Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:49, шпаргалка

Описание работы

Рабоат содержит 37 ответов на вопросы подисциплине "Теория государства и права"

Файлы: 1 файл

ПРАВОВЕДЕНИЕ ЗАЧЕТ.docx

— 154.69 Кб (Скачать файл)

3) воспитательная (работодатель формирует трудовое  поведение работника); 4)производственная;

5) социальная;

Система отрасли трудового права

Отрасль трудового  права — отрасль российского  права, регулирующая общественные отношения  в сфере наёмного, договорного, подчинённого труда с помощью установленных  законодательством стандартов, а  также социально-партнёрских соглашений и локальных правовых актов, обеспеченные хозяйственной властью или волей  работодателя.

 

30) Трудовой договор.

Трудово́й догово́р — в трудовом праве договор между работником и работодателем, устанавливает их взаимные права и обязанности. Соглашение между работником и нанимателем, в соответствии с которым работник обязуется лично выполнять работу по определённой должности, соответствующей его квалификации. Наниматель обязуется предоставлять работнику работу, обеспечивать условия труда, своевременно выплачивать заработную плату.

В Российской Федерации по трудовому  договору работник принимает на себя обязанность выполнять работу в рамках служебных обязанностей по определённой специальности, согласно своей квалификации и (или) должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обязуется обеспечивать соответствующие условия труда согласно нормам трудового законодательства, правилам внутреннего трудового распорядка, коллективного и трудового договора.

Подчинение внутреннему трудовому распорядку является одной из основных характеризующих черт трудового договора, отделяющих его от различных гражданско-правовых договоров (подряда, оказания услуг и пр.).

Служебные обязанности и иные особенности работы на определённой должности регулируются должностной инструкцией, с которой работника обязаны ознакомить при подписании договора.

Перед заключением трудового договора на работодателе лежит обязанность по ознакомлению работника также с иными локальными нормативными актами организации.

Обязательные нормы трудового  договора в основном регулируются Трудовым кодексом и иными правовыми актами трудового законодательства, а для отдельных организаций, отраслей хозяйства или административно-территориальных единиц могут устанавливаться также коллективными договорами.

Обязательные условия  трудового договора

Обязательными условиями трудового  договора являются:

1) место работы (с указанием структурного подразделения); 2)дата начала работы;

3)наименование  должности, специальности, профессии  с указанием квалификации в  соответствии со штатным расписанием  организации или конкретная трудовая  функция; 4)права и обязанности  работника;

5) права и  обязанности работодателя; 6) характеристики  условий труда, компенсации и  льготы работникам за работу  в тяжелых, вредных и (или)  опасных условиях; 7)режим труда  и отдыха (если он в отношении  данного работника отличается  от общих правил, установленных  в организации);

8) условия  оплаты труда (в том числе  размер тарифной ставки или  должностного оклада работника,  доплаты, надбавки и поощрительные  выплаты); 9) виды и условия социального  страхования, непосредственно связанные  с трудовой деятельностью.

Условия расторжения по инициативе работодателя

Расторжение договора работодателем разрешается  сразу, не дожидаясь окончания испытательного срока, с предупреждением работника  за три дня в письменной форме  и указанием причин, послуживших  причиной для признания этого  работника не выдержавшим испытание.

Если сотрудник  уже прошёл испытательный срок, то трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя, в частности, в следующих случаях:

1)ликвидации  организации; 2)сокращения штата; 3)неоднократного  неисполнения работником трудовых  обязанностей; 4) разглашения коммерческой  тайны.

Срочный трудовой договор расторгается обычно по окончании  срока его заключения, если не произошли  иные обстоятельства, приведшие к  расторжению договора.

 

31) Дисциплина труда, дисциплинарная  ответственность.

1.1 Понятие  дисциплины труда и методы  ее обеспечения

Дисциплина  труда является необходимым условием всякого совместного труда. Это  сложное многоаспектное понятие: различают  экономический, правовой, психологический, моральный аспекты.

Как правовая категория трудовая дисциплина рассматривается в законодательстве и литературе по трудовому праву  в трех основных аспектах:

1) как институт  трудового права, т.е. совокупность  правовых норм, регулирующих внутренний  трудовой распорядок, устанавливающих  трудовые обязанности работников  и нанимателя, определяющих меры  поощрения за успехи в труде  и ответственность за виновное  невыполнение этих обязанностей;

2) как элемент  трудового правоотношения, т.е. обязанность  каждого работника подчиняться  внутреннему трудовому распорядку  в силу заключенного трудового  договора;

3) как фактическое  поведение работника, т.е. уровень  соблюдения им норм о трудовой  дисциплине.

Трудовым законодательством предусматриваются различные методы обеспечения трудовой дисциплины. Так, одним из важнейших способов ее обеспечения является дисциплинарная ответственность. Дисциплинарная ответственность наряду с другими видами юридической ответственности - уголовной, гражданско-правовой, административной, материальной - выступает как самостоятельный специфический вид юридической ответственности.

Труд - это целенаправленная деятельность человека, реализация его физических и умственных способностей для получения определенных материальных или духовных благ. Труд может быть индивидуальным (на своем садово-огородном участке или кустаря-одиночки и т. д.) и в общественной кооперации труда (на производстве). Нормы трудового права регулируют труд только в общественной кооперации труда и не регулируют индивидуальный труд.

Основной  предмет трудовых отношений - работа работника по оговоренной с ним  его трудовой функции при подчинении дисциплине данной организации. Трудовые отношения имеются у всех работников, повседневно выполняющих лично  работу в общем процессе труда  на данном производстве и являющихся членами его трудового коллектива. Эти отношения выражают волевую  часть производственных отношений, поскольку возникают и прекращаются по воле работника и работодателя.

Основными принципами дисциплинарной ответственности являются:

1) законность; 2)обоснованность и справедливость; 3) правовые гарантии при ее  наступлении.

Основной целью дисциплинарной ответственности работников является:

во-первых, охрана внутреннего трудового распорядка трудового коллектива;

во-вторых, воспитание как самого нарушителя дисциплины труда, так и других неустойчивых членов коллектива, чтобы предупредить нарушение трудовой дисциплины.

Следовательно, дисциплинарная ответственность  оказывает правоохранительное, предупредительно-воспитательное воздействие тем, что в отношении лица, допустившего нарушение дисциплины труда, устанавливаются невыгодные правовые последствия личного, материального или организационного характера в сфере данного (а при дисциплинарном увольнении - и иного) трудового правоотношения.

Воздействуя на сознание и волю работников, указанные последствия исправляют их поведение в соответствии с требованиями дисциплины труда и вырабатывают привычку быть дисциплинированным.

 

32) Субъекты о объекты административных правоотношений.

Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.

Субъекты и объекты правоотношения

Субъект (участник) правоотношения - правосубъектное лицо, у которого в рамках правоотношения возникают субъективные юридические права (обязанности).

Субъектами (участниками) правоотношения могут  быть лица, наделенные правосубъектностью - неотъемлемым от лица социально-юридическим  свойством, включающим:

1)способность  иметь права и нести обязанности (правоспособность);

2)самостоятельно, по своему усмотрению, осуществлять  свои права и обязанности (дееспособность);

нести предусмотренную  законом ответственность за совершенные  правонарушения (деликтоспособность).

Объект правоотношения - материальные либо нематериальные блага, ценности, по поводу которых складывается правоотношение.

Побудительным фактором для вступления лица в правоотношение выступают различного рода социальные ценности, необходимые для удовлетворения тех или иных потребностей субъекта в экономической, политической, гуманитарной, личной сфере.

Виды субъектов (участников) правоотношения:

1. Индивиды (физические лица). 2. Территориальные  образования (государства, регионы,  города, иные муниципальные образования). 3. Социальные объединения - различного  рода коммерческие и некоммерческие  организации, а также их структурные  подразделения.

Таким образом, объект правоотношения - это различные  блага, которые стремятся получить управомоченные субъекты, это состояния, которых они стремятся достичь, это то поведение, которого они ждут от обязанных лиц*1. Существуют и другие классификации. Так, Т.В. Кашанина в качестве объектов правоотношений выделяет материальные, интеллектуальные, социально-политические, социально-экономические, эстетические, личные, юридические блага*2.

 

33) Система органов исполнительной  власти.

1. Понятие  и функции исполнительной власти. В соответствии с конституционным  принципом разделения властей,  исполнительная власть является  самостоятельной и независимой  ветвью государственной власти. Ее основное назначение - организация  практического исполнения Конституции  и законов Российской Федерации  в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение  публичных (общественных) интересов,  запросов и нужд населения.  Она осуществляется путем реализации  государственно-властных полномочий  методами и средствами публичного, преимущественно административного  права.

     Содержание исполнительной власти  составляет исполнительно-распорядительная  деятельность по непосредственному  управлению всеми общественно  значимыми сторонами жизни государства.  Эта деятельность является подзаконной:  она должна осуществляться только  на основе и во исполнение  законов. Реализуя веления законов, исполнительная власть имеет возможность осуществлять определенные действия по собственной инициативе, т.е. распоряжаться. Исходя из конкретных ситуаций и требований законов, она может обязывать путем одностороннего властного волеизъявления к совершению определенных действий и применять административное принуждение. Отсюда исполнительная власть - это власть, которая не только исполняет законы, но и распоряжается в пределах предоставленных ей законом полномочий. Основными формами этой исполнительно-распорядительной деятельности являются:

1)издание  правовых актов управления;  2)использование  распорядительных и контрольных  полномочий;

3) заключение  административных договоров; 4)проведение  организационных мероприятий.

2. Понятие и виды  органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти - это вид государственного органа, который наделен правом от имени государства осуществлять функции исполнительной власти и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного управления 1. В композиционном плане орган исполнительной власти включает два основных элемента:

1)объективный, характеризующий его статику. С объективной стороны он представляет собой определенный организационно-правовой институт (от лат. institum - организация, учреждение, устройство) публичного права, реализующий цели государственного управления на основе и во исполнение действующего законодательства путем использования распорядительных полномочий. Как институт публичного права он являет собой учреждение государственной власти, имеющее свою организационно-правовую форму и функции. Объективный компонент органа исполнительной власти включает его организационную структуру и закрепленную в правовых нормах компетенцию, которая характеризует меру его власти;

2) субъективный, выражающий его динамику. Субъективный  компонент органа исполнительной  власти представлен людьми, находящимися  на государственной службе. Именно  они, выражая волю государственной  власти, своими действиями обеспечивают  осуществление его властных полномочий  и возможность реального функционирования.

Исполнительная власть может существовать не иначе как посредством своих органов. Способ образования, порядок деятельности, компетенция, функции, формы и методы деятельности органов исполнительной власти определены и закреплены в соответствующих законах, положениях и иных нормативных актах. Каждый орган создается для осуществления строго определенного вида государственно-управленческой деятельности. Вместе с тем органы исполнительной власти в своей совокупности характеризуются рядом специфических признаков, которые отличают их от других органов государственной власти. К числу этих признаков относятся:

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"