Шпаргалка по «Теории государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:33, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Теории государства и права»

Файлы: 1 файл

ОСНОВЫ_ПРАВА_ШПОРЫ.doc

— 618.00 Кб (Скачать файл)

5. Понятие и сущность государства.

 Государство — это политико-территориальная, суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающего  посредством правовых предписаний первоначально интересы господствующих  классов, а по мере сглаживания классовых противоречий — осуществляющая  на правовой основе все более широкие общесоциальные функции (Кучинский В.А., Горбаток Н.А. Вишневский А.Ф.).

Основными признаками государства  являются следующие:

1) государственная власть. Государство характеризуется  наличием  особого аппарата, при помощи которого выполняются политические функции  управления и принуждения.

2)  население. Государственная  власть объединяет людей по  признаку территории.

3) государственный суверенитет.  Он означает  самостоятельность, независимость государства, которая выражается в   его возможности свободно, по собственному усмотрению, решать свои внешние и внутренние   дела без нарушения прав других государств и без вмешательства других государств.

4) сбор налогов, необходимых для содержания аппарата публичной власти и социальной поддержки малоимущих слоев населения.

5) законотворчество. Только государство,  выступая официальным представителем  общества,  может издавать законы  и иные правовые положения,  обязательные для всего населения страны.

Функции государства — это основные направления его деятельности, осуществляемые в установленном в законе порядке. Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере ее изменения, по мере перехода к сущности иного порядка. По сферам  деятельности государства его функции подразделяются на  внутренние и внешние.

К внутренним функциям государства относятся:

экономическая, которая состоит  в выработке и координации  стратегических направлений развития  экономики страны;

социальная, направленная обеспечение  всестороннего развития личности, ее социальной защищенности, нормальных условий жизни всех членов общества;

культурно-воспитательная, в основе которой развитие  демократии, науки, образования, обеспечения всестороннего развития личности, воспитание высокой сознательности;

 охрана правопорядка, общественной  безопасности, заключающаяся  в  проведении в жизнь гарантий  законности, охране прав собственности,  прав, свобод  и законных интересов  граждан и организаций;

экологическая, направленная на защиту окружающей среды.

К внешним функциям государства  относятся:

 представительство  государства  в мировом сообществе,

 оборона страны от  нападения  извне, борьба за мир,

взаимовыгодное  сотрудничество с  другими государствами в решении глобальных мировых проблем (экологических, энергетических, сырьевых, продовольственных и других);

межгосударственное экономическое  и политическое сотрудничество, отвечающее национальным интересам;

Выполнение  функций обеспечивается государственным механизмом, т.е. системой органов и учреждений государства, подразделяемых на  органы  государственной власти, органы государственного управления, суды.

В  систему государственного механизма  входят:

а) законодательные органы  —  парламенты ( в Республики Беларусь — Национальное собрание, в РФ — Федеральное собрание, в  США — Конгресс, в Польше —Сейм и т.д.)

б) исполнительные органы — президент, правительство, министерства, комитеты и др.

в) судебные органы  в соответствии с судебной системой государства .

г) правоохранительные органы государства  — прокуратура, министерство внутренних дел, полиция, милиция, таможенные органы.

 

2. Понятие  права.  Соотношение права и морали.

Право является одним из самых сложных  общественных явлений. Оно  так или иначе затрагивает интересы каждого человека, различных социальных групп населения. Юридической науке известно множество правовых теорий, по–разному  раскрывающих природу и сущность  права. Существует несколько определений права, среди которых нет ни одной общепризнанной, разделяемой всеми.

Основные черты права:

    1. Право — прежде всего совокупность правил поведения, норм, установленных или санкционированных государством.
    2. Право — систематизированная совокупность издаваемых или санкционируемых правил поведения
    3. Право выражает государственную волю.
    4. Право — это система  правил поведения, имеющих общеобязательный характер, то есть  подлежащих выполнению всеми субъектами права, обладающими определенными  правовыми признаками (всеми  гражданами, всеми военнослужащими, всеми субъектами хозяйствования и т. д.)
    5. Право, составляющие его правовые нормы, всегда выступают в определенной, официально выраженной  письменной форме. Это — установленные в государстве нормативно-правовые акты (законы, декреты, указы, постановления и  т. д.), допускаемые законодательством нормативные договоры, санкционированные обычаи, признаваемые в некоторых странах правовые прецеденты. Официальная письменная форма придает правовым нормам необходимую формальную определенность (точность формулировок) и подтверждает их юридическую силу, то есть их место и значимость в иерархии нормативно-правовых актов.
    6. Реализация права обеспечивается государством. Средства государственного воздействия применяются только уполномоченными на то органами и в соответствии с установленными законом процедурами.
    7. Право как системная совокупность норм характеризуется динамизмом,  изменчивостью, которые обусловлены развитием и изменением регулируемых правом общественных отношений.

Исходя  из перечисленных  признаков  право —  это система общеобязательных правил поведения (норм)  устанавливаемых либо санкционируемых государством или компетентными государственными органами, а также  принимаемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, выражающих волю определенных классов, слоев населения, а по мере стирания социальных различий и демократизации общества — большинства населения с учетом интересов меньшинства, реализация которых обеспечивается государством.

 

3. Система и источники   права 

Система права — это его деление на отрасли по основным видам общественных отношений, регулируемых нормами права. Различаются  следующие основные отрасли права: конституционное, административное, финансовое, международное, земельное, лесное,  водное и другие отрасли природоохранительного права, гражданское, трудовое, семейное, аграрное, уголовное уголовно-исполнительное  другие отрасли права.

Основным критерием деления  права на отрасли права является предмет правового регулирования  и метод этого регулирования, то есть способ воздействия на определенные общественные отношения.

Отрасль права есть совокупность  обособленных юридических норм, регулирующих определенный род общественных отношений. Например, гражданское право регулирует имущественные   и тесно связанные с ними неимущественные отношения, уголовное право — отношения, связанные с  совершением преступлений и установлением наказаний, семейное право регулирует личные и имущественные  отношения, вытекающие из брака  и принадлежности к семье.

Институт права —  это обособленная  часть отрасли права, представляющая  собой группу норм,  регулирующих определенный  вид общественных отношений. Например, институт наследования  в гражданском праве, институт  необходимой обороны в уголовном праве, институт усыновления в семейном праве и т.п.

Правовые нормы, составляющие содержание институтов  и отраслей права, создаются  в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов  и приобретают таким образом  внешние формы своего выражения. Такими внешними формами  являются нормативные правовые акты как источники правовых норм. Нормы права объективно проявляют себя  в формулировках статей законов и иных нормативно-правовых актов, то есть через законодательство, которое является  продуктом деятельности государства.

Система законодательства — совокупность нормативно правовых актов (внешних  форм выражения юридических норм), расположенных в соответствии с  системой права и целями (потребностями) государственного управления  в  той или иной сфере  общественной жизни.

Система права и система законодательства соотносятся между собой  как содержание и форма  одного и того же явления.  В РБ источниками права признаются: нормативный правовой акт (основной источник), нормативные договоры и правовые обычаи. Источник права – внешняя форма, т.е. способ «документирования» государственной воли. При рассмотрении конкретных юридических дел правоприменительные органы  вправе ссылаться на нормативные положения этих 3 источников права. Не являются источниками права в РБ судебные и иные решения по конкретным делам, юридические доктрины, религиозные писания.

Нормативный правовой акт  – это акт государственного или общественного правомерного действия, содержащий нормы права.  Является основным источником права в континентальной (романо-германской) правовой системе, к которой принадлежит и правовая система РБ. Романо-германская система сформировалась в континентальной Европе на основе рецепции римского права, на базе Свода законов Юстиниана.

Правовой обычай –  это санкционированное государством правило поведения, утвердившееся в обществе как простой обычай в результате длительной повторяемости и ставшее традицией.

Нормативный договор  – это содержащий нормы акт, созданный соглашением нескольких (не менее 2) субъектов права. Широко применяются нормы международных договоров.  Используются  и для регулирования внутринациональных отношений (напр., коллективные договоры, между нанимателями и работниками).

 

4. Виды нормативных правовых актов.

 Нормативный правовой акт — официальный документ  установленной формы,  принятый (изданный)  в пределах компетенции уполномоченного государственного  органа (должностного лица) или путем референдума, с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь  процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на  неоднократное применение (ст. 1  Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).

Конституция — это  Основной Закон государства, имеющий высшую юридическую силу, и закрепляющий  основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Конституция закрепляет основы  конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, форму государственного устройства, систему законодательной, исполнительной и  судебной властей, основы законодательного регулирования и всей нормотворческой деятельности.

Закон—это нормативный акт, принятый референдумом  или высшим представительным органом государственной власти (парламентом) в особом процессуальном  порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Законы бывают конституционные и  обыкновенные. К конституционным относится Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о толковании конституции.

Декрет – НПА главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией на основании делегированных Президенту Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный Декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Распоряжения издаются Президентом  и Премьер-министром, как правило, не устанавливают норм права, но бывают и нормативными.

Совет Министров  принимает постановления  по наиболее важным вопросам хозяйственного и культурного строительства.

Министерства, государственные комитеты принимают постановления.

К нормативным актам относятся  также  решения местных советов  депутатов.

 

    1. Понятие гражданского права, его предмет и метод.

Все нормы права, существующие в  государстве, делятся на ряд однородных групп (отраслей), по кругу общественных отношений,  регламентируемых данными нормами права, то есть по предмету правового регулирования. Предметом каждой отрасли права являются качественно  однородные группы общественных отношений, являющиеся  объектом регулирования общественных норм. Для определения предмета той или иной отрасли права необходимо установить, какой круг общественных отношений подвергается правовому регулированию.

Гражданское законодательство определяет правовое регулирование участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности,  регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или с их участием, договорные и иные обязательства, а также  другие имущественные и  связанные с ними личные неимущественные отношения.

Предметом гражданского права является круг общественных отношений, регулируемых гражданским законодательством, приведенный в статье 1 ГК РБ. Из анализа данной статьи можно выделить 3 группы отношений, составляющих предмет гражданского права: 1. имущественные отношения, 2. связанные с имущественными, личные неимущественные отношения, 3. личные не имущественные отношения, не связанные с имущественными.

1. Имущественные отношения. 

По содержанию имущественные отношения, регулируемые гражданским законодательством, являются товарно-денежными, стоимостными  обязательствами.

Имущественные товарно-денежные отношения  определяются экономической системой общества, которая развивается  на основе государственной и частной собственности. Государство представляет  всем равные права для осуществления и  хозяйственной или иной деятельности, кроме запрещенной  законом и гарантирует равную защиту и равные условия для  развития всех форм собственности, а также всем  равные возможности свободного использования  способностей и имущества для предпринимательской деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по «Теории государства и права»