Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:49, шпаргалка

Описание работы

Рабоат содержит 37 ответов на вопросы подисциплине "Теория государства и права"

Файлы: 1 файл

ПРАВОВЕДЕНИЕ ЗАЧЕТ.docx

— 154.69 Кб (Скачать файл)

Каждый человек в Российской Федерации имеет право на неприкосновенность частной жизни, что означает предоставленную человеку и гарантированную государством возмож­ность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера.

Конституция гарантирует каждому  свободу совести, свободу вероисповедания, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соот­ветствии с ними.

Политические права и свободы — это права, принадлежащие человеку как члену поли­тического сообщества, когда он выступает прежде всего в качестве гражданина государст­ва. Это права и свободы граждан формировать органы государственной власти и само­управления и участвовать в их деятельности, в управлении государством.

К политическим правам относятся: Свобода мысли и слова. Это означает, что каждый человек может излагать свое мнение публично как в устной, так и письменной форме. Обязанность соблюдать это положение распространяется на государство, любую партию, общественную организацию, отдельную личность.

Право на информацию является элементом свободы мысли  и слова, это право свободно искать, получать, передавать, производить  и распространять информацию любым  закон­ным способом.

Экономические права в своей основе связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и по­требления товаров и услуг и включают в себя право на свободное осуществление экономи­ческой деятельности, право частной собственности, право на свободный труд.

Социальные права тесно связаны с экономическими правами. К ним относятся право на отдых, право на жилище, право на социальное обеспечение, на охрану здоровья и меди­цинскую помощь и др.

Культурные права, зафиксированные в Конституции, связаны со свободой доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.

Конституционные обязанности человека и гражданина тесно связаны с правами и  свободами.

 

 

 

 

 

17) Характеристика конституционного  строя России

 

 

 

 

 

 

Конституционные характеристики российского государства

Основные  конституционные характеристики российского  государства содержатся в ст. 1, 7 и 14 Конституции РФ. В соответствии с ними Российская Федерация –  это демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской  формой правления, а также социальное и светское государство. Все эти  характеристики тесно связаны между  собой, равно как и с другими  основами конституционного строя.

Провозглашение  России демократическим государством является принципиально важным для  страны с сильной авторитарной традицией. Демократический характер государства (от греч. demos и kratos – власть народа) означает, что:

  1) во-первых, единственным источником власти в стране (и носителем суверенитета) является многонациональный народ России; 2) во-вторых, власть в стране осуществляется в соответствии с волей большинства при соблюдении и охране прав меньшинства; 3) в-третьих, власть в России формируется и осуществляется в соответствии с демократическими процедурами, прежде всего посредством свободных выборов и референдума.

Статья 1 Конституции  РФ провозглашает Россию федеративным государством. Это означает, что  из двух форм территориального устройства – унитарной и федеративной –  Россией избрана последняя. Принципы федеративного устройства конкретизируются в некоторых других статьях гл. 1 (ст. 4, 5, 6, 11), а также в гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции РФ.

 

18) Суверенитет государства и  его признаки.

СУВЕРЕНИТЕТ - верховенство и независимость власти. В науке конституционного права различаются несколько видов С.: 1) С. государственный - верховенство власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере, т.е. полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая подчинение властям иностранных государств, в т.ч. в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего С.; 2) С. национальный - полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая прежде всего способность политически самоопределяться вплоть до образования собственного государства; 3) С. народный - полновластие народа, т.е. обладание социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства. Народный С. является одним из принципов конституционного строя во всех демократических государствах.

Суверенитет государства - это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на собственной территории и за ее пределами в процессе общения с другими странами.

Для того чтобы  обладать суверенитетом, страна должна иметь суверенную государственную  власть. Важнейшим признаком такой  власти является ее независимость.

Суверенная государственность означает наличие в государстве таких органов и организаций, которые обеспечивают полную независимость от других стран, способность решать свою судьбу самостоятельно.

К таким органам, например, относится парламент. В  нем работают депутаты, которым граждане доверили право принимать законы, различные государственные решения. И этот парламент не зависит от воли руководителей других государств. Он должен принимать такие законы, чтобы, например, государство не попало в экономическую зависимость  от других стран. Он также должен заботиться о том, чтобы армия страны была достаточно сильной, чтобы не допустить  подчинения страны при помощи военной  силы.

Кроме того, у суверенного государства  должен быть глава государства. Например, президент. Он также принимает меры для охраны суверенитета страны.

Необходимо  также и правительство, которое  непосредственно следит за финансами, обороноспособностью, экономикой и  т.д., то есть обеспечивает все, что необходимо для надежного суверенитета.

У суверенного государства должны быть суды, прокуратура, милиция, армия, финансовые и налоговые службы, свои системы образования и здравоохранения и т.д. Если все перечисленное имеется, это еще не означает, что суверенитет страны высок. Многое зависит от качества того, что должно обеспечивать суверенитет.

 

19)Народовластие и формы его  осуществления.

Конституция РФ гласит: Граждане Российской Федерации  имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют  право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

В этих условиях наиболее сложной и злободневной является проблема обеспечения подлинной  свободы волеизъявления избирателей  при проведении выборов Государственной  Думы, Федерального Собрания Российской Федерации и Президента России. Так, что проблема обеспечения подлинной  свободы волеизъявления избирателей  является не второстепенной.

В соответствии с нормами международного права ст. 3 Конституции России устанавливает, что референдум и выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа. Конституция предоставляет гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Народовластие и основные формы  его осуществления в РФ. Единство представительной и непосредственной демократии

В конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственном источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия или, иначе говоря, демократическим государством

В демократическом государстве единственным источником власти и ее носителем является народ. Признанием народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет только одного субъекта - народ.

Народовластие означает принадлежность всей власти народу, а так же свободное осуществление этой власти в полном соответствии сего суверенной волей и коренными интересами.

В условиях народовластия осуществление  власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, то есть гражданами государства, так как она выступает в форме самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства и способ правления превращается таким образом в организационный принцип обладание властью и ее осуществление, определяющий, что решение любых государственных задач или реализаций властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.

Народ РФ осуществляет свою власть как  непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст.3 Конституции РФ).

 

20) Принцип разделения властей

Разделе́ние власте́й — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Предложена Джоном Локком. Термин введён Шарлем-Луи де Монтескьё в работах.

Сущность принципа разделения властей . В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой , различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга , действуя как система сдержек и противовесов , предотвращая монополизацию власти каким –либо одним институтом государства .*

Самостоятельность  органов  законодательной, исполнительной  и судебной  властей не  должна  абсолютизироваться. Являясь  органами  государства, они должны  взаимодействовать между собой, ибо в противном случае  становится  невозможным нормальное  функционирование  государственного  механизма. Но  в этом  взаимодействии  они должны  уравновешивать  друг  друга с помощью системы сдержек и противовесов. Взаимное  ограничеие  их  полномочий  на  основе  Конституции позволяет разумно и согласованно  решать  реальные  вопросы государственной политики.**

 Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них.

Принцип разделения властей в России.

Понимание принципа разделения властей  в постреволюционной России.

1) Теория  “разделения властей” – буржуазная  политико-правовая доктрина , согласно которой государственная власть понимается не как единое целое , а как совокупность различных властных функций ,осуществляемых независимыми друг от друга государственными органами.*

2) Учение  о разделении властей связанное  с теорией естественного права , исторически сыграло прогрессивную роль в борьбе буржуазии с абсолютизмом и произволом королевской власти .

3) По словам  Ф .Энгельса теория разделения властей представляет собой “….. не что иное , как прозаическое деловое разделение труда , примененное к государственному механизму в целях упрощения и контроля”.**

  4) С утверждением  капиталистического строя принцип  разделения властей был провозглашен  одним из основных принципов  буржуазного конституционализма , что было впервые отражено в конституционных актах Великой Французской Революции.

    Марксистско-ленинская  теория отвергает теорию разделения  властей как игнорирующую классовую  природу государства

 

21) Понятие  и структура государственного  аппарата.

Государственный аппарат (механизм государства) — система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата выражаются в следующем:

1) Механизм  государства состоит из людей,  специально занимающихся управлением  (законотворчеством, исполнением  законов, их охраной от нарушений).

2) Государственный  механизм представляет собой  сложную систему органов и  учреждений, которые находятся в  тесной взаимосвязи при осуществлении  своих непосредственных властных  функций.

3) Функции  всех звеньев государственного  аппарата обеспечиваются организационными  и финансовыми средствами, а в  необходимых случаях и принудительным  воздействием.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"