Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 09:03, шпаргалка

Описание работы

1. Государство
2. Форма государства.
3 толкование термина право

Файлы: 1 файл

Право шпоры.docx

— 98.38 Кб (Скачать файл)

 

2. Романо—германская  (континентальная) правовая система.

В качестве основы явилось римское  право. Странами, где действует указанная  правовая система, являются континентальная  Европа, Северная Африка, Южная Америка, Япония, Россия. Отличительная особенность  состоит в том, что в отличие  от англосаксонской правовой семьи, где источником права являлся  прецедент, здесь эту роль выполняют  нормативно—правовые акты, сформированные в единую систему.

 

3. Система  мусульманского (религиозного) права.

Существует  в странах, где традиционно действует  ислам (Иран, Саудовская Аравия, Ирак и  других). В подавляющем большинстве  стран данной системы источником права являются только религиозные  принципы. Но в ряде стран действует  двоякая правовая система, где наряду с действием религиозных принципов  применяется кодифицированное право. Особенностью данной системы является также следующее. Право даровано богом, а, значит, обязательно к применению. Нормативно—правовые акты вторичны, роль судебной практики незначительна. При этом большим авторитетом  пользуется религиозные произведения.

 

4. Система  традиционного (обычного) права

Наиболее  архаичная система, существующая в  ряде государств Африки, племен Южной  Америки, на островах Океании. Основой, источником права является обычай. Право некодифицировано, основу обычаев составляют мифология, моральные нормы. Правосудие осуществляется жрецами, вождями и т. д. Допускается возможность мести при совершении тяжкого преступления. Необходимо отметить, что со стороны государственных органов некоторых стран (например, Индонезии) признано право за племенами вершить правосудие, опираясь на обычаи, а не на нормативно—правовые акты страны.

 

11. Международное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения.

 

Субъекты  международного права – это государства, объект регулирования – межгосударственные отношения.

В системе  международного права выделяют:

1) международное  публичное право (предмет регулирования  – непосредственно властные отношения  между государствами);

2) международное  частное право (предмет регулирования  – гражданско—правовые отношения международного характера).

Норма международного права – это обязательное правило, регулирующее поведение и порядок  взаимоотношений государств и иных субъектов международного права. Действие норм международного права обеспечивается предусмотренным в них правовым механизмом.

Принято производить  следующую классификацию норм международного права:

1) по предмету  правового регулирования они  подразделяются на виды, отражающие  специфику сферы действия (международное  морское право, железнодорожные,  морские перевозки, правовой режим  Антарктики и т. д.);

2) по сфере  действия на универсальные (Устав  ООН, Венская Конвенция о праве  международных договоров (Вена, 23 мая 1969 г.) и т. д.) и локальные  (Декларация о соблюдении принципов  сотрудничества в рамках Содружества  Независимых Государств, Конвенция  о привилегиях и иммунитетах  Евразийского экономического сообщества  и т. д.). То есть данная классификация позволяет определить, в отношении ограниченного количества государств действует норма международного права, или подлежит выполнению в обязательном порядке всеми государствами.

3) по методу  правового регулирования на императивные (подлежащие выполнению только  в том виде, в котором они  приняты, не позволяющие отклонений) и диспозитивные (допускающие  выбор по усмотрению сторон).

Нормы международного права и правовой системы РФ

Нормы международного права и нормы правовой системы  РФ взаимосвязаны между собой.

Соотношение правовой системы РФ и общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров  РФ определено в ст. 15, п. 4 Конституции  РФ. Общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным  договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. При этом нужно учесть тот факт, что эти принципы и  нормы должны быть признаны таковыми РФ, то есть РФ как субъект права  должна выразить согласие на обязательность для нее международного договора.

 

12. Основой правового регулирования в нашей стране является Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Конституция – это основной закон государства. Предметом регулирования Конституции  являются следующие категории общественных отношений:

1) права и  свободы человека;

2) организация  управления государством с соблюдением  принципов суверенитета и разделения  властей, устройство государственного  механизма;

3) политико—территориальное устройство, форма правления, форма государственного устройства.

К основным направлениям реализации конституционных  норм, в которых проявляется назначение Конституции, относятся:

1) учредительная,  так как именно Конституция  придает законность государству,  общественному строю, основам  политической системы,

2) организаторская, потому что в конституции установлен правовой порядок в стране,

3) идеологическая, так как выражает идеологическую основу проводимой государством политики,

4) информационная, так как является главным источником информации о стране, ее принявшей,

5) программная,  так как она содержит ряд  положений, реальность которых  будет возможна в будущем, а  также те положения, которые  в момент ее принятия казались  новыми, но со временем стали  широко распространены.

Конституция как основа нормативно—правовых  отношений и как нормативно—правовой  акт обладает следующими свойствами:

а) основополагающий характер, она регулирует важнейшие  общественные отношения в стране (политический строй, статус личности, устройство федерации)

б) нормативность,

в) высшая юридическая  сила, ее нормы по правовой силе превышают  иные законы,

г) особый порядок  ее принятия и изменения, отличный от принятия федеральных законов,

д) учредительность.

Конституция РФ непосредственно порождает права  и обязанности всех субъектов  правоотношений. Она:

 

1) называет  носителем суверенитета и единственным  источником власти в Российской  Федерации многонациональный народ  (п. 1, ст. 3 Конституции РФ). Государственная  власть целостна. Полномочия, предоставленные  Конституцией РФ народу страны, не могут быть переданы кому—либо  другому;

 

2) закрепляет  принцип, согласно которому народ  осуществляет свою власть непосредственно,  а также через органы государственной  власти и органы местного самоуправления (п. 2 ст. 3 Конституции РФ), при этом  высшим непосредственным выражением  власти народа называется референдум  и свободные выборы (п. 3 ст. 3 Конституции  РФ).

 

13.

 

 

 

15. Понятие федеративного устройства.

Федеративное  устройство - характеризует состав государства, правовое положение его  составных частей - субъектов федерации, их взаимоотношения с самим государством.Принципы федеративного устройства. Федеративное устройство РФ основано на конституционных принципах, закреплённых в статье 5 Конституции РФ:Государственная целостность РФ. Российская Федерация - единое и неделимое государство. Государства и государственные образования - субъекты РФ не имеют права выхода из состава РФ. Суверенитет РФ распространяется на всю её территорию. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.Единство системы государственной власти. Органы государственной власти РФ и субъектов РФ образуют единую систему государственной власти. Полномочия федеральных органов государственной власти распространяются на всю территорию РФ. Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов. Разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором, иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.Равноправие и самоопределение народов. Формами самоопределения народов являются субъекты РФ, образованные по национально-территориальному принципу - республики в составе РФ и автономные округа, а также национально-культурные автономии. Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, а также права коренных малочисленных народов.

Равноправие субъектов РФ (принцип симметричной федерации). Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все  субъекты РФ между собой равноправны. Субъекты РФ имеют равную компетенцию (круг предметов ведения и полномочий), хотя есть и небольшие различия (например, в праве установления государственного языка), равное представительство в  Совете Федерации, на равных основаниях заключают договора и соглашения с Российской Федерацией и другими  её субъектами.

Особенности федеративного устройства России.

Российская  Федерация - неоднородная федерация, построенная  по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения - по территориальному принципу. Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку  Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим (его сущность и содержание - разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ). Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов - краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область.

16. Понятие и признаки государственных органов.

Государство осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Государственный орган - часть государственного аппарата (гражданин или коллектив  граждан), наделённая государственно-властными  полномочиями, уполномоченная государством на осуществление его задач и  функций и действующая в установленном  государством порядке. Каждый государственный  орган наделён государственно-властными  полномочиями, правом издавать акты, обязательные для исполнения. Государственно-властные полномочия находят выражение в  компетенции государственных органов, которая представляет собой совокупность предметов их ведения и полномочий, которыми они наделены. Компетенция  государственных органов определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, а  также другими нормативными правовыми  актами РФ и субъектов РФ, в частности, положениями об этих органах. Каждый государственный орган образуется и действует в порядке, установленном  государством (правовыми нормами). Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции, и при этом он является составной частью единой системы  органов государственной власти (или государственного аппарата) Российской Федерации.

 

 Виды государственных органов. 

 

Наибольшее значение имеет разделение государственных органов по принципу разделения властей:

К органам  законодательной власти относятся  Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) и законодательные (представительные) органы субъектов РФ.

К органам исполнительной власти относятся  Правительство РФ, министерства, государственные  комитеты, федеральные службы и другие федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы, высшие и иные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Органами судебной власти являются Конституционный Суд РФ, Верховный  Суд РФ, Высший Арбитражный Суд  РФ, другие федеральные суды и суды субъектов РФ, входящие в судебную систему РФ (о судебной системе - см.вопрос 47).

 

 Президент РФ занимает особое  место в системе органов государственной  власти, он является главой государства,  гарантом Конституции РФ, обеспечивает  согласованное функционирование  органов государственной власти  и вместе с органами, обеспечивающими  его деятельность, не входит непосредственно  ни в одну из основных ветвей  власти. Ни к одной из основных  ветвей власти не относятся  также органы прокуратуры, избирательные  комиссии и некоторые другие  государственные органы с особым  статусом.

 

Государственные органы делятся также  на федеральные (государственные органы РФ) и региональные (государственные  органы субъектов РФ). Государственные  органы подразделяются также по порядку  формирования на избираемые гражданами и формируемые другими государственными органами. По характеру компетенции государственные органы подразделяются на органы общей компетенции и органы специальной компетенции. Государственные органы бывают единоличные (Президент РФ), коллегиальные (Правительство РФ), единоначальные (Генеральная прокуратура РФ). Единоличные государственные органы зачастую рассматриваются не как государственные органы, а как государственные должностные лица.

 

17. Пост Президента РСФСР учреждён в 1991 году по итогам первого российского референдума 17 марта 1991 года. Конституция РФ определяет Президента РФ как главу государства, ставит на первое место среди федеральных государственных органов и не относит непосредственно ни к одной из основных ветвей власти. Президент РФ возглавляет Совет Безопасности РФ и является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ, руководит деятельностью некоторых федеральных органов исполнительной власти.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"