полномочия в отношении крестьян, живших на их землях.

В 843 году государство  распалось на три королевства, что  было закреплено юридически. 

26. Салическая  правда: источники, институты

Важнейшим источником права  являлись варварские правды - записи обычного права варварских племен. В конце 5 в. была составлена запись обычного права вестготов (судебник короля Эврика), несколько позднее - Бургундская Правда. В конце 5 или в начале 6 вв. появилась Салическая Правда. Была создана запись обычного права рипуарских франков - Рипуарская Правда. Алеманы имели свою - Алеменскую Правду, бавары - Баварскую Правду, саксы – Саксонскую.

Частное право. У франков сохранилось общинная собственность на землю. Продолжает существовать сельская соседская община (марка). В частную собственность перешли только приусадебные участки.

Частная собственность  на землю возникает в результате дарений, покупки у римлян, захватов никем не занятой земли. Эти земли  получают название аллода. Наряду с  аллодами существовали прекарии - земли, переданные их собственниками в пользование и владение за услуги или плату.

Наследование было возможно по наследству – сыновья, а при  их отсутствии - отец, мать, брат, сестра и другие родственники с отцовской  стороны. С 7 века к наследованию земли допускались и женщины.

Уголовное право. В уголовном праве удерживаются остатки обычая кровной мести. В случае неуплаты штрафа виновный отдавался головой пострадавшему, допускалась кровная месть или в дело вмешивался суд, который назначал наказание.

Статьи Салической Правды определяют последствия преступных посягательств исходя из социального положения потерпевшего и преступника.

В качестве санкций за преступления Салическая Правда устанавливает  в основном денежные штрафы. Вместе с тем применялась смертная казнь, членовредительские наказания, телесные наказания.

Процесс был состязательным, возникал по инициативе потерпевшего и был построен целиком на началах  частного обвинения. Суд выступал в  процессе в роли арбитра между  сторонами.  

27. Государственный  строй англосаксонских варварских королевств.

Завоевание Британии способствовало перерождению у англосаксов  органов племенной демократии в  государственные. В 7 - 8 в.в. происходило  постепенное возвышение королевской  власти не только над рядовым свободным  населением, но и над родовой знатью.

Вместе с усилением  королевской власти двор постепенно превратился в центр управления страной, а бывшие дружинники – в  должностных лиц государства. Среди  высших королевских чиновников особую роль стали играть королевский казначей и капелланы, ведавшие канцелярией. Место народного собрания занял витанагемот, состоявший из представителей феодальной знати. В компетенцию витанагемота включались вопросы войны и мира, назначение на различные должности, утверждение налогов, принятие законов и др. Наиболее постоянной его функцией являлось участие в рассмотрении королем судебных дел.

Местное управление. Основной территориальной единицей у англосаксонов стали графства, в которые входили сотни. Во главе графства стоял элдормен, назначаемый королем с согласия витанов из представителей местной знати. В основном его роль заключалась в руководстве вооруженными силами графства. Одновременно в управление графством и сотней все больше возрастает роль личного представителя интересов короля – герефы. Подобно Свои функции элдормен и герефа осуществляли в собраниях графства и сотни. Собрания сохраняли свое значение как судебные и отчасти административные органы.

Низшей территориальной  единицей у англосаксов была сельская община. Собрания, в которых принимало участие все взрослое мужское население общины, решали хозяйственные вопросы, разбирали мелкие уголовные дела и гражданские споры. В полицейских целях общины были разбиты на десятки.

Суд. Высшим судом государства был суд короля. Он рассматривал дела о государственной измене, а также споры по поводу земельных владений. Собрания графства под председательством элдормена рассматривали все уголовные и гражданские дела на территории графства, кроме тех, которые относились к исключительной компетенции суда короля. Кроме того, эти собрания рассматривали жалобы на судебные решения сотен.  

28. Влияние  нормандского завоевания на развитие  государственности в Англии. Реформы  Генриха II.

Становление и развитие феодального государства в Англии связано с англосаксонским и нормандским завоеванием Британии. В 7 в. англосаксы образовали семь раннефеодальных, а в начале 9 в. – Королевство Уэссекс подчинило себе все остальные. Было создано единое англосаксонское государство – Англия.

В 1066 году Англия была завоевана герцогом северо-французской провинции Нормандии Вильгельмом Завоевателем. Англосаксонская знать, противившаяся завоевателям, была полностью истреблена, а земли у 4000 англосаксонских лордов были отобраны. Четвертая часть их была передана церкви, одну пятую часть король забрал себе, а оставшиеся были поделены между знатными французскими боронами. Каждый барон получил семь частей земли, расположенной черезполосно среди владений других баронов. Все феодалы были объявлены непосредственными вассалами короля.

Реформы Генриха II. Реформы Генриха II были направлены на укрепление королевской власти и ослабление политических позиций крупных светских феодалов и церкви.

В области судебной большой  новацией стало введение разъездных судей (вначале двух, затем десятков судей в рамках шести округов) и введение специальной процедуры расследования по земельным искам и связанными с этим правонарушениями.

В компетенцию судов  включались почти все уголовные  преступления и подавляющее большинство  гражданских споров, связанных с землей.

Военная реформа содействовала  замене традиционной личной военной  повинности выплатой «щитовых» денег, введению общего налога на движимое имущество (Ассиза о вооружении 1181 г.). В составе  королевских курий (ведомств) были выделены Палата шахматной доски (финансовое управление), ведомство канцлера, ведомство высшего суда во главе с юстициарием (знаток обычного, римского и церковного права), произошло обособление Суда общих тяжб от Суда королевской скамьи.

В борьбе с политической автономией церкви и усиливающейся независимостью церковного землевладения Генрих II издал в 1164 г. Кларендонские конституции (Кларендонские ассизы). По ним король признавался верховным апелляционным судьей по делам, рассмотренным церковными судами.  

29. Великая  Хартия Вольностей: внешняя история памятника права, основные положения.

Великая хартия вольностей 1215 г. была принята в результате выступления  баронов при участии рыцарства  и горожан против короля Иоанна Безземельного (1198-1216 гг.). Король Ионн Безземельный вызвал недовольство у своих подданных тем, что неоднократно прибегал к различным поборам и своим произволом.

Основные положения  хартии сводились к следующему:

1) король обязывается  соблюдать феодальные обычаи  в своих отношениях с вассалами,  не вмешиваться в юрисдикцию феодальных курий;

2) предусматривалось создание совета королевства, ограничивающего власть короля по одному из важных финансовых вопросах – взиманию «щитовых денег».

3) всякий арест должен  быть основан на показаниях, заслуживающих  доверия свидетелей;

4) ни один свободный  человек не может быть заключен  в тюрьму, изгнан из страны, лишен  имения, поставлен вне закона  и так далее иначе как по  законному приговору, вынесенному  равными по положению судьями  и по законам страны;

5) соблюдение хартии  должен гарантировать совет из 25 баронов, наделенный правом принуждать и теснить короля различными способами.

Большинство статей Хартии касается отношений короля и баронов  и стремятся ограничить произвол короля в использовании его сеньориальных  прав, связанных с земельными владениями.  

30. Образование  и развитие английского парламента  в XII-XIV вв.

К началу 13 в. в Англии складываются объективные предпосылки  для перехода к новой форме  феодального государства – монархии с сословным представительством. Результатом борьбы с политикой королевской власти в 13 в. являются конфликт., закончившийся принятием Великой хартии вольностей, и гражданская война 1258-1267 г.г.  Важнейшим итогом гражданской войны был созыв первого в истории Англии сословно-представительного учреждения – парламента (1265 г.) В него наряду с баронами и духовными феодалами были приглашены представители от рыцарей и наиболее значительных городов.

В 1295 г. был создан «образцовый» парламент, состав которого послужил моделью  для последующих парламентов Англии. Помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов в него вошли по два представителя от 37 графств (рыцари) и по два представителя от городов. Создание парламента повлекло за собой изменение формы феодального государства, возникновение монархии с сословным представительством. До середины 14 в. английские сословия заседали вместе, а затем разделились на две палаты. При этом 1) рыцари от графств стали заседать вместе с представителями городов в одной палате (палата общин) и отделились от 2) крупнейших магнатов, образовавших верхнюю палату (палату лордов). Высшее духовенство заседало вместе с баронами, а низшее – в палате общин.

Первое время возможности  парламента влиять на политику королевской  власти были незначительные. Его функции сводились к определению размеров налогов на движимость. Постепенно парламент средневековой Англии в период сословной монархии приобрел:

1) право на участие  в издании законов; 

2) право решать вопросы  о поборах в пользу королевской  казны; 

3) право осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве судебного органа.

Стремясь подчинить  своему контролю государственное управление, парламент с конца 14 в. постепенно ввел процедуру импичмента (Она состояла в возбуждении палатой общин перед палатой лордов, как высшим судом страны, обвинения против того или иного должностного лица короля в злоупотреблении властью.).  

31. Сословно  представительная монархия в  Англии.

К началу 13 в. в Англии складываются объективные предпосылки для перехода к новой форме феодального государства – монархии с сословным представительством. Результатом борьбы с политикой королевской власти в 13 в. являются конфликт., закончившийся принятием Великой хартии вольностей, и гражданская война 1258-1267 г.г. Важнейшим итогом гражданской войны был созыв первого в истории Англии сословно-представительного учреждения – парламента (1265 г.) В него наряду с баронами и духовными феодалами были приглашены представители от рыцарей и наиболее значительных городов. Его функции: 1) право на участие в издании законов; 2) право решать вопросы о поборах в пользу королевской казны; 3) право осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве судебного органа.

Происходит развитие нового исполнительного органа – Королевского совета. Он представлял собой узкую группу ближайших советников короля, в руках которой сконцентрировалась высшая исполнительная и судебная власть.

Главой королевской  администрации оставаётся шериф, а в сотне – его помощник, бейлиф. Кроме них, представителями королевской администрации на местах были коронеры и констебли. Назначаются в графствах так называемых охранителей, или мировых судей. Они обладали полицейскими и судебными полномочиями.

Судоустройство. Всшими судами в Англии стали Суд королевской скамьи (уголовные дела), Суд общих тяжб (гражданские дела) и Суд казначейства, ведавший разбором гражданских дел, в которых одной из сторон выступала корона. С развитием гражданского оборота из общей системы высших королевских судов выделился Суд лорда – канцлера, который решал вопросы «по справедливости».  

32. Абсолютная  монархия в Англии и ее особенности.

Государственный строй.

Особенности:

1.наряду с сильной  королевской властью в Англии  продолжал существовать парламент.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"