Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 09:03, шпаргалка

Описание работы

1. Государство
2. Форма государства.
3 толкование термина право

Файлы: 1 файл

Право шпоры.docx

— 98.38 Кб (Скачать файл)

Функции Президента РФ. Они определены статьёй 80 Конституции РФ. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Кадровые  полномочия Президента РФ: назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, назначение и освобождение по представлению Председателя Правительства РФ его заместителей и федеральных министров, представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Генерального прокурора РФ.

Полномочия Президента РФ в отношении органов исполнительной власти и органов, при Президенте: право председательствовать на заседаниях Правительства, давать поручения Правительству, утверждение структуры федеральных органов исполнительной власти, объявление об отставке Правительства, отмена постановлений и распоряжений Правительства, приостановление действия нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ, нарушения прав и свобод человека и гражданина, руководство работой Совета Безопасности РФ, Государственного совета РФ

Полномочия Президента РФ в сфере  законотворчества, непосредственной демократии и в отношении Федерального Собрания: назначение выборов депутатов Государственной Думы, роспуск Государственной Думы, назначение референдума РФ, подписание и обнародование, отклонение

Акты Президента РФ. Президент РФ издаёт указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Указы и распоряжения Президента РФ являются подзаконными актами и не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам, в противном случае они могут быть отменены в судебном пор

Неприкосновенность Президента РФ. Президент РФ обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий. В соответствии с Федеральным законом "О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" (2001) Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока полномочий, добровольной отставкой или по состоянию здоровья, обладает неприкосновенностью и не может быть привлечён к уголовной или административной ответственности в связи с исполнением им полномочий Президента.

18. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Порядок формирования Совета Федерации и всенародные выборы депутатов Государственной Думы обусловливают представительный характер Федерального Собрания. Федеральное Собрание является единственным федеральным органом законодательной власти и обладает полной компетенцией в сфере законотворчества в пределах предметов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ, в установленном Конституцией РФ порядке принимает законы о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы. Как законодательный орган Федеральное Собрание (точнее, его палаты) имеет некоторые контрольные и кадровые полномочия.

Структура Федерального Собрания.

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной  Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого  субъекта РФ - по одному от представительного  и исполнительного органов государственной  власти (всего 178 членов от 89 субъектов  РФ). Государственная Дума состоит  из 450 депутатов и избирается гражданами РФ сроком на четыре года по смешанной  пропорционально-мажоритарной системе. Иногда Совет Федерации называют верхней палатой, а Государственную  Думу нижней палатой. Совет Федерации, Государственная Дума избирают соответственно Председателя Совета Федерации и  его заместителей, Председателя Государственной  Думы и его заместителей, которые  ведут заседания и ведают внутренним распорядком палат. Совет Федерации  и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии. В настоящее  время в Совете Федерации на постоянной основе действуют 11 комитетов, в Государственной  Думе - 28 комитетов, а также постоянные и временные комиссии. В Государственной  Думе действуют также Совет Государственной  Думы, депутатские объединения (фракции  и депутатские группы). Федеральное  Собрание (в отличие от бывшего  Верховного Совета) не имеют общего для обеих палат Председателя, Президиум либо иной координирующий орган.

Порядок деятельности Федерального Собрания.

Федеральное Собрание является постоянно  действующим органом. Совет Федерации  и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных  государств, на совместных заседаниях голосования не проводятся и решения  не принимаются. Заседания палат, как  правило, являются открытыми, исключения могут быть установлены регламентами палат. Совет Федерации и Государственная  Дума проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

Палаты Федерального Собрания (Совет  Федерации и Государственная  Дума) принимают постановления по вопросам их ведения. Постановления  Совета Федерации и постановления  Государственной Думы принимаются  большинством голосов от общего числа  членов Совета Федерации и депутатов  Государственной Думы соответственно, если Конституцией не установлен иной порядок принятия решений.

 

19. Правительство РФ - высший исполнительный орган государственной власти РФ. Правительство осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти (государственных комитетов, федеральных служб, федеральных агентств и других федеральных ведомств), организует исполнение на территории РФ Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением. Правительство РФ - орган общей компетенции, его компетенция охватывает практически все сферы жизни общества.

Состав и порядок формирования.

Правительство РФ является коллегиальным  органом, в соответствии со статьёй 110 Конституции РФ оно состоит  из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных  министров. Председатель Правительства  РФ назначается Президентом РФ с  согласия Государственной Думы, освобождается  от должности Президентом РФ. Заместители  Председателя Правительства РФ и  федеральные министры назначаются  на должность и освобождаются  от должности Президентом РФ по предложениям Председателя Правительства РФ. Особенность  российского Правительства - его  беспартийный характер. Решающее влияние  на формирование Правительства оказывает  беспартийный Президент РФ, формируя его по профессиональному, а не по партийно-коалиционному принципу.

Политическая ответственность.

Правительство РФ несёт политическую ответственность преимущественно  перед Президентом РФ, а также  перед Государственной Думой. Президент  РФ принимает решение об отставке Правительства РФ по заявлению самого Правительства, в связи с выраженным Государственной Думой недоверием или отказом в доверии. Перед  вновь избранным Президентом  РФ Правительство РФ слагает свои полномочия. Освобождение от должности  Председателя Правительства РФ также  влечёт отставку Правительства. Государственная  Дума может выразить недоверие Правительству  РФ, а Председатель Правительства  РФ может поставить вопрос о доверии  Правительству РФ. В случае повторного в течение трёх месяцев выражения  недоверия либо отказа в доверии  по запросу Председателя Правительства  РФ Президент РФ обязан либо объявить об отставке Правительства либо распустить Государственную Думу. Правительство  вправе подать в отставку, которая  принимается или отклоняется  Президентом РФ.

 

Акты правительства.

 

Правительство РФ издаёт постановления  и распоряжения и обеспечивает их исполнение на всей территории РФ. Постановления  издаются по вопросам, имеющим нормативный  характер, распоряжения - по оперативным, текущим и другим вопросам, не имеющим  нормативного характера. Акты Правительства  могут быть отменены Президентом  РФ, а также обжалованы в суд.

 

Полномочия.

 

Полномочия Правительства РФ установлены  статьёй 114 Конституции РФ, главой 3 Федерального конституционного закона "О Правительстве РФ" (1997) и  подразделяются на:

общие полномочия;

полномочия в сфере экономики;

полномочия в сфере бюджетной, кредитной, финансовой и денежной политики;

полномочия в социальной сфере;

полномочия в сфере науки, культуры, образования;

полномочия в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

полномочия в сфере обеспечения  законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью;

полномочия по обеспечению обороны  и государственной безопасности;

полномочия в сфере внешней  политики и международных отношений;

иные полномочия, которые могут  быть возложены на Правительство  федеральными законами и указами  Президента РФ.

 

 20. Судебная власть - одна из разновидностей государственной власти. Судебная власть осуществляется только судом в лице судей, а также привлекаемых в установленном порядке присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия и судебной власти. Судебная власть осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

 

Судебная  система.

 

Судебная система устанавливается  Конституцией РФ и Федеральным конституционным  законом "О судебной системе РФ" (1996). Судебную систему РФ составляют федеральные суды и суды субъектов  РФ. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Специализированные и иные суды могут быть созданы только путём изменения судебной системы РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

 Назначение судей. 

Согласно статье 119 Конституции  РФ судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое  образование и стаж работы по юридической  профессии не менее пяти лет. Федеральными законами могут быть установлены  дополнительные требования к судьям федеральных судов, дополнительные требования установлены к судьям Конституционного Суда РФ. Порядок  назначения судей федеральных судов  установлен статьями 83, 102 Конституцией РФ и статьёй 13 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ". Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации  по представлению Президента РФ. Предложения  о кандидатах на должности судей  Конституционного Суда РФ могут вноситься  Президенту РФ членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, законодательными (представительными) органами субъектов  РФ, высшими судебными органами и  федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

 

Председатель  Верховного Суда РФ и Председатель Высшего Арбитражного Суда назначаются  на должность Советом Федерации  по представлению Президента РФ, основанному  на заключении квалификационных коллегий судей этих судов. Заместители председателей и другие судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя и заключении Квалификационной коллегий судей соответствующего суда.

 

Судьи судов общей юрисдикции (в  том числе военных судов) и  арбитражных судов среднего и  основного звена назначаются  Президентом РФ по представлению  соответственно Председателя Верховного Суда РФ, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей соответствующего суда и согласованному с законодательными (представительными) органами субъектов  РФ (за исключением судей военных  судов, и судей федеральных арбитражных  судов округов, кандидатуры последних представляются с учётом предложений законодательных (представительных) органов субъектов РФ). Для представления кандидатур на должности председателей и заместителей председателей этих судов необходимо также заключение высшей квалификационной коллегии судей РФ. Судьи конституционных (уставных) судов субъектов РФ и мировых судей субъектов РФ назначаются на должности в порядке, установленном законами субъектов РФ, как правило законодательными (представительными) органами субъектов РФ.

 

Конституционный Суд  РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

 

Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок  образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются статьёй 125 Конституции  РФ и Федеральным конституционным  законом "О Конституционном Суде РФ"(1994). Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей.

 

Конституционный Суд РФ:

по запросам Президента РФ, Совета Федерации или одной пятой  его членов, Государственной Думы или одной пятой его депутатов, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, органов  законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных  законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства РФ, конституций  республик, уставов, а также законов  и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам ведения РФ и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ;

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"