Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:49, шпаргалка

Описание работы

Рабоат содержит 37 ответов на вопросы подисциплине "Теория государства и права"

Файлы: 1 файл

ПРАВОВЕДЕНИЕ ЗАЧЕТ.docx

— 154.69 Кб (Скачать файл)

1)Теория  происхождения права и государства.

Теории происхождения государства — теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет исследования науки-теория государства и права. К основным теориям возникновения государства принято относить: ♦теологическую (религиозная, божественная);  ♦патриархальную (отеческая);  ♦ договорную (естественно-правовая); ♦ органическую;  ♦ психологическую; ♦ ирригационную; ♦ насилия (внутреннего и внешнего); ♦ экономическую (классовую).

Теологическая теория возникновения  государства. Теологическая (религиозная)  теория  господствовала в средние века. Теократическая теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы, по­скольку представляли собой правление жрецов. Божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства - обязательность. Патриархальная теория возникновения государства

Основоположником  патриархальной теории считается древнегреческий  философ Аристотель (384 -322 до н. э.).  Аристотель считал, что люди как  коллективные существа стремятся к  общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию  государства. Аристотель трактовал  государство как продукт размножения  семей, их расселения и объединения. Договорная теория возникновения государства . Суть договорной (естественно-правовой) теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор". Договорная теория возникновения государства получила распространение в XVII - XVIII вв. Ее авторами в разное время являлись: Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед; Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы;

Органическая теория возникновения  государства. Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму: • люди образуют государство, как клетки - живой организм; • государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) - рукам и т. Д. Психологическая теория. Основоположником этой теории считается российско-польский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 - 1931). Данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г. Тард. Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека: 1)желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным; 2)желание сильных повелевать другими людьми, подчинить их своей воле; 3) желание отдельных членов общества не подчиняться об­ществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совер­шать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания.

Теория насилия. Насилие как главный фактор возникновения государства выдвигалось различными авторами на протяжении столетий. По их мнению, государство возникло путем насилия: *одних членов общества над другими членами общества внутри одного государства; *одних государств над другими (завоевания, порабощения, колониальная политика).  Ирригационная теории возникновения государства. Суть ее в том, что государство возникло в процессе ведения земледелия с использованием рек для орошения земель (ирригация).

Экономическая (классовая) теория возникновения  государства. Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе: 1)произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля); 2)возник прибавочный продукт;  3)в результате присвоения чужого труда общество рас­слоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров; 4)появились частная собственность и публичная власть; 5)для поддержания господства эксплуататоров был создан специальный аппарат принуждения - государство.

 

2) Понятие, признаки, функции и  задачи государства.

Госуда́рство — политико-территориальная организация суверенной власти в обществе, обладающая особым аппаратом принуждения и правом издавать властные предписания, обязательные для всех лиц, проживающих на данной территории.

Признаки государства:

 

Функции государства

Основная функция государства — обеспечение комфортного проживания своих граждан.

С этой целью государство выполняет  ряд задач: 1)управление хозяйством и обществом;

2)оборона  собственной территории.

Функции государства классифицируются: 1)по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние; 2)по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства); 3)по значению: на основные и дополнительные; 4)по видимости: на явные и латентные,

5)по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

Внутренние функции  государства: Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций. Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

Внешние функции государства: 1)Внешнеполитическая функция— развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях. 2)Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.  Основные задачи государства на современном этапе: 1. обеспечение самосохранения общества и государства. 2. обеспечение безопасности и укрепление государства. 3.содействие социальному, экономическому и культурному развитию общества. 4. преодоление противоречий, существующих в обществе (социальных, национальных)

 

3)Различие права и закона.

Пра́во — один из видов регуляторов общественных отношений; система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. П. обладает большим потенциалом воздействия на жизнь общества. П. обусловлено экономич. строем общества, его социально-политич. структурой; оно не может быть выше, чем культурное развитие общества, и испытывает влияние историч. традиций, господствующей идеологии и некоторых др. факторов. Однако в системе этих обусловливающих П. и воздействующих на него факторов государство (гос. власть) играет особую, конститутивную роль, ибо без него социальные нормы и отношения не могут получить общеобязат. характер, стать юридическими.

Закон(в юриспруденции) — в узком смысле это нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы.

4) Понятие и признаки правового  государства.

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Основные признаки правового государства:

1) Осуществление  государственной власти в соответствии  с принципом ее разделения  на законодательную, исполнительную, судебну . 2) Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.  3)Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон.Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.  4)Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений.

5)Взаимная  ответственность государства и  личности: личность ответственна  перед государством, но и государство  не свободно от ответственности  перед личностью за неисполнение  взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих  личности права. 

6)Реальность  закрепленных в законодательстве  основных прав человека, прав  и свобод личности, что обеспечивается  наличием соответствующего правового  механизма их реализации, возможностью  их защиты наиболее эффективным  способом - в судебном порядке.

7)Реальность, действенность контроля и надзора  за осуществлением законов, иных  нормативно-правовых актов, следствием  чего является доверие людей  государственным структурам, обращение  для разрешения сугубо юридических  споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.

8)Правовая  культура граждан - знание ими  своих обязанностей и прав, умение  ими пользоваться; уважительное  отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера  в право силы и неверие в силу права).

 

5)Система права.

Система права - это внутреннее строение структурных элементов права.

Включает в себя три основных компонента: нормы права, институты права, отрасли права. Могут быть также выделены  субинституты и подотрасли.

Отрасль права является самым крупным элементом в системе права. Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений своеобразием предмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль — род общественных отношений.

Правовой институт представляет собой обособленную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения внутри одной отрасли права или на их стыке.

Несколько близких  по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права.

Предметом правового регулирования принято считать общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм права. Каждой отрасли соответствует свой предмет регулирования, иначе говоря, каждая отрасль отличается предметным своеобразием, спецификой регулируемых общественных отношений.

Метод правового регулирования — это обусловленный предметом способ воздействия права на общественные отношения. Методы правового регулирования характеризуются тремя обстоятельствами: а) порядком установления субъективных прав и обязанностей субъектов общественных отношений; б) средствами их обеспечения (санкциями); в) степенью самостоятельности (усмотрения) действий субъектов. В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Классификации системы права

Отрасли материального и процессуального  права. В системе права выделяют также отрасли материального и процессуального права. Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения. Большинство отраслей относится к категории материального права (уголовное, государственное, предпринимательское, семейное и др.). Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон.  Частное и публичное право. Система права включает в себя отрасли публичного и частного права. Со времени действия римского права было принято относить к отраслям публичного права те из них, где присутствуют интересы государства, а к частному — отрасли, где господствуют интересы частных лиц, граждан, отдельной личности, объединений людей. К отраслям публичного права относят государственное, административное, финансовое, уголовное и др., а к частному праву — гражданское, семейное, торговое, трудовое. Частное право призвано обслуживать потребности людей, вытекающие из имущественных и личных не имущественных отношений.

Внутригосударственное право и  международное право. Наконец, выделяют внутригосударственное (или национальное) право и международное право.

К национальному  праву принято относить совокупный массив отраслей, регулирующие отношения  внутри данного государства и  отличаются своеобразием национальных, исторических, культурных особенностей конкретного народа. Международное  же право концентрирует совокупный опыт человеческой цивилизации и  является результатом согласования воли субъектов международного общения  главным образом — государств.

 

6)Нормы права и ее структура

Норма права — это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права, обязанности и ответственность участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения. Норма права — это закрепленное в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Структура нормы права

1)Гипотеза (если…) — это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.

В зависимости  от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:

1) Простая  гипотеза предполагает какое-то  одно условие, через которое  реализуется юридическая норма. 2)Сложная гипотеза связывает  действие нормы с наличием  двух или более условий. Разновидность  сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права  в действие достаточно одного  из перечисленных в ней фактических  обстоятельств.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"