Шпаргалка по "Теории права и государства"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 03:51, шпаргалка

Описание работы

ТГП — это наука, изучающая общие закономерности государственно-правовых явлений общественной жизни.
Предмет ТГП – наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государственно-правовых явлений, а также система основных понятий юриспруденции.
Предмет ТГП составляют:

Файлы: 1 файл

тгп1.docx

— 56.77 Кб (Скачать файл)

 

  1. Сущность  и социальное назначение государства.

Сущность как философская  категория означает основное, необходимое  в том или ином явлении.

 

Сущность – наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, соц. назначение и функционирование.

 

При рассмотрении сущности государства важно учитывать  два аспекта:

1)  то, что любое государство  есть организация политической  власти (формальная сторона);

2)  то, чьим интересам  служит данная организация (содержательная  сторона).

 

Если при анализе сущности государства остановиться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое  и современное государство тождественны по своей сущности. Между тем это  в корне неверно. Главное в  сущности государства — его содержательная сторона, другими словами, то, чьи  интересы, прежде всего, данная организация  представляет. Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

 

Социальное назначение и сущность государства находят  наиболее полное выражение в его  функциях - Под функциями государства  понимаются главные направления  его деятельности по решению важнейших  задач, стоящих перед ним на различных  этапах развития, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов. Поскольку  государство - категория историческая, его функции меняются в процессе развития самого государства - одни возникают, другие отмирают.

Социальное назначение государства показывает, что государство  делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства  в жизнь общества. Государство  существует, чтобы обеспечивать нормальное функционирование общества.

Существует несколько  концепций, объясняющих социальное назначение и роль государства:

· консервативная,

· либеральная,

· социал-демократическая  и 

· коммунистическая концепция  социального назначения государства.

 

  1. Основные  подходы к типологии государства  и права.

Типология проводится в основном с двух подходов: формационного и цивилизационного.

 

  1. Понятие и классификация функций государства.

Функции государства — это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, реализуемые в хар-ных для данного гос-ва формах и свойственными ему методами.

Признаки:

1.  Содержание функции  учитывает соц., групповые, национальные  и иные интересы членов общества.

2.  В функциях гос-ва воплощается, раскрывается, реализуется его разносторонняя деят-ть внутри страны и на международной арене

3.  Функции гос-ва возникают и развиваются в соответствии с его историческими задачами и целями.

4.  Функции гос-ва различных истор. типов проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика соц.-эконом, духовных и полит. преобразований жизни общ-ва

 

Классификация основных функций:

· По времени действия - постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей  чрезвычайный характер);

· По особенностям объекта  гос.воздействия и специфике содержания: политические, экономические, социальные, экологические, научные, правоохранительные;

· По соц. значимости: общие  и отдельные; По сфере деят-ти: внешние и внутренние

 

12.  Общая характеристика  основных внутренних функций  российского государства

 

Внутренние функции государства  — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих  перед ним внутренних задач. К внутренним функциям современного Российского государства можно отнести следующие:

1) охрана прав и свобод  человека и гражданина, обеспечение  правопорядка— это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества;

2) эконом. - в выработке и гос. координации основных направлений развития экономики в устойчивом режиме;

3) налогообложения - выступает  самостоятельной основной функцией  Российского государства, ибо  налог все больше становится  главным методом новой системы  управления;

4) социальная защита - есть  направление деятельности государства,  которое призвано обеспечить  нормальные условия жизни для  всего общества и социальную  защищенность личности;

5) эколог. - разработка природоохранного законодат-ва, с помощью кот. устанав-ется правовой режим природопользования;

6) культурная призвана обеспечить культурный и образовательный уровень граждан.

 

13. Общая характеристика  основных внешних функций российского  государства

 

Внешние функции гос-ва - это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач. К внешним ф-циям современного Российского гос-ва относятся следующие:

1.  Функция обороны  страны имеет первостепенное  значение. Она базируется на принципе  поддержания достаточного уровня  обороноспособности, отвечающего требованиям  национальной безопасности, для  защиты суверенитета и территориальной  целостности, пресечения угрожающих  жизненно важным интересам России  вооруженных конфликтов.

2.  Функция поддержания  мирового порядка связана с  деятельностью российского государства  по предотвращению войны, разоружению,  сокращению и ликвидации химического  и ядерного оружия, укреплению  обязательного для всех режима  нераспространения оружия массового  уничтожения и новейших военных  технологий.

3.  Функция сотрудничества  с другими государствами проявляется  в разнообразной деятельности  государства, направленной на  установление и развитие экономических,  политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений,  гармонично сочетающих интересы  данного государства с интересами  других государств.

 

14. Формы осуществления  функций государства

Формы осуществления функций государства – это упорядоченная по своим внешним свойствам деятельность государственных органов, через которые реализуются функции государства.

Функции — то, чем конкретно занимается государство. В них проявляется социальное назначение, сущность государства.

 

Различают следующие формы  осуществления функций государства:

  • правовая деятельность – деятельность государственных органов по изданию и реализации юридических актов, которая носит однородный юридический характер;
  • организационная – однородная по своим внешним характеристикам и не приводящая к юридическим последствиям деятельность государства.

 

В свою очередь, правовую деятельность подразделяют:

  • на правотворческую, связанную с изданием, изменением, а также отменой нормативных правовых актов;
  • правоприменительную, которая направлена на осуществление, исполнение нормативных правовых документов через издание актов применения права;
  • оперативно-исполнительную деятельность государственных органов, направленную на разрешение оперативных вопросов по изданию актов применения права;
  • правоохранительную деятельность государственных органов, которая призвана обеспечивать охрану правовых норм от нарушений, а также защищать гражданские права и обеспечивать выполнение обязанностей.

 

Вместе с тем организационная деятельность включает в себя:

  • организационно-регламентирующую деятельность. Данная форма деятельности направлена на решение конкретных политических задач, а также на функционирование государственного механизма на технически организованном уровне;
  • организационно-хозяйственную деятельность, связанную с материальным обеспечением осуществления государственных функций;
  • организационно-идеологическую деятельность — это повседневная деятельность, при которой используются воспитательные и разъяснительные методы.

 

Существует также иная точка зрения, в соответствии с  которой формы осуществления  функций государства являются деятельностью  главных, ключевых звеньев государственного механизма:

  • законодательная – деятельность законодательных (представительных) государственных органов, которая состоит в издании обязательных для исполнения всеми нормативно-правовых документов;
  • исполнительная – деятельность органов исполнительной власти, которая направлена на реализацию государственных функций в разных областях общественной жизни;
  • судебная – деятельность судебных органов, направленная на осуществление правосудия;
  • контрольно-надзорная – деятельность государственных органов по реализации государственного контроля и надзора над осуществлением законов на всей территории государства.

 

15. Понятие и основные элементы  формы государства

 

 

Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

 

Элементами формы государства  выступают:

 

1) форма правления (это структура  высших органов гос.власти, порядок их образования, взаимодействия и распределения и компенсации между ними; различают монархию и республику);

 

2) форма государственного устройства (это внутренняя структура гос-ва, раскрывающая его деление на составные части, взаимоотношения между гос-вом в целом и его отдельными частями; по форме делятся на унитарные и федеративные);

 

3) политический (государственный)  режим (это система методов,  способов и средств осуществления  политической власти; в зависимости  от особенностей набора данных  приемов государственного властвования  различают демократический и  антидемократический политические (государственные) режимы).

 

16. Понятие и виды форм государственного  правления

Форма государственного правления (ФГП) – элемент формы государства, представляющий собой организацию высших органов государственной власти, их структуру, порядок образования, распределение компетенции между ними и взаимоотношения с населением.

 

Если  в качестве критерия взять положение  главы государства, то формы правления  подразделяются на монархии и республики.

Монархия — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, царя, шаха, императора и т.д.).

Виды  монархий:

1.  Децентрализованная. Хар-рна для периода феодальной раздр-сти. Гос. власть рассредот. между монархом и феодалами.

2.  Сословно-представительная. Власть  монарха ограничена сословно-представительным  органом.

3.  Абсолютная (самодержавие). Верховная власть в государстве всецело ограничений прнадлежит монарху (Бруней).

4.  Конституционная. Бывает двух  видов: дуалистическая - верховная  гос. власть разделена между монархом и парламентом. Иордании, Кувейте, Марокко; парламентская. Власть монарха носит представительный характер, она реально ограничена конституцией и высшим представительным органом. Испания, Япония, Великобритания, Швеция.

 

Республика - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми прямо или косвенно населением на определенный срок. Виды республик:

1. Президентская. Характеризуется  соединением в руках президента  полномочий главы государства  и главы правительства. США,  Мексика, Бразилия, Аргентина.

2. Парламентарная. Президент - глава  государства с представительскими  функциями и формальными полномочиями. Исполнительную власть осуществляет  правительство во главе с премьер-министром.  Австрия, ФРГ, Швейцария,

3. Смешанная. Характеризуется сочетанием  различных элементов. Франция,  Россия, Югославия.

 

21. Понятие и виды форма государственного  устройства

 

 Форма государственного устройства — это внутренняя структура гос-ва, раскрывающая его деление на составные части, взаимоотношения между гос-вом в целом и его отдельными частями.

 

Различают следующие формы государствейного устройства:

1) унитарную простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства. Унитарные государства бывают централизованными (на местах – представители из центра) — Швеция, Дания, и децентрализованными, в которых избираются органы местного самоуправления — Испания, Франция;

Информация о работе Шпаргалка по "Теории права и государства"