Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 09:03, шпаргалка

Описание работы

1. Государство
2. Форма государства.
3 толкование термина право

Файлы: 1 файл

Право шпоры.docx

— 98.38 Кб (Скачать файл)

1. Государство – это политическая организация общества (устойчивого союза отдельных индивидов, созданного для достижения общего интереса, имеющего единую цель, общий язык, культуру, образ жизни, территорию), действующая на определенной территории в качестве средства, выражающего интересы всех слоев общества, и механизма регулирования, управления и подавления общества.

При этом государство отделено от общества, действует на основе права и принуждения  в отношении всех представителей общества, осуществляет согласование интересов отдельных слоев общества.

Признаки  государства:

1) наличие  определенной территории, границ, на  которой действует его юрисдикция;

2) населения,  на ней проживающего;

3) политическая  организации (власти). Право осуществления  государственной власти принадлежит  определенному кругу лиц через  органы государственной власти (аппарат  государства для управления и  подавления). Это система органов  и организаций, с помощью которых  осуществляется управление обществом  (армия, милиция, суды, прокуратура  и т. д.). Орган государственной  власти представляет собой звено  государственного аппарата, участвующего  в осуществлении конкретных государственных  функций и наделенного соответствующими  полномочиями;

4) суверенитет  – полная независимость государства  от других государств в его  внутренней деятельности (внутренний  суверенитет) и внешних отношениях (внешний суверенитет);

5) право  осуществлять определенные действия  в принудительном порядке (например, сбор налогов, пошлин и т.  д. с физических и юридических  лиц). Данное право составляет  материальную основу государства;

6) наличие  правовой системы и права осуществлять  правотворчество.

Функции государства (основные направления  его деятельности) классифицируют на:

1) внутренние (по решению определенного круга  задач, связанных с внутренней  деятельностью государства). Их подразделяют  на:

а) охранительные (поддержание правопорядка в государстве);

б) регулятивные (социальная, налоговая, культурная функции  – поддержание необходимого уровня жизни в обществе, сбор налогов, и  т. д.).

2) внешние  (для решения внешнеполитических  задач – оборона страны, сотрудничество  между государствами в сфере  экономики, культуры, политики и  т. д.). Она обеспечивается с  помощью вооруженных сил, участия  в деятельности международных  организаций (например, ООН). Органами, осуществляющими внешнеполитическую  деятельность государства, являются  дипломатические учреждения, международные  организации, контакт руководителей  государств и их представителей.

 

2. Форма государства.

1) Правление:

а) Монархия -  государство, в котором высшая государственная власть сосредоточена в руках одного человека.

Монархия  бывает:

- Абсолютная (ничем не ограничена) – монархи  одновременно являются главой  государства, правительство формируется  в основном из членов семьи,  сосредоточена в восточных странах  (Саудовская Аравия, Оман)

- Конституционная (ограничение конституцией) – главным субъектом принятия решений выступает парламент, разделены функции главы государства и главы правительства. Особенность ее во взаимоотношениях главы государства, правительства и парламента. Ни короли, ни императоры не имеют права возглавлять правительственный кабинет. Власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности. Принятие законов является исключительным правом парламента Англия, Испания.

б) Республика - форма правления, при которой  органы власти выбираются.

Республика  бывает:

- президентская  – президент является главой  государства, формирует правительство,  осуществляет подбор министров  и контроль за их деятельностью, избирается всеобщим голосованием. Правительство отчитывается перед президентом (США, Россия).

- парламентская – правительство формируется парламентом, отчитывается перед ним. Главой парламента является председатель правительства (Германия, Италия, Израиль).

2)Государственные  устройства:

а) Унитарное  государство - власть сосредоточена  в центре, нет разбиения на части. Территория государства подразделяется на административно – территориальные  единицы. Единая для всего государства  Конституция, общая система права, единая судебная система. Принцип унитарного государства характерен для маленьких  по территории государств (Латвия, Эстония)

б) Федеративное государство – существует центр, отдельные края, области и автономные округа, подчиняющиеся власти центра. Территория федерации состоит из территории отдельных субъектов. Каждый субъект федерации имеет свою правовую и судебную систему. На местах самоуправление, единая валюта, армия, закон (США, Россия)

в) Конфедеративное  государство – объединение относительно самостоятельных государств для решения определенных целей. Законодательная власть принадлежит Федеральному Собранию, состоящему из двух палат, а исполнительная Федеральному Совету (правительство) из семи федеральных советников (министров), избираемых на 4 года. (Бельгия, Нидерланды, Люксембург)

3) Политический  режим:

С помощью  политического режима осуществляется государственная власть. Через политический режим государство оказывает  влияние на общество.

а) Демократический  режим – народ – источник власти в обществах, его воля является решающей. Равенство всех перед законом. Каждому  гражданину гарантируются права  и свободы. Ключевые органы власти выбираются.

- прямая  демократия – народ участвует  в самоуправлении

- представительная  демократия – народ выбирает  своих представителей во власть.

б) Тоталитарный режим – насильственный контроль и всевластие государства над  обществом. Народ отстранен от власти и ограничен в правах и свободах.

Авторитарный режим  - жесткий контроль власти над определенными сферами (политика, экономика, безопасность, силовые структуры). Власть осуществляется одним конкретным лицом. Народ отстранен от власти и ограничен в правах и свободах

 

3. Необходимо выделить следующие значения, в которых возможно толкование термина право:

1) право –  это совокупность общеобязательных  для всех членов общества правил  поведения, оформленная в виде  юридических норм;

2) право как  неотъемлемая принадлежность индивида, субъективное право (например, конституционные  права – право на труд, право  на жилище и т. д.).

Таким образом, в науке правоведение право рассматривается  как совокупность установленных  государством общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, выраженных в официальной форме  и обеспеченных государственным  принуждением.

Значение  права очень велико: оно регулирует отношения в обществе в сферах экономики, политике и иных отношений; защищает законные права и интересы граждан. Именно право выступает  в качестве нормативной основы законности и правопорядка, всей правовой системы  общества.

Признаки:

а) нормативность, общий характер, общеобязательность, так как посредством применения права в обществе устанавливаются  единые и постоянные правила поведения  всех членов общества;

б) формальная определенность, так как право  находит свое выражение в законах  и иных предусмотренных законом  источниках. Право на их издание  и контроль за их исполнением принадлежит государству.

 

Функции права соответствуют функциям государства. Исходя из этой аналогии, согласно первой классификации можно выделить экономическую, социальную, экологическую и другие функции.

Если же исходить из специфических признаков права  и способов воздействия на общественные отношения, то выделяют следующие функции:

1. Регулятивную – реализуется через закрепление общественных отношений в нормативно-правовых актах. Но при этом обеспечивается свобода и организованность общественных отношений;

Регулятивная  функция права реализуется следующими путями:

1) путём закрепления  этих отношений в нормативно-правовых  актах. Правовые нормы придают  общеобязательную форму тем отношениям, которые составляют основу нормального  функционирования общества;

2) путём обеспечения  высокой степени свободы и  организованности общественных  отношений, способствования их  непрерывному совершенствованию  и развитию.

2. Охранительную – она ориентирована на охрану положительных правоотношений и пресечение противоправного поведения.

Охранительная функция реализуется через установление запретов на совершение противоправных деяний.

Норма права – этот определенное число составляющих систему права правил, установленных или санкционированных государством, элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целому.

Она обладает собственными содержанием и формой, в системообразующих процессах с другими нормами составляет содержание права в целом.

Нужно выделять нормы права из системы общественных отношений, представленных в виде технических (регулирующих отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой) и социальных норм (они регулируют отношения между людьми и их объединениями, социальную жизнь).

Нормы права  различаются по своему содержанию. Они могут разрешать, запрещать, предписывать, указывать на тот или  иной вид поведения субъектами правоотношений.

Отличие от команд, распоряжений по конкретным вопросам состоит в общеприменительном характере. Норма права адресована кругу лиц, определяемых исходя из ее содержания, ее действие рассчитано на неограниченное количество случаев.

 

4.Система  права представляет собой внутреннюю организацию, строение права, которые характеризуются единством, согласованностью, непротиворечивостью и взаимодействием правовых норм. Нормативный материал, ее составляющий, расположен и сгруппирован в определенной последовательности.

Элементы системы права:

1) правовые  нормы – исходные части системы  права;

2) правовые  институты – совокупность правовых  норм, их небольшая группа, регулирующая  один вид общественных отношений  (институт дарения в гражданском  праве и т. д.). Могут быть отраслевыми (сделки), межотраслевыми (собственность); материальными (купля—продажа), процессуальными (исковая давность); простыми (договора) и сложными (подряд), по выполняемым функциям их можно разделить на охранительные (институт трудового договора) и регулятивные (институт референдума);

3) подотрасли – совокупность родственных правовых институтов, группа регулируемых отношений у них уже, чем у отрасли права (авторское);

4) отрасли  права – совокупность правовых  норм, институтов, объединенных одной  однородной сферой общественных  отношений. Например, конституционная,  уголовная, экологическая и другие. Отрасль самостоятельна, устойчива,  но взаимосвязана с другими  отраслями. Отрасли могут быть  комплексными, то есть содержать  в себе положения нормативно—правовых  актов нескольких отраслей права.

Соотношение их определено в иерархии элементов  и взаимосвязи между ними.

В системе права необходимо выделить следующие группы:

 

1) публичное  право. Предмет его регулирования  – общественные отношения в  сфере государственного управления (конституционное право, административное  и другие отрасли права). Содержит  в себе правоотношения, затрагивающие  властные связи между субъектами  в порядке подчиненности;

2) частное  право. Предмет регулирования  отношения между индивидуумами  (сфера гражданского, семейного права).

Признаки  системы права:

1) единство  – принадлежность норм права  к одной правовой системе порождает  единство их целей;

2) различие  – каждая из норм, составляющих  систему права, имеет свое содержание, объект регулирования и т. д.;

3) взаимодействие  – при том, что нормы права  едины и различны по определенным  признакам, они должны быть  взаимосвязаны, так как входят  в единую иерархию нормативных  актов).

Правовая  система – совокупность правовых явлений и традиций отдельно взятой страны. В нее входят система права, учения, идеология, праворегулирование и правоприменительная практика.

 

5. Значение понятия «источник права»:

1) принимающие  правовые нормы общество, государство  для удовлетворения потребности  в нем;

2) объективные  условия в стране (политическая  ситуация в государстве, экономическое  развитие);

3) государственный  документ, содержащий нормы права.  Именно последнее значение дает  определение источнику права  в правовом смысле.

Источник  права, как правообразующий фактор, имеет следующие начала:

• материальные (условия бытия, экономические предпосылки, повлекшие возникновение права);

• идеологические (правовые взгляды, учения, на основании  которых возникло право)

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"