Шпаргалка по "Теории права и государства"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 03:51, шпаргалка

Описание работы

ТГП — это наука, изучающая общие закономерности государственно-правовых явлений общественной жизни.
Предмет ТГП – наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государственно-правовых явлений, а также система основных понятий юриспруденции.
Предмет ТГП составляют:

Файлы: 1 файл

тгп1.docx

— 56.77 Кб (Скачать файл)
  1. Предмет и методология  теории права и  государства.

ТГП — это наука, изучающая общие закономерности государственно-правовых явлений общественной жизни.

Предмет ТГП – наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государственно-правовых явлений, а также система основных понятий юриспруденции.

Предмет ТГП составляют:

1.  Происхождение, сущность, типы, функции, механизм, формы гос-ва, характеристика правового и социального государства.

2.  Проблемы происхождения, сущность права, формы (источники) права, нормы права, система права, правотворчество, правоотношения, правосознание, правовая культура, правовое воспитание, реализация права, правонарушение, юр. ответственность, законность и правопорядок.

3.  Методологические  и теорет. способы и ср-ва познания гос-ва и права (методология юр. науки)

4.  История развития  юр. науки, перспективы и проблемы  развития науки о гос-ве и праве, её роли в современном мире и конкретном обществе.

5.  Система основных  гос.-правовых понятий, общих для всей юр.науки.

Под методом науки понимается совокупность приемов, средств, принципов  и правил, с помощью которых  постигается предмет, приобретаются  новые знания.

Все многообразие методов ТГП можно сгруппировать в определенную систему.

1) Всеобщие методы –  это философские, мировоззренческие  подходы, выражающие наиболее  универсальные принципы мышления.

2) Общенаучные методы  – это приемы, которые не охватывают  все научное познание, а применяются  лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов.  К числу общенаучных методов  относятся анализ, синтез, системный  и функциональный подход, метод  социального эксперимента.

3) Частнонаучные методы – это приемы, которые выступают следствием усвоения ТГП научных достижений конкретных технических, естественных, гуманитарных наук. К ним относятся социологический, статистический, кибернетический, математический и т.д.

 

2.Теория права и государства  в системе общественных и юридических  наук.

 

Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему  науки в целом, условно можно  подразделить на три большие группы:

технические (например, механика); естественные (например, физиология); гуманитарные (общественные).

Юридические науки —  часть гуманитарных наук, поскольку  государство и право выступают  социальными институтами. К ним, в частности, относятся:

•  теория государства  и права;

•  историко-правовые науки (история государства и права, история политических и правовых учений);

•  отраслевые юридические  науки (конституционное, гражданское, административное, уголовное, финансовое, гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и т.п. право);

•  прикладные науки (криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психология, правовая кибернетика).

 

3.Общая характеристика социальной власти и норм в догосударственный период

Власть - это сознательное, целенаправленное руководство каким-либо социальным сообществом, основанное одновременно и на авторитете, и на насилии.

Институты власти в догосударственном обществе: Народное (общее) собрание; Лидер (старейшина, вождь); Совет старейшин; Военоначальник; Жрец (лицо, осущ-щее ритуальные услуги).

Особенности власти догос-ного общ-ва:

  • Верховная власть принадлежала общему собранию членов общины, мужчины и женщины обладали равными правами голоса
  • Внутри общины не было аппарата управления, осущ-его управление на проф.основе
  • Власть основывалась на авторитете, уважении обычаев
  • Род выступал органом защиты всех своих членов

  Главные черты власти – выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий, общ-ный х-р

Главным источником социальных норм в догос.общ-ве являлся обычай– стихийно сложившиеся, многократно повторяемые и вошедшие в привычку людей правила поведения, исполнение кот. обеспечивается силой общ-ного мнения.

Признаки соц.норм в первобытном общ-ве:

- Выражают интересы и  волю всех членов рода

- Не фиксируются материально

- Нет четкого разграничения  прав и обязанностей, а также  дифференциации норм на моральные, религиозные и т.д.

- Носят общий обязательный  х-р

- Исполняются в силу  привычки, добровольно, под влиянием  общественного мнения.

 

  1. Причины и условия возникновения государства

Государство – единая политическая организация общ-ва, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юр.обязательные веления, обладает спец.аппаратом управления и принуждения, а также суверенитетом.

Причины возникновения государства:

Экономические – переход от присваивающего хозяйства к переходящему; Социальная; Военная; Психологическая

Энгельс называет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и древнегерманскую.

· Афины — это самая "чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя.

· В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).

· Возникновению древнегерманского государства в значительной степени, как отмечает Ф. Энгельс, послужило завоевание обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена.

 

5.Западный и восточный пути возникновения государства.

Одной из главных предпосылок  как государствообразования, так  и образования классов «по  восточному типу» было использование  властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над  экономическими, политическими и  военными функциями.

На востоке узурпировались не сами средства производства, о управление ими. Государственный аппарат возник из аппарата управления родоплеменными объединениями. В результате возникает структура, сходная с пирамидой: вместо вождя – неограниченный монарх, деспот; вместо совета старейшин и вождей – его ближайшие советники, визири; далее – чиновники более низкого ранга, а в основании пирамиды – сельскохозяйственные общины, постепенно потерявшие родовой характер.

Главные характеристики азиатского пути:

    • Возникновение из родоплеменной знати. Вождь, старейшины становятся непосредственно государством, когда появляются силовые структуры, естественные пути возникновения
    • Экономическая основа – общественная и государственная собственность
    • Политическое господство основывается не на богатстве, о на занимаемой должности
    • Чиновничий аппарат складывается до появления частной собственности, резервные фонды с продуктами требовали следящих за ними чиновников.

В отличие от восточного пути, имевшего универсальный характер, западный путь был явлением своего рода уникальным, скорее, исключением  из общего правила. Именно западное общество, европейские государства в короткий исторический срок обогнали значительно  раньше возникшие восточные и  в решающей степени определили весь ход человеческого прогресса.

Основным фактором образования  государства на территории европы было классовое разделение общества. На стадии протогосударства, формой которого было «военная демократия» происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, о также на другие средства производства: скот, рабов.

Для европейского пути характерно следующее:

    • Государство возникло до появление классов
    • Насильственный путь перехода власти от родовой знати к богатой аристократии
    • Основой государства является частная собственность
    • Классовая дифференциация по занимаемому отношению к собственности
    • Определение политическое господство через богатство
    • Административная структура складывается после появления частной собственности
    • Государство отделяется от общества, возвышается над ним, возникает противоречивая политическая структура

 

  1. Характеристика  различных теорий происхождения  государства.

Существует множество  теорий происхождения государства. Плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими  приверженностями авторов, задачами, которые  они ставят перед собой, и другими  причинами. Познавательная гносеологическая ценность изучения теорий непереоценима. Доводит до обывателя различные взгляды на обоснование истории узурпации его лично и всего человечества,малочисленной группой лиц, которая возложила на себя бремя власти, и это бремя несет по сей день.

 

7.  Особенности возникновения  права

 

Право как социальный институт возникает практически одновременно с государством, ибо во многом они  призваны обеспечивать эффективность  действия друг друга. Возникновение  права — весьма длительный процесс. Поначалу зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно «складывались» в единую и внутренне  согласованную правовую систему  конкретного общества.

 

Право исторически возникло как классовое явление и выражало, прежде всего, волю и интересы экономически господствующих классов. Чтобы убедиться  в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты рабовладельческой и  феодальной эпох. Если обычаи содержались  в сознании и поведении людей, то правовые нормы начали оформляться  письменно для всеобщего сведения. Формальная определенность права —  его важнейший признак, без которого права в принципе быть не может.

 

Право — более сложный  регулятор, чем обычаи, ибо кроме  запретов в нем используются и  такие способы правового воздействия, как дозволения и обязывания, создающие широкие возможности для разноуровнего упорядочения общественных отношений. Возникновение права — следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись всё меньше и меньше.

 

  1. Понятие и признаки государства

Государство – единая политическая организация общ-ва, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юр.обязательные веления, обладает спец.аппаратом управления и принуждения, а также суверенитетом.

 

Существенные признаки государства:

1. Территория. На своей территории государство осуществляет независимую власть и имеет право защищать территорию от вторжения со стороны других государств.

2. Население. Его составляют люди, проживающие на территории государства.

3. Публичная власть. Публичная  власть иначе называется властью  общественной, т. е. властью, способной  организовать жизнь людей. 

4. Право. Это система общеобязательных правил поведения. Если правила поведения в первобытном обществе вырабатывались постепенно самим обществом (обычаи, традиции, мифы, обряды, ритуалы и др.), то правовые нормы формируются в основном  государственными органами.

5. Правоохранительные органы. Они необходимы любому государству, потому что государственная власть осуществляется с помощью норм права или конкретных распоряжений (приказов), носящих императивный характер.  Если к власти проявляется неуважение или если нормы права не исполняются, то с помощью правоохранительных органов применяются меры принуждения (санкции), предусмотренные в нормах права.

6. Армия. Она необходима для защиты территориальной целостности государства.

7. Налоги. Это обязательные платежи с получаемого дохода граждан и организаций.

8. Суверенитет. Это независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Иначе, суверенитет — это самостоятельность, неподчиненность, неподотчетность государства кому-либо. Различают внутренний и внешний суверенитет. Внутренний суверенитет означает, что государственная власть независимо решает все вопросы жизни страны, и эти решения имеют обязательный характер для всего населения. Внешний суверенитет позволяет государству самостоятельно строить свои взаимоотношения с другими государствами, основываясь на своих интересах. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юридически подчиняться другим государствам.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории права и государства"