Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:49, шпаргалка

Описание работы

Рабоат содержит 37 ответов на вопросы подисциплине "Теория государства и права"

Файлы: 1 файл

ПРАВОВЕДЕНИЕ ЗАЧЕТ.docx

— 154.69 Кб (Скачать файл)

4) Механизм  государства призван надежно  гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.

Структура государственного аппарата Российской Федерации.

Тесная   взаимосвязь   функций   и   механизма   государства   обусловливает  необходимость  структурно-функционального  подхода  к   изучению   структуры  государственного  механизма.

Структурно-функциональный   анализ   механизма   современного    Российского государства означает изучение роли и места в нем  образующих  его  элементов государственных  органов и их системных образований,  как  они  закреплены  в Конституции  РФ  (структурный  подход)  в  сочетании  с  их   функциональным назначением, выполняемыми  ими  государственными  функциями  (функциональный

подход).

Опираясь  на  конституционно  выделяемые  на   основе   разделения   властей структурные подразделения  государственного механизма и учитывая  выполняемые составляющими  их  органами   функции,   т.   е.   на   основе   структурно- функционального анализа, можно выделить следующие виды (группы,  подсистемы) органов, образующих механизм современного Российского государства.

1. Президент  РФ. С принципом разделения властей  вполне сообразуется то,  что  по  Конституции  РФ  Президент   РФ  как  глава  государства   не   относится непосредственно  к какой-либо одной из трех  основных ветвей  власти,  подобно  тому, как это закреплено в  Конституциях Франции, Германии, Италии.

Согласно  Конституции  РФ,  Президент  РФ  является   гарантом   федеральной  Конституции,  прав  и  свобод  человека  и   гражданина.   В   установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета  Российской Федерации, ее  независимости  и  государственной  целостности,  обеспечивает согласованное  функционирование  и  взаимодействие  органов  государственной

власти.

2. Органы представительной  и   законодательной  власти. Представительным  и законодательным постоянно действующим органом Российской Федерации является Федеральное Собрание. Это—  первый  после  Октябрьской  революции  парламент России, ибо бывший Верховный Совет лишь формально назывался парламентом,  но никогда по существу им не был. Федеральное Собрание РФ, состоящее  из  двух палат -  Совета  Федерации и Государственной Думы, наделено широкими полномочиями, главное среди  которых - издание федеральных законов.

3. Органы исполнительной власти.  Согласно  Конституции  РФ,  исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство России.  Оно  состоит из Председателя Правительства РФ и заместителей  Председателя  Правительства РФ и федеральных министров.

Правительство РФ: а) разрабатывает и представляет Государственной Думе РФ  федеральный  бюджет

и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной  Думе  РФ  отчет об исполнении федерального бюджета; б)  обеспечивает  проведение  в  Российской  Федерации  единой   финансовой,

кредитной и  денежной политики; в) обеспечивает проведение в  Российской  Федерации  единой  государственной политики  в   области   культуры,   науки,   образования,   здравоохранения,

социального обеспечения, экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д)  осуществляет  меры  по  обеспечению  обороны   страны,   государственной безопасности, реализации внешней политики; е) осуществляет меры по  обеспечению  законности,  прав  и  свобод  граждан,

охране собственности  и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) осуществляет  иные  полномочия,  возложенные  на  него  Конституцией  РФ, федеральными законами, указами Президента России.

 

22) Правовой статус президента  Российской Федерации.

Правовой  статус Президента Российской Федерации

Закрепляя статус Президента РФ как главы государства, Конституция в ст. 80 предусматривает  в обобщенной форме связанные  с этим функции. Они касаются основ  жизнедеятельности государства  и общества.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет персональную ответственность за то, чтобы механизмы защиты Конституции и прав человека и гражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или иным причинам в их реализации.

В установленном  Конституцией порядке Президент  принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости  и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти Российской Федерации.

В осуществлении  этих функций Президент может  использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать только в рамках Конституции.

Как глава  государства Президент представляет Россию внутри страны и в международных  отношениях. Важным аспектом в характеристике статуса Президента является само место  в Конституции главы о Президенте. Она открывает перечень глав, посвященных  органам государственной власти Российской Федерации. В прежней  Конституции глава о Президенте следовала за главой о высших представительных органах. Это было закономерно, ибо  в ней Президент определялся  в качестве главы исполнительной власти.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции). Содержание неприкосновенности Президента в Конституции не раскрывается, в отличие от неприкосновенности депутатов.

Такая формула  свидетельствует о высокой степени  защиты Президента, который получил  свои властные полномочия от народа на основе свободных выборов.

Неприкосновенность  Президента, а также другие правовые средства обеспечивают свободное и  ответственное осуществление Президентом  принадлежащих ему конституционных  полномочий и непрерывность функционирования института главы государства.

Однако неприкосновенность Президента нельзя трактовать как абсолютную. Предусмотрена в Конституции  возможность отрешения Президента от должности. Конституционный Суд  указал в названном Постановлении, что досрочное прекращение полномочий Президента в случае стойкой неспособности  по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия может  произойти вопреки согласию Президента.

 

23) Правовой статус правительства  Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации является органом  государственной власти Российской Федерации. Оно осуществляет исполнительную власть Российской Федерации, является коллегиальным органом, возглавляющим  единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Правительство Российской Федерации  состоит: 1)из членов Правительства Российской Федерации;

2)Председателя  Правительства Российской Федерации; 3)заместителей Председателя Правительства  Российской Федерации; 4)федеральных  министров.

Правительство Российской Федерации в пределах своих общих  полномочий:

1)организует  реализацию внутренней и внешней  политики Российской Федерации;

2)осуществляет  регулирование в социально-экономической  сфере;

3)обеспечивает  единство системы исполнительной  власти в Российской Федерации,  направляет и контролирует деятельность  ее органов; 4) формирует федеральные  целевые программы и обеспечивает  их реализацию; 5)реализует предоставленное  ему право законодательной инициативы.

Полномочия в сфере экономики: обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, и т. д.

В сфере бюджетной, финансовой, кредитной  и денежной политики Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики и т. д.

В социальной сфере Правительство  Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности и т. д.

В сфере науки, культуры, образования: разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки и т. д.

В сфере природопользования и охраны окружающей среды: обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия и т. д.

В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью: участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями.

Правительство Российской Федерации  осуществляет полномочия по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации.

 

24) Правовой статус Совета Федерации.

Статус и полномочия

Совет Федерации  является «верхней» палатой Федерального Собрания — парламента Российской Федерации.

В Совет Федерации  в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации  входят по два представителя от каждого  субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного  органов государственной власти.

Полномочия члена Совета Федерации  начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации приступает к осуществлению своих полномочий на десятый день со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Совет Федерации является постоянно  действующим органом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы, за исключением заслушивания посланий Президента Российской Федерации или Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. Члены Совета Федерации осуществляют свои полномочия на постоянной основе.

 

Совет Федерации образует комитеты, постоянные и временные комиссии из числа членов палаты. Совет Федерации вправе создавать, упразднять и реорганизовывать любые комитеты и комиссии.

Полномочия Совета Федерации определены Конституцией Российской Федерации. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации.

Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:

1.Совет Федерации  совместно с Государственной  Думой участвует в разработке  законопроектов, рассмотрении законов  и принятии решений по ним;

2.В порядке  реализации права законодательной  инициативы Совет Федерации самостоятельно  разрабатывает проекты федеральных  законов и федеральных конституционных  законов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации  подлежат принятые Государственной  Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

Федеральный закон считается одобренным Советом  Федерации, если за него проголосовало  более половины от общего числа членов палаты, а федеральный конституционный  закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов. Кроме того, федеральный  закон, не подлежащий обязательному  рассмотрению, считается одобренным, если в течение четырнадцати дней Совет Федерации его не рассмотрел. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут  создать согласительную комиссию для  преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон  подлежит повторному рассмотрению Государственной  Думой и Советом Федерации.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"